ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-160/2021 от 16.09.2021 Шелаболихинского районного суда (Алтайский край)

22RS0063-01-2021-000215-10

Дело № 2-160/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 сентября 2021 года с.Шелаболиха

Шелаболихинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Корт Е.Н.

при секретаре судебного заседания Латкиной Д.С.

с участием: истца ФИО1, представителя ответчика КГКУ «Управление социальной защиты населения по Шелаболихинскому району» ФИО2,

в отсутствии: представителя третьего лица – Министерства социальной защиты Алтайского края

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к КГКУ «Управление социальной защиты населения по Шелаболихинскому району» о признании решения об отказе в назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогическому работнику незаконным и обязании ответчика произвести назначение компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогическому работнику с момента обращения с заявлением

У С Т А Н О В И Л:

*** истец обратился в суд к ответчику, в котором указал, что *** он подал в КГКУ УСЗН по Шелаболихинскому району заявление о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию, однако письмом за от *** ему было в этом отказано по тем основаниям, что представленные им документы не соответствуют требованиям постановления Правительства Алтайского края от ***, а именно, что на момент выхода на пенсию он компенсацией как педагогический работник не пользовался. Он с данным решением не согласен, поскольку считает, что имеет право на получение данной компенсации как наиболее выгодной меры социальной поддержки на основании абз.4 пункта 2 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных Постановлением Правительства Алтайского края от ***, а именно: - как прекратившим трудовые отношения (независимо от факта продолжения ими трудовой деятельности) и соответствующим условиям, необходимым для назначения пенсии по старости (в том числе на её досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим на ***, при наличии у них стажа работы в учреждениях (организациях), указанных в абзаце третьем настоящего пункта, не менее 10 лет, на момент прекращения трудовых отношений занимавшимся педагогической деятельностью в этих учреждениях (организациях) и получавшим меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренные для педагогических работников. Он начал трудовую деятельность в *** учителем в сельской школе, закончил педагогическую деятельность в *** стаж работы в сельской школе составляет более 10 лет. Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения ему в тот период, вплоть до момента прекращения им педагогической деятельности, осуществлялись в соответствии с законодательством СССР: Постановлением Совета Министров СССР от *** «О льготах и преимуществах учителей начальных и семилетних школ»; Распоряжением Совета Министров СССР от ***-р «О распространении действия Постановления Совета Министров СССР от ***»; Постановлением Совета Министров СССР от *** «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» и других. После окончания осуществления педагогической деятельности в *** он занимался работой на выборных должностях и другой деятельностью, имея достойную заработную плату, поэтому не обращался в органы соцзащиты за предоставлением ему льгот по коммунальным платежам. На пенсию по старости он был оформлен в *** по достижении пенсионного возраста 60 лет, а трудовую деятельность закончил в ***, имея в настоящее время ежемесячный доход от получения пенсии по старости и право на предоставление мер социальной поддержки, установленных законом Алтайского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов труда». В связи с вышеизложенным, он просит признать решение КГКУ «Управление социальной защиты населения по Шелаболихинскому району» об отказе в назначении ему компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогическому работнику незаконным и обязать ответчика произвести назначение компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогическому работнику с момента обращения его с заявлением, т.е. с *** (л.д.31-33).

Определением суда от *** к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство социальной защиты по Алтайскому краю.

В судебном заседании истец ФИО1 настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в иске, указав, что для назначения ему соответствующей компенсации имеются все условия, установленные абз.4 пункта 2 вышеуказанных Правил.

Представитель ответчика КГКУ УСЗН по Шелаболихинскому району ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что ФИО1 не может являться получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогический работник, вышедший на пенсию, поскольку не соответствует условиям, которые установлены действующим законодательством. На момент оформления пенсии по старости в ***, имея педагогический стаж работы в сельской местности более 10 лет, истец не являлся педагогическим работником и не получал меры социальной поддержки как педагог, а на момент прекращения им педагогической деятельности в ***, когда ФИО1 пользовался мерами социальной поддержки, он не соответствовал условиям, необходимым для назначения ему пенсии по старости, поэтому просит в иске отказать.

Представитель третьего лица - Министерства социальной защиты Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направив отзыв на исковое заявление, в котором указал, что отказ в предоставлении ФИО1 компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогу-пенсионеру является правомерным.

На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 с *** по настоящее время проживает в сельской местности.

Согласно записям в трудовой книжке, ФИО1 с *** до *** работал учителем физвоспитания в Романовской 8-летней школе Рубцовского РАЙОНО Алтайского края, т.е. до освобождения его от работы в связи с уходом на службу в ряды Советской Армии; далее с *** работал в должности учителя физкультуры в Кучукской средней школе, с *** назначен директором этой же школы, с *** переведен директором Кучукской средней школы вновь образованного Шелаболихинского района и *** освобожден от занимаемой должности в связи с избранием председателем исполкома Шелаболихинского сельского Совета народных депутатов.

Трудовую деятельность ФИО1 прекратил ***, при этом в период с *** по *** занимался работой на выборных должностях и другой деятельностью, не связанной с педагогической.

С *** ФИО1 назначена пенсия по старости, что подтверждается соответствующим удостоверением от ***.

*** ФИО1 обратился в КГКУ «Управление социальной защиты населения по Шелаболихинскому району» с заявлением о назначении ему компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения, приложив к нему копию паспорта, копию трудовой книжки, справки об отсутствии задолженности по коммунальным платежам, копию пенсионного удостоверения и заявление.

Согласно ответу КГКУ УСЗН по Шелаболихинскому району от *** ФИО1 в назначении компенсации было отказано со ссылкой на пункт 2 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных Постановлением Правительства Алтайского края от *** в связи с тем, что представленные документы не соответствуют требованиям вышеуказанного постановления, а именно, что на момент выхода на пенсию истец компенсацией как педагогический работник не пользовался.

Обращаясь в суд с настоящим иском, ФИО1 ссылается на то, что в период своей трудовой педагогической деятельности, т.е. до 1986 года, он имел право на льготы как педагогический работник, проработавший в сельской местности более 10 лет, и пользовался ими в тот период на основании действовавшего законодательства, поэтому полагает, что получение этих льгот им как педагогом-пенсионером не должно быть ограничено теми обстоятельствами, на которые указывает ответчик, потому ему должна быть предоставлена компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения и в настоящее время, что, по его мнению, предусмотрено действующим законодательством.

В судебном заседании также установлено, что, начиная с ***, истец педагогической деятельностью не занимался, и на момент оформления ему пенсии по старости, т.е. на ***, ФИО1 не производилась компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения.

В то же время ответчиком не оспаривается факт, что работая в сельской местности педагогом до ***, ФИО1 получал меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, поскольку имел на это право.

Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением было установлено для педагогических работников сельских школ постановлением Совета Министров СССР от *** «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ».

Пункт 1 данного постановления обязывал исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельских местностях и совместно с ними проживающим членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности.

Постановлением Совета Министров СССР от *** «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» предусматривалось, что за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет (подпункт «б» пункта 6 названного постановления).

Статьей <адрес> от ***-ЗС (в редакции от ***, действовавшего как на момент назначения ФИО1 пенсии по старости, т.е. на ***, так и на ***, когда он обратился к ответчику с соответствующим заявлением) «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)», принятого Постановлением АКСНД от *** было предусмотрено, что педагогические работники, работающие в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.

Постановлением Администрации Алтайского края от *** (в редакции от ***, действовавшего на момент назначения пенсии по старости ФИО1) «Об утверждении Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края» в п.2 абз.3 предусматривалось, что компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляется проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам, вышедшим на пенсию и непосредственно перед выходом на неё занимавшимся педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), при наличии у них стажа работы в указанных образовательных учреждениях не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников.

Из приведённых положений нормативных правовых актов, действовавших в период педагогической деятельности ФИО1 и на момент назначения ему пенсии по старости (на ***), следует, что право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением предоставлялось работающим в сельской местности педагогическим работникам, и для таких работников, перешедших на пенсию, было предусмотрено сохранение этого права в виде получения компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, если общий стаж их работы в сельской местности составлял не менее 10 лет, и в качестве обязательного условия получения названной льготы после прекращения трудовых отношений и выхода на пенсию необходимо было пользование ею на момент выхода на пенсию.

Как установлено судом, на момент назначения ФИО1 пенсии по старости (на ***), вопрос о наличии у него права на получение вышеуказанных льгот компетентными органами не рассматривался. Впервые он обратился в КГКУ «Управление социальной защиты населения по Шелаболихинскому району» с заявлением о предоставлении ему как пенсионеру - педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения только ***.

В соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от *** № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (действующего на момент обращения ФИО1 в КГКУ «Управление социальной защиты населения по Шелаболихинскому району» и в настоящее время) педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (далее также - компенсация). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Как было указано выше, размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа) Алтайского края, регламентированы Законом Алтайского края от ***-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа)».

Во исполнение положений вышеуказанного Закона Алтайского края -ЗС были разработаны Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа) Алтайского края, утверждённые постановлением Администрации Алтайского края от ***, которое утратило силу с *** в связи с изданием Правительством Алтайского края Постановления от *** «Об утверждении Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа) Алтайского края».

В соответствии с п.2 вышеуказанных Правил, которые действовали на момент обращения ФИО1 в КГКУ «Управление социальной защиты населения по Шелаболихинскому району» и действуют в настоящее время, компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляется проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края следующим категориям педагогических работников:

- работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края;

- вышедшим на пенсию и непосредственно перед выходом на нее занимавшимся педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях, государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), при наличии у них стажа работы в указанных учреждениях (организациях) не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников;

- прекратившим трудовые отношения (независимо от факта продолжения ими трудовой деятельности) и соответствующим условиям, необходимым для назначения пенсии по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на ***, при наличии у них стажа работы в учреждениях (организациях), указанных в абзаце третьем настоящего пункта, не менее 10 лет, на момент прекращения трудовых отношений занимавшимся педагогической деятельностью в этих учреждениях (организациях) и получавшим меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренные для педагогических работников.

Таким образом, на момент обращения ФИО1 к ответчику с письменным заявлением о предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как проживающему в сельской местности педагогическому работнику, вышедшему на пенсию, в Алтайском крае действовали правовые акты, предусматривающие предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения проживающим в сельских населённых пунктах пенсионерам из числа педагогических работников, работавших в краевых и муниципальных образовательных организациях, при соблюдении следующих обязательных условий:

1). Наличие стажа не менее 10 лет в государственных образовательных учреждениях, государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа),

2). Непосредственно перед выходом на пенсию работа в вышеуказанных учреждениях (организациях) в должности, дающей право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения,

3). Получение на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников.

Поскольку ФИО1, *** г.р., прекратил трудовые отношения с образовательными учреждениями в ***, в связи с чем он не соответствовал условиям, необходимым на тот момент для назначения пенсии по старости, которая ему была назначена только ***. На дату назначения пенсии по старости, имея необходимый стаж более 10 лет в образовательных учреждениях, истец не занимался педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях, государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) и не получал меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренные для педагогических работников.

Пунктом 21 абз.2 Постановления Правительства Алтайского края от *** «Об утверждении Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края» предусмотрено, что основанием для отказа в предоставлении компенсации является несоответствие условиям, предусмотренным пунктами 2, 3 настоящих Правил.

Поскольку ФИО1 не были представлены доказательства, подтверждающие факт работы непосредственно перед выходом на пенсию в вышеуказанных учреждениях (организациях) в должности, дающей право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, а также он на момент выхода на пенсию не получал данные меры социальной поддержки, которые предусмотрены для педагогических работников, в связи с чем он не соответствовал требованиям п.2 Правил , что и явилось основанием для отказа в предоставлении ему права на получении компенсации, с чем суд соглашается.

Такие доказательства истцом не были предоставлены и в судебное заседание, поэтому оснований для признания незаконным решения КГКУ «Управление социальной защиты населения по Шелаболихинскому району» от *** за об отказе ФИО1 в назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогическому работнику и обязании ответчика произвести ему назначение указанной компенсации с момента обращения с заявлением, не имеется.

Доводы ФИО1, по которым он не согласен с принятым решением КГКУ «Управление социальной защиты населения по Шелаболихинскому району» от *** за , изложенные в иске и поддержанные в судебном заседании, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку они основаны на неверном толковании вышеуказанных норм права, поэтому суд отказывает истцу в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к КГКУ «Управление социальной защиты населения по Шелаболихинскому району» о признании решения об отказе в назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогическому работнику незаконным и обязании ответчика произвести назначение компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогическому работнику с момента обращения с заявлением, отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Шелаболихинский районный суд Алтайского края в течение одного месяца со дня составления судом решения в окончательной форме, т.е. после ***.

Судья: Е.Н.Корт

Мотивированное решение изготовлено ***.