Дело №RS0№-60
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 08 июля 2019 года
Всеволожский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Аношина А.Ю.,
при секретаре ФИО4,
с участием представителя истца ФИО5, представителя ответчика ФИО6, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о защите земельных прав,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с иском с учетом уточненного круга лиц, к ФГКУ СЗТУИО МО РФ и Министерству обороны России, в котором просила:
признать границы земельного участка площадью 600 кв.м, находящегося по адресу: <адрес>, п. ст. ФИО1, №, установленными в следующих координатах: н1 – Х 455416,85 Y 2256484,27, н2 – X 455411,72 Y 2256506,69, н3 – X 455386,29 Y 2256500,87, н4 – X 455391,42 Y 2256478,45;
исключить из земельного участка площадью 51 888 925 кв.м с кадастровым номером 47:07:0940001:55, расположенного по адресу: <адрес>, часть земельного участка в координатах н1 – Х 455416,85 Y 2256484,27, н2 – X 455411,72 Y 2256506,69, н3 – X 455386,29 Y 2256500,87, н4 – X 455391,42 Y 2256478,45, н1 – Х 455416,85 Y 2256484,27, и прекратить право собственности Российской Федерации на данный земельный участок.
В обоснование требований указано, что истцу на праве собственности принадлежит дом по адресу: <адрес>, ст.п. ФИО1, №, на основании свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ. У дома имеется придомовая территория, истец ведет подсобное хозяйство, добросовестно, непрерывно и открыто владеет и пользуется земельным участком. При выполнении кадастровых работ выяснилось, что испрашиваемый земельный участок с ее домом входят в границы земельного участка с кадастровым номером 47:07:0940001:55, относящегося к Министерству обороны РФ. Истец обратилась к ФГКУ СЗТУИО МО РФ для согласования схемы расположения земельного участка, в чем ей было отказано.
Земельный участок согласно ПЗЗ МО «ФИО1 городское поселение» <адрес> входит в территориальную зону Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) и согласно утвержденного генерального плана поселения входит в границы населенного пункта п.ст. ФИО1.
Полагает, что имеет мест реестровая ошибка. Поскольку во внесудебном порядке не имеет возможности реализовать свои права, истец обратилась в суд с данным иском.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ФГКУ СЗТУИО МО РФ возражала против удовлетворения заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, из которого следует, что земельный участок входит в границы земельного участка, ранее предоставленного войсковой части 55473 в бессрочное пользование для спецнадобностей в соответствии с государственным актом на прав пользования землей А-I №, в 2006 году поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 47:07:0940001:12 и передан на технический и бюджетный учет ФГУ «Токсовская КЭЧ» района. Распоряжением ТУ ФАУГИ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ земельный участок с кадастровым номером 47:07:0940001:12 разделе на 13 участков, в том числе, земельный участок с кадастровом номером 47:07:0940001:55, который не передавался Учреждению на бюджетный и технический учет. Вместе с тем полагают, что участок является предоставленным для нужд обороны. Спорный участок не сформирован, на учете не состоит, является частью земельного участка с кадастровым номером 47:07:0940001:55, признавать границы несуществующего земельного участка невозможно, он не может быть предметом спора. Истец не является правообладателем земельного участка. Истец не обосновал площадь, необходимую для эксплуатации принадлежащего ему объекта недвижимости нормами права. Полагала, что истцом избран неверный способ защиты права.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> ссылалась на передачу полномочий по земельным вопросам администрации первого уровня, в связи с чем полагала, что права администрации района не затрагиваются. Вместе с тем поддержала доводы ответчика.
Истец, ответчик Министерство обороны России, а также остальные привлеченные к участию третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования, в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещались, об отложении заседания не просили, о причинах неявки не сообщили, доказательств уважительности причин неявки не сообщили, что не препятствует рассмотрению дела в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав участвующих лиц исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Исходя из заявленных исковых требований, их обоснования, фактической позиции представителя истца, суд приходит к выводу о том, что фактически истцом заявлены исковые требования об устранении реестровой ошибки и установлении границ земельного участка, необходимого для обслуживания жилого строения, которые являются смежной границей с земельным участком с кадастровым номером 47:07:0940001:55.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривалось, что земельный участок с кадастровым номером 47:07:0940001:55 площадью 51 888 925 +/- 12 606 кв.м расположен по адресу: <адрес>, имеет категорию земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования – для спецнадобностей. Земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Сведения о земельном участке имеют статус «актуальные, ранее учтенные». Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Земельный участок образован на основании распоряжения ТУ ФАУГИ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 47:07:0940001:12 площадью 58 911 200 кв.м, с категорией земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования – для спецнадобностей, имевший статус «актуальный ранее учтенный», поставленный на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, границы которого не были установлены на местности, ранее переданный на основании государственного акта на право пользования землей А-I № войсковой части 55473, принадлежавший на праве собственности Российской Федерации, закрепленный за Министерством обороны России, находившийся в ведении ФКУ «Токсовская КЭЧ» района (правопреемником является ФГКУ СЗТУИО МО РФ).
Истцу на праве собственности принадлежит жилой <адрес> года постройки с кадастровым номером 47:07:0902006:142, инвентарный номер СМ14784, площадью 28,9 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, п.ст. ФИО1, 44 км, право собственности перешло к истцу в порядке наследования и зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается сведениями из ЕГРН и предоставленными доказательствами.
В силу п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему (п/п. 1), из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей (п/п. 2); из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности (п/п. 3), в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом (п\п. 4), вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий (п/п. 9).
Из п. 1 ст. 8.1. ГК РФ следует, что в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 8.1. ГК РФ).
В соответствии с п. п. 2, 4 ст. 1, п. 1 ст. 9 и п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, по своем усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, свободны в заключении договора и установлении своих прав и обязанностей на основе договора, определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 213 ГК РФ граждане могут иметь в собственности любое имущество, количество и стоимость которого не ограничена, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
Согласно п. п. 1 и 3 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Согласно ст. 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством (п. 1).
Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником (п. 2).
Из содержания ст. 15 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) граждане и юридически лица вправе приобретать в собственность земельные участки в соответствии с нормами законодательства, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» /до ДД.ММ.ГГГГ – Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»/ (п. 1 ст. 25 ЗК РФ).
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Применяя статью 304 ГК РФ, в силу которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, необходимо учитывать следующее.
В силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
Указанные выводы согласуются с позицией Верховного Суда РФ, изложенной в п. 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».
В ч. 1 ст. 64 ЗК РФ предусмотрено, что земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии с ч. 2 ст. 35 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.
Согласно ст. 56 ГПК РФ на сторонах лежит обязанность доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются.
Суд находит требования истца подлежащими удовлетворению частично.
В силу п/п. 2 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в том числе, договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 – 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. п. 1 и 2 ст. 11.3. ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, проектной документацией лесных участков (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 206-ФЗ), утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
В силу п. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок определен как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости, могут быть основными и дополнительными (п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Основными сведениями являются характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (п. 2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ).
К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке (п. 3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ).
Перечень указанных сведений содержится в п. п. 4 и 5 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ.
Среди основных сведений указаны, в том числе, сведения об описании местоположения объекта недвижимости (п/п. 3 п. 4), кадастровый номер объекта недвижимости, из которого в результате раздела, выдела или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектом недвижимости образован новый объект недвижимости (п/п. 5 п. 4), площадь объекта недвижимости (п/п. 9 п. 4).
Таким образом, по смыслу норм действующего законодательства каждый объект недвижимости подлежит государственному кадастровому учету, а также установлению границ, если речь идет о земельном участке.
Согласно п. п. 8-10 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Аналогичные нормы содержались в п. 7-10 ст. 38 Федерального закона № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
В соответствии со ст. 39 Федерального закона № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (п. 1).
Предметом такого согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка (п. 2).
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности или ином вещном праве.
Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая (п. п. 1 и 2 ст. 40 Федерального закона № 221-ФЗ).
В ст. 11.9 ЗК РФ приведен перечень требований, предъявляемых для образуемого земельного участка, среди которых указано, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно Генеральному плану МО «ФИО1 городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, утвержденному постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, испрашиваемый земельный участок входит в границы населенного пункта: пос. ст. ФИО1 сельского поселения Всеволожского муниципального района.
Из содержания Правил землепользования и застройки территории муниципального образования «ФИО1 городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, утвержденных Решением совета депутатов муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что жилой дом, принадлежащий истцу, расположен на землях населенных пунктов в пределах зоны Ж-1 (зона застройки жилыми индивидуальными домами).
Исходя из анализа ст. ст. 1, 9, 18, 30 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) следует, что генеральный план поселения, являясь документом территориального планирования, и правила землепользования и застройки, являясь документом градостроительного зонирования, разрабатываются и реализуются в целях обеспечения устойчивого развития территорий муниципального образования, создания условий для планировки территории, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Статьей 8 ЗК РФ установлено, что перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В силу ст. 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Согласно ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Истцом предоставлены выписки из домовых книг Вагановского сельского Совета по территории п.ст. ФИО1, начиная с 1976 года, из которых следует, что за правопредшественниками истца было учтено указанное домовладение, расположенное на земельном участке площадью 0,03 га.
Таким образом, земельный участок, предназначенный для обслуживания дома истца, изначально располагался в пределах населенного пункта, использовался для размещения и обслуживания жилого дома, а потому сведения о землепользовании должны были учитываться при межевании земельного участка с кадастровым номером 47:07:0940001:55, чего сделано не было. В результате границы земельного участка пересекают дом истца и земельный участок, предназначенный для его обслуживания.
Из содержания п. 3 ст. 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» реестровой ошибкой является ошибка, воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Аналогичное понятие кадастровой (реестровой) ошибки содержалось в ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 6 ст. 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков.
В п. 7 ст. 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ указано, что по истечении шести месяцев со дня направления указанным в части 6 настоящей статьи лицам решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка орган регистрации прав вправе внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия его правообладателя. Изменение в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, осуществляется органом регистрации прав с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающих документах, с использованием картографической основы в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования. При этом площадь земельного участка после изменения сведений о местоположении границ земельного участка в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, может отличаться от площади земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости не более чем на пять процентов.
Исходя из п. 6 ст. 72 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (с ДД.ММ.ГГГГ) сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 настоящего Федерального закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В п. 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закона о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В то же время решение суда о признании сделки недействительной, которым не применены последствия ее недействительности, не является основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим.
При таких обстоятельствах, в данном случае имеет место реестровая ошибка, которая заключается в том, что границы земельного участка с кадастровым номером 47:07:0940001:55 определялись без учета фактического землепользования, сложившегося на протяжении существенно более 15 лет, которая подлежит исправлению.
При этом, основания для прекращения права на земельный участок с кадастровым номером 47:07:0940001:55, в том числе, в части, не имеется, поскольку именно исправление реестровой ошибки приведет к восстановлению прав истца.
Согласно решению Совета депутатов МО «ФИО1 городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ минимальной нормой предоставления земельных участков, предоставляемых для индивидуального жилищного строительства, составляет 0,06 га, максимальный – 0,25 га.
Таким образом, требование истца о формировании для обслуживания для обслуживания его индивидуального жилого дома земельного участка площадью 600 кв.м является обоснованным, основанным на нормах права.
Истец обращалась к ответчику с заявлением о согласовании границ земельного участка. ФГКУ «СЗТУИО МО РФ» в своем ответе ссылалось на проведение работы по оформлению прав на земельный участок с кадастровым номером 47:07:0940001:55, на который после раздела земельного участка с кадастровым номером 47:07:0940001:12 права не были зарегистрированы, в связи с чем не имеют возможности рассмотреть вопрос о согласовании образования земельного участка и его границ.
Вместе с тем, ответчик не оспаривал свои полномочия по согласованию и выделению границ земельного участка, исходный земельный участок находился в ведении ответчика. Неисполнение обязанности по надлежащему и своевременному оформлению прав на земельный участок не должны препятствовать истцу в реализации земельных прав.
Координаты границ, которые истец просит установить, никем не оспорены и не опровергнуты, доказательств тому, что они нарушают чьи-либо права, не предоставлено, а потому суд полагает возможным в рамках устранения реестровой ошибки установить границы испрашиваемого земельного участка, которые фактически будут являться смежной границей с земельным участком с кадастровым номером 47:07:0940001:55.
Доводы представителя ответчика суд не принимает во внимание, поскольку они опровергаются собранными по делу доказательствами и установленными обстоятельствами.
Из разъяснений высших судов, изложенных в п. п. 2, 68 постановления Пленума Верховного Суда РФ № и Высшего Арбитражного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество. Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО2 к ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о защите земельных прав удовлетворить частично.
Установить границы земельного участка площадью 600 кв.м по адресу: <адрес>, п. ст. ФИО1, <адрес>, в следующих координатах характерных точек:
Номер точки | Координата X | Координата Y |
н1 | 455416,85 | 2256484,27 |
н2 | 455411,72 | 2256506,69 |
н3 | 455386,29 | 2256500,87 |
н4 | 455391,42 | 2256478,45 |
н1 | 455416,85 | 2256484,27 |
Исправить воспроизведенную в Едином государственном реестре недвижимости реестровую ошибку в части площади и описания границ земельного участка с кадастровым номером 47:07:0940001:55 площадью 51 888 925 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, д. Морье:
исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о площади и описании местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 47:07:0940001:55 площадью 51 888 925 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, д. Морье в части площади и границ земельного участка площадью 600 кв.м по адресу: <адрес>, п. ст. ФИО1, <адрес>, в следующих координатах характерных точек:
Номер точки | Координата X | Координата Y |
н1 | 455416,85 | 2256484,27 |
н2 | 455411,72 | 2256506,69 |
н3 | 455386,29 | 2256500,87 |
н4 | 455391,42 | 2256478,45 |
н1 | 455416,85 | 2256484,27 |
установив смежную границу между земельным участком с кадастровым номером 47:07:0940001:55, расположенным по адресу: <адрес>, д. Морье, и земельным участком площадью 600 кв.м по адресу: <адрес>, п. ст. ФИО1, <адрес>, в следующих координатах характерных точек:
Номер точки | Координата X | Координата Y |
н1 | 455416,85 | 2256484,27 |
н2 | 455411,72 | 2256506,69 |
н3 | 455386,29 | 2256500,87 |
н4 | 455391,42 | 2256478,45 |
н1 | 455416,85 | 2256484,27 |
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО2 отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Всеволожский городской суд <адрес> в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.