ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-160/2014 от 19.05.2014 Селижаровского районного суда (Тверская область)

  Дело № 2-160/2014                        Мотивированное решение изготовлено 19.05.2014

 Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ    п. Селижарово                                                                                         13 мая 2014 года

 Селижаровский районный суд Тверской области в составе             председательствующего судьи Ляшкевич Л.А.,

 при секретаре Бойковой Е.А.,

 с участием представителя истца Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Осташковском районе (межрайонное) Тверской области - Березина В.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в п.Селижарово гражданское дело по исковому заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Осташковском районе (межрайонное) Тверской области к Петренасу Рихарду о взыскании задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование ДД.ММ.ГГГГ и пеней за нарушение сроков уплаты страховых взносов ДД.ММ.ГГГГ

 У С Т А Н О В И Л :

 Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Осташковском районе (межрайонное) Тверской области обратилось в суд с исковым заявлением к Петренасу Рихарду о взыскании задолженности по уплате страховых взносов <данные изъяты> в <данные изъяты> в том числе: задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии - <данные изъяты>, на обязательное медицинское страхование в Федеральный ФОМС - <данные изъяты> копейки и взыскании пеней за нарушение сроков уплаты страховых взносов за <данные изъяты> на страховую часть трудовой пенсии - <данные изъяты> копеек, в Федеральный ФОМС - <данные изъяты>; судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины в сумме <данные изъяты>.

 Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) № от ДД.ММ.ГГГГ Петренас Рихард в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся индивидуальным предпринимателем и был зарегистрирован в налоговом органе (№). На основании п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» Петренас Р. являлся плательщиком страховых взносов, был зарегистрирован в Управлении ПФР под номером                      078-035-004652 и в соответствии с п. 1 статьи 18 вышеуказанного Закона была обязана своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Индивидуальные предприниматели не производящие выплат физическим лицам уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах не позднее 31 декабря текущего календарного года (ч. 2 ст. 16 Закона № 212-ФЗ). Данный вид страхователей уплачивает страховые взносы в фиксированном размере. С 01.01.2014 фиксированный размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке: в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей фиксированный размер, определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, увеличенное в 12 раз; в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей фиксированный размер определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, увеличенное в 12 раз плюс 1,0 % от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера определяемого как произведение восьмикратного МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ увеличенное в 12 раз (ст. 14 Закона № 212-ФЗ в редакции ФЗ от 23 июня 2013 года). На основании ст. 12 Закона № 211-ФЗ применяются следующие тарифы страховых взносов: в Пенсионный фонд РФ - 26%; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1 %. В соответствии с ч. 4.1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ, если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Под расчетным периодом по страховым взносам понимается календарный год (ч. 1 ст. 10 Закона №212-ФЗ). В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения их деятельности включительно (ч.8 ст. 16 Закона № 212-ФЗ). На основании ст. 25 Закона № 212-ФЗ, в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Законом сроки, плательщик страховых взносов должен выплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности, начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом срока уплаты сумм страховых взносов, в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка РФ. ДД.ММ.ГГГГ Петренас Рихард был исключен налоговым органом из ЕГРИП как прекративший деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. На указанную дату в соответствии с Расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам и реестром поступления платежей, за ответчиком образовалась задолженность по уплате страховых взносов в размере <данные изъяты>, <данные изъяты> За нарушение сроков оплаты страховых взносов за <данные изъяты> Петренасу Р. были начислены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> В целях досудебного урегулирования спора ответчику Петренасу Р. было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об оплате указанной задолженности. Однако данное требование ответчиком исполнено не было.

 В ходе рассмотрения дела истцом в суд представлено ходатайство о снижении суммы исковых требований в связи с тем, что ответчиком частично оплачена задолженность. Остаток суммы подлежащей взысканию с ответчика составляет <данные изъяты>, судебные расходы связанные с оплатой государственной пошлины в сумме <данные изъяты>

 В судебном заседании представитель истца ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Осташковском районе (межрайонное) Тверской области Березин В.В. поддержал исковые требования о взыскании с ответчика Петренаса Рихарда недоимки в размере <данные изъяты> и судебных расходов связанных с оплатой государственной пошлины в сумме <данные изъяты>, и пояснил, что Петренас произвел платеж пени в <данные изъяты> в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на КБК № вместо № Федерального фонда обязательного медицинского страхования. То что, ответчиком Петренасом Р. произведена оплата недоимки по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме <данные изъяты>, т.е. превышающей размер платежа на <данные изъяты>, не может учитываться в зачет произведенной им оплаты пени, так как этот платеж произведен на другой код бюджетной классификации. По мнению Управления, допустив в платежном поручении ошибку при указании КБК, ответчик не исполнил обязанность по уплате пени в размере <данные изъяты> надлежащим образом, в связи с чем, данная пеня подлежит взысканию.

 Ответчик Петренас Р. в судебное заседание не явился, о месте и времени проведения судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии, представил в суд копии квитанций об уплате задолженности по страховым взносам и об оплате пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов. Судом определено рассмотреть дело в его отсутствии.

 Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

 В соответствии с п.2 ч.1 ст.6 Федерального закона от 15 декабря 2011 года № 167-ФЗ «Обобязательномпенсионномстраховании в Российской Федерации» страхователями пообязательномупенсионномустрахованию являются индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

 Согласно ч.2 ст.14 данного Федерального закона страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховыевзносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

 Аналогичные положения содержат п.2 ч.1 ст.5 и п.1 ст.18 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «Остраховыхвзносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательногомедицинского страхованияи территориальные фонды обязательногомедицинского страхования».

 Как следует из ч.1 ст.10 данного Федерального закона расчетным периодом постраховымвзносам признается календарный год.

 В соответствии со ст.12 приведенного Федерального закона тариф страховоговзноса- размер страховоговзноса на единицу измерения базы для начисления страховыхвзносов. Применяются следующие тарифы страховыхвзносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом: Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов; Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента; Федеральный фонд обязательногомедицинского страхования - 5,1 процента.

 В соответствии с ч.ч.1,1.1,1.2,4.1 ст.14 вышеуказанного Федерального закона плательщики страховыхвзносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховыевзносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательногомедицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

 Фиксированный размер страховоговзносапообязательномупенсионномустрахованию определяется как произведение двукратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховыевзносы, и тарифа страховыхвзносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

 Фиксированный размер страховоговзносапообязательномумедицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховыевзносы, и тарифа страховыхвзносов в Федеральный фонд обязательногомедицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

 В соответствии с ч.4.1. ст. 14 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» если плательщики страховыхвзносов прекращают осуществлять предпринимательскую деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховыхвзносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховыхвзносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя включительно.

 Из ч.ч.2,6,8 ст.16 данного Федерального закона следует, что страховыевзносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховыхвзносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено частью 8 настоящей статьи.

 В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховыхвзносов таким плательщиком производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) его деятельности включительно.

 В соответствии со ст.21 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «Остраховыхвзносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательногомедицинского страхованияи территориальные фонды обязательногомедицинского страхования» в случае неисполнения плательщиком страховыхвзносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховыхвзносов орган контроля за уплатой страховыхвзносов обращается в суд с иском овзысканиистраховыхвзносов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного плательщика страховыхвзносов - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимкипостраховымвзносам, пенейи штрафов.

 Согласно ч.ч.1,7 ст.22 вышеприведенного Федерального закона требованием об уплате недоимкипостраховымвзносам, пенейи штрафов признается письменное извещение плательщика страховыхвзносов о неуплаченной сумме страховыхвзносов, пенейи штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховыхвзносов, пенейи штрафов.

 Требование об уплате недоимкипостраховымвзносам, пенейи штрафов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате недоимкипостраховымвзносам, пенейи штрафов вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма (ч.7 ст.22 в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ).

 Согласно выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Петренас Рихард была зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Петренас Р. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя на основании принятого им решения (л.д. 10).

 Будучи страхователем пообязательномупенсионномустрахованию, Петренас Р. после прекращения предпринимательской деятельности в установленный законом срок не уплатил страховыевзносы <данные изъяты> в Пенсионный фонд РФ. Задолженность по уплате страховыхвзносов на обязательное пенсионное страхование составила: <данные изъяты>Размер задолженности подтверждается соответствующими расчетами, реестром поступления платежей от страхователя (л.д.9, 11).

 На основании ст. 25 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ«Остраховыхвзносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательногомедицинского страхованияи территориальные фонды обязательногомедицинского страхования» за неуплату страховых взносов в установленные сроки, Петренасу Р. начислены пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ.Согласно расчету пеней, Петренасу Р. начислены пени за неисполнение обязанности по уплате страховыхвзносов по ДД.ММ.ГГГГ: <данные изъяты>(л.д.6).

 В связи с тем, что Петренас Р. не выполнил обязанность по уплате страховыхвзносов, ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Осташковском районе (межрайонное) Тверской области правомерно в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «Остраховыхвзносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательногомедицинского страхованияи территориальные фонды обязательногомедицинского страхования», направило ему

 ДД.ММ.ГГГГ требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ задолженности по уплате страховых взносов в <данные изъяты> в том числе: задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на <данные изъяты> и пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов <данные изъяты>, <данные изъяты> (л.д. 5--7). Указанное требование ответчиком исполнено не было и ДД.ММ.ГГГГ ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Осташковском районе (межрайонное) Тверской области направлено исковое заявление в суд.

 В ходе рассмотрения гражданского дела ответчиком Перенасом Р. суду представлены: копия квитанции от ДД.ММ.ГГГГ об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии на КБК № в <данные изъяты> копия квитанции от ДД.ММ.ГГГГ об уплате страхового взноса на обязательное медицинское страхование в Федеральный ФОМС на № в <данные изъяты> копия квитанции от ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный ФОМС на № <данные изъяты>; копия квитанции от ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов <данные изъяты> на страховую часть трудовой пенсии на сумму <данные изъяты> на №.

 В соответствии с частью 8 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.

 Согласно пункту 4 части 6 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в случае неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов номера счета Федерального казначейства, кода бюджетной классификации и (или) наименования банка получателя, повлекшего не перечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства.

 Таким образом, учитывая положения данной нормы закона, соответствующая обязанность может быть признана не исполненной лишь в том случае, когда неверное указание назначения платежа, кода бюджетной классификации привели к не перечислению суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства.

 В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

 Из приложения 1 к Федеральному закону от 02.12.2013 № 321-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» следует, что
главным администратором доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования является Пенсионный фонд Российской Федерации.

 Исследовав, представленные ответчиком Петренасом Р. квитанции от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ об уплате страховых взносов и пени, суд приходит в выводу, что разряд в КБК, обозначающий администратора поступлений (Пенсионный фонд Российской Федерации), указан ответчиком Петренасом Р. правильно, денежные средства поступили на соответствующий счет администратора поступлений в бюджет, открытый в Федеральном казначействе УФК по Тверской области ( ГУ ОПФР по Тверской области)

 Таким образом, несмотря на неправильное указание ответчиком Петренасом Р. кода бюджетной классификации, денежные средства в сумме <данные изъяты> в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства поступили.

 В связи с чем, суд считает, что внесение денежной суммы не на тот код бюджетной классификации не может свидетельствовать о неисполнении обязанности по уплате пеней за несвоевременную уплату страховых взносов.

 Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ не установлен порядок уточнения платежа при неверном указании КБК. В то же время согласно ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ в функции администратора доходов бюджета входят принятие решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы РФ и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства. Таким образом, ПФР как администратор пенсионных взносов, обладает полномочиями по уточнению платежа, несмотря на то, что это прямо не предусмотрено Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

 Учитывая вышеизложенное, суд считает, что у Управления Пенсионного Фонда РФ нет оснований для принудительного взыскания уже уплаченной суммы пени, в связи с чем полагает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований.

 В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Согласно ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

 Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Осташковском районе (межрайонное) Тверской области отказано в удовлетворении исковых требований, в связи с чем, понесенные им расходы по уплате государственной пошлины взысканию с ответчика не подлежат.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-197, 199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л :

 В удовлетворении исковых требований Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Осташковском районе (межрайонное) Тверской области к Петренасу Рихарду о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней за их несвоевременную уплату - отказать.

 На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Селижаровский районный суд Тверской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

 Председательствующий                                                                 Л.А. Ляшкевич