ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-160/18 от 25.01.2018 Николаевский-на-амура городского суда (Хабаровский край)

Дело № 2-160/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Николаевск-на-Амуре 25 января 2018 года

Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи А.С.Новосёлова,

с участием:

и.о. Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора Гирука А.Н.,

представителя ответчика ФИО1,

при секретаре Ковцур И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора, поданного в интересах неопределенного круга лиц, к краевому государственному унитарному предприятию «Хабаровские авиалинии» о возложении обязанности обеспечить службу поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов необходимым оборудованием.

УСТАНОВИЛ:

И.о. Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к КГУП «Хабаровские авиалинии» о возложении обязанности обеспечить службу поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов необходимым оборудованием, в обоснование заявленных требований, ссылаясь на то, что Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратурой в ходе проведения проверки по заданию Дальневосточной транспортной прокуратуры и в связи с произошедшей катастрофой с воздушным судном Л-410 в районе посадочной площадки Нелькан выявлены нарушения законодательства в части обеспечения службы поискового и аварийного обеспечения полетов, требующие применения мер прокурорского реагирования. Согласно ч. 1 ст. 2 ВК РФ воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2008 № 530 утверждены Федеральные авиационные правила поиска и спасания в Российской Федерации, которые устанавливают общий порядок привлечения поисковых и аварийно-спасательных сил и средств авиационных предприятий к проведению поисково-спасательных операций (работ) для оказания помощи, в том числе, пассажирам и экипажам терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, а также порядок организации указанных работ, взаимодействия органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, а также этих органов и служб с федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос». В соответствии с п. 2 Правил наземная поисково-спасательная команда определена как команда, состоящая из специально обученного персонала и оснащенная оборудованием, предназначенным для проведения поисково-спасательных операций. В соответствии с п. 6 Правил поисково-спасательное обеспечение включает в себя: а) организацию дежурства сил и средств, органов обслуживания воздушного движения (управления полетами); б) оснащение сил и средств аварийно-спасательным имуществом и снаряжением; в) оснащение воздушных судов и летного состава средствами спасения и жизнеобеспечения. Приказом Министерства гражданской авиации СССР 28.03.1991 № 65 утверждено Руководство по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов гражданской авиации СССР (РПАСОП ГА-91), которое является основным нормативным документом гражданской авиации, определяющий организацию и проведение мероприятий по поиску и спасанию пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие. В соответствии с п. 1.3 РПАСОП ГА-91 поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов ГА - это комплекс мероприятий, направленных на организацию и выполнение немедленных и эффективных поисковых и аварийно-спасательных работ по поиску и спасанию пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, оказанию помощи пострадавшим и эвакуацию их с места происшествия. Согласно 2.3.1 РПАСОП ГА-91 в состав поисково-спасательных сил и средств предприятия входят, в том числе, штатные работники службы ПАСОП предприятия и наземное оборудование и снаряжение. В силу п. 2.3.5.1 РПАСОП ГА-91 наземная поисково-спасательная группа оснащается, в частности: автомобилем повышенной проходимости, оборудованным ОВЧ радиостанцией внутрипортовой связи, предназначенным для проведения поисково-спасательных работ и доставки аварийно-спасательного снаряжения; подвижным узлом радиосвязи с радиостанциями ВЧ и ОВЧ диапазонов. Передвижной командный пункт может быть организован на базе подвижного узла связи; аварийно-спасательными средствами в соответствии с приложением 4. В результате проверки установлено, что КГУП «Хабаровские авиалинии» является эксплуатантом аэропорта Николаевск-на-Амуре, имеет согласно штатному расписанию службу поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов. В нарушение п. 6 Федеральных авиационных правил поиска и спасания в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2008 года № 530, приказа Министра гражданской авиации СССР от 28.03.1991 года № 65 «Об утверждении Руководства по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов гражданской авиации СССР», п. 8.4 НГЭА-92 служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов КГУП «Хабаровские авиалинии» не обеспечена необходимыми техническими средствами, в том числе санитарным автомобилем, пожарными рукавами напорными, механическим устройством для вскрытия обшивки фюзеляжа воздушных судов, дыхательными аппаратами и теплоотражательными костюмами. Отсутствие необходимого оборудования службы СПАСОП КГУП «Хабаровские авиалинии» указывает на неготовность аэродрома Николаевск-на-Амуре к проведению поисково-спасательных операций (работ) для оказания помощи пассажирам и экипажам терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, что не отвечает предъявляемым статьей 90 ВК РФ требованиям. Положения ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» предоставляют прокурору право обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц. Данное исковое заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как определить точный и исчерпывающий круг лиц, права и законные интересы которых могут быть нарушены КГУП «Хабаровские авиалинии», невозможно. На основании изложенного, просит суд обязать КГУП «Хабаровские авиалинии», зарегистрированное по адресу: Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, Аэропорт, обеспечить службу поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2008 года № 530, приказа Министра гражданской авиации СССР от 28.03.1991 года № 65 «Об утверждении Руководства по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов гражданской авиации СССР», п. 8.4 НГЭА-92: санитарным автомобилем, пожарными рукавами напорными, механическим устройством для вскрытия обшивки фюзеляжа воздушных судов, дыхательными аппаратами, теплоотражательными костюмами. Установить ответчику срок для исполнения решения суда - 6 месяцев со дня вступления его в законную силу.

В судебном заседании и.о. Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора Гирук А.Н., после установления фактических обстоятельств по делу и устранения КГУП «Хабаровские авиалинии» части заявленных требований во внесудебном порядке просил суд по основаниям указанным в иске обязать КГУП «Хабаровские авиалинии», зарегистрированное по адресу: Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, Аэропорт, обеспечить службу поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2008 года № 530, приказа Министра гражданской авиации СССР от 28.03.1991 года № 65 «Об утверждении Руководства по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов гражданской авиации СССР», п. 8.4 НГЭА-92: санитарным автомобилем.

В соответствии со ст. 39 ч. 1 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска.

В соответствии со ст. 39 ч. 2 ГПК РФ суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Поскольку в данном случае отказ от части заявленным истцом требований не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц, суд принимает отказ и.о. Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора Гирук А.Н., от части заявленных требований и рассматривает по существу требования об обязании КГУП «Хабаровские авиалинии», зарегистрированное по адресу: Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, Аэропорт, обеспечить службу поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2008 года № 530, приказа Министра гражданской авиации СССР от 28.03.1991 года № 65 «Об утверждении Руководства по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов гражданской авиации СССР», п. 8.4 НГЭА-92: санитарным автомобилем.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО1, уточненные исковые требования признала в полном объеме, о чем представила письменное заявление, в котором указала, что последствия признания иска ей разъяснены и понятны.

Выслушав стороны, суд находит иск подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

Суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В данном случае признание иска представителем ответчика – КГУП «Хабаровские авиалинии» ФИО1, не ущемляет чьих-либо прав, не нарушает законных интересов других лиц и не противоречит действующему законодательству, в связи с чем суд принимает признание иска ответчиком, что в соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ влечет принятие судом решения об удовлетворении заявленных прокурором требований.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку в силу подп. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, соответствующие расходы подлежат взысканию в доход местного бюджета с ответчика, не освобожденного от уплаты госпошлины, то есть с КГУП «Хабаровские авиалинии» исходя из расчета установленного абз. 2 подп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования и.о. Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора, поданное в интересах неопределенного круга лиц, к краевому государственному унитарному предприятию «Хабаровские авиалинии» о возложении обязанности обеспечить службу поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов необходимым оборудованием удовлетворить.

Обязать Краевое государственное унитарное предприятие «Хабаровские авиалинии» зарегистрированное по адресу: Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, Аэропорт, обеспечить службу поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2008 года № 530, приказа Министра гражданской авиации СССР от 28.03.1991 года № 65 «Об утверждении Руководства по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов гражданской авиации СССР», п. 8.4 НГЭА-92: санитарным автомобилем.

Установить ответчику срок для исполнения решения суда - 6 месяцев со дня вступления его в законную силу.

Взыскать с Краевое государственное унитарное предприятие «Хабаровские авиалинии» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей 00 копеек в бюджет Николаевского муниципального района Хабаровского края.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд в течение месяца со дня вынесения решения суда.

Судья А.С.Новосёлов