ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-160/19 от 31.10.2019 Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

Гр. дело № 2-160/2019

УИД 21RS0023-01-2018-005958-10

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

31 октября 2019 года г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе председательствующего судьи Шопиной Е. В., с участием прокурора Киркиной Н. В., представителя ответчика ФИО1, одновременно являющегося представителем третьего лица МБУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства», при секретаре судебного заседания Петровой Н. Б., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Калининского района г. Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Чебоксары о возложении обязанности включить в предварительный перечень мероприятий, реализуемых в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги» на 2020 год Чебоксарской агломерации ремонт местного проезда от адрес до здания, расположенного по адресу: адрес, включить его в перечень дорог общего пользования,

установил:

Заместитель прокурора Калининского района г. Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г. Чебоксары о возложении обязанности привести дорожное полотно, расположенное по адресу: адрес, до адрес, в соответствии с ГОСТ Р 50597 – 93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», принятому постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 № 221.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района по обращению ООО «Минерал» по вопросу ремонта дороги по адрес проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства в части осуществления дорожной деятельности в отношении дорог общего пользования в границах города Чебоксары, по результатам которой выявлено, что ответчиком не в полной мере соблюдаются требования Федерального закона от 08.11.2007 № 257ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации», Устава муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики.

Так, согласно акту комиссионного обследования состояния проезжей части дороги, расположенной по проезду адрес г. Чебоксары до здания ----- от дата, проезжая часть грунтовой дороги по адрес длиной 300 метров, шириной 5 метров, относящийся к 5 категории согласно ГОСТ Р 52398-2005. «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования». Национальный стандарт Российской Федерации от 05.01.2006, имеет множественные выбоины, просадки, проломы, неровности, ямы, по всей протяженности не имеет асфальтового покрытия. Указанный земельный участок с кадастровым номером -----, расположенный в западной части кадастрового квартала на пересечении адрес, адрес, адрес находится в распоряжении администрации г. Чебоксары, является муниципальной собственностью. Ремонт участка дороги до настоящего времени органами местного самоуправления не осуществлен.

Согласно п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», принятому постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 № 221, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

К полномочиям органов местного самоуправления в соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии с п.5 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Неисполнение администрацией г. Чебоксары обязанностей по надлежащему содержанию дороги общего пользования в черте города Чебоксары по адрес нарушает права и интересы неопределенного круга лиц (участников дорожного движения) в части обеспечения безопасности дорожного движения, что явилось основанием в порядке ст. 45 ГПК РФ для предъявления настоящего иска.

В ходе производства по делу истец неоднократно уточнял и изменял исковые требования, окончательно в уточненном исковом заявлении от дата просил возложить на ответчика обязанность включить в предварительный перечень мероприятий, реализуемых в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги» на 2020 год в Чебоксарской агломерации ремонт местного проезда от адрес до здания, расположенного по адресу: адрес; включить в перечень дорог общего пользования местный проезд до здания, расположенного по адресу: адрес, со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании прокурор Киркина Н. В. поддержала исковые требования с учетом их уточнения по основаниям, изложенным в исковом заявлении и уточнении к нему.

Представитель ответчика администрации г. Чебоксары, одновременно являющийся представителем третьего лица МБУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» ФИО1 исковые требования не признал, указав, что указанный прокурором земельный участок не входит в число автомобильных дорог, фактически используется для проезда к одному юридическому лицу ООО «Минерал», находится в общем доступе, собственником земельного участка является администрация г. Чебоксары с разрешенным видом использования – земли общего пользования в Калининском районе г. Чебоксары (уличная сеть) для их содержания и благоустройства. Поэтому удовлетворение исковых требований приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств. Кроме того, для обслуживания дороги необходимо провести ее паспортизацию. Строительство этой дороги является нецелесообразным и нерентабельным для ответчика.

Третьи лица Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики, Управление ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации г. Чебоксары, Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом, Муниципальное казенное учреждение "Земельное управление" муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Суд, выслушав доводы участвующих в деле лиц, изучив представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Согласно п. 10 ст. 5 указанного закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

К полномочиям органов местного самоуправления в соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии со ст. 3 указанного закона, дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Исходя из положений ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В соответствии со ст. 16 вышеуказанного закона, проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и настоящим Федеральным законом. Состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков, состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции автомобильных дорог, их участков, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования города Чебоксары утвержден постановлением администрации г. Чебоксары от 31 июля 2017 года № 1860 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики».

Однако спорный участок дороги в данный перечень не включен.

Согласно ситуационному плану, техническому паспорту на автомобильную дорогу адрес, кадастровому паспорту, копии дежурного плана г. Чебоксары, спорный участок не отнесен к адрес и не обозначен в качестве дороги.

Требования истца направлены на возложение на ответчика обязанности включения в перечень дорог общего пользования местного проезда - подъездного пути к производственной базе ООО «Минерал», находящейся по адресу: адрес.

Подъездной путь проходит по земельному участку с кадастровым номером -----, находящемуся в собственности муниципального образования города Чебоксары.

Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет дата уточненной площадью ------ кв.м, разрешенный вид пользования «для общего пользования (уличная сеть)».

Как следует из представленного административным истцом акта обследования спорного проезда на л.д. 7, проезд имеет протяженность 300 м и ширину проезжей части дороги 5 м и, по мнению административного истца, относится к автомобильным дорогам V категории.

Однако в силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся её технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Частью 9 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения.

Исходя из положений вышеназванного Федерального закона ( п. 6 ст. 3, п. 6 ст. 12, ст. ст. 13 и 14, ч 1 ст. 16), а также ч. 3 ст. 14, ч. 3 ст. 19, ст. 23 Градостроительного кодекса, строительство автомобильной дороги осуществляется в соответствии с проектной документацией и на основании разрешения, выдаваемого в установленном этим кодексом порядке. Однако доказательств того, что спорный проезд был запланирован и создан в качестве автомобильной дороги общего пользования местного значения и предназначен для движения транспортных средств стороной истца суду не представлено, как не представлено и точных географических координат спорного объекта.

В соответствии с ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования». Национальный стандарт Российской Федерации «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования (Classification of automobile roads. General parameters and requirements), утвержденным и введенным в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2005 г. N 296-ст, дорога обычного типа V категории может иметь одну полосу движения более 4,5 м. шириной и, как указано выше, дорога должна также иметь земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся её технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства.

Доказательств того обстоятельства, что спорный проезд отвечает названным критериям и может быть признан дорогой стороной истца суду не представлено.

Исходя из содержания искового заявления, требования истца сводятся к понуждению органа местного самоуправления внести изменения в изданный им нормативно-правовой акт – распоряжение об утверждении перечня дорог общего пользования местного значения и фактически построить дорогу. Однако статьей 12 ГК РФ, иными законами такой способ защиты гражданских прав не предусмотрен в качестве возможного способа защиты гражданских прав, поскольку противоречит положениям ст. 10 Конституции Российской Федерации, предусматривающей принцип разделения властей. Данный принцип не исключает возможности оспаривания в судебном порядке издаваемых органами местного самоуправления нормативно-правовых актов, но не допускают возможности возложения судом обязанности издания каких-либо нормативных актов на органы законодательной или исполнительной власти.

В силу положений ч и 3 ст. 52 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 года N 131-ФЗ, органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований. Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

То есть, определение направлений финансирования, приоритетов расходования бюджетных средств на развитие инфраструктуры городского округа также относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления.

В г. Чебоксары таким органом является Чебоксарское городское собрание депутатов, и администрация г. Чебоксары не вправе самостоятельно расходовать бюджетные средства на цели, не определенные бюджетом на соответствующий год.

В соответствии со ст. 9, 15 Бюджетного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления относится составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета; установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

Администрация г. Чебоксары, осуществляющая исполнительно-распорядительную деятельность, обязана выполнять свои обязанности и осуществлять свои полномочия только в рамках тех бюджетных средств, которые предусмотрены в бюджете района на эти цели (проектирование и строительство дорог). Бездействия ответчика в области дорожной деятельности в пределах города на указанных в исковом заявлении участках могли быть признаны незаконным бездействием лишь в том случае, если бы имея выделенные на эти цели средства, администрация города указанные работы не выполнила.

Между тем, как следует из пояснений представителя администрации г. Чебоксары в судебном заседании, денежные средства на строительство дороги на спорном участке не выделялись, муниципальной программой города Чебоксары "Развитие транспортной системы города Чебоксары", утвержденной постановлением администрации города Чебоксары от 06.06.2019 N 1290 строительство данной дороги не предусмотрено.

При таких обстоятельствах понуждение администрации г. Чебоксары на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий, в том числе в рамках осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, противоречит статьям 12, 130 Конституции РФ, которые предусматривают самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, гарантированную к тому же статьей 10 Конституции РФ, запрещающей судам вмешиваться в компетенцию исполнительной власти, тем более что в полномочия суда не входит оценка вопросов необходимости и целесообразности строительства автомобильных дорог местного значения на каких-либо определенных участках территорий.

Поскольку выполнение администрацией г. Чебоксары своих полномочий осуществляется строго в рамках предусмотренных бюджетных ассигнований, возложение на нее обязанности по строительству автомобильных дорог на спорных участках приведен также к нарушению требований статей 9, 15 Бюджетного кодекса РФ, ст. 52 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".

Учитывая изложенное, оснований полагать, что администрация г. Чебоксары при выполнении своих полномочий в области организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения бездействовала или действовала неправомерно, не имеется.

Требование о возложении на ответчика обязанности включения в предварительный перечень мероприятий, реализуемых в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги» на 2020 год Чебоксарской агломерации ремонт местного проезда от адрес до здания, расположенного по адресу: адрес, также не подлежит удовлетворению по вышеизложенным основаниям и по основаниям того, что утверждение Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Чебоксарской агломерации в рамках приоритетного направления стратегического развития Российской Федерации «Безопасные и качественные дороги» до 2018 года и на период до 2025 года отнесено к компетенции Главы Чувашской Республики по согласованию с руководителями Федерального дорожного агентства, ФКУ «Росдортехнология», ФАУ «РОСДОРНИИ», ФКУ Упрдор «Прикамье», Управления ГИБДД МВД по ЧР, управлением государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Министром транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, администрацией города Чебоксары, которая предусматривает развитие транспортной инфраструктуры на наиболее значимых, загруженных направлениях.

Доказательств отнесения спорной территории к такой категории стороной истца суду не представлено.

Исходя из изложенного суд отказывает истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований прокурора Калининского района г. Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Чебоксары о возложении обязанности включить в предварительный перечень мероприятий, реализуемых в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги» на 2020 год Чебоксарской агломерации ремонт местного проезда от адрес до здания, расположенного по адресу: адрес, включить его в перечень дорог общего пользования отказать в полном объеме.

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики через Ленинский районный суд г. Чебоксары в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 8 ноября 2019 года.

Председательствующий судья

Шопина Е.В.