Мотивированное решение изготовлено 18 марта 2019 года Дело № 2-160/2019 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 марта 2019 года г. Новоуральск Новоуральский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Шаклеиной Н.И., при секретаре Ноженко М.В., с участием старшего помощника прокурора ЗАТО г. Новоуральск ФИО1, ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Прокурора ЗАТО г. Новоуральск в интересах неопределенного круга лиц к ФИО2 о возложении обязанностей демонтировать объекты незавершенного строительства, УСТАНОВИЛ: Прокурор обратился в Новоуральский городской суд Свердловской области к ответчику ФИО2 о возложении обязанностей демонтировать объекты незавершенного строительства. В обосновании исковых требований указано, что прокуратурой ЗАТО г. Новоуральск на основании поручения прокуратуры Свердловской области проведена проверка соблюдения ответчиком природоохранного законодательства при распоряжении земельным участком, входящим в состав особо охраняемой природной территории областного значения – Ландшафтный заказник «Озеро Таватуй и Верх-Нейвинское водохранилище с окружающими лесами». Проведенной проверкой установлено, что земельным участком, расположенным по адресу: Х, с кадастровым номером Х ответчик пользуется на основании договора аренды, заключенного 14.03.2016 с Администрацией Новоуральского городского округа по результатам участия в открытом аукционе на право заключения данного договора. В пункте 4.3.7 договора аренды земельного участка № 48 от 14.03.2016 установлено требование не нарушать права других землепользователей и арендаторов, соблюдать при использовании участка требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. По периметру земельного участка установлено металлическое ограждение с запираемыми воротами, за исключением береговой линии в связи с чем, доступ граждан к водоему с обеих сторон участка вдоль берега не ограничен. На территории участка расположены объекты незаверенного строительства: одноэтажное бревенчатое здание на металлических опорах, географические координаты Х; двухэтажное бревенчатое здание на бетонных плитах со строительными лесами, географические координаты Х; двухэтажное бревенчатое здание на металлических опорах, географические координаты Х; одноэтажное щитовое здание на металлических опорах, географические координаты Х; одноэтажное здание на бетонных плитах, обшитое сайдингом, географические данные Х. Также на участке имеются складированные лесоматериалы и бетонные плиты. Признаков рубки деревьев, ведение земляных работ, а также прокладки коммуникаций на территории земельного участка не установлено. В рамках проведенных надзорных мероприятий не установлено данных о том, что ответчик организовал строительство зданий и сооружений на участке для функционирования Заказника либо объектов для функционирования существующих населенных пунктов. В этой связи действия ответчика направлены на удовлетворение личных целей, являются незаконными, нарушают законодательство об охране окружающей природной среды, поскольку не соответствуют целям создания особо охраняемой природной территории. Неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства влечет нарушение права неопределенного круга лиц на охрану жизни, здоровья и имущества. На основании изложенного, прокурор просит обязать ответчика в течение месяца со дня вступления решения в законную силу демонтировать объекты незавершенного строительства: одноэтажное бревенчатое здание на металлических опорах, географические координаты Х; двухэтажное бревенчатое здание на бетонных плитах со строительными лесами, географические координаты Х; двухэтажное бревенчатое здание на металлических опорах, географические координаты Х; одноэтажное щитовое здание на металлических опорах, географические координаты Х; одноэтажное здание на бетонных плитах, обшитое сайдингом, географические данные Х, расположенные на территории земельного участка с кадастровым номером Х, входящего в состав особо охраняемой природной территории областного значения – Ландшафтный заказник «Озеро Таватуй и Верх-Нейвинское водохранилище с окружающими лесами». В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить. Ответчик в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, указал следующее. Администрацией Новоуральского городского округа был проведен аукцион на право аренды земельного участка, расположенного Х. Извещение о проведении аукциона было опубликовано в местных СМИ и размещено на электронных ресурсах – открытом сайте торгов и Администрации Новоуральского городского округа. Данный аукцион был выигран ответчиком, в результате чего с Администрацией Новоуральского городского округа был заключен договор аренды земельного участка № 48 от 14.03.2016, сроком с Х из категории земель Х, размером Х сотки (кадастровый номер Х), расположенного по адресу: Х. Разрешенное использование – площадка для отдыха. Цель использования – размещение площадки для отдыха. После регистрации в установленном порядке договора аренды, ответчиком были направлены неоднократные обращения и получены письменные разъяснения о порядке пользования арендуемым земельным участком от Администрации Новоуральского городского округа, Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратуры, в которых допускается установка на участке временных строений, несмотря на то, что участок входит в особо охраняемую природную территорию областного значения – Ландшафтный заказник «Озеро Таватуй и Верх-Нейвинское водохранилище с окружающими лесами». Также была проведена экспертиза в Х, которые относят строения, находящиеся на арендуемом участке, к некапитальному типу, то есть по своим техническим и конструктивным характеристикам соответствуют временным зданиям и сооружениям. Кроме того, пояснил, что спорные строения были возведены им на данном земельном участке в течение 2017 года. Исковые требования основаны на Положении о государственном ландшафтном природном заказнике областного значения «Озеро Таватуй и Верх-Нейвинское водохранилище с окружающими лесами», утвержденном Постановлением Правительства Свердловской области от 01.02.2018 № 54-ПП, которым запрещено строительство зданий и сооружений на территории заказника (пп.2 п.14). Истцом не учтено, что данный запрет введен после возведения на арендуемом земельном участке спорных строений. В соответствии со ст. 54 Конституции Российской Федерации и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации указанное Положение не может быть применено к ответчику в части, запрещающей строение на земельном участке, так как ответчик не может нести ответственность за действие, которые при их совершении не являлись каким-либо нарушением. Представитель третьего лица Администрации Новоуральского городского округа в судебное заседанием не явился, предоставил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Определением Новоуральского городского суда Свердловской области от 06 февраля 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области. В судебное заседание представитель третьего лица Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области не явился, предоставил ходатайство о рассмотрение дела в его отсутствие. Заслушав прокурора, ответчика и исследовав материалы дела, суд установил следующее. В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Согласно преамбуле Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Как следует из материалов дела, между ответчиком и Администрацией Новоуральского городского округа заключен договор аренды земельного участка № 48 от 14.03.2016, согласно которому, арендодатель сдал, а арендатор (ответчик) принял в пользование на условиях аренды земельный участок общей площадью Х сроком с Х из категории земель Х с кадастровым номером Х и расположенный по адресу: Х. Разрешенное использование участка – размещение площадки для отдыха. Согласно п. 4.1 договора арендатор (ответчик) имеет право, в частности: использовать участок в соответствии с целью и условиями предоставления; производить улучшение земельного участка. В соответствии с п. 4.3 договора арендатор (ответчик) обязан, в частности: осуществить государственную регистрацию настоящего договора в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав, в течение трех месяцев со дня его подписания; использовать участок в соответствии с целями и условиями его предоставления и надлежащим образом исполнять все условия настоящего договора; обеспечивать полномочным представителям арендодателя, органам, осуществляющим государственный земельный надзор и земельный контроль свободный доступ на участок; не осуществлять на участке работы без разрешения соответствующих компетентных органов (архитектурно-градостроительных, пожарных, санитарных, природоохранительных и других органов), для проведения которых требуется соответствующее разрешение; не нарушать права других землепользователей и арендаторов, соблюдать при использовании участка требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. 05.04.2016 договор аренды был зарегистрирован в установленном законом порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области. 27.11.2017 Комитетом по управлению муниципальным имуществом Новоуральского городского округа проведена проверка соблюдения земельного законодательства Российской Федерации в отношении земельного участка с кадастровым номером Х, расположенного по адресу: Х, по результатом которой был составлен Акт проверки № 42. В результате проведенной проверки установлено, что на земельном участке расположены два сооружения, установленные на сваях, и сруб. Нарушений при использовании указанного земельного участка не выявлено, ФИО2 использует земельный участок в соответствии с разрешенным использованием. В соответствии с преамбулой Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее по тексту – Закон «Об ООПТ») особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ст. 2 Закона «Об ООПТ»). Создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального закона (п. 2 ст. 23 Закона «Об ООПТ»). В соответствии со ст. 24 Закона «Об ООПТ» задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника. Постановление Правительства Свердловской области от 01.02.2018 № 54-ПП «Об утверждении Положений о государственных ландшафтных природных заказниках областного значения «Озеро Таватуй и Верх-Нейвинское водохранилище с окружающими лесами» и «Озеро Аятское с окружающими лесами» и внесении изменений в Перечень ландшафтных, ландшафтно-гидрологического, орнитологического и ботанического государственных природных заказников областного значения, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 17.01.2001 № 41-ПП» утверждено Положение о государственном ландшафтном природном заказнике областного значения «Озеро Таватуй и Верх-Нейвинское водохранилище с окружающими лесами» (далее по тексту – Положение). Государственный ландшафтный природный заказник областного значения «Озеро Таватуй и Верх-Нейвинское водохранилище с окружающими лесами» (далее - Заказник) (первоначальное наименование - памятник природы «Озеро Таватуй с окружающими лесами. Верх-Нейвинский пруд») образован Решением Исполнительного комитета Свердловского областного Совета депутатов трудящихся от 11.09.1975 № 751 «О мерах по обеспечению сохранности памятников природы в области», включен в приложение к Решению Исполнительного комитета Свердловского областного Совета депутатов трудящихся от 30.06.1983 № 286 «О мерах по устранению недостатков в охране памятников природы области» и в перечень ландшафтных, ландшафтно-гидрологического, орнитологического и ботанического государственных природных заказников областного значения, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 17.01.2001 № 41-ПП «Об утверждении Перечней особо охраняемых природных территорий областного значения, расположенных в Свердловской области, и установлении режима особой охраны особо охраняемой природной территории областного значения категории «Лесной парк» (п. 1 Положения). Заказник расположен на территориях Невьянского городского округа, Новоуральского городского округа и городского округа Верх-Нейвинский (п. 3 Положения). Заказник организован без образования юридического лица, без изъятия земель у собственников, владельцев и пользователей земельных участков и находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (п. 4 Положения). Целями образования Заказника являются: сохранение биологического и ландшафтного разнообразия, а также лесов вокруг промышленных городов в целях улучшения качества атмосферного воздуха и воды; защита лесных насаждений, почвы и водных объектов от неблагоприятных антропогенных факторов; повышение санитарно-гигиенических, рекреационных, оздоровительных и средообразующих функций Заказника (п. 5 Положения). В состав Заказника входят, в частности: городские леса города Новоуральска в квартале 49 (земельные участки с кадастровыми номерами 66:57:0104002:1, 66:57:0104002:42, 66:57:0104002:53, 66:57:0104002:54, 66:57:0104002:81, 66:57:0104002:83), квартале 58 (земельные участки с кадастровыми номерами 66:57:0104002:43, 66:57:0104002:48, 66:57:0104002:50), квартале 67 (земельные участки с кадастровыми номерами 66:57:0104003:2, 66:57:0104003:4, 66:57:0104003:6, 66:57:0104003:18, 66:57:0104003:22), квартале 77 (земельные участки с кадастровыми номерами 66:57:0104003:5, 66:57:0104003:7, 66:57:0104003:22) (п. 7 Положения). Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, которые расположены в границах Заказника, а также иные физические, юридические и должностные лица обязаны соблюдать установленный режим особой охраны и нести за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законодательством Российской Федерации ответственность (п. 11 Положения). В соответствии с п. 14 Положения 14 на территории Заказника запрещается любая деятельность, которая противоречит целям создания Заказника и причиняет вред природным комплексам и их компонентам, в том числе: предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также для садоводства и огородничества; строительство зданий и сооружений (за исключением объектов, связанных с функционированием Заказника, и объектов, необходимых для функционирования существующих населенных пунктов, размещаемых в соответствии с генеральными планами городских округов, а также реконструкции существующих объектов (в том числе линейных), располагающихся на территории Заказника); сплошная рубка лесных насаждений; распашка земель (за исключением земель, уже используемых землевладельцами, землепользователями, собственниками и арендаторами земельных участков для производства сельскохозяйственной продукции, а также проведения мероприятий по лесовосстановлению и защите лесов); заготовка живицы; интродукция живых организмов в целях их акклиматизации; заготовка недревесных и пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений (за исключением заготовки и сбора для собственных нужд); проведение профилактических контролируемых противопожарных выжиганий хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других горючих материалов; проведение гидромелиоративных и ирригационных работ; изыскательские, взрывные и буровые работы, разработка полезных ископаемых, за исключением работ, проводимых действующими предприятиями, имеющими лицензии на право ведения таких работ, выданные до момента утверждения настоящего Положения, а также разведки и бурения водозаборных скважин, обеспечивающих жизнедеятельность населенных пунктов; проезд и стоянка механизированных транспортных средств вне существующих дорог с твердым покрытием, кроме транспорта органов управления лесным хозяйством, природоохранных, правоохранительных органов и служб спасения при выполнении ими служебных мероприятий; использование водных транспортных средств в период нереста рыб в сроки, установленные Правилами рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна, утвержденными Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.10.2014 N 402 "Об утверждении правил рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна"; промышленное рыболовство; действия, изменяющие гидрологический режим, эксплуатация водных ресурсов, если она наносит вред природным комплексам Заказника; изменение береговой линии и русла водных объектов, за исключением мероприятий, связанных с охраной и реабилитацией водных объектов; разведение костров вне специально оборудованных мест; загрязнение окружающей среды, в том числе засорение леса и акватории водных объектов отходами производства и потребления, бытовыми отходами; размещение складов ядохимикатов, горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений, мест складирования, захоронения отходов производства и потребления, твердых бытовых отходов, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения; уничтожение и повреждение аншлагов, стендов и других информационных объектов Заказника; мойка механизированных транспортных средств на берегах водных объектов. Строительство зданий и сооружений, связанных с функционированием Заказника, или объектов, необходимых для функционирования существующих населенных пунктов, размещаемых в соответствии с генеральными планами городских округов, а также реконструкция существующих объектов (в том числе линейных), располагающихся на территории Заказника, осуществляются без изменения границ Заказника, в пределах существующего ландшафта, без сплошной рубки лесных насаждений, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию (п. 17 Положения). В соответствии с главой 4 Положения охрана территории Заказника осуществляется инспекторами государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Дирекция по охране государственных зоологических охотничьих заказников и охотничьих животных в Свердловской области» (далее - Дирекция), должностными лицами Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области. Государственный надзор в области охраны и использования территории Заказника осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области при осуществлении им регионального государственного экологического надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды, а также должностными лицами Дирекции, являющимися государственными инспекторами в области охраны окружающей среды. Заключением эксперта Х от 22.12.2017 Х установлено, что строения, расположенные на земельном участке (кадастровый номер Х) по адресу: Х по своим техническим и конструктивным характеристикам относятся к временным зданиям и сооружениям, в силу чего, исследуемые строения относятся к не капитальному типу строений. Письмом Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 17.01.2018 № Х, направленном в адрес ответчика на его обращение от 22.12.2017, указано, что установка временных сооружений в пределах существующего ландшафта без рубки лесных насаждений допускается. В случае прокладки коммуникаций (электро- и водоснабжение, канализации) к объектам, расположенным на испрашиваемом участке, требуется государственная экологическая экспертиза. Аналогичная позиция отражена в письме Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 26.03.2018 № Х, направленном в адрес Главы Новоуральского городского округа, в котором указано, что земельный участок с кадастровым номером Х, на котором ведется строительство трех деревянных зданий, входит в границы Заказника. Установка временных сооружений в пределах существующего ландшафта без рубки лесных насаждений допускается. По информации, имеющейся в Министерстве, здания, расположенные на обследуемом земельном участке, не являются объектами капитального строительства. Согласно ст. 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» проектная документация объектов, строительство, реконструкция которых предполагается осуществить на землях особо охраняемой природной территории областного значения, подлежит государственной экологической экспертизе. Таким образом, в случае прокладки коммуникаций (электро- и водоснабжение, канализации) к объектам, расположенным на обследуемом земельном участке, требуется государственная экологическая экспертиза. 07 декабря 2018 года прокуратурой ЗАТО г. Новоуральска на основании поручения прокуратуры Свердловской области проведена проверка соблюдения ответчиком природоохранного законодательства при распоряжении земельным участком, в ходящим в состав Заказника. По результатам проверки составлена справка от 14.12.2018, в которой указано, что на территории земельного участка с кадастровым номером Х находятся здания, имеющие признаки незавершенного строительства: одноэтажное бревенчатое здание на металлических опорах, географические координаты Х; двухэтажное бревенчатое здание на бетонных плитах со строительными лесами, географические координаты Х; двухэтажное бревенчатое здание на металлических опорах, географические координаты Х; одноэтажное щитовое здание на металлических опорах, географические координаты Х; одноэтажное здание на бетонных плитах, обшитое сайдингом, географические данные Х. Также на территории вышеуказанного земельного участка имеются строительные материалы и их остатки. Признаков рубки деревьев, ведения земляных работ, а также прокладки коммуникаций на территории земельного участка не установлено. Заключением специалиста № Х от 28.12.2018 Х установлено, что строения, расположенные на земельном участке (кадастровый номер Х) по адресу: Х по своим техническим и конструктивным характеристикам относятся к временным зданиям и сооружениям, в силу чего, исследуемые строения относятся к не капитальному типу строений. Письмом Главы Новоуральского городского округа от 13.02.2019 № Х «Об использовании участка» установлена возможность использования данного участка для проведения в 2019 году соревнований и спортивно-массовых мероприятий, которые включены в сводный календарный план физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, проводимых в Новоуральском городском округе в 2019 году, утвержденный решением Думы Новоуральского городского округа от 28.11.2018 № 131. Письмом Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области ГБУ СО «Дирекция по охране государственных зоологических охотничьих заказников и охотничьих животных в Свердловской области» от 04.03.2019 Х указано, что Дирекция считает необходимым использование арендуемого земельного участка в целях осуществления мероприятий по охране территории Заказника при условии соблюдения режима особой охраны его территории. Довод ответчика о том, что требования Положения о Заказнике от 01.02.2018 на него не распространяются, поскольку строения и сооружения были им возведены в 2017 году судом не принимается. Земельный участков с кадастровым номером Х, ранее входил в состав памятника природы «Озеро Таватуй с окружающими лесами. Верх-Нейвинский пруд», образован Решением Исполнительного комитета Свердловского областного Совета депутатов трудящихся от 11.09.1975 № 751 «О мерах по обеспечению сохранности памятников природы в области», включен в приложение к Решению Исполнительного комитета Свердловского областного Совета депутатов трудящихся от 30.06.1983 № 286 «О мерах по устранению недостатков в охране памятников природы области» и в перечень ландшафтных, ландшафтно-гидрологического, орнитологического и ботанического государственных природных заказников областного значения, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 17.01.2001 № 41-ПП «Об утверждении Перечней особо охраняемых природных территорий областного значения, расположенных в Свердловской области, и установлении режима особой охраны особо охраняемой природной территории областного значения категории «Лесной парк». Таким образом, предоставленный ответчику земельный участок, ранее также входил в особо охраняемую территорию областного значения, в связи с чем, при использовании земельного участка на ответчика распространяются ограничения, предусмотренные Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». На основании изложенного в удовлетворении исковых требований прокурора ЗАТО г. Новоуральск к ответчику следует отказать, поскольку на арендуемом земельном участке, входящим в состав Заказника, расположены временные строения и сооружения, использование которых необходимо для функционирования Заказника и Новоуральского городского округа при проведении физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий. Руководствуясь ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования Прокурора ЗАТО г. Новоуральск в интересах неопределенного круга лиц к ФИО2 о возложении обязанностей демонтировать объекты незавершенного строительства - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Новоуральский городской суд Свердловской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Председательствующий Н.И. Шаклеина Согласовано Судья Н.И. Шаклеина |