ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-160/2011 от 01.02.2011 Тагилстроевского районного суда г. Нижнего Тагила (Свердловская область)

  ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 01 февраля 2011 года город Нижний Тагил

 Тагилстроевский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе судьи Володиной Т.Э.,

 с участием старшего помощника прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Масленникова В.А.,

 при секретаре Бусыгиной А.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №... по иску прокурора Ленинского района города Нижний Тагил, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Специализированное предприятие «Тагиллифт» о восстановлении нарушенных прав инвалидов,

 УСТАНОВИЛ:

 Прокурор Ленинского района города Нижний Тагил, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО«СП Тагиллифт» и просит признать незаконным бездействие ООО«СП Тагиллифт» по не созданию рабочих мест для приема на работу инвалидов в размере 3% от среднесписочной численности работников; обязать ООО«СП Тагиллифт» создать рабочие места для трудоустройства инвалидов в размере 3 % от среднесписочной численности работников.

 Исковые требования мотивированы следующим. Прокуратурой Ленинского района города Нижний Тагил по заданию Прокуратуры Свердловской области проведена проверка соблюдения действующего законодательства в сфере квотирования рабочих мест для инвалидов. В ходе проведенной проверки установлено следующее. Из информации, представленной Государственным учреждением занятости населения Свердловской области «Нижнетагильский центр занятости», следует, что в ООО«СП Тагиллифт» среднесписочная численность на 01.12.2010 составляет 326 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов 9 человек (по мнению предприятия - 7 человек), при этом созданы рабочие места для 5 инвалидов, не создано 4 рабочих места.

 В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района Масленников В.А. поддержал заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям, просил удовлетворить в полном объеме, признать незаконным бездействие ООО«СП Тагиллифт» по не созданию рабочих мест для приема на работу инвалидов в размере 3% от среднесписочной численности работников, и обязать создать рабочие места для трудоустройства инвалидов, дал суду пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

 Представитель ответчика ООО«СП Тагиллифт», извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом (л.д. 45), в судебное не явился, причину неявки суду не сообщил, с ходатайством об отложении или о рассмотрении дела в свое отсутствие не обращался, письменные возражения в суд не представил.

 Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - ГУ «Нижнетагильский центр занятости», - ФИО1, действующий на основании доверенности от 11.01.2011 №... (л.д. 70), поддержал требования прокурора, суду пояснил, что согласно сведениям центра занятости, ООО «СП Тагиллифт» не представляло сведения о вакансиях для инвалидов, не создавало рабочие места для инвалидов.

 В соответствии с ч. 1 ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учётом мнения участвующих в деле лиц, суд признал возможным рассмотрение дела в отсутствие ответчика, извещённого о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительности причин неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, в порядке заочного производства.

 Заслушав доводы прокурора, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

 В соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами (п. 1).

 Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (п. 2).

 Согласно ст. 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов; создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения инвалидов новым профессиям.

 На основании ст. 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

 Постановлением Правительства Свердловской области от 31.03.2005 № 246-ПП «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области (в ред. Постановлений Правительства Свердловской области от 18.05.2007 № 433-ПП, от 15.10.2009 № 1349-ПП) организациям, расположенным на территории Свердловской области, с численностью работников более 100 человек установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 3 процента от среднесписочной численности работников.

 В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного установления квот рабочих мест для инвалидов (п. 1).

 Организациям, в которых по результатам аттестации всех рабочих мест по условиям труда более 50 процентов признаны условно аттестованными, а условия труда - противопоказанными для трудоустройства инвалидов, установить квоту для приема на работу инвалидов в размере 2 процента от среднесписочной численности работников.

 По результатам аттестации рабочих мест работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты для приема на работу инвалидов в размере 2 процента от среднесписочной численности работников и в течение трех рабочих дней в письменном виде информирует органы службы занятости населения по месту расположения организации (п. 2).

 Пунктом 3 ст. 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» на работодатели возложена обязанность ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

 Статьей 32 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что граждане и должностные лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке.

 Судом установлено, что прокуратурой Ленинского района города Нижний Тагил была проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере квотирования рабочих мест для инвалидов.

 Из информации, представленной Государственным учреждением занятости населения Свердловской области «Нижнетагильский центр занятости», следует, что в ООО«СП Тагиллифт» среднесписочная численность на 01.12.2010 составляет 340 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов 7 человек, при этом созданы рабочие места для 5-ти инвалидов, не создано 2 рабочих места (л.д. 15).

 ООО «СП «Тагиллифт» представляет справку, что на 01.12.2010 численность составляет 329 человек (л.д. 6). Кроме того, ответчиком представлен список работающих инвалидов по состоянию на 01.12.2010, который состоит из четырех человек (л.д. 7).

 Из представляемой ответчиком информации в ГУ «Центр занятости населения» за период с января по декабрь 2010 года следует, что квота приема на работу инвалидов ответчиком не выполнялась (л.д. 57-68).

 Кроме того, данный факт подтверждается и письмом ответчика в ГУ «Центр занятости населения» от 24.01.2011 (л.д. 69).

 Согласно письму ООО «СП «Тагиллифт» от 24.11.2010, адресованному ГУ «Центр занятости населения», ООО «СП «Тагиллифт» является предприятием, подпадающим под действие Федерального закона от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». На предприятии с 2011 года планируется изменение организационных условий труда, структурная организация производства. С инвалидами, работающими на предприятии, заключены срочные трудовые договоры. Специалисты, работающие на предприятии, должны иметь специальный допуск к работе, проходя предварительный, периодический осмотры. Из чего следует, что создание дополнительного рабочего места инвалидов не будет соответствовать требованиям промышленной безопасности.

 Суд не может согласиться с доводами, изложенными ответчиком в письме, поскольку они не подтверждены доказательствами, тем более, что обстоятельства, указанные в письме, направлены на будущее время. Ответчиком не представлены доказательства, что данные обстоятельства имели место в период с января 2010 года по настоящее время.

 Таким образом, судом достоверно установлено и не опровергнуто ответчиком, что им не созданы рабочие места для приема на работу инвалидов в размере 3% от среднесписочной численности работников.

 Оценивая установленные обстоятельства в их совокупности, руководствуясь нормами материального и процессуального права, ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме. Учитывая, что ответчиком доводы истца не опровергнуты, им не представлены возражения по иску и доказательства своих возражений, суд рассматривает дело по доказательствам, представленным истцом.

 Руководствуясь ст.ст. 194-198, 233, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 РЕШИЛ:

 Исковые требования прокурора Ленинского района города Нижний Тагил, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Специализированное предприятие «Тагиллифт» о восстановлении нарушенных прав инвалидов, удовлетворить.

 Признать незаконным бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Специализированное предприятие «Тагиллифт» по не созданию рабочих мест для приема на работу инвалидов в размере 3 % от среднесписочной численности работников.

 Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Специализированное предприятие «Тагиллифт» создать рабочие места для трудоустройства инвалидов.

 Копию решения в течение 3-х дней направить ответчику.

 Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.

 Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Тагилстроевский районный суд города Нижний Тагил в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае если такое заявление подано, в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

 Судья Володина Т.Э.