ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-160/2022 от 11.05.2022 Видновского городского суда (Московская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Видное Московской области

Видновский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Куприяновой Я.Г., при секретаре Квасовой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента городского имущества города Москвы к ФИО2 об изъятии для государственных нужд города Москвы земельного участка, установлении суммы денежной компенсации, и по встречному исковому заявлению ФИО2 к Департаменту городского имущества города Москвы, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным распоряжения, обязании аннулировать запись в ЕГРН,

УСТАНОВИЛ:

Департамент городского имущества города Москвы обратился в суд с иском к ФИО2, в котором с учетом уточнений просил: изъять для государственных нужд земельный участок с кадастровым номером , общей площадью , расположенный по адресу: Российская Федерация, Московская обл., образованный из земельного участка с кадастровым номером общей площадью , расположенного по адресу: ;

- установить сумму денежной компенсации за изымаемое недвижимое имущество в соответствии с отчетом об оценке от ДД.ММ.ГГГГ выполненным независимой оценочной организацией в размере рубля;

- определить, что вступившее в законную силу решение суда по настоящему делу на основании п.1 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ является основанием для прекращения ограничений (обременений) внесенных в ЕГРН;

- определить, что вступившее в законную силу решение суда по настоящему делу в порядке п. 13 ст. 1О Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером общей площадью расположенный по адресу: Российская Федерация, Московская область, образованный из земельного участка с кадастровым номером общей площадью .м, расположенного по адресу: , ;

- определить, что вступившее в законную силу решение суда по настоящему делу на основании п.1 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 №43-ФЗ является основанием для государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы на земельный участок с кадастровым номером общей площадью .м, расположенный по адресу: Российская Федерация, Московская область, образованный из земельного участка с кадастровым номером общей площадью ДД.ММ.ГГГГ.м, расположенного по адресу: ;

- установить следующие условия возмещения:

- правообладатель обязан в течение 5 рабочих дней с даты вступления настоящего решения в законную силу предоставить в ГКУ «Управление дорожно-мостового строительства» реквизиты расчетного счета для оплаты стоимости изъятого недвижимого имущества; в случае отказа правообладателя предоставить реквизиты расчетного счета более 5 рабочих дней, денежные средства составляющие стоимость изъятого недвижимого имущества вносятся ГКУ «Управление дорожно-мостового строительства» на депозит нотариуса;

- возмещение стоимости изымаемого имущества осуществляется ГКУ «Управление дорожно-мостового строительства» за счет средств бюджета после вступления решения суда по настоящему делу в законную силу, на основании предоставленных правообладателем реквизитов расчетного счета, путем перечисления денежных средств на счет правообладателей. Обязательства ГКУ «Управление дорожно-мостового строительства» по оплате считаются исполненными с момента списания денежных средств с его расчетного счета, днем оплаты является дата списания денежных средств со счета ГКУ «Управление дорожно-мостового строительства»;

- правообладатель обязан освободить земельный участок от собственного имущества и имущества иных лиц в течение рабочих дней после получения денежной компенсации, и обеспечить допуск ГКУ «Управление дорожно­ мостового строительства» и (или) подрядной организации к земельному участку для действий, связанных с осуществлением изъятия объектов недвижимости, в том числе сноса. По истечении указанных дней ГКУ «Управление дорожно-мостового строительства» и (или) подрядная организация не несут юридической ответственности за оставленное правообладателем собственное имущество и имущество иных лиц.

В обоснование заявленных исковых требований истец указывает, что Департаментом городского имущества ДД.ММ.ГГГГ издано распоряжение «Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества» для реконструкции и строительства территории линейного объекта участка улично-дорожной сети – участок Юго-Восточной хорды от МКАД до магистрали Солнцево-Бутово-Видное, среди которых имеется земельный участок с кадастровым номером общей площадью кв.м, образованный в результате проведенных кадастровых работ из земельного участка с кадастровым номером общей площадью м, собственником которого является ФИО2, учитывая, что ФИО2 не соглашается в досудебном порядке подписать соглашение об изъятии недвижимого имущества по предложенной ей цене, истец вынужден обратиться в суд с настоящим исковым заявлением.

ФИО2 обратились в суд со встречным иском к ДГИ , в котором просила признать незаконным Распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы N от ДД.ММ.ГГГГ " Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества для целей реконструкции и строительства территории линейного объекта участка улично-дорожной сети – участок Юго-Восточной хорды от МКАД до магистрали Солнцево-Бутово-Видное в части перечня объектов недвижимого имущества, подлежащего изъятию земельного участка, подлежащего образованию из земельного участка с кадастровым номером , обязании Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по аннулировать запись в едином государственном реестре недвижимости о постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером общей площадью ., земельного участка с кадастровым номером , общей площадью м.

Требования мотивированы тем, что в результате принятия оспариваемого распоряжения у истца изымается часть принадлежащего ей земельного участка, тогда как изъятию подлежит весь участок; частичное изъятие создает неопределенность для истца в пользовании земельным участком и домом, исключает возможность планирования и прогнозирования в отношении принадлежащего ей имущества, исключает свободное пользование участком и домом ввиду неизбежного в будущем прекращения прав.

В судебном заседании представитель истца по первоначальному истку, ответчика по встречному иску заявленные требования поддержал, возражал против удовлетворения встречных требований указывая, что оспариваемое распоряжение принято в полном соответствии с требованиями закона уполномоченным органом.

Представители ответчика по первоначальному иску, истца по встречному в судебном заседании заявленные первоначальные требования не признали, возражая против их удовлетворения, настаивали на удовлетворении встречных требований.

Представитель ответчика Управления Росреестра по Московской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.

Представители третьих лиц Правительства Москвы, Правительства Московской области, ГКУ г. Москвы «Управление дорожно-мостового строительства» в судебное заседание явились, первоначальные заявленные требования поддержали в полном объеме.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании п. 1 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции и полномочия, являющиеся установленной сферой деятельности Департамента в том числе по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, в том числе земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы.

Департамент городского имущества города Москвы, в порядке п. 4.2.14(1) Постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 № 99-ПП, принимает решения об изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд в целях комплексного развития территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы, а также в целях строительства (реконструкции) объектов капитального строительства в рамках реализации адресной инвестиционной программы города Москвы, в том числе для размещения на присоединенных территориях объектов регионального значения, обеспечивающих реализацию государственных задач в области развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, иных государственных задач и включенных в перечень объектов регионального значения, подлежащих размещению на присоединенных территориях.

Таким образом, изъятие земельных участков для нужд города Москвы осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы - Департаментом, в соответствии с порядком установленным положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ и особенностями, установленными Федеральным законом от 31.06.2020 № 254-ФЗ.

Из материалов дела следует и установлено судом, что ФИО2 на основании Решения Видновского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу и Определения Видновского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в порядке реального раздела земельного участка с кадастровым номером общей площадью расположенного по адресу: является собственником земельного участка с кадастровым номером общей площадью .

Из сведений ЕГРН усматривается, что указанный участок является многоконтурным, границы которого установлены в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства.

Комитетом по архитектуре и градостроительству письмом от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с решением Градостроительного совета Московской области, согласован проект Планировки территории линейного объекта участка улично-дорожной сети - участок Юго-Восточной хорды от МКАД до магистрали Солнцево­Бутово-Видное. Приложением установлен перечень объектов недвижимости подлежащих изъятию для государственный нужд.

Постановлением Правительства Москвы от 29.09.2020 № 1623-ПП «Об утверждении проекта планировки территории линейного объекта участка улично-дорожной сети - участок Юго-Восточной хорды от МКАД до автомобильной дороги Солнцева - Бутово - Видное» утверждены границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства.

Постановлением Правительства Москвы от 03.11.2020 № 1871-ПП «Об Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2020-2023 годы» предусмотрено финансирование за счет средств бюджета города Москвы реконструкции и строительства территории линейного объекта участка улично-дорожной сети - участок Юго-Восточной хорды от МКАД до магистрали Солнцево-Бутово-Видное.

09.12.2020г. Департаментом городского имущества г. Москвы издано распоряжение N 42519 «Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества для целей реконструкции и строительства территории линейного объекта участка улично-дорожной сети – участок Юго-Восточной хорды от МКАД до магистрали Солнцево-Бутово-Видное», которым принято решение изъять для государственных нужд у правообладателей объекты недвижимого имущества (приложение) для целей, указанных в Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2020-2023 годы.

В указанное Приложение включен земельный участок с кадастровым номером 50:21:0030101:1273 общей площадью 745 кв.м, расположенный по адресу: 142718, , принадлежащий ФИО2

Основанием издания данного Распоряжения явилось постановление Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ-ПП «Об утверждении проекта планировки территории линейного объекта участка улично-дорожной сети - участок Юго-Восточной хорды от МКАД до автомобильной дороги Солнцева - Бутово - Видное», с целью реализации постановления Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ-ПП «Об Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2020-2023 годы».

Согласно части 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

В силу статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:

1) выполнением международных договоров Российской Федерации;

2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:

объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;

объекты использования атомной энергии;

объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;

объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

объекты, обеспечивающие космическую деятельность;

линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;

автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;

3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

В силу части 2 статьи 13 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" резервирование земель, изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав для размещения на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и территории Московской области объектов, предусмотренных абзацем пятым (в отношении объектов федерального транспорта и объектов транспорта регионального значения), абзацем десятым подпункта 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, а также транспортно-пересадочных узлов осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены частью 7 статьи 4 (в отношении объектов регионального значения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы), статьями 6 - 11, 13 и 14 Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии со статьей 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений:

1) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения);

2) уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения;

3) органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

На основании ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены:

1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования);

2) утвержденными проектами планировки территории.

Частью 2 ст. 1 Федерального закона № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что положения настоящего Федерального закона применяются к отношениям, возникающим при подготовке и утверждении документации по планировке территории, резервировании земель, изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставлении земельных участков, установлении сервитутов для размещения на присоединенных территориях объектов федерального значения и объектов регионального значения, обеспечивающих реализацию государственных задач в области развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, иных государственных задач и включенных в перечни, указанные в статье 2 настоящего Федерального закона.

В главе 2 указанного Закона №43-ФЗ указанного Закона детально регламентирован порядок изъятия земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд.

В ст.8 Закона № 43-ФЗ установлен порядок выявление лиц, земельные участки и (или) иные объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных нужд.

Орган исполнительной власти, уполномоченный на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, обязан обеспечить опубликование сообщения о планируемом изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд. Опубликование осуществляется в печатных СМИ, предназначенных для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти г. Москвы, органами местного самоуправления муниципального образования, на территории которого предусмотрено размещение данных объектов. Названное сообщение также размещается на официальных сайтах высшего исполнительного органа государственной власти г. Москвы и указанного муниципального образования.

В сообщении, должны быть указаны:

1) цели изъятия земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд;

2) границы зоны планируемого размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях которого предполагается изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества;

3) адрес, по которому заинтересованные лица могут получить информацию о предполагаемом изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд и подать заявление об учете прав на объекты недвижимого имущества, а также время подачи указанных заявлений.

В соответствии со ст. 9 Закона № 43-ФЗ в решении об изъятии недвижимого имущества должны быть указаны все изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и (или) иные объекты недвижимого имущества. При этом, в случае, если для размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, не требуется изъятие всего земельного участка, земельный участок, подлежащий изъятию для размещения данных объектов, подлежит образованию с учетом границ, установленных документацией по планировке территории.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность изъятия не всего земельного участка, а лишь части, необходимой для строительства участка улично-дорожной сети.

Учитывая изложенное, суд критически относится к доводам ФИО2 о том, что земельный участок с кадастровым номером , общей площадью .м, расположенный по адресу: Российская Федерация, Московская обл., образованный из земельного участка с кадастровым номером общей площадью .м, расположенного по адресу: не подлежал изъятию, поскольку действующее законодательство не содержит запрета на изъятие части земельного участка.

В рассматриваемом случае суд принимает во внимание доводы ответчика, что после изъятия спорного земельного участка оставшаяся часть будет не соответствовать минимальному размеру площади земельного участка, установленного Решением Совета Депутатов Ленинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ., однако находит, данное обстоятельство не свидетельствует о невозможности изъятия испрашиваемой части земельного участка.

Статьей 11.9 Земельного кодекса РФ установлен перечень оснований, когда изъятие части земельного участка не допускается, среди которых если образование новых участков приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на них объектов недвижимого имущества, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием; а если в результате образования земельного участка, подлежащего изъятию, земельный участок, остающийся в пользовании его правообладателя, и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества невозможно использовать в соответствии с разрешенным использованием.

Вместе с тем, как указано выше принадлежащий ФИО2 земельный участок является многоконтурным, границы состоит из двух замкнутых по отношению друг к другу фигур, расположенный на расстоянии друг от друга площадью 431 кв.м и 314 кв.м соответственно.

Кроме того, из выписки из ЕГРН усматривается, что вид разрешенного использования земельного участка ФИО2 не установлен.

При таких обстоятельствах, суд находит установленным, что изданное истцом оспариваемое в части Распоряжение не ущемляет прав ФИО2 в части владения и пользования оставшейся после изъятия части земельного участка, тем более, что оставшейся в собственности ответчика расположена часть индивидуального жилого дома, выход с которой осуществляется на участок площадью 314 кв.м.

Таким образом, учитывая, что оспариваемое распоряжение принято уполномоченным государственным органом в исполнение Постановлений Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ-ПП, ДД.ММ.ГГГГ-ПП которые не оспорены, являются действующими, равно, как и проект планировки, соответствует требованиям норм действующего законодательства, определяющим изъятие земельных участков для государственных нужд, и не нарушает права и законные интересы истца, суд не находит оснований для удовлетворения встречных требований.

Также суд находит заслуживающими внимания доводы Департамента городского имущества города Москвы о применении к спорным правоотношениям срока исковой давности.

Так, согласно ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В соответствии со ст. 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Частью 19 ст. 9 Федерального закона от 05.04.2013 №43-ФЗ установлено, что решение об изъятии недвижимого имущества может быть оспорено в суде в течение двух месяцев со дня его принятия.

В соответствии с ч. 16 ст. 9 Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ, решение об изъятии недвижимого имущества подлежит обязательному опубликованию (обнародованию) органом местного самоуправления по месту нахождения изымаемого объекта недвижимого имущества, а также размещению на официальном сайте высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение семи дней со дня принятия этого решения.

Оспариваемое в части распоряжение Департамента от ДД.ММ.ГГГГ размещено в установленный срок на официальном сайте Мэра Москвы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по электронному адресу: ФИО6 а именно ДД.ММ.ГГГГ, а также направлено в адрес ФИО4 сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ

Вместе с этим, ФИО4 обратилась в Видновский городской суд Московской области со встречным исковым заявлением по настоящему делу только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с пропуском установленного законом двухмесячного срока.

При таких обстоятельствах, суд находит подлежащими удовлетворению требования Департамента городского имущества города Москвы в части изъятия для государственных нужд города Москвы земельный участок общей площадью .м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: Российская Федерация, Московская область, образованный из земельного участка общей площадью ., с кадастровым номером , расположенный по адресу: .

Как указано выше, истец просит определить размер подлежащего выплате ответчику возмещения за изымаемое для государственных нужд имущество в виде в сумме рублей, а также порядок и сроки его выплаты, поскольку ответчик отказывается от заключения соглашения об изъятии земельного участка для государственных нужд, в связи с недостижением согласия о размере подлежащего выплате возмещения.

Частью 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В силу ч.1,4 ст. 281 ГК РФ земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения.

Положениями ст.56,8 ЗК РФ установлено, что размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.

В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.

Размер возмещения определяется не позднее чем за шестьдесят дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости.

Отчет об оценке, составленный в целях определения размера возмещения, рыночной стоимости земельного участка, предоставляемого в собственность взамен изымаемого, или рыночной стоимости права, на котором предоставляется земельный участок взамен изымаемого, действителен вплоть до подписания в соответствии со статьей 56.9 настоящего Кодекса соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо до решения суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» проведение оценки с целью установления рыночной стоимости обязательно при изъятии имущества для государственных или муниципальных нужд.

Таким образом, рыночная стоимость земельного участка и убытки, причиненные собственнику земельного участка в связи с его изъятием, являются составными частями выкупной цены изымаемого имущества.

В ходе рассмотрения спора установлено, что истцом в обоснование заявленных требований представлен отчет об оценке от ДД.ММ.ГГГГ. выполненный

Как указано выше, ответчик в судебном заседании оспаривал размер возмещения, установленный истцом и подлежащий выплате за изымаемое для государственных нужд принадлежащее ему имущество, поскольку произведенная истцом оценка несоразмерна его рыночной стоимости.

В соответствии с ч.6 ст. 56.9 ЗК РФ, к соглашению об изъятии недвижимости, предусматривающему изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества путем предоставления возмещения за них собственнику или обмена на иное недвижимое имущество, применяются правила гражданского законодательства о купле-продаже или мене.

Согласно ч.6 ст. 279 ГК РФ, сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

Положениями ч.2 ст. 281 ГК РФ установлено, что при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.

Таким образом, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, суд определяет стоимость объекта исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора, а также устанавливает порядок ее выплаты.

При разрешении настоящего спора, с целью определения размера возмещения подлежащего выплате ФИО2 за изымаемое для государственных нужд принадлежащее ей имущество, по ходатайству ответчика по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено

Из заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что рыночная стоимость земельного участка площадью , подлежащего образованию из земельного участка с КН площадью , включая рыночную стоимость и иные убытки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. составляет .

В соответствии со ст. 86 ГПК РФ, заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

В соответствии с ч.ч. 3 и 4 ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Таким образом, заключение судебной экспертизы оценивается судом по его внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства, собранного по делу, и их совокупности.

Изучив заключение эксперта, суд находит, что оно в полном объеме отвечает требованиям ст. 86 ГПК РФ, поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, свои выводы эксперт основывает на представленных в его распоряжение материалах дела, кроме того, его выводы основываются на исходных объективных данных, а также фактическом осмотре земельного участка.

В рассматриваемом случае суд также не находит законных оснований для удовлетворения ходатайства представителя истца о назначении по делу повторной оценочной экспертизы, поскольку представленное заключение не содержит неясностей, ответы даны на все поставленные судом вопросы.

При таких обстоятельствах, законных оснований сомневаться в достоверности заключения эксперта или относиться к его выводам критически у суда не имеется, в связи с чем, суд не соглашается с доводами истца и находит приведенную в заключении стоимость возмещения, подлежащего взысканию за изымаемое для государственных нужд имущество соответствующей рыночной стоимости изымаемого имущества, а также убытков, причиненных ответчику в связи с изъятием спорного имущества.

Таким образом, суд находит, что размер возмещения, подлежащий выплате ФИО2 за изымаемое для государственных нужд принадлежащее ей имущество в виде земельного участка площадью .м., с кадастровым номером должен быть определен в сумме

Определяя порядок и срок уплаты указанной компенсации, суд находит возможным их установление в соответствии с требованиями Департамента городского имущества города Москвы, учитывая, что заявленные требования способствуют своевременному исполнению решения суда в разумные сроки, кроме того, не оспариваются ответчиком по первоначальному иску.

С учетом изложенного суд находит исковые требования Департамента городского имущества города Москвы об изъятии для государственных нужд города Москвы земельного участка, установлении суммы денежной компенсации подлежащими частичному удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Департамента городского имущества города Москвы – удовлетворить частично.

Изъять для государственных нужд города Москвы земельный участок общей площадью .м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: Российская Федерация, Московская область, образованный из земельного участка общей площадью с кадастровым номером , расположенный по адресу: .

Установить сумму денежной компенсации за изымаемое имущество в размере

Решение суда об изъятии объекта недвижимости для государственных нужд города Москвы области является основанием для прекращения ограничений (обременений), внесенных в ЕГРН, основанием для государственной регистрации прекращения права собственности ФИО2 и основанием для государственной регистрации права собственности – города федерального значения Москвы на земельный участок общей площадью ., с кадастровым номером , расположенный по адресу: Российская Федерация, Московская область, образованный из земельного участка общей площадью ., с кадастровым номером , расположенный по адресу: .

Установить, что правообладатель обязан в течение рабочих дней с даты вступления настоящего решения в законную силу предоставить в ГКУ города Москвы «Управление дорожно-мостового строительства» реквизиты расчетного счета для оплаты стоимости изъятого недвижимого имущества.

Установить, что в случае отказа правообладателя предоставить реквизиты расчетного счета более 5 (пяти) рабочих дней, денежные средства, составляющие стоимость изъятого недвижимого имущества вносятся ГКУ города Москвы «Управление дорожно-мостового строительства» на депозит нотариуса.

Установить, что возмещение стоимости изъятого недвижимого имущества осуществляется ГКУ города Москвы «Управление дорожно-мостового строительства» за счет средств бюджета города Москвы после вступления решения суда по настоящему делу в законную силу, на основании предоставленных правообладателем реквизитов расчетного счета, путем перечисления денежных средств на счет правообладателя. Обязательства ГКУ города Москвы «Управление дорожно-мостового строительства» по оплате считаются исполненными с момента списания денежных средств с его расчетного счета, днем оплаты является дата списания денежных средств со счета ГКУ города Москвы «Управление дорожно-мостового строительства».

Установить, что правообладатель обязан освободить земельный участок от собственного имущества и имущества иных лиц в течение рабочих дней после получения денежной компенсации, и обеспечить допуск ГКУ города Москвы «Управление дорожно-мостового строительства» и (или) подрядной организации к земельному участку для действий, связанных с осуществлением изъятия объектов недвижимости, в том числе сноса. По истечении указанных ) рабочих дней ГКУ города Москвы «Управление дорожно-мостового строительства» и (или) подрядная организация не несут юридической ответственности за оставленное правообладателем собственное имущество и имущество иных лиц.

В удовлетворении встречных исковых требований ФИО2 к Департаменту городского имущества города Москвы, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ в части изъятия земельного участка, подлежащего образованию из земельного участка с кадастровым номером , об обязании Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области аннулировать запись в едином государственном реестре недвижимости о постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 430 кв.м., земельного участка с кадастровым номером общей площадью ., - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Видновский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Я.Г. Куприянова