дело № 2-160/2022
22RS0011-02-2021-004025-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«18» августа 2022 года г. Рубцовск
Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Коняева А.В.,
при секретаре Сковпень А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации города Рубцовска Алтайского края, Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации города Рубцовска Алтайского края, Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о возложении обязанности, в котором, с учетом уточнения исковых требований, просил:
- возложить на администрацию г. Рубцовска обязанность перечислить денежные средства в размере 360 094 рубля на счет Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в целях проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома по ... в объеме, указанном в заключении эксперта от *** г.;
- возложить на Некоммерческую организацию «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» обязанность принять в пределах своей компетенции меры для актуализации плана реализации краевой программы капитального ремонта многоквартирных домов путем включения жилого дома по ... в объеме перечисленных администрацией денежных средств в план капитального ремонта на следующий после перечисления денежных средств год, организовать проведение и выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома № *** по ... указанных в заключении эксперта от *** г.
В обоснование требований указано, что ФИО1 является собственником квартиры № *** по ..., администрация г. Рубцовска Алтайского края являлась наймодателем для жителей указанного жилого дома на момент проведения первой приватизации жилого помещения, однако работы по капитальному ремонту дома, в частности, работы по ремонту электроснабжения жилого дома, с с момента его вода в эксплуатацию (*** год) не производились, жилой дом не включен в перечень объектов капитального ремонта жилищного фонда, что свидетельствует о наличии у истца и других жителей дома права требования проведения капитального ремонта администрацией г. Рубцовска.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке.
Представители истца ФИО1 – ФИО2, ФИО3 в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования, выразили согласие с заключением экспертов.
Представители ответчиков администрация г. Рубцовска Алтайского края, Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
В отзыве на исковое заявление представитель администрация г. Рубцовска Алтайского края в удовлетворении исковых требований просил отказать, поскольку отсутствуют доказательства нуждаемости жилого дома на момент первой приватизации жилого помещения, они не могут быть установлены ВСН 53-86(р) «Ведомственные строительные нормы. Правила оценки физического износа зданий», поскольку они имеют справочный характер.
Выслушав пояснения представителей истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Так, согласно п.п. 1 - 3 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.
В силу ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено принимать решения о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ст. 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с данным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса РФ.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 г. «По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы» указано, что изменения, внесенные в правовое регулирование отношений в области организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Федеральным законом № 271-ФЗ, не затронули статью 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая не утратила силу и продолжает действовать, то есть обязывает прежних наймодателей жилых помещений (коими, как правило, выступали публично-правовые образования) надлежащим образом исполнять вытекающую из данной статьи публичную по своей правовой природе обязанность по проведению капитального ремонта нуждающихся в нем многоквартирных домов. Обязанность же по производству последующих капитальных ремонтов ложится на собственников жилых помещений, в том числе на граждан, приватизировавших жилые помещения.
Согласно ч. 1 ст. 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации возложение обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем (то есть на бывшего наймодателя), возможно лишь в том случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
В силу ч. 1 ст. 166 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;
3) ремонт крыши;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является собственником квартиры № *** в жилом доме по ....
Первая приватизация жилого помещения в указанном многоквартирном жилом доме осуществлена в *** г.
Документально подтвержденных сведений о проведении капитального ремонта указанного жилого дома с момента его ввода в эксплуатацию (*** год) не представлено.
Из ответа администрации г. Рубцовска Алтайского края от *** г. следует, что информация о включении жилого дома в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме до даты приватизации первого жилого помещения отсутствует.
Жилой дом по ... внесен в реестр МКД, включенных в краевую программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных ... на *** г.г., в соответствии с законом Алтайского края от 28.06.2013 г. № 37-ЗС «О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края». Планируемый перечень работ по капитальному ремонт: ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения - в период с *** по *** г.г.; ремонт фундамента и фасада – в период с *** по *** г.г.
В целях определения нуждаемости указанного многоквартирного жилого дома в проведении ремонта общедомовой системы электроснабжения, вида ремонтных работ (текущий ремонт или капитальный) и его необходимого объема на момент первой приватизации судом назначена судебная строительно-техническая экспертиза в ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы).
Из заключения экспертов от *** г., следует, что состояние системы электроснабжения многоквартирного дома №***, расположенного по адресу: ..., на ***, определенное согласно ВСН 58-88(р) «Положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения. Нормы проектирования» соответствует *** технического состояния: «неудовлетворительное, (неработоспособное) состояние» (фактический срок эксплуатации *** лет, минимальная продолжительность эффективной эксплуатации до проведения капитального ремонта *** лет), следовательно, срок нормативной эксплуатации системы электроснабжения на момент первой приватизации помещения жилого дома (***) истек, состояние системы электроснабжения на момент первой приватизации помещения жилого дома (***) требовало проведение капитального ремонта.
Анализом данных, полученных в ходе проведения экспертного осмотра общедомовой системы электроснабжения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ... данных, содержащихся в материалах исследуемого гражданского дела, и данных, содержащихся в нормативно-технической документации, установлено следующее:
вводно-распределительное устройство, а также общедомовые приборы учета системы электроснабжения, расположены на стене этажной площадки *** этажа в помещении подъезда №***;
ввод общедомовой системы электроснабжения – расположен со стороны дворового фасада исследуемого многоквартирного жилого дома, над входом в помещения подъезда №***;
электропроводка общедомовой системы электроснабжения от ввода в здание до ВРУ выполнена скрытой прокладкой в стальной трубе и проходит через наружную стену здания и в стене помещения подъезда, электропроводка выполнена проводами с алюминиевыми жилами в тряпичной изоляции, сечение жил проводов составляет менее ***, имеется полная потеря эластичности тряпичной изоляции;
электропроводка общедомовой системы электроснабжения между ВРУ и общедомовыми приборами учета выполнена открытой прокладкой проводами с алюминиевыми жилами в поливинилхлоридной изоляции сечение жил проводов составляет менее ***;
ответвление от ВРУ до стояков системы электроснабжения квартир и стояки системы электроснабжения квартир выполнены скрытой прокладкой в стальной трубе (с выходом в чердачное пространство) в стенах помещений подъездов, электропроводка выполнена проводами с алюминиевыми жилами в тряпичной изоляции, сечение жил проводов составляет менее ***, имеется полная потеря эластичности тряпичной изоляции, отдельные участки (в верхней части стояков) выполнены кабелями с алюминиевыми жилами в поливинилхлоридной изоляции, сечение жил кабеля составляет менее ***;
проводка системы электроснабжения квартир между выходами из стальных труб стояков в чердачном пространстве выполнена открытой прокладкой по чердачным конструкциям без крепления к ним, электропроводка выполнена выполнены кабелем с алюминиевыми жилами в поливинилхлоридной изоляции, сечение жил кабеля составляет менее ***;
проводка системы электроснабжения квартир (ответвления от стояков в помещения квартир до квартирных счетчиков) на отдельных участках выполнена открытой прокладкой по стенам подъездов исследуемого многоквартирного жилого дома, либо открытой прокладкой в поливинилхлоридных коробах, на отдельных участках выполнена скрытой прокладкой в стенах здания, проводка системы электроснабжения квартир (ответвления от стояков в помещения квартир до квартирных счетчиков) на участках с открытой прокладкой выполнена кабелями с алюминиевыми жилами в поливинилхлоридной изоляции, сечение жил кабеля составляет менее ***;
электропроводка системы освещения помещений подъездов и помещений подвала выполнена открытой прокладкой по конструкциям исследуемого многоквартирного жилого дома, на отдельных участках выполнена открытой прокладкой в поливинилхлоридных трубках и в гибких гофрированных поливинилхлоридных трубках, электропроводка системы освещения помещений подъездов и помещений подвала на участках с открытой прокладкой выполнена кабелями с медными жилами марки «...»;
имеется массовое разрушение антикоррозионного покрытия стальных труб и стальных разветвительных коробок стояков общедомовой системы электроснабжения;
на отдельных участках проводки общедомовой части системы электро-снабжения имеются оголенные участки и следы оплавления поливинилхлоридной изоляции, имеется полная потеря эластичности проводов с тряпичной изоляцией и локальная потеря эластичности проводов с поливинилхлоридной изоляцией;
крышки отдельных разветвительных коробок отсутствуют;
система освещения в помещениях подвала частично не функционирует;
имеются следующие дефекты и повреждения общедомовой системы электроснабжения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ...:
- электропроводка общедомовой системы электроснабжения от ввода в здание до ВРУ выполнена проводами с алюминиевыми жилами в тряпичной изоляции, имеется полная потеря эластичности тряпичной изоляции, кроме того, сечение жил проводов составляет менее ***, что не соответствует требованиям п. 7.1.34 ПУЭ «Правила устройства электроустановок. Издание 7»;
- электропроводка общедомовой системы электроснабжения от ВРУ до общедомового прибора учета (в части электроснабжения помещений квартир) и от общедомового прибора учета (в части электроснабжения помещений квартир) до выхода из ВРУ выполнена проводами с алюминиевыми жилами в поливинилхлоридной изоляции сечение жил проводов составляет менее ***, что не соответствует требованиям п. 7.1.34 ПУЭ «Правила устройства электроустановок. Издание 7»;
- ответвление от ВРУ до стояков системы электроснабжения квартир и стояки системы электроснабжения квартир (включая разветвительные коробки на них) выполнены проводами с алюминиевыми жилами в тряпичной изоляции, имеется полная потеря эластичности тряпичной изоляции, кроме того, сечение жил проводов составляет менее ***, что не соответствует требованиям п. 7.1.34 ПУЭ «Правила устройства электроустановок. Издание 7», отдельные участки (в верхней части стояков) выполнены кабелями с алюминиевыми жилами в поливинилхлоридной изоляции, сечение жил кабеля составляет менее ***, что не соответствует требованиям п. 7.1.34 ПУЭ «Правила устройства электроустановок. Издание 7»;
- проводка системы электроснабжения квартир между выходами из сталь-ных труб стояков в чердачном пространстве выполнена выполнены кабелем с алюминиевыми жилами в поливинилхлоридной изоляции, сечение жил кабеля составляет менее ***, что не соответствует требованиям п. 7.1.34 ПУЭ «Правила устройства электроустановок. Издание 7»;
- проводка системы электроснабжения квартир (ответвления от стояков в помещения квартир до квартирных счетчиков) на участках с открытой прокладкой выполнена кабелями с алюминиевыми жилами в поливинилхлоридной изоляции, сечение жил кабеля составляет менее ***, что не соответствует требованиям п. 7.1.34 ПУЭ «Правила устройства электроустановок. Издание 7»;
- электропроводка системы освещения помещений подъездов и помещений подвала на участках с открытой прокладкой выполнена кабелями с медными жилами марки «ВВГ-П», область применения указанного кабеля - для одиночной прокладки в кабельных сооружениях и производственных помещениях, согласно Таблицы 2 ГОСТ 31565-2012 «Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности» в помещениях жилых зданий требуется прокладка кабелей марки «ВВГ – П», тип исполнения кабеля «НГ (А) LS»;
- имеется массовое разрушение антикоррозионного покрытия стальных труб и стальных разветвительных коробок стояков общедомовой системы электроснабжения;
- на отдельных участках проводки общедомовой части системы электроснабжения имеются оголенные участки и следы оплавления поливинилхлоридной изоляции, крышки отдельных разветвительных коробок отсутствуют;
- система освещения в помещениях подвала частично не функционирует;
Экспертами указано, что для проведения капитального ремонта общедомовой системы электроснабжения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ... с учетом ее технического состояния на дату проведения экспертного осмотра, требуется проведение следующих ремонтно-строительных работ, с указанием объемов работ:
- выполнить демонтаж вводно-распределительного устройства (без дальнейшего использования), в количестве *** шт.;- выполнить полный демонтаж электропроводки, включая электропроводку системы освещения помещений подъездов, выполненной открытым способом (в помещениях подъездов, чердака и подвала), длиной проводки *** м. п.;
- выполнить установку вводно-распределительного устройства, в количестве *** шт.;
- выполнить устройство проводки системы электроснабжения открытой прокладкой в стальной трубе от ввода в здание до вводно-распределительного устройства, длиной *** м. п.;
- выполнить установку этажных распределительных щитков, в количестве *** шт.;
- выполнить устройство проводки системы электроснабжения открытой прокладкой в стальной трубе (между ВРУ и общедомовыми приборами учета, от общедомового прибора учета до этажных щитков), длиной *** м. п.;
- выполнить устройство проводки системы электроснабжения открытой прокладкой в стальной трубе (между этажными щитками и квартирными счетчиками), длиной *** м. п.;
- выполнить устройство проводки системы освещения помещений подъездов и подвала открытой прокладкой в стальной трубе, длиной *** м. п., с установкой светильников и выключателей в помещениях подвала.
Экспертами также отмечено, что для проведения вышеуказанных работ по капитальному ремонту общедомовой системы электроснабжения исследуемого многоквартирного жилого дома необходимо:
разработать проектную документацию на работы по полной замене общедомовой системы электроснабжения;
произвести строительные и электромонтажные работы в соответствии с разработанным проектом.
Выполнение данных мероприятий, должно выполняться специализированными организациями, имеющими допуск к соответствующим видам работ.
Стоимость работ по капитальному ремонту общедомовой системы электроснабжения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ..., в ценах на ***, составляет 360 094 рублей 80 копеек.
Руководствуясь приведенными правовыми нормами, учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, в ходе рассмотрения дела установлен факт нуждаемости в проведении капитального ремонта общедомовой системы электроснабжения спорного многоквартирного дома на момент первой приватизации, в связи с чем полагает, что обязанность по капитальному ремонту общедомовой системы электроснабжения в многоквартирном жилом доме сохранилась за органами местного самоуправления – администрацией г. Рубцовска Алтайского края, что свидетельствует о необходимости возложения на обязанности обязанность по финансированию проведения капитального ремонта путем перечисления средств в размере, установленном заключением эксперта, на счет регионального оператора.
В свою очередь на Некоммерческую организацию «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» должна быть возложена обязанности по организации проведения капитального ремонта общедомовой системы электроснабжения спорного многоквартирного дома путем внесения соответствующих изменений (актуализации) в программу капитального ремонта.
При этом суд полагает, что получая в муниципальную собственность объекты жилищного фонда, муниципалитеты получали и средства, необходимые для их капитального ремонта. Доказательств отсутствия таких денежных средств в отношении спорного дома администрацией г. Рубцовска Алтайского края не представлено.
Учитывая, что капитальный ремонт, который требовался на момент начала приватизации квартир в доме, не производился, соответствующая обязанность возникла у наймодателя, и он может быть понужден к ее исполнению в судебном порядке. Возложение судом по настоящему делу на бывшего наймодателя жилых помещений в доме обязанности осуществить финансирование работ по капитальному ремонту общедомовой системы электроснабжения спорного многоквартирного дома, требовавшихся на момент начала приватизации, соответствует закону.
Данные выводы, по мнению суда, согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 12.03.2019 г. № 577-О.
При этом не имеет значение, что спорный дом включен в региональную программу капитального ремонта, которой определен срок проведения капитального ремонта и конкретных видов работ, поскольку, как установлено судом, до первой приватизации дом уже нуждался в капитальном ремонте общедомовой системы электроснабжения, доказательств обратному ответчиками не предоставлено.
Доводы представителя администрации г. Рубцовска, изложенные в возражении на иск, об отсутствии доказательств нуждаемости жилого дома на момент первой приватизации жилого помещения в проведении капитального ремонта, поределение которого не возможно на основании использованных экспертом ВСН 53-86(р) «Ведомственные строительные нормы. Правила оценки физического износа зданий», поскольку они имеют справочный характер, являются несостоятельными, поскольку опровергаются представленными в дело доказательствами.
При этом суд учитывает, что понятие текущего и капитального ремонта содержатся в ведомственных строительных нормах ВСН № 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденных приказом Госкомархитектуры Российской Федерации при Госстрое СССР от 23.11.1988 г. № 312.
В соответствии с пунктом 1.2 ВСН № 58-88 (р) данный нормативно-правовой акт является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.
Суд не усматривает оснований ставить под сомнение достоверность заключения судебной экспертизы, поскольку она назначена и проведена в соответствии с нормами действующего законодательства, эксперты предупреждались об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, стороны по делу имели возможность ставить перед экспертом вопросы, заключение эксперта является последовательным и мотивированным, противоречий не содержит.
Данное экспертное заключение отвечает требованиям ст. 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержит подробное описание проведенных исследований, фототаблицы, в обоснование сделанного вывода экспертом приведены соответствующие данные из имеющихся в распоряжении документов, выводы эксперта основаны на объективных данных, а также на использованной при проведении исследования научной и методической литературе.
При таких обстоятельствах заключение эксперта отвечает признакам относимости, допустимости и достоверности доказательства, основания сомневаться в его правильности отсутствовали.
Исходя из того, что администрацией города Рубцовска Алтайского края в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не доказано исполнение обязанностей по проведению когда-либо капитального ремонта дома, либо отсутствия нуждаемости в проведении такого ремонта до начала приватизации и на момент приватизации жилого помещения, выводы экспертов относительно сроков эксплуатации конструкций дома, нуждаемости общедомовой системы электроснабжения в многоквартирном жилом доме в капитальном ремонте на дату первой приватизации в данном доме могут быть положены в основу решения суда.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если действия по исполнению решения могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом характера требований, необходимости подготовки большого количества документов и выделения на эти цели бюджетных средств, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения в части перечисления денежных средств на проведение работ по капитальному ремонту в течение *** с момента вступления решения в законную силу.
На основании приведенных правовых норм, экспертного заключения, с учетом разъяснений ст. 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, установившей механизм участия бывшего наймодателя в проведении капитального ремонта, суд полагает необходимым возложить на администрацию г. Рубцовска обязанности перечислить денежные средства в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, на счет Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов», в целях финансирования работ по капитальному ремонту общедомовой системы электроснабжения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ..., в сумме 360 094 рублей 80 копеек (в объеме работ, указанном в заключении экспертов от *** г., составленном ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы).
Как следует из п. 8 Порядка подготовки и утверждения краткосрочных планов реализации краевой программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на *** годы, утвержденной постановлением Правительства Алтайского края от 29.12.2017 г. №496 (ред. от *** г.), региональный оператор определяет прогнозируемый объем средств фондов капитального ремонта муниципальных образований и направляет его в уполномоченный орган и органы местного самоуправления до *** года, предшествующего тому, в котором планируется проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Органы местного самоуправления с учетом предложений лиц, указанных в пункте 7 настоящего порядка, и представленного региональным оператором прогнозируемого объема средств фондов капитального ремонта формируют сведения о многоквартирных домах и направляют их в уполномоченный орган до *** года, предшествующего тому, в котором планируется проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории соответствующего муниципального образования и включенных в краевую программу (пункт 9).
Уполномоченный орган на основании представленных органами местного самоуправления сведений о многоквартирных домах и прогнозируемого объема средств фонда капитального ремонта, представленного региональным оператором, в течение двух месяцев после внесения изменений в краевую программу в установленном порядке формирует и утверждает план реализации краевой программы в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории Алтайского края (пункт 10).
Кроме того, при наличии оснований для актуализации краевой программы в соответствии с п.п. 13-14 Порядка Региональный оператор и органы местного самоуправления в течение пятнадцати рабочих дней с момента наступления оснований для актуализации программы направляют в уполномоченный орган сведения о многоквартирных домах для актуализации планов реализации краевой программы.
На основании полученных сведений о многоквартирных домах от регионального оператора и органов местного самоуправления уполномоченный орган вносит соответствующие изменения в планы реализации краевой программы не реже одного раза в полугодие.
Таким образом, Фонд капитального ремонта многоквартирных домов (как лицо в силу жилищного законодательства наделенное полномочиями по организации проведения капитального ремонта) полномочен совершать действия в пределах своей компетенции, направленные на исполнение решения суда по внесению соответствующих изменений (актуализации) в программу капитального ремонта.
В связи с чем, в целях исполнимости решения на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов подлежит возложению обязанность принять в пределах своей компетенции меры для актуализации плана реализации краевой программы капитального ремонта многоквартирных домов путем включения многоквартирного дома № *** по ... в объеме перечисленных средств администрацией г. Рубцовска Алтайского края в план капитального ремонта на следующий после перечисления денежных средств год и организовать работы по капитальному ремонту общедомовой системы электроснабжения многоквартирного дома № *** по ..., указанные в заключении экспертов от *** г., составленном ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы.
Оснований для возложения на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов обязанности выполнить конкретные виды работ по ремонту общедомовой системы электроснабжения многоквартирного жилого дома, указанных в заключении экспертов от *** г., суд не усматривает, поскольку в силу положений ст.182 Жилищного кодекса Российской Федерации Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, и для выполнения данных целей привлекает для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключает с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации.
Возложение на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов обязанности по организации работ по капитальному ремонту многоквартирного дома является достаточным для их проведения и исполнения решения суда.
Ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам; другие признанные судом необходимыми расходы (ст. 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая положения ст.ст. 88, 94, 96, 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также обоснованность заявленных требований истца и их удовлетворение, суд полагает необходимым взыскать с ответчиков администрации г.Рубцовска Алтайского края и Фонда капитального ремонта многоквартирных домов в равных долях (по 18 400 рублей с каждого) расходы за проведение судебной строительно-технической экспертизы в пользу общества с ограниченной ответственностью «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы», поскольку оплата за экспертизу до настоящего времени не произведена, при этом назначенная по делу судебная экспертиза выполнена экспертным учреждением в полном объеме, заключение представлено суду, расходы за проведение экспертизы составили 36 800 рублей.
В силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчиков администрации г. Рубцовска Алтайского края и Фонда капитального ремонта многоквартирных домов в пользу ФИО1 подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей по 150 рублей с каждого из ответчиков.
Руководствуясь статьями 194-199, 320-321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Возложить на администрацию города Рубцовска Алтайского края обязанность в течение *** с момента вступления в законную силу решения суда перечислить денежные средства на счет Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в целях финансирования работ по капитальному ремонту общедомовой системы электроснабжения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ..., в сумме 360 094 рублей 80 копеек (в объеме работ, указанном в заключении экспертов от *** г., составленном ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы), а именно:
- демонтаж вводно-распределительного устройства (без дальнейшего использования), в количестве *** шт.;
- полный демонтаж электропроводки, включая электропроводку системы освещения помещений подъездов, выполненной открытым способом (в помещениях подъездов, чердака и подвала), длиной проводки *** м. п.;
- установку вводно-распределительного устройства, в количестве *** шт.;
- устройство проводки системы электроснабжения открытой прокладкой в стальной трубе от ввода в здание до вводно-распределительного устройства, длиной *** м. п.;
- установку этажных распределительных щитков, в количестве *** шт.;
- устройство проводки системы электроснабжения открытой прокладкой в стальной трубе (между ВРУ и общедомовыми приборами учета, от общедомового прибора учета до этажных щитков), длиной *** м. п.;
- устройство проводки системы электроснабжения открытой прокладкой в стальной трубе (между этажными щитками и квартирными счетчиками), длиной *** м. п.;
- устройство проводки системы освещения помещений подъездов и подвала открытой прокладкой в стальной трубе, длиной *** м.п., с установкой светильников и выключателей в помещениях подвала.
Возложить на Некоммерческую организацию «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» обязанность принять в пределах своей компетенции меры для актуализации плана реализации краевой программы капитального ремонта многоквартирных домов путем включения многоквартирного дома № *** по ... в объеме перечисленных средств администрацией города Рубцовска Алтайского края в план капитального ремонта на следующий после перечисления денежных средств год и организовать работы по капитальному ремонту общедомовой системы электроснабжения многоквартирного дома № *** по ..., указанные в заключении экспертов от *** г., составленном ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы, а именно:
- демонтаж вводно-распределительного устройства (без дальнейшего использования), в количестве *** шт.;
- полный демонтаж электропроводки, включая электропроводку системы освещения помещений подъездов, выполненной открытым способом (в помещениях подъездов, чердака и подвала), длиной проводки *** м.п.;
- установку вводно-распределительного устройства, в количестве *** шт.;
- устройство проводки системы электроснабжения открытой прокладкой в стальной трубе от ввода в здание до вводно-распределительного устройства, длиной *** м.п.;
- установку этажных распределительных щитков, в количестве *** шт.;
- устройство проводки системы электроснабжения открытой прокладкой в стальной трубе (между ВРУ и общедомовыми приборами учета, от общедомового прибора учета до этажных щитков), длиной *** м.п.;
- устройство проводки системы электроснабжения открытой прокладкой в стальной трубе (между этажными щитками и квартирными счетчиками), длиной *** м. п.;
- устройство проводки системы освещения помещений подъездов и подвала открытой прокладкой в стальной трубе, длиной *** м.п., с установкой светильников и выключателей в помещениях подвала.
В остальной части исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.
Взыскать с администрации города Рубцовска Алтайского края, Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей по 150 рублей с каждого.
Взыскать с администрации города Рубцовска Алтайского края, Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» расходы на проведение судебной экспертизы от *** г. в размере 36 800 рублей по 18 400 рублей с каждого.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Рубцовский городской суд Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.В. Коняев