ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-160/2018 от 18.05.2018 Вяземского районного суда (Хабаровский край)

Дело 2-160/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Вяземский

18 мая 2018 года

Вяземский районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего: судьи Поливода Т.А.,

при секретаре: Снегур И.М.

с участием заместителя прокурора Вяземского района Блудова И.А., представителя администрации сельского поселения «Село Забайкальское» Вяземского муниципального района Хабаровского края Смищук Л.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Вяземского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Село Забайкальское» Вяземского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности поставить на учет бесхозяйные объекты культурного наследия регионального значения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Вяземского района обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Село Забайкальское» Вяземского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности поставить на учет бесхозяйные объекты культурного наследия регионального значения, в котором просил обязать администрацию сельского поселения «Село Забайкальское» Вяземского муниципального района Хабаровского края в срок до 31.12.2018 года обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о постановке на учет бесхозяйных объектов культурного наследия регионального значения: «Могила Козюкова В.А., пограничника», месторасположение с.Забайкальское ул.30 лет Победы, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведения проверки (открытые данные с сайта наследие27.ру) установлено, что в границах сельского поселения «Село Забайкалськое» находится объект культурного наследия регионального значения «Могила Козюкова В.А., пограничника», месторасположение с.Забайкальское ул.30 лет Победы. Согласно информации администрации сельского поселения от 16.03.2018, администрации муниципального района от 06.02.2018 №1-17/481, управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства края от 13.03.2018, а также открытых сведений с сайта Росреестра www.rosreestr-online.ru право собственности на указанный выше объект не оформлено. Охрана объекта культурного наследия включает в себя учет объектов культурного наследия и принятие мер, предусматривающих финансовое и иное материально-техническое обеспечение, которое невозможно без соответствующей регистрации объекта культурного наследия. Вместе с тем, по настоящее время указанный выше объект бесхозяйным не признан, что исключает возможность его последующего принятия в какую-либо собственность и, соответственно, исключает возможность осуществления собственником данного объекта недвижимости полномочий по обеспечению его сохранности. Непринятие таких мер нарушает конституционное право неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям, на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры и способствует невозможности исполнения конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В судебном заседании заместитель прокурора Вяземского района Блудов И.А. на исковых требованиях настаивал, приведя в обоснование доводы, указанные в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации сельского поселения «Село Забайкальское» Вяземского муниципального района Хабаровского края Смищук Л.И. исковые требования не признала, указывая на то, что данный памятник относится к памятникам регионального значения, в связи с чем не может находиться в собственности сельского поселения.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно ст.3 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Статьей 33 названного Федерального закона определено, что объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Статьей 48 того же Федерального закона установлено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен Федеральным законом (ч.1).

В соответствии с ч.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. (ч.3 ст.225 ГК РФ).

В соответствии с п.13 ч.1 ст.14, п.9ч.2 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения, расположенных на территории поселения.

В собственности поселения могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения.

Обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, возложена на органы местного самоуправления, на территориях которых они находятся (ст.11 Закона РФ от 14.01.1993 №4292-1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества»).

Как следует из материалов дела решением Хабаровского крайисполкома №65 от 14.02.1957 г. – решением исполнительного комитета Хабаровского краевого Совета депутатов трудящихся от 14.02.1957 г. «65 «Об охране историко-революционных и археологических памятников края» «Могила Козюкова В.А., пограничника» внесена в список объектов культурного наследия Вяземского района, состоящих на государственной охране.

Данный объект не включен в реестры: объектов муниципальной собственности Вяземского района Хабаровского края, объектов государственной собственности Хабаровского края, объектов федерального имущества, его техническая инвентаризация и паспортизация не проводилась, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на спорный объект.

Таким образом, объект культурного наследия, в отношении которого возник спор, в чьей- либо собственности не находится, кто-либо притязаний на приобретение его в собственность в соответствии с требованиями Федеральных законов «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не заявляет, то есть, исходя из понятия, изложенного в ст.225 ГК РФ, данный памятник культурного наследия является бесхозяйной недвижимой вещью. Следовательно, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, и обязан делать это в силу возложенных на него законом полномочий.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию сельского поселения «Село Забайкальское» Вяземского муниципального района Хабаровского края в срок до 31.12.2018 года обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о постановке на учет бесхозяйных объектов культурного наследия регионального значения: «Могила Козюкова В.А., пограничника», месторасположение с.Забайкальское ул.30 лет Победы.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Вяземский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: судья Т.А.Поливода

Решение в окончательной форме принято 22 мая 2018 года.

Председательствующий: судья Т.А.Поливода