ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-160/19 от 19.06.2019 Ключевского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2-160/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июня 2019 года с.Ключи

Ключевский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Григорьевой Т.Н., при секретаре Вебер А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ключевском районе Алтайского края (межрайонное) о включении в страховой стаж периодов работы и перерасчете страховой пенсии,

установил:

Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ключевском районе Алтайского края (межрайонное) о включении в страховой стаж периодов работы и перерасчете страховой пенсии. В обоснование иска истец указала, что получает страховую пенсию по старости в размере 8 324 рубля 43 копейки. 19 марта 2019 года обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по сельскому стажу в соответствии с ч. 14 ст. 17 ФЗ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

По имеющимся документам ответчиком был введен стаж, согласно Списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, стаж работы в сельском хозяйстве составил 19 лет 10 месяцев 14 дней. Ответчиком не включены в указанный стаж периоды работы в сельском хозяйстве:

- с 19.04.1975 по 31.12.1975 в должности контроль-ассистента в Михайловском межрайонном племобъединении, поскольку должность не предусмотрена Списком;

- с 01.01.1976 по 01.04.1983 в должности контроль-ассистента в Родинском племобъединении, поскольку должность не предусмотрена Списком;

- с 02.04.1983 по 21.01.1987 в должности контроль-ассистента в Племзаготскот ФИО2, поскольку должность не предусмотрена Списком.

Решением пенсионного фонда от 20.03.2019г. № 227 ФИО1 отказано в перерасчете повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа в сельском хозяйстве 30 лет.

Отказ истец полагает незаконным, поскольку с 1975 года по 1987 год она работала в Михайловском межрайонном племобъединении, Родинском племобъединении, и Племзаготскот ФИО2 – контроль–ассистентом. Указанные организации осуществляли деятельность в области животноводства. В ее обязанности входил учет племенного скота, запись точных данных, характеризующих происхождение и продуктивность животных, обеспечение хранения документации по племенному делу, участие в проведении бонитировки животных, контроль своевременного представления первичных документов по производственно-техническому учету и т.п. Данная работа тождественна тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии, в частности технику по племучету. В связи с указанным, просила возложить на ответчика обязанность включить в ее страховой стаж вышеуказанные периоды работы и произвести перерасчет страховой пенсии с учетом указанных периодов.

Истец ФИО1 и ее представитель ФИО3 в судебном заседании на поданном иске настаивали, по основаниям, изложенным в нем.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, возражений на иск не представил.

Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав мнение сторон, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений), право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 6 лет страхового стажа (в 2015 году, начиная с 01 января 2016 г. продолжительность страхового стажа ежегодно увеличивается на 01 год, необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 Закона), при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (с 01 января 2015 г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30, необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 Закона).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. № 1441 утверждены Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности.

Настоящие Правила определяют порядок установления и выплаты лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - лица, проживающие в сельской местности), повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности, предусмотренного ч. 14 ст. 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Лицам, проживающим в сельской местности, повышение фиксированной выплаты устанавливается в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности на весь период их проживания в сельской местности.

Исчисление стажа работы в сельском хозяйстве для определения права на повышение фиксированной выплаты осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. № 1440 "Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Согласно п. 2 Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. № 1440, при исчислении стажа работы в сельском хозяйстве применяется список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. № 1440 "Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".

В соответствии с п. 3 указанных Правил, в стаж работы в сельском хозяйстве включаются:

б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 г., при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.

В силу п. 5 указанных Правил исчисление стажа работы в сельском хозяйстве производится в календарном порядке. При исчислении и подтверждении стажа работы в сельском хозяйстве применяются Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", с учетом особенностей, установленных пунктом 6 настоящих Правил.

Согласно Списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" устанавливается:

технику животноводства (технику по воспроизводству стада, технику по искусственному осеменению животных, технику по племучету, технику-селекционеру) в животноводстве.

Таким образом, при определении права на установление предусмотренного частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, на которую претендует истец, юридически значимыми обстоятельствами являются профиль работы подразделения, в котором работал истец, возможность установления тождества профессий и условий работы истца тем, которые дают право на установление предусмотренного частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости с 16 ноября 2009 года (л.д.36).

19 марта 2019 года истец обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по сельскому стажу в соответствии с ч. 14 ст. 17 ФЗ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д.37-38).

По имеющимся в ее пенсионном деле документам ответчиком был введен стаж, согласно Списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии. Стаж работы ФИО1 в сельском хозяйстве составил 19 лет 10 месяцев 14 дней (л.д.8).

При этом ответчиком не включены в вышеуказанный стаж периоды работы истца с 19.04.1975 по 21.01.1987 (11 лет 9 месяцев 3 дня, л.д.40):

- с 19.04.1975 по 31.12.1975 в должности контроль-ассистента в Михайловском межрайонном племобъединении, поскольку должность не предусмотрена Списком;

- с 01.01.1976 по 01.04.1983 в должности контроль-ассистента в Родинском племобъединении, поскольку должность не предусмотрена Списком;

- с 02.04.1983 по 21.01.1987 в должности контроль-ассистента в Племзаготскот ФИО2, поскольку должность не предусмотрена Списком.

Решением пенсионного фонда № 227 от 20.03.2019 года в перерасчете повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости ФИО1 было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа в сельском хозяйстве 30 лет (л.д.8).

Вместе с тем, согласно записям в трудовой книжке (л.д. 9-10) в спорные периоды истец работала:

- в должности контроль-ассистента в Михайловском межрайонном племобъединении с 19.04.1975г. по 31.12.1975г. (Приказ № 134 от 11.04.1975г., Приказ № 154 от 05.01.1976г.);

- в должности контроль-ассистента в Родинском племобъединении с 01.01.1976г. по 01.04.1983г. (Приказ № 154 от 05.01.1976г., Приказ № 15 от 29.03.1983г.);

- в должности контроль-ассистента в Племзаготскот ФИО2 с 02.04.1983г. по 21.01.1987г. (Приказ № 41 от 01.04.1983г., Приказ № 11 от 21.01.1987г.).

Из архивной копии решения № 606 от 28.10.1972г. исполнительного комитета Алтайского краевого совета депутатов трудящихся «О дополнительных мерах по улучшению племенного дела в животноводстве» (л.д.41-51) следует, что одной из важнейших задач управления сельского хозяйства краисполкома, краевого производственного объединения совхозов, межрайонных объединений совхозов, других сельскохозяйственных предприятий является всемерное улучшение племенной работы и искусственного осеменения сельскохозяйственных животных, доведение поголовья скота до требуемых размеров.

Так, согласно указанного решения отмечается принятие мер по улучшению племенного дела в животноводстве и искусственного осеменения сельскохозяйственных животных в колхозах и совхозах.

Управлению сельского хозяйства крайисполкома и краевому госплемобъединению по согласованию с Министерством сельского хозяйства РСФСР рекомендовано разработать структуру племобъединений, племпредприятий с их штатной численностью.

Управлению сельского хозяйства крайисполкома, краевому производственному объединению совхозов, Горно-Алтайскому облисполкому, тресту племенных совхозов и заводов… рекомендовано:

организовать в колхозах и совхозах контроль-ассистентскую службу по племенному учету с последующей передачей ее в ведение племобъединений.

Племобъединениям проводить племенной учет в хозяйствах на договорных началах с ними.

Поручено Управлению сельского хозяйства крайисполкома, краевому производственному объединению, объединению совхозов и Алтайскому научно- исследовательскому институту сельского хозяйства в 2-х месячный срок разработать положение о контрольно-ассистентах и условия договора хозяйств с племобъединениями на ведение зоотехнического учета.

Из справки КГБУ «Алтайский краевой центр информационно-консультационного обслуживания и развития агропромышленного комплекса» от 29.04.2019г. № 18 (л.д.11) следует, что межрайонными племобъединениями (в том числе Михайловским, Родинским племобъединением, Славгородским объединением «Племзаготскот») осуществлялась деятельность в области животноводства: разведение, увеличение численности и продуктивности животных, обследование состояния стада, искусственное осеменение, содержание сельскохозяйственных животных и уход за ними. В должностные обязанности сотрудников племобъединений контроль-ассистентов входило: учет племенного скота, бонитировка с/х животных, контроль за реализацией племенного молодняка, контроль своевременного предоставления первичных документов по производственно-зоотехническому делу, обеспечение сохранности документации по племенному делу. Данная работа тождественна трудовой функции техника по племучету.

Изученные документы позволяют суду сделать вывод о том, что межрайонными племобъединениями, объединениями совхозов, колхозов, в т.ч. Михайловским, Родинским, Славгородским, где осуществляла истец свою трудовую деятельность в спорный период, осуществлялась деятельность в области животноводства, а именно: организация племенного дела в животноводстве, расширение охвата искусственным осеменением сельскохозяйственных животных, реализация племенного и улучшенного скота и птицы, другие работы, связанные с повышением породных и продуктивных качеств сельскохозяйственных животных.

В ходе судебного заседания также было установлено, что ФИО1 в периоды работы в Михайловском племобъединении по совхозу «Петуховский», в Родинском племобъединении, в Племзаготскот ФИО2 осуществляла трудовую функцию и работала в должности контроль-ассистента в условиях, тождественных показателям работы в должности техника по племучету.

Так, свидетель ФИО4 суду показала, что знает ФИО1, поскольку работала вместе с ней в совхозе «Петуховский». Она работала с июня 1973 года по октябрь 1987г. в должности зоотехника-селекционера, ФИО1 работала в должности контроль-ассистента по совхозу «Петуховский» в Михайловском межрайонном племобъединении, потом в Родинском племобъединении и в Племзаготскот ФИО2. В должностные обязанности контроль-ассистента входило осуществлять учет племенного скота, контроль и ведение первичных отчетов и документации по зоотехническому и племенному делу, ФИО1, как контроль-ассистент, вела документацию по племучету, вела журналы, карточки, реестры по племучету, участвовала в бонитировке сельскохозяйственных животных, делала отчеты и т.д. ФИО1 занималась только племучетом, работала полный рабочий день и весь период.

Свидетель ФИО5 суду показала, что в 1970-1980 годы работала в Ключевском районном производственном управлении сельского хозяйства в должности старшего зоотехника. Когда были организованы племобъединения ее тоже перевели в эту структуру. Было три племобъединения: Михайловское межрайонное племобъединение, потом Родинское племобъединение, а затем Племзаготскот ФИО2. Она обслуживала все племобъединения, которые сдавали ей отчеты. ФИО1 работала контроль-ассистентом в указанных племобъединениях по совхозу «Петуховский» по животноводству. В совхозе «Петуховский» было организовано племенное дело в животноводстве, занимались реализацией племенного и улучшенного скота, выводили и внедряли в практику высокопродуктивных пород сельскохозяйственных животных. ФИО1 вела учет племенного скота, участвовала в бонитировке сельскохозяйственных животных, осуществляли контроль за реализацией племенного молодняка, предоставляла первичные документы по учету, вела карточки, в которых записывались точные данные, характеризующие происхождение и продуктивность животных и др.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 11.12.12 г. № 30 разъяснил, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Факт занятости истца на работах в области животноводства в сельском хозяйстве, характер выполняемой ею работы по осуществлению племенного дела, подтвержден представленными в судебное заседание документами и показаниями свидетелей ФИО4, ФИО5 Отказывая истцу во включении спорного периода в стаж работы в сельском хозяйстве, орган пенсионного обеспечения неправомерно ограничил истца в пенсионных правах, поставив в неравные условия с другими категориями граждан, выполнявших аналогичную работу в животноводстве, что противоречит конституционному принципу равенства всех перед законом, закрепленному ст. 19 Конституции Российской Федерации.

Ссылка ответчика на отсутствие достоверных доказательств занятости истца на работе именно в сельском хозяйстве, с выполнением обязанностей по осуществлению племенной работы несостоятельна.

Согласно ст. 66 ТК РФ основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является его трудовая книжка.

Занятость истца в спорные периоды в профессии контроль-ассистента, с выполнением трудовой функции техника племучета, должность которого дает право на включение в стаж работы в сельском хозяйстве и соответственно повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, подтверждается представленными суду вышеуказанными доказательствами.

С учетом стажа, определенного ответчиком бесспорно, – 19 лет 10 мес. 14 дней и продолжительности спорного периода - 11 лет 9 месяцев 3 дня, стаж работы истца в сельском хозяйстве превышает требуемые 30 лет (31 год 7 мес. 17 дней).

Учитывая изложенное, оценив представленные доказательства, у суда имеются основания для удовлетворения исковых требований.

В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ключевском районе Алтайского края (межрайонное) включить ФИО1 в стаж работы в сельском хозяйстве периоды работы:

- с 19 апреля 1975 года по 31 декабря 1975 года в должности контроль-ассистента в Михайловском межрайонном племобъединении;

- с 01 января 1976 года по 01 апреля 1983 года в должности контроль-ассистента в Родинском племобъединении;

- с 02 апреля 1983 года по 21 января 1987 года в должности контроль-ассистента в Племзаготскот ФИО2.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ключевском районе Алтайского края (межрайонное) произвести ФИО1 перерасчет повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по сельскому стажу с 19 марта 2019 года.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ключевском районе Алтайского края (межрайонное) в пользу ФИО1 судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Ключевский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий судья Т.Н.Григорьева

Мотивированное решение изготовлено 24 июня 2019 года