86RS0005-01-2019-003409-18
№ 2-160/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 января 2020 года г. Сургут
Сургутский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Тюленева В.В., при секретаре Трофимове А.А., с участием представителя истца Павловой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Сургусткого района к Тетюцкой Анне Вячеславовне о взыскании субсидии, использованной не по целевому назначению,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Сургутского района обратилась в суд с указанным иском, требования мотивировала тем, что 24 декабря 2015 года между администрацией Сургутского района и Тетюцкой Анной Вячеславовной на основании постановления Правительства ХМАО-Югры от 03.10.2013 №398-п, постановления администрации Сургутского от 22.12.2015 №5375 «О предоставлении субсидий», в соответствии с протоколом заседания комиссии по рассмотрению заявлений по государственной поддержке юридических и физических лиц из числа коренных малочисленных народов Севера, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность от 27.11.2015 №7 заключен договор о предоставлении субсидии на обустройство земельных участков территорий традиционного природопользования, территорий (акваторий), предназначенных для пользования объектами животного мира, водными биологическими ресурсами №907.
В соответствии с пунктами 1.3., 1.5. договора администрация предоставляет за счет средств бюджета ХМАО-Югры в пределах утвержденных бюджетных ассигнований на текущий финансовый год субсидию на строительство следующих построек (объектов): жилая изба (9x5м), баня бревенчатая (5x4м), лабаз (3 кв.м.), избушка рыбака (6x5м.), избушка охотника (6x5 м.), сарай под электростанцию (3x2,5м.), сарай под технику (6x4м), туалет (1,5x1,5м.), навес (2x5м.) для сушки сетематериалов, ледник (3x3м.), склад для продукции (6x4м.) на территории традиционного природопользования, территории (акватории), предназначенной для пользования объектами животного мира, водными биологическими ресурсами.
В соответствии с пунктом 2.1. договора размер субсидии определяется в соответствии с Порядком и составляет 1 469 302 рубля 88 копеек.
В соответствии с пунктом 2.2. договора перечисление субсидии осуществляется в два этапа в следующем порядке: Первый этап субсидии составляет 70% от размера предоставляемой субсидии: 1 028 512 рублей 2 копейки в 2015 году; второй этап субсидии (окончательный расчет) - при условии окончания строительства и фактического исполнения договорных обязательств — составляет 30% от размера предоставляемой субсидии 440 790 рублей 86 копеек в 2018 году.
В соответствии с подпунктом 3.1.1. пункта 3.1 договора денежные средства в размере 1 028 512 рублей 2 копеек перечислены Тетюцкой А.В. на основании платежного поручения от 25.12.2015 № 4063.
Целевым назначением субсидии является строительство построек (объектов) указанных в пункте 1.5 договора.
В соответствии с пунктом 4.7. Порядка, подпунктом 3.2.3. пункта 3.2. договора Тетюцкая обязана в течение 30 дней с момента окончания строительства построек (объектов) направить в администрацию письменное заявление о готовности к сдаче работ по обустройству территории традиционного природопользования, территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром и водными биологическими ресурсами. Также в адрес Тетюцкой А.В. было направлено уведомление №02-23-773 от 16.10.2018 о необходимости уведомить администрацию о готовности к сдаче работ по обустройству ТПП №С-9С. Однако, данные обязательства Тетюцкой А.В. не выполнены.
Условиями договора предусмотрено, что при его исполнении Тетюцкой А.В. перечисляется второй этап (окончательный расчет 30%) субсидии в размере 440 790 рублей 86 копеек.
В связи с тем, что Тетюцкой А.В. не выполнены обязательства, указанные в пункте 4.7 Порядка и в подпункте 3.2.3 пункта 3.2 договора, 15 апреля 2019 года комиссия, в составе ведущего специалиста отдела по недропользованию и работе с коренными малочисленными народами Севера администрации Сургутского района и ведущего специалиста отдела муниципального регулирования градостроительной деятельности департамента строительства и земельных отношений администрации Сургутского района провела выездное освидетельствование проведения основных работ по обустройству ТПП №С-9С.
В результате проведенного выездного освидетельствования было установлено, что построены объекты лабаз и навес для сушки сетематериалов; не достроены объекты: жилая изба, баня бревенчатая, сарай под технику, ледник, туалет; не построены объекты: избушка рыбака, избушка охотника, склад для продукции, сарай под электростанцию, что подтверждается актом освидетельствования проведения основных работ по обустройству территории традиционного природопользования, территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром и водными биологическими ресурсами от 15.04.2019 (далее акт от 15.04.2019) и фотоотчётом от 15.04.2019.
Согласно расчету, который является приложением к акту от 15.04.2019 Тетюцкой А.В. на строительство построек (объектов), указанных в пункте 1.5 договора было потрачено из средств субсидии 529 291 рубль 33 копейки. Денежные средства в размере 499 220 рублей 69 копеек потрачены Тетюцкой А.В. не по целевому назначению.
В соответствии с пунктом 4.8 Порядка, пунктом 2.4 приложения 2 к распоряжению администрации Сургутского района от 21.01.2019 №21-р «Об утверждении состава комиссии и положении о комиссии» на основании акта освидетельствования проведения основных работ по обустройству территории традиционного природопользования, территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром и водными биологическими ресурсами от 15.04.2019, комиссией было принято решение о признании расходования выделенной субсидии Тетюцкой Анны Вячеславовны по договору нецелевым, в связи с несоответствием проектно-сметной документации и не подтверждением факта строительства и вернуть субсидию, что подтверждается протоколом от 24.04.2019 №7.
В соответствии с пунктом 4.9 Порядка Тетюцкой А.В. было направлено уведомление об установлении факта нецелевого использования субсидии от 23.04.2019 №06-02-360. 26 апреля 2019 года вышеуказанное уведомление получено лично Тетюцкой А.В.
В соответствии с пунктом 4.1 договора одним из оснований для возврата субсидии является установление факта нецелевого использования, в пункте 5.1 Порядка указано, что при установлении факта нецелевого использования субсидии осуществляются мероприятия по ее возврату в бюджет, для этого в соответствии с пунктом 4.2 договора, пунктом 5.2 Порядка Тетюцкой А.В. 26.04.2019 было вручено требование о возврате субсидии от 24.04.2019 №06-02-363.
В соответствии с пунктом 4.3 договора и пунктом 5.3 Порядка в течение 30 календарных дней с момента получения требования Тетюцкая А.В. обязана была перечислить указанную в требовании сумму на счет администрации Сургутского района. Данное требование Тетюцкой А.В. выполнено не было.
2 октября 2019 года комиссия, в составе ведущего специалиста отдела по недропользованию и работе с коренными малочисленными народами Севера администрации Сургутского района и начальника отдела муниципального регулирования градостроительной деятельности департамента строительства и земельных отношений администрации Сургутского района провела повторное выездное освидетельствование проведения основных работ по обустройству ТПП №С-9С.
В результате повторного выездного освидетельствования ТТП №С-9С было установлено, что, не достроены следующие объекты: жилая изба, баня бревенчатая, ледник, туалет, сарай под электростанцию, сарай под технику, не построены следующие объекты: избушка рыбака, избушка охотника, склад под продукцию, что подтверждается актом освидетельствования проведения основных работ по обустройству территории традиционного природопользования, территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром и водными биологическими ресурсами от 02.10.2019 (далее акт от 02.10.2019).
Для уточнения объёмов обустройства ТТП №С-9С и определения размера взыскиваемой субсидии, 16 октября 2019 года комиссия, в составе главного специалиста отдела по недропользованию и работе с коренными малочисленными народами Севера администрации Сургутского района, исполняющего обязанности начальника отдела муниципального регулирования градостроительной деятельности департамента строительства и земельных отношений администрации Сургутского района при участии главного специалиста ПСБ МКУ «Управление капитального строительства Сургутского района», провела повторное выездное освидетельствование проведения основных работ по обустройству ТПП №С-9С.
В результате проведенного выездного освидетельствования было установлено следующее:
Не достроены объекты: жилая изба, баня бревенчатая, сарай под электростанцию, сарай под технику, туалет, ледник.
Не построены объекты: избушка рыбака, избушка охотника, склад под продукции.
Вышеуказанная информация подтверждается актом освидетельствования проведения основных работ по обустройству территории традиционного природопользования, территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром и водными биологическими ресурсами от 16.10.2019 (далее - акт от 16.10.2019). В приложении к акту от 16.10.2019 указаны объемы выполненных работ по обустройству ТТП №С-9С согласно локального сметного расчета на обустройство территории традиционного природопользования, промышленных станов (далее - типовая смета).
Согласно выборки стоимости выполненных объемов работ по типовой смете, предоставленной департаментом строительства и земельных отношений администрации Сургутского района (письмо от 29.10.2019 №33-01-21-6333) Тетюцкой А.В. на строительство построек (объектов), указанных в пункте 1.5 договора от 24.12.2015 №907 на предоставление субсидии на обустройство земельных участков территорий традиционного природопользования, территорий (акваторий), предназначенных для пользования объектами животного мира, водными биологическими ресурсами было потрачено из средств субсидии 375 282 рубля 19 копеек.
Денежные средства в размере 653 229 рублей 83 копеек потрачены Тетюцкой А.В. не по целевому назначению.
В соответствии с пунктом 4.4 договора и пунктом 5.4 Порядка в случае невыполнения требования о возврате суммы субсидии ее взыскание осуществляется в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.2 договора для урегулирования спора в досудебном порядке с Тетюцкой А.В. были проведены переговоры, что подтверждается протоколом переговоров с субъектом права территории традиционного природопользования №С-9С Сургутского района.
Поскольку до настоящего времени требование о возврате субсидии Тетюцкой А.В. не выполнено, то единственной возможностью восстановления нарушенных прав администрации Сургутского района является обращение в суд.
На основании вышеизложенного администрация Сургутского района просит взыскать с Тетюцкой Анны Вячеславовны задолженность в размере: 653 229 рублей 83 копеек, использованных не по целевому назначению.
В судебном заседании представитель истца администрации Сургутского района Павлова Е.Н. на исковых требованиях настояла.
Ответчик Тетюцкая А.В. в судебное заседание не явилась, извещалась о месте и времени его проведения надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что в соответствии с Законом ХМАО - Югры от 31.01.2011 года №8-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельным государственным полномочием по участию в реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2014 - 2020 годы (в редакции от 11.12.2013 №126-оз) (далее по тексту - Закон ХМАО-Югры от 31.01.2011 №8-оз) органы местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры наделены отдельным государственным полномочием Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по участию в реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2014 - 2020 годы.
В соответствии со статьями 1 и 2 Закона ХМАО-Югры от 31.01.2011 №8-оз муниципальными образованиями ХМАО-Югры, органы местного самоуправления, которые наделяются отдельным государственным полномочием, являются муниципальные районы (далее - муниципальные образования). Органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются отдельным государственным полномочием, включающим в себя, в том числе, осуществление государственной поддержки юридических и физических лиц из числа коренных малочисленных народов Севера, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность, на обустройство земельных участков территорий традиционного природопользования, территорий (акваторий), предназначенных для пользования объектами животного мира, водными биологическими ресурсами, на приобретение материально-технических средств, на приобретение северных оленей.
Органы местного самоуправления осуществляют отдельное государственное полномочие в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 03.10.2013 №398-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа Югры "Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014 - 2020 годы" (в редакции от 28.08.20125 №299-п, действующей на момент предоставления субсидии, далее по тексту постановление Правительства ХМАО-Югры от 03.10.2013 №398-п) утвержден Порядок предоставления субсидий на обустройство земельных участков территорий традиционного природопользования, территорий (акваторий), предназначенных для пользования объектами животного мира, водными биологическими ресурсами (приложение 1 к постановлению Правительства ХМАО-Югры от 03.10.2013 №398-п) (далее по тексту - Порядок).
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка, предоставление субсидии осуществляется органом местного самоуправления муниципального образования ХМАО-Югры, наделенным отдельным государственным полномочием по участию в реализации государственной программы автономного округа "Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2020 годы".
Администрация Сургутского района в соответствии с Законом ХМАО-Югры от №8-оз наделена полномочиями по предоставлению субсидии по вышеуказанному Порядку. В администрации Сургутского района уполномоченным органом по реализации отдельного государственного полномочия по участию в реализации программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2014 - 2020 годы» определена служба по работе с коренными малочисленными народами Севера администрации Сургутского района на основании распоряжением администрации Сургутского района от 03.07.2013 №179-р «Об определении уполномоченного органа».
В соответствии с пунктами 1.4., 1.5 Порядка субсидия предоставляется для строительства следующих построек (объектов): жилая изба (до 45 кв. м) - 1 шт., избушка рыбака (до 30 кв. м) - 1 шт., избушка охотника (до 30 кв. м) - 1 шт., баня (до 20 кв. м) - 1 шт., кораль до 2 км (гражданам, занимающимся традиционной хозяйственной деятельностью: оленеводством, коневодством) - 1 ед., объекты жизнеобеспечения и хозяйственные постройки, необходимые для ведения традиционного хозяйствования (лабаз (3 кв. м), ледник (до 9 кв. м), склад (до 24 кв. м), сарай под электростанцию (до 7,5 кв. м), сарай под технику (до 24 кв. м), оленник (до 90 кв. м), навес для сушки сетематериалов (до 10 кв. м), туалет).
Указанный выше перечень построек (объектов), подлежащий субсидированию, является окончательным.
Субсидия на обустройство предоставляется в размере 70% от сметной стоимости строительства построек (объектов).
В соответствии с пунктом 4.6. Порядка предоставление субсидии осуществляется в 2 этапа в следующем порядке:
первый этап - 70% от суммы выделенной субсидии;
второй этап (окончательный расчет) - 30% от суммы субсидии при условии окончания строительства и фактического исполнения договорных обязательств Получателем.Общий срок строительства по обустройству не должен превышать 3 лет с момента получения первого этапа субсидии.
В соответствии с пунктами 3.6. - 3.9., 4.1., 4.4., 4.5 Порядка, субсидия предоставляется на основании решения комиссии, при соблюдении условий Порядка, Получатель уведомляется о принятом на комиссии решении, издается акт о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении с указанием оснований отказа, затем заключается договор о предоставлении субсидии.
В соответствии со статьей 28 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.
Указанный принцип в силу статьи 38 Бюджетного кодекса РФ означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
24 декабря 2015 года между администрацией Сургутского района и Тетюцкой Анной Вячеславовной на основании постановления Правительства ХМАО-Югры от 03.10.2013 №398-п, постановления администрации Сургутского от 22.12.2015 №5375 «О предоставлении субсидий», в соответствии с протоколом заседания комиссии по рассмотрению заявлений по государственной поддержке юридических и физических лиц из числа коренных малочисленных народов Севера, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность от 27.11.2015 №7 заключен договор о предоставлении субсидии на обустройство земельных участков территорий традиционного природопользования, территорий (акваторий), предназначенных для пользования объектами животного мира, водными биологическими ресурсами №907.
Согласно части 1 статьи 425 Гражданского кодекса РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента заключения.
В соответствии с пунктами 1.3., 1.5. договора администрация предоставляет за счет средств бюджета ХМАО-Югры в пределах утвержденных бюджетных ассигнований на текущий финансовый год субсидию на строительство следующих построек (объектов): жилая изба (9x5м), баня бревенчатая (5x4м), лабаз (3 кв.м.), избушка рыбака (6x5м.), избушка охотника (6x5 м.), сарай под электростанцию (3x2,5м.), сарай под технику (6x4м), туалет (1,5x1,5м.), навес (2x5м.) для сушки сетематериалов, ледник (3x3м.), склад для продукции (6x4м.) на территории традиционного природопользования, территории (акватории), предназначенной для пользования объектами животного мира, водными биологическими ресурсами.
В соответствии с пунктом 2.1. договора размер субсидии определяется в соответствии с Порядком и составляет 1 469 302 рубля 88 копеек.
В соответствии с пунктом 2.2. договора перечисление субсидии осуществляется в два этапа в следующем порядке: Первый этап субсидии составляет 70% от размера предоставляемой субсидии: 1 028 512 рублей 2 копейки в 2015 году; второй этап субсидии (окончательный расчет) - при условии окончания строительства и фактического исполнения договорных обязательств — составляет 30% от размера предоставляемой субсидии 440 790 рублей 86 копеек в 2018 году.
В соответствии с подпунктом 3.1.1. пункта 3.1 договора денежные средства в размере 1 028 512 рублей 2 копеек перечислены Тетюцкой А.В. на основании платежного поручения от 25.12.2015 № 4063.
В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Целевым назначением субсидии является строительство построек (объектов) указанных в пункте 1.5 договора.
Статьей 309 Гражданского кодекса РФ закреплено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
В соответствии с пунктом 4.7. Порядка, подпунктом 3.2.3. пункта 3.2. договора Тетюцкая А.В. обязана в течение 30 дней с момента окончания строительства построек (объектов) направить в администрацию письменное заявление о готовности к сдаче работ по обустройству территории традиционного природопользования, территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром и водными биологическими ресурсами. Также в адрес Тетюцкой А.В. было направлено уведомление №02-23-773 от 16.10.2018 о необходимости уведомить администрацию о готовности к сдаче работ по обустройству ТПП №С-9С. Однако, данные обязательства Тетюцкой А.В. не выполнены.
Условиями договора предусмотрено, что при его исполнении Тетюцкой А.В. перечисляется второй этап (окончательный расчет 30%) субсидии в размере 440 790 рублей 86 копеек.
С 1 января 2019 года постановление Правительства ХМАО-Югры от 03.10.2013 №398-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года" было признано утратившим силу, в связи с изданием постановления Правительства ХМАО-Югрыот 05.10.2018 № 350-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера" (далее по тексту - постановление Правительства ХМАО-Югры от 05.10.2019 №350-п).
Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 05.10.2019 №350-п утвержден Порядок предоставления субсидий на обустройство земельных участков территорий традиционного природопользования, территорий (акваторий), предназначенных для пользования объектами животного мира, водными биологическими ресурсами для реализации мероприятия 1.1 "Государственная поддержка юридических и физических лиц из числа коренных малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни и осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность" подпрограммы 1 "Развитие традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера и повышение уровня его адаптации к современным экономическим условиям с учетом обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни" государственной программы (приложение 4 к постановлению Правительства ХМАО-Югры от 05.10.2019 №350-п) (далее по тексту - Порядок).
В соответствии с решением Думы Сургутского района от 29.03.2018 №375 «О внесении изменений в решение Думы Сургутского района от 24 декабря 2010 года № 706 «Об утверждении структуры администрации Сургутского района» служба по работе с коренными малочисленными народами Севера администрации Сургутского района была преобразована в отдел по недропользованию и работе с коренными малочисленными народами Севера администрации Сургутского района.
В соответствии с распоряжением администрации Сургутского района от 21.01.2019 №20-р «Об определении уполномоченного органа и признании утратившим силу распоряжений администрации Сургутского района» отдел по недропользованию и работе с коренными малочисленными народами Севера администрации Сургутского района является уполномоченным органом по реализации отдельного государственного полномочия по участию в реализации программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера».
В связи с тем, что Тетюцкой А.В. не выполнены обязательства, указанные в пункте 4.7 Порядка и в подпункте 3.2.3 пункта 3.2 договора, 15 апреля 2019 года комиссия, в составе ведущего специалиста отдела по недропользованию и работе с коренными малочисленными народами Севера администрации Сургутского района и ведущего специалиста отдела муниципального регулирования градостроительной деятельности департамента строительства и земельных отношений администрации Сургутского района провела выездное освидетельствование проведения основных работ по обустройству ТПП №С-9С.
В результате проведенного выездного освидетельствования было установлено, что построены объекты лабаз и навес для сушки сетематериалов; не достроены объекты: жилая изба, баня бревенчатая, сарай под технику, ледник, туалет; не построены объекты: избушка рыбака, избушка охотника, склад для продукции, сарай под электростанцию, что подтверждается актом освидетельствования проведения основных работ по обустройству территории традиционного природопользования, территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром и водными биологическими ресурсами от 15.04.2019 (далее акт от 15.04.2019) и фотоотчётом от 15.04.2019.
Согласно расчету, который является приложением к акту от 15.04.2019 Тетюцкой А.В. на строительство построек (объектов), указанных в пункте 1.5 договора было потрачено из средств субсидии 529 291 рубль 33 копейки. Денежные средства в размере 499 220 рублей 69 копеек потрачены Тетюцкой А.В. не по целевому назначению.
В силу статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии с пунктом 4.8 Порядка, пунктом 2.4 приложения 2 к распоряжению администрации Сургутского района от 21.01.2019 №21-р «Об утверждении состава комиссии и положении о комиссии» на основании акта освидетельствования проведения основных работ по обустройству территории традиционного природопользования, территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром и водными биологическими ресурсами от 15.04.2019, комиссией было принято решение о признании расходования выделенной субсидии Тетюцкой Анны Вячеславовны по договору нецелевым, в связи с несоответствием проектно-сметной документации и не подтверждением факта строительства и вернуть субсидию, что подтверждается протоколом от 24.04.2019 №7.
В соответствии с пунктом 4.9 Порядка Тетюцкой А.В. было направлено уведомление об установлении факта нецелевого использования субсидии от 23.04.2019 №06-02-360. 26 апреля 2019 года вышеуказанное уведомление получено лично Тетюцкой А.В.
В соответствии с пунктом 4.1 договора одним из оснований для возврата субсидии является установление факта нецелевого использования, в пункте 5.1 Порядка указано, что при установлении факта нецелевого использования субсидии осуществляются мероприятия по ее возврату в бюджет, для этого в соответствии с пунктом 4.2 договора, пунктом 5.2 Порядка Тетюцкой А.В. 26.04.2019 было вручено требование о возврате субсидии от 24.04.2019 №06-02-363.
В соответствии с пунктом 4.3 договора и пунктом 5.3 Порядка в течение 30 календарных дней с момента получения требования Тетюцкая А.В. обязана была перечислить указанную в требовании сумму на счет администрации Сургутского района. Данное требование Тетюцкой А.В. выполнено не было.
2 октября 2019 года комиссия, в составе ведущего специалиста отдела по недропользованию и работе с коренными малочисленными народами Севера администрации Сургутского района и начальника отдела муниципального регулирования градостроительной деятельности департамента строительства и земельных отношений администрации Сургутского района провела повторное выездное освидетельствование проведения основных работ по обустройству ТПП №С-9С.
В результате повторного выездного освидетельствования ТТП №С-9С было установлено, что, не достроены следующие объекты: жилая изба, баня бревенчатая, ледник, туалет, сарай под электростанцию, сарай под технику, не построены следующие объекты: избушка рыбака, избушка охотника, склад под продукцию, что подтверждается актом освидетельствования проведения основных работ по обустройству территории традиционного природопользования, территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром и водными биологическими ресурсами от 02.10.2019 (далее акт от 02.10.2019).
Для уточнения объёмов обустройства ТТП №С-9С и определения размера взыскиваемой субсидии, 16 октября 2019 года комиссия, в составе главного специалиста отдела по недропользованию и работе с коренными малочисленными народами Севера администрации Сургутского района, исполняющего обязанности начальника отдела муниципального регулирования градостроительной деятельности департамента строительства и земельных отношений администрации Сургутского района при участии главного специалиста ПСБ МКУ «Управление капитального строительства Сургутского района», провела повторное выездное освидетельствование проведения основных работ по обустройству ТПП №С-9С.
В результате проведенного выездного освидетельствования было установлено следующее:
Не достроены объекты: жилая изба, баня бревенчатая, сарай под электростанцию, сарай под технику, туалет, ледник.
Не построены объекты: избушка рыбака, избушка охотника, склад под продукции.
Вышеуказанная информация подтверждается актом освидетельствования проведения основных работ по обустройству территории традиционного природопользования, территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром и водными биологическими ресурсами от 16.10.2019 (далее - акт от 16.10.2019). В приложении к акту от 16.10.2019 указаны объемы выполненных работ по обустройству ТТП №С-9С согласно локального сметного расчета на обустройство территории традиционного природопользования, промышленных станов (далее - типовая смета).
Согласно выборки стоимости выполненных объемов работ по типовой смете, предоставленной департаментом строительства и земельных отношений администрации Сургутского района (письмо от 29.10.2019 №33-01-21-6333) Тетюцкой А.В. на строительство построек (объектов), указанных в пункте 1.5 договора от 24.12.2015 №907 на предоставление субсидии на обустройство земельных участков территорий традиционного природопользования, территорий (акваторий), предназначенных для пользования объектами животного мира, водными биологическими ресурсами было потрачено из средств субсидии 375 282 рубля 19 копеек.
Денежные средства в размере 653 229 рублей 83 копеек потрачены Тетюцкой А.В. не по целевому назначению.
В соответствии с пунктом 4.4 договора и пунктом 5.4 Порядка в случае невыполнения требования о возврате суммы субсидии ее взыскание осуществляется в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.2 договора для урегулирования спора в досудебном порядке с Тетюцкой А.В. были проведены переговоры, что подтверждается протоколом переговоров с субъектом права территории традиционного природопользования №С-9С Сургутского района.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что до настоящего времени требование о возврате субсидии Тетюцкой А.В. не выполнено, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования администрации Сургутского района в полном объеме.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку истец при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, суд считает необходимым взыскать с ответчика госпошлину в доход бюджета муниципального образования город Сургут в сумме 9 732 рубля 30 копеек.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Тетюцкой Анны Вячеславовны в пользу администрации Сургутского района в счет возврата субсидии, использованной не по целевому назначению, 653 229 рублей 83 копейки.
Взыскать с Тетюцкой Анны Вячеславовны госпошлину в доход бюджета муниципального образования город Сургут в сумме 9 732 рубля 30 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца через Сургутский районный суд.
Судья Сургутского районного суда В.В. Тюленев.