Кимрский городской суд Тверской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Кимрский городской суд Тверской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
дело № 2-161/11 подлинник
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кимрский городской суд Тверской области
в составе:
председательствующего судьи Аксёнова С. Б.
с участием прокурора Кимрской межрайонной прокуратуры Тверской области ФИО2
при секретаре Федосеевой Р. П.,
а также представителей ответчика - ФИО3, ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кимры 15 февраля 2011 года гражданское дело по иску и. о. Кимрского межрайонного прокурора Тверской области, выступающего в интересах неопределённого круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью о признании незаконной деятельности по проведению стимулирующей лотереи с использованием в качестве лотерейного оборудования модифицированных игровых автоматов,
у с т а н о в и л :
И. о. Кимрского межрайонного прокурора Тверской области, выступающий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью « (далее - ООО о признании незаконной деятельности по проведению по адресу: Тверская область, г. Кимры, ул. , д. №, стимулирующей лотереи «», организатором которой является ООО «», с использованием в качестве лотерейного оборудования модифицированных игровых автоматов и возложении обязанности по прекращению данной деятельности и не осуществлению её на территории г. Кимры и Кимрского района Тверской области. Свои требования прокурор мотивировал тем, что Кимрской межрайонной прокуратурой проведена проверка законности деятельности игорных заведений, лотерейных клубов на территории г. Кимры Тверской области. Установлено, что по адресу: г. Кимры, ул. , д. № ООО «» организовано проведение всероссийской тиражной стимулирующей лотереи « Организатором проведения данной лотереи в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года является ООО «», что подтверждается копией выписки из государственного реестра всероссийских лотерей № и копией сопроводительного письма Контрольного управления ФНС от ДД.ММ.ГГГГ №. ООО «» заключило с ООО «» агентский договор № № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Агент (ООО ») обязуется совершать действия по реализации (продаже) товара, принадлежащего Принципалу, реализации услуг и проведению от своего имени стимулирующей лотереи «», в том числе проведению розыгрыша призового фонда стимулирующей лотереи «» и выплате по ним выигрышей в соответствии с условиями стимулирующей лотереи и положениями настоящего договора. Под товаром по настоящему договору понимаются карты оплаты доступа и услуг, где «карта оплаты» - средство, позволяющее абоненту и (или) пользователю использовать «Информационную систему» организатора, идентифицировав абонента и (или) пользователя для организатора как плательщиков, а «информационная система» - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий и технических средств. Адрес информационной системы в электронной сети Интернет: (п. 2.1 Договора). Согласно п. 2.1.2. данного договора Агент является оператором лотереи. Кроме того, в п. 2.1.4 договора указано, что Агент самостоятельно организует и ведёт внутреннюю учётную документацию, отражающую результаты проводимых розыгрышей. Оформление итогов проводимых тиражей является обязательным. Карта оплаты доступа услуг даёт посетителю право воспользоваться Интернет сайтом продолжительностью по времени, указанном на карте оплаты услуг. Розыгрыш призов стимулирующей лотереи проводится на лотерейном оборудовании, принадлежащем Агенту на праве субаренды (договор субаренды № № от ДД.ММ.ГГГГ года, заключённый с ООО «») (п. 2.2 агентского договора № №). В соответствии с условиями стимулирующей лотереи «» для того, чтобы стать участником данной лотереи, потенциальному участнику необходимо в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оплатить товар, с реализацией которого связано проведение стимулирующей лотереи и предъявить организатору лотереи в месте оплаты товара чек или иной унифицированный документ, подтверждающий оплату товара, после чего, потенциальный участник будет зарегистрирован в качестве участника стимулирующей лотереи и участвовать в розыгрыше тиража призового фонда, предшествующем дате подачи заявки. Каждая заявка учитывается организатором стимулирующей лотереи в реестре участников тиража стимулирующей лотереи. Договор на участие в стимулирующей лотерее между организатором стимулирующей лотереи и её участником считается заключённым в момент принятия заявки на участие в стимулирующей лотерее. Организатор стимулирующей лотереи обязан провести розыгрыш призового фонда стимулирующей лотереи и выплатить выигрыши выигравшим участникам стимулирующей лотереи, заключившим договоры на участие в стимулирующей лотерее до даты опубликования сообщения о прекращении проведения стимулирующей лотереи или иного публичного уведомления о таком прекращении. При проведении стимулирующей лотереи её организатор не вправе использовать процедуры и алгоритмы, которые позволяют предопределять результат розыгрыша призового фонда стимулирующей лотереи до начала такого розыгрыша. Вместе с тем, по вышеуказанному адресу ООО осуществляется организация азартных игр на игровых автоматах, что подтверждается следующим. Посетитель после приобретения карты оплаты доступа и услуг приступает к игре на лотерейном терминале. Игра начинается с начального числа баллов, соответствующего стоимости карты оплаты доступа услуг. Например, карта оплаты доступа услуг номиналом 60 минут стоит 100 рублей, следовательно, посетитель, купивший эту карту, начинает игру на лотерейном оборудовании со 100 очками. В случае, если посетитель во время игры на лотерейном оборудовании набрал баллов больше, чем число баллов, с которыми он начинал игру, он вправе получить деньги (1 очко = 1 рублю). Выигрыш выдаётся оператором ООО «». Используемые лотерейные автоматы являются изменёнными игровыми автоматами, у которых демонтирован купюроприёмник. Согласно разъяснениям Министерства финансов РФ от 7 апреля 2008 года № 05-03-08/19 попытки представить игровое оборудование в качестве лотерейного с целью ухода от государственного контроля деятельности по организации азартных игр путём модификации игровых автоматов, в результате которой демонтируются отдельные части игрового автомата (например, устройства приёма и выдачи денежных знаков или их заменителей), неправомерны по следующим причинам. Понятие игрового автомата, содержащееся в Федеральном законе от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» не содержит требования о наличии в игровом автомате устройств для приёма и выдачи денежных знаков или их заменителей. Правила проведения испытаний игровых автоматов с денежным выигрышем с целью утверждения типа и контроля за их соответствием утверждённому типу, утверждённые Приказом Госстандарта России от 24 января 2000 года № 22, также не предусматривают обязательного наличия в игровом автомате вышеназванных устройств. Основной и необходимой частью игрового автомата, которая определяет его функциональную принадлежность, является центральный блок управления с заложенной игровой программой, определяющей результаты игры на нём. Следовательно, игровой автомат без устройств приёма и выдачи денежных знаков или их заменителей, при наличии центрального блока управления, содержащего игровую программу, также является игровым автоматом.
ООО в подтверждение законности использования игровых автоматов в качестве лотерейного оборудования представлен договор субаренды оборудования № № от ДД.ММ.ГГГГ, заключённый между ООО «» и ООО «», согласно которому ООО «», являясь арендатором, предоставляет во временное пользование ООО » лотерейные терминалы, согласно приложению к договору (25 единиц оборудования согласно приложению № к договору). Кроме того, ООО «» представлены копии следующих документов: сертификат соответствия № № на «Лотерейный терминал «Lat-03»/мод. 02, выданный ООО «АС» АНО «Межрегиональный испытательный центр», а также копии сертификатов соответствия под №№ № (Лотерейная программа VideoGame-1 ЛОТО Обезьяна»), № (Лотерейная программа VideoGame-1 Пират-2»), № (Лотерейная программа VideoGame-1 Гном»), № (Лотерейная программа VideoGame-1 КЕКС»), № (Лотерейная программа VideoGame-1 ЛОТО Пробки»), № (Лотерейная программа VideoGame-1 ЛОТО Фрукты»), № (Лотерейная программа VideoGame-1 ЛОТО Гараж»), № (Лотерейная программа VideoGame-1 ЛОТО Сейфы»), № (Лотерейная программа VideoGame-1 ЛОТО Скалолаз»), № (Лотерейная программа ТОРИ-ЛОТО IV»), № (Лотерейная программа VideoGame-1 ЛОТО Остров 2»), № (Лотерейная программа ТОРИ-ЛОТО IV»), № (Лотерейная программа ТОРИ-ЛОТО IV»), № (Лотерейная программа ТОРИ-ЛОТО VII»), № (Лотерейная программа ТОРИ-ЛОТО IХ»), № (Лотерейная программа ТОРИ-ЛОТО Х»), № (Лотерейная программа ТОРИ-ЛОТО ХVI»), № (Лотерейная программа ТОРИ-ЛОТО ХIХ»), № (Лотерейная программа ТОРИ-ЛОТО ХХII»), № (Лотерейная программа ТОРИ-ЛОТО ХХХII»), № (Лотерейная программа ТОРИ-ЛОТО ХХХIII»), № (Лотерейная программа ТОРИ-ЛОТО ХХХIV»), № (Лотерейная программа ТОРИ-ЛОТО ХХХV»). Используемое обществом оборудование по внешнему виду ничем не отличаются от обычных игровых автоматов. Согласно письму Ростехрегулирования от 20 марта 2008 года № ВП-101-26/1451 определить чёткие параметры (характеристики) лотерейного оборудования возможно только в рамках обязательного подтверждения соответствия, установленного Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», путём разработки и принятия технического регламента в отношении лотерейного оборудования. Порядок разработки и принятия технических регламентов определён законодательством Российской Федерации. Доказательств удаления из используемых обществом автоматов центрального блока управления с заложенной игровой программой не представлено. Используемые обществом автоматы не имеют устройства для выдачи лотерейных билетов и устройства для считывания штрих-кодов лотерейных билетов и фактически используются посетителями для игры с целью получения выигрыша. Законом о лотереях установлено, что лотерейные автоматы могут быть отнесены к лотерейному оборудованию, специально изготовленному и используемому для проведения лотереи или оснащённому лотерейными программами. Наличие сертификатов лотерейного оборудования и лотерейных программ не свидетельствует о том, что данное оборудование соответствует требованиям Закона «О лотереях». На момент получения данных сертификатов закон не предполагал обязательной сертификации оборудования. Согласно п. 10 ст. 12.1 Закона «О лотереях» технический регламент на лотерейное оборудование принимается постановлением Правительства РФ. До настоящего времени указанный технический регламент Правительством РФ не принят. Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 11 ноября 2003 года № 138-ФЗ лотерея в зависимости от способа формирования её призового фонда подразделяется на: 1) лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счёт которой формируется призовой фонд лотереи; 2) лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счёт средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея). Однако в ходе проведения проверки установлено, что организатором лотереи не создан призовой фонд стимулирующей лотереи ». Приказа о создании её призового фонда в ходе проверки не представлено. Согласно ст. 2 Федерального закона от 11 ноября 2003 года № 138-ФЗ «О лотереях» лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом; выигрыш - часть призового фонда лотереи, определяемая согласно условиям лотереи, выплачиваемая в денежной форме участнику лотереи, передаваемая (в натуре) в собственность или предоставляемая участнику лотереи, признанному выигравшим в соответствии с условиями лотереи; призовой фонд лотереи - совокупность денежных средств, иного имущества или услуг, предназначенных для выплаты, передачи или предоставления выигрышей согласно условиям лотереи. Таким образом, несмотря на ряд одинаковых признаков как риск, случайность выигрыша и т. д., понятия «стимулирующая лотерея» и «азартная игра» отличаются. При проведении азартной игры размер выигрыша заранее неизвестен. Участник игры опосредованно влияет на результат игры путём использования ставок. В стимулирующей лотереи, целью которой является продвижение (реклама) товара и (или) увеличение объёма продаж этого товара, размер выигрыша участника лотереи, как правило, заранее известен и он никак не может влиять на процесс проведения лотереи путём использования ставок.
Лотерея в силу ч. 7 ст. 6 Федерального закона «О лотереях» может проводиться в режиме реального времени только федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, на всей территории Российской Федерации. Как видно из материалов дела, в деятельности ООО «» усматриваются все признаки азартной игры: использование игровых автоматов, неизвестность заранее размера выигрыша участника игры, определённое влияние игрока на процесс игры с помощью ставок, проведение игры в режиме реального времени, а не поэтапно. В рассматриваемом случае деятельность ООО «» имеет признаки организации азартных игр, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Согласно п. 1 ст. 4 данного Федерального закона азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключённое двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры (чтобы получить возможность играть на автомате и выиграть деньги, необходимо приобрести товар). В соответствии с п. 6 ст. 4 Федерального закона деятельность по организации и проведению азартных игр - деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр. В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 3 Федерального закона РФ от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путём выявления, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр. Проведение азартных игр под видом лотереи нарушает права и законные интересы граждан, посягает на нравственность и может создавать угрозу причинения гражданам вреда. При проведении вышеуказанной стимулирующей лотереи участник самостоятельно определяет денежную сумму, подлежащую внесению в автомат по соотношению 1 рубль = 1 баллу. Количество таких баллов определяется самостоятельно стоимостью приобретённых товаров. Выигрыш выдаётся оператором ООО ». Учитывая изложенное, проведение ООО стимулирующей лотереи на вышеуказанных условиях является организацией азартной игры и противоречит ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ, в соответствии с которой игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах. В соответствии со ст. 9 этого же Федерального закона игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край; Приморский край; Калининградская область; Краснодарский край и Ростовская область. На территории Тверской области организация и проведение азартных игр путём создания игорных заведений не допускается.
Таким образом, ООО «» отдельные требования Федерального закона от 11 ноября 2003 года № 138-ФЗ «О лотереях» соблюдены формально и по существу деятельность данного общества является деятельностью по проведению азартных игр, что нарушает права неопределённого круга лиц, граждан, проживающих на территории г. Кимры, на благополучную социально-психологическую обстановку и общественный порядок.
Определением Кимрского городского суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу по иску и. о. Кимрского межрайонного прокурора Тверской области, выступающего в интересах неопределённого круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью « в части возложения обязанности по прекращению деятельности по проведению стимулирующей лотереи и не осуществлении её на территории г. Кимры и Кимрского района Тверской области прекращено в связи с отказом прокурора от данной части требований.
В судебном заседании прокурор ФИО2 требования Кимрского межрайонного прокурора в оставшейся части поддержала и просила их удовлетворить, уточнив, что, поскольку ООО «» прекратила деятельность по проведению по адресу: Тверская область, г. Кимры, ул. , д. № стимулирующей лотереи «», поэтому деятельность данного общества просила признать незаконной за прошедший период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года. Кроме того, утверждала, что копия приказа о формировании призового фонда, несмотря на указание о предоставлении данного документа в сопроводительном письме от ДД.ММ.ГГГГ года, от директора ООО » по её, ФИО2, запросу не поступала.
Представители ответчика - ФИО3 и ФИО4 иск не признали. При этом ФИО3 дополнила, что копию приказа о формировании призового фонда она направляла в Кимрскую межрайонную прокуратуру по запросу прокурора ФИО2, что подтверждается сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ года. Однако, несмотря на указание в исковом заявлении о не предоставлении приказа, представить его в судебном заседании не может, т. к. названный документ лично у неё отсутствует. ФИО4 пояснил суду, что исковые требования Кимрского межрайонного прокурора не основаны на нормах действующего законодательства РФ и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Так, при доказывании незаконности деятельности ответчика прокурор ссылается на разъяснения Министерства финансов РФ от 7 апреля 2008 года № 05-03-08/19, которые не являются нормативным правовым актом и вследствие этого в силу ст. 59 ГПК РФ не могут быть признаны допустимым доказательством по делу. По тем же причинам не является доказательством обоснованности требований прокурора и письмо Ростехрегулирования от 20 марта 2008 года № ВП-101-26/1451, тем более, что оно подтверждает правомерность действий ответчика. Указывая в исковом заявлении о возможности определить чёткие параметры (характеристики) лотерейного оборудования только в рамках обязательного подтверждения соответствия, установленного Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», путём разработки и принятия технического регламента в отношении лотерейного оборудования и что до настоящего времени указанный технический регламент Правительством РФ не принят, вывод прокурора о том, что ответчиком применялись модифицированные игровые автоматы, а не лотерейное оборудование, не основан на действующем законодательстве. Кроме того, ссылаясь в иске, что используемое обществом оборудование по внешнему виду ничем не отличается от обычных игровых автоматов, прокурор не приводит положений ГОСТа, технических условий и технического регламента, устанавливающих, чем по внешнему виду лотерейное оборудование должно отличаться от игрового. Для проведения стимулирующей лотереи требуется наличие лотерейного оборудования - специально изготовленного и используемого для проведения лотереи, или оборудования, оснащённого лотерейными программами (ст. 2 Федерального закона от 11 ноября 2003 года № 138-ФЗ «О лотереях»). Это могут быть и сложная компьютеризированная система, и простой лотерейный барабан. Заявляя в иске о не предоставлении ответчиком доказательств удаления из используемых обществом автоматов центрального блока управления с заложенной игровой программой, прокурором не учтено, что для перенастройки любой компьютерной системы достаточно изменить или ввести новую программу. Говоря о том, что используемые обществом автоматы не имеют устройства для выдачи лотерейных билетов и устройства для считывания штрих-кодов лотерейных билетов и фактически используются посетителями для игры с целью получения выигрыша, прокурор говорит о лотерейных терминалах, используемых в моментальных лотереях, которые не имею отношения к рассматриваемому делу. При такой ситуации, утверждение прокурора, что посетитель после приобретения карты оплаты доступа и услуг приступает к игре на лотерейном терминале, является ошибочным. Более того, прокурор со ссылкой на ст. 2 ФЗ «О лотереях» фиксирует в иске, что договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом. Таким образом, из данного Федерального закона следует, что устройство для считывания штрих-кода в данном случае не требуется.
Также ФИО4 отмечает, что, не являясь специалистом в области программирования и электроники, и не проводя соответствующей экспертизы, прокурор, тем не менее, определяет, что данное оборудование и программа не соответствуют требованиям Федерального закона «О лотереях». Наличие сертификатов, по мнению прокурора, ни о чём не свидетельствует, поскольку на момент получения данных сертификатом закон не предполагал обязательной сертификации лотерейного оборудования. Однако указанный закон и не запрещал такой сертификации. В данном случае, ответчик проявил свою добросовестность, поэтому действия последнего не могут быть признаны незаконными. Утверждая, что ответчик проводил игру в режиме реального времени, прокурор просто ошибался. Кроме того, прокурором не учтено, что для целей применения Закона об организации и проведении азартных игр игровым автоматом считается оборудование, используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством. Неотъемлемым элементом любой азартной игры, в том числе, проводимой на игровых автоматах, является денежная ставка. В стимулирующей лотерее такой элемент, содержащийся в азартной игре, отсутствует. Участник несёт риск лишь в размере стоимости лотерейного билета в случае проигрыша в предшествующей ей платной лотерее. Считая доказательством деятельности ответчика по проведению азартных игр - приобретение товара, прокурор не учёл, что в данном случае проводится стимулирующая лотерея в рамках ст. 7 Федерального закона «О лотереях», целью которой является не извлечение прибыли, а реклама товара и продвижение его на рынок. При этом положения ст. 8 этого же закона на стимулирующие лотереи не распространяются. Утверждает, что ответчиком создавался призовой фонд, в подтверждение чего, прокурору были представлены соответствующие документы.
Исходя из вышеизложенного, по его, ФИО4, мнению, нет никаких оснований считать, что ответчиком на лотерейном оборудовании проводились азартные игры, поэтому в удовлетворении заявленных прокурором требований просил отказать.
Представитель третьего лица - ООО «» в судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом извещался судом о времени и месте рассмотрения дела, ходатайства о его отложении не представил, поэтому суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие указанного представителя.
Суд, заслушав доводы прокурора ФИО2, объяснения представителей ответчика - ФИО3, ФИО4, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Порядок организации и проведения лотерей на территории Российской Федерации, осуществления контроля за их организацией и проведением, а также ответственность лиц, участвующих в организации и проведении лотерей, определены Федеральным законом от 11 ноября 2003 года № 138-ФЗ «О лотереях».
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путём выявления, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.
Проведение азартных игр под видом лотереи нарушает права и законные интересы граждан, посягает на нравственность и может создавать угрозу причинения гражданам вреда.
В ходе проверки, проведённой Кимрской межрайонной прокуратурой Тверской области, установлено, что по адресу: Тверская область, г. Кимры, ул. , д. № Обществом с ограниченной ответственностью осуществляется организация азартных игр на игровых автоматах под видом проведения всероссийской тиражной стимулирующей лотереи «». При этом организатором проведения данной лотереи в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ является ООО », что подтверждается копией выписки из государственного реестра всероссийских лотерей Н200С/001930ФНС и копией сопроводительного письма Контрольного управления ФНС от 30 июля 2010 года № 2-6-14/0300. ООО в свою очередь, заключило с ООО «» агентский договор № № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ООО » обязуется совершать действия по реализации (продаже) товара, принадлежащего ООО «», реализации услуг и проведению от своего имени стимулирующей лотереи «», в том числе проведению розыгрыша призового фонда стимулирующей лотереи и выплате по ним выигрышей в соответствии с условиями стимулирующей лотереи и положениями настоящего договора (п. 2.1.). Срок действия данного договора ограничивается периодом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку соглашением между ООО «» и ООО » от ДД.ММ.ГГГГ вышеназванный агентский договор был расторгнут.
Осуществление организации азартных игр на игровых автоматах подтверждается следующим. Так, посетитель после приобретения карты оплаты доступа и услуг приступает к игре на лотерейном терминале. Игра начинается с начального числа баллов, соответствующего стоимости карты оплаты доступа услуг. Например, карта оплаты доступа услуг номиналом 60 минут стоит 100 рублей, следовательно, посетитель, купивший эту карту, начинает игру на лотерейном оборудовании со 100 очками. В случае, если посетитель во время игры на лотерейном оборудовании набрал баллов больше, чем число баллов, с которыми он начинал игру, он вправе получить деньги (1 очко = 1 рублю). Выигрыш выдаётся оператором ООО «».
Используемые лотерейные автоматы являются изменёнными игровыми автоматами, у которых демонтирован купюроприёмник.
Пункт 18 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» определяет игровой автомат как игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.
Согласно разъяснениям Министерства финансов РФ от 7 апреля 2008 года № 05-03-08/19 попытки представить игровое оборудование в качестве лотерейного с целью ухода от государственного контроля деятельности по организации азартных игр путём модификации игровых автоматов, в результате которой демонтируются отдельные части игрового автомата (например, устройства приёма и выдачи денежных знаков или их заменителей), неправомерны. Основной и необходимой частью игрового автомата, которая определяет его функциональную принадлежность, является центральный блок управления с заложенной игровой программой, определяющей результаты игры на нём. Игровой автомат без устройств приёма и выдачи денежных знаков или их заменителей, при наличии центрального блока управления, содержащего игровую программу, также является игровым автоматом.
Используемое ответчиком оборудование по внешнему виду ничем не отличается от обычных игровых автоматов.
Как следует из письма Ростехрегулирования от 20 марта 2008 года № ВП-101-26/1451, определить чёткие параметры (характеристики) лотерейного оборудования возможно только в рамках обязательного подтверждения соответствия, установленного Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», путём разработки и принятия технического регламента в отношении лотерейного оборудования. Порядок разработки и принятия технических регламентов определён законодательством Российской Федерации.
Доказательств удаления из используемых ООО » автоматов центрального блока управления с заложенной игровой программой не представлено. Используемые ответчиком автоматы не имеют устройства для выдачи лотерейных билетов и устройства для считывания штрих-кодов лотерейных билетов и фактически используются посетителями для игры с целью получения выигрыша.
Законом о лотереях установлено, что лотерейные автоматы могут быть отнесены к лотерейному оборудованию, специально изготовленному и используемому для проведения лотереи или оснащённому лотерейными программами. Наличие сертификатов лотерейного оборудования и лотерейных программ не свидетельствует о том, что данное оборудование соответствует требованиям Закона «О лотереях». На момент получения данных сертификатов закон не предполагал обязательной сертификации оборудования.
Согласно п. 10 ст. 12.1 Федерального закона «О лотереях» технический регламент на лотерейное оборудование принимается постановлением Правительства РФ. До настоящего времени указанный технический регламент Правительством РФ не принят.
Кроме того, не опровергнуты представителями ответчика доводы прокурора о том, что организатором лотереи не создан призовой фонд стимулирующей лотереи «Арка», поскольку приказа о создании призового фонда данной лотереи ни прокурору в ходе проверки, ни в судебном заседании при рассмотрении данного гражданского дела, ими не представлено.
В соответствии со ст. 2 этого же Федерального закона лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом; выигрыш - часть призового фонда лотереи, определяемая согласно условиям лотереи, выплачиваемая в денежной форме участнику лотереи, передаваемая (в натуре) в собственность или предоставляемая участнику лотереи, признанному выигравшим в соответствии с условиями лотереи; призовой фонд лотереи - совокупность денежных средств, иного имущества или услуг, предназначенных для выплаты, передачи или предоставления выигрышей согласно условиям лотереи.
Таким образом, несмотря на ряд одинаковых признаков как риск, случайность выигрыша и т. д., понятия «стимулирующая лотерея» и «азартная игра» отличаются. При проведении азартной игры размер выигрыша заранее неизвестен. Участник игры опосредованно влияет на результат игры путём использования ставок. В стимулирующей лотерее, целью которой является продвижение (реклама) товара и (или) увеличение объёма продаж этого товара, размер выигрыша участника лотереи, как правило, заранее известен и он никак не может влиять на процесс проведения лотереи путём использования ставок.
Лотерея в силу ч. 7 ст. 6 Федерального закона «О лотереях» может проводиться в режиме реального времени только федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, на всей территории Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, в деятельности ООО усматриваются все признаки азартной игры: использование игровых автоматов, неизвестность заранее размера выигрыша участника игры, определённое влияние игрока на процесс игры с помощью ставок, проведение игры в режиме реального времени, а не поэтапно. В рассматриваемом случае деятельность ООО имеет признаки организации азартных игр, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Согласно п. 1 ст. 4 данного Федерального закона азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключённое двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры.
В соответствии с п. 6 ст. 4 этого же Федерального закона деятельность по организации и проведению азартных игр - деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр. Так, при проведении вышеуказанной стимулирующей лотереи участник самостоятельно определяет денежную сумму, подлежащую внесению в автомат по соотношению 1 рубль = 1 баллу. Количество таких баллов определяется самостоятельно стоимостью приобретённых товаров. Выигрыш выдаётся оператором ООО «».
Учитывая изложенное, проведение ООО «» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ стимулирующей лотереи на вышеуказанных условиях является организацией азартной игры и противоречит ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ, в соответствии с которой игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах. В соответствии со ст. 9 этого же Федерального закона игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край; Приморский край; Калининградская область и Краснодарский край. На территории иных субъектов Российской Федерации, в том числе Тверской области, организация и проведение азартных игр путём создания игорных заведений не допускается.
Таким образом, ООО отдельные требования Федерального закона от 11 ноября 2003 года № 138-ФЗ «О лотереях» соблюдались формально и по существу деятельность данного общества являлась деятельностью по проведению азартных игр, что опровергает доводы представителя ответчика - ФИО4, утверждавшего обратное. Суд соглашается с мнением прокурора, полагавшего, что проведение азартных игр под видом лотереи нарушало права неопределённого круга лиц, граждан, проживающих на территории г. Кимры, на благополучную социально-психологическую обстановку и общественный порядок. Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что требование Кимрского межрайонного прокурора о признании незаконной деятельности ООО » по проведению по адресу: Тверская область, г. Кимры, ул. д. № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, стимулирующей лотереи « организатором которой является ООО », с использованием в качестве лотерейного оборудования модифицированных игровых автоматов, является обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объёме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконной деятельность ООО по проведению по адресу: Тверская область, г. Кимры, ул. , д. №, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, стимулирующей лотереи организатором которой является ООО «», с использованием в качестве лотерейного оборудования модифицированных игровых автоматов.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Кимрский городской суд в течение 10 суток со дня составления его в окончательной форме.
Судья _______________________