Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Залари 02 апреля 2015г.
Заларинский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Егоровой Е.А., единолично
при секретаре Жаповой Е.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению прокурора <данные изъяты> района о признании пункта 3.1 и п.3.2 решения Думы <данные изъяты> муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ. «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории <данные изъяты> муниципального образования» противоречащим федеральному законодательству и возложении обязанности устранения допущенных нарушений
У С Т А Н О В И Л:
В обоснование своих требований заявитель указал, что Думой <данные изъяты> муниципального образования принято решение № от ДД.ММ.ГГГГ. «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории <данные изъяты> муниципального образования».
Данное решение Думы <данные изъяты> муниципального образования опубликовано в информационном листке администрации <данные изъяты> муниципального образования «<данные изъяты> вестник» № от ДД.ММ.ГГГГ.
При проведении прокуратурой <данные изъяты> района проверки соответствия закону нормативных актов, принятых органами местного самоуправления <данные изъяты> района, установлено, что решение Думы <данные изъяты> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории <данные изъяты> муниципального образования» противоречит действующему законодательству.
Согласно п. 6 ст. 3 Налогового кодекса РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
Пунктом 4 ст. 12 Налогового кодекса РФ установлено, что местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Налоговым Кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
Согласно п. 1 ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
Пунктом 3.1 решения Думы № от ДД.ММ.ГГГГ. определены налоговые ставки объектов налогообложения, при этом не ясно каких, жилых или не жилых.
Пунктом 3.2. определены налоговые ставки в отношении объектов налогообложения (нежилых помещений) при инвентаризационной стоимости объекта свыше 300 тыс.руб до 500 тыс.руб. и на объекты стоимостью свыше 500 тыс.руб., при этом налоговые ставки для объектов налогообложения стоимостью до 300 тыс.руб не определены совсем.
Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
Просит признать п.3.1 и п.3.2 решения Думы <данные изъяты> муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ. «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории <данные изъяты> муниципального образования» противоречащим федеральному законодательству и возложить обязанность приведения нормативно-правового акта в соответствие с требованиями действующего федерального законодательства, кроме того опубликовать сообщение о состоявшемся судебном решении в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу в информационном листке «<данные изъяты> вестник».
В судебном заседании участвующий от имени заявителя ФИО1 поддержала требования и доводы изложенные в заявлении в полном объеме.
Представитель органа местного самоуправления чей нормативно правовой акт обжалуется действующая на основании доверенности ФИО2 полагала, что требования заявителя не подлежат удовлетворению, так как решение Думы содержит достаточно ясные формулировки по объектам налогообложения и установленных ставках по налогу.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно п. «и» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч.ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации). Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (ч. 3 ст. 75 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 249 ГПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности возлагается на орган или должностное лицо, принявшие оспариваемый акт.
Согласно п.4 ст. 12 НК РФ местными налогами признаются местные налоги и сборы, установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.
Местные налоги и сборы устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов). Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов) в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах.
При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.
Согласно ст.15 НК РФ к местным налогам и сборам закон относит в том числе и налог на имущество физических лиц.
Статья 17 НК РФ определяет, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
объект налогообложения;
налоговая база;
налоговый период;
налоговая ставка;
порядок исчисления налога;
порядок и сроки уплаты налога.
При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.
Оспаривая п.3.2 и 3.2 решения Думы от ДД.ММ.ГГГГ. за № в заявлении прокурором указано на то, что п.3.1 не несет в себе ясности об объектах налогообложения (жилых либо нежилых помещения), а п.3.2 не определены налоговые ставки для объектов налогообложения стоимостью до 300 тыс.руб.
Решением Думы <данные изъяты> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ. за № «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории <данные изъяты> муниципального образования» п.3 установлены налоговые ставки по налогу.
При этом п.3.1 определено, что суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дифлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) до 300тыс. рублей включительно 0,1%, свыше 300 до 500тыс.руб.включительно 0,2%, свыше 500тыс.руб. 0,4%.
Статьей 378.2 НК РФ установлено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
То есть имущества в законе определено для различного рода объектов и имеют конкретизированный вид.
Таким образом п.3.1 решения Думы нельзя признать не противоречащим федеральному законодательству, а налог на территории <данные изъяты> муниципального образования установленным, поскольку в изложенной редакции он не отражает объекты налогообложения, а значит противоречит требованиям ст.17 НК РФ.
В силу ст.3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить (п.3 и п.6).
Отсутствие же определения ставки налога до 300тыс. рублей также является неопределенным, но при этом сам пункт 3.2 не противоречит федеральному законодательству, однако подлежит приведению в соответствии с действующим налоговым законодательством.
При таких обстоятельствах заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению и суд приходит к выводу, что п.3.1 и.п.3.2 решения Думы <данные изъяты> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ. за № «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории <данные изъяты> муниципального образования» противоречит действующему налоговому законодательству.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198, 253 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования прокурора <данные изъяты> района о признании пункта 3.1 и п.3.2 решения Думы <данные изъяты> муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ. «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории <данные изъяты> муниципального образования» противоречащим федеральному законодательству и возложении обязанности устранения допущенных нарушений УДОВЛЕТВОРИТЬ.
Признать пункт 3.1 решения Думы <данные изъяты> муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ. «Об установлении земельного налога на территории <данные изъяты> муниципального образования» недействующим со дня его принятия, то есть с ДД.ММ.ГГГГ., а также обязать орган муниципального образования устранить допущенные нарушения по п.3.1 и 3.2.
По вступлении решения суда в законную силу в течении 10 дней на Думу <данные изъяты> муниципального образования возлагается обязанность опубликовать сообщение о принятом судом решении в информационном листке «<данные изъяты> вестник» и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте <данные изъяты> муниципального образования.
Настоящее решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Заларинский районный суд в течение месяца со дня вынесения текста решения в окончательной форме.
Судья Е.А. Егорова