Дело №2-1610/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Шаркан 1 августа 2014 года
Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Концевой Н.А.,
При секретаре Перевозчиковой И.А.,
с участием представителя заявителя Камаловой З.Г.,
представителя заинтересованного лица – Администрации муниципального образования «Шарканский район» Лопатиной Т.М.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Петровой Т.А. о признании незаконным непринятие решения (бездействие) Администрации муниципального образования «Шарканский район»,
У С Т А Н О В И Л:
Петрова Т.А. обратилась в суд с требованием о признании незаконным непринятие решения (бездействие) Администрацией муниципального образования «Шарканский район» по ее заявлению от <дата> о восстановлении в списках на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, как вдове участника Великой отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий, о восстановлении ее в списке лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст. 21 ФЗ «О ветеранах». Требования заявителя обоснованы тем, что она имеет действительное удостоверение члена семьи погибшего участника Великой Отечественной войны от <дата>, выданное отделом социальной защиты населения в Шарканском районе. <дата> Администрацией муниципального образования «Шарканский район» ей было направлено письмо о включении ее в список ветеранов Великой Отечественной войны по Шарканскому району, нуждающихся в улучшении жилищных условий и на получение средств федерального бюджета. <дата> отделом социальной защиты населения в Шарканском районе вынесено решение о том, что заявитель не имеет права на получение мер социальной поддержки по ст.21 Федерального закона «О ветеранах», удостоверение серии <***> №*** от <дата> подлежит сдаче в орган, осуществивший его выдачу и уничтожению в установленном порядке. В связи с указанным решением, Петрова Т.А. решением Администрации МО «Шарканский район» №*** от <дата> была исключена из списков на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, как вдова участника Великой Отечественной войны, нуждающаяся в улучшении жилищных условий. <дата> отделом социальной защиты населения в Шарканском районе было доведено письмом №*** об имеющемся праве Петровой Т.А. на получение мер социальной поддержки и пересмотре решения от <дата>. С учетом этого Петрова Т. А. <дата> обратилась в Администрацию МО «Шарканский район» с заявлением о восстановлении ее в списках на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, как вдове участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий. При этом к заявлению ею была приложена копия письма Отдела социальной защиты населения в Шарканском районе от <дата> №***. Несмотря на вышеизложенное и на истечение календарного месяца с момента подачи названного заявления, решение о восстановлении в списках не принято со ссылкой на отсутствие подтверждения из Отдела социальной защиты населения в Шарканском районе, а также невступлением в законную силу решения Воткинского районного суда от <дата>, не имеющего отношения к восстановлению в названных списках.
Ссылаясь на изложенное выше, заявитель просила суд признать незаконным непринятие решения (бездействие) Администрацией муниципального образования «Шарканский район» по ее заявлению, восстановить ее в списке лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст.21 Федерального закона «О ветеранах».
Заявитель, будучи надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
В силу ч.2 ст.257 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие заявителя.
Представитель заявителя Петровой Т.А. по доверенности - Камалова З.Г. в судебном заседании требование поддержала.
Представитель заинтересованного лица - Администрации МО «Шарканский район» Лопатина Т.М. с требованием не согласилась, пояснила, что заявление Петровой Т.А. о восстановлении ее в списке лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, находилось на рассмотрении в Администрации МО «Шарканский район», так как заявителем была представлена незаверенная копия решения отдела социальной защиты населения, рассмотрение заявления было отложено до вступления в законную силу решения Воткинского районного суда по заявлению Петровой Т.А. о признании незаконным решения Администрации МО «Шарканский район» об исключении ее из списка на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, как вдову участника Великой Отечественной войны, нуждающуюся в улучшении жилищных условий. К тому же в Администрацию МО «Шарканский район» не поступило подтверждение Отдела социальной защиты населения в Шарканском районе об отзыве аннулирования удостоверения заявителя. В настоящее время Администрацией МО «Шарканский район» заявление Петровой Т.А. рассмотрено по существу.
Выслушав объяснения представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Заявителю Петровой Т.С. <дата> отделом социальной защиты населения в Шарканском районе выдано удостоверение, дающее ей право на льготы и преимущества, установленные для жен погибших военнослужащих (л.д.11).
Как следует из ответа заместителя главы Администрации муниципального образования «Шарканский район» по строительству от <дата> №*** на заявление Петровой Т.А., последняя включена в список ветеранов Великой Отечественной войны по Шарканскому району, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета (л.д.7).
Отделом социальной защиты населения в Шарканском районе от <дата>, на основании письма отдела военного комиссариата УР по г.Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам от <дата> №***, принято решение: считать Петрову Т.А. не имеющей права на получение мер социальной поддержки по ст.21 Федерального закона «О ветеранах», удостоверение серии <***> №*** от <дата> подлежит сдаче в орган, осуществивший его выдачу, и уничтожению в установленном порядке (л.д.8).
О принятом Отделом социальной защиты населения указанного выше решения в адрес Администрации МО «Шарканский район» направлено письменное уведомление от <дата> (л.д.9).
Согласно письменному уведомлению главы Администрации МО «Шарканский район» №*** от <дата>, направленному в адрес заявителя, Петрова Т.А. была исключена из списков на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, как вдова участника ВОВ, нуждающаяся в улучшении жилищных условий, на основании уточняющей справки от <дата> №*** (л.д.16) Решением Отдела социальной защиты населения в Шарканском районе от <дата> принятое ОСЗН решение от <дата> отменено, постановлено считать Петрову Т.А. имеющей право на получение мер социальной поддержки по ст.21 Федерального закона «О ветеранах» для соответствующей категории ветеранов (л.д.17).
<дата> исх. №*** сообщение о принятом решении направлено в адрес Петровой Т.А. (л.д.10).
Ссылаясь на восстановление правовых оснований для мер социальной поддержки в связи с отзывом Отделом социальной защиты населения в Шарканском районе решения об аннулировании удостоверения, Петрова Т.А. <дата> обратилась в Администрацию МО «Шарканский район» с заявлением о восстановлении ее в списке ветеранов Великой Отечественной войны по Шарканскому району на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, как вдову участника ВОВ, нуждающуюся в улучшении жилищных условий.
Письменным уведомлением Администрации МО «Шарканский район» от <дата> №*** Петрова Т.А. извещена о том, что рассмотрение ее заявления отложено до вступления решения Воткинского районного суда в законную силу (л.д.6).
Постановлением Главы Администрации МО «Шарканский район» от <дата> №*** Петровой Т.А. отказано во включении в список получателей на текущий год единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в связи с отсутствием оснований, дающих ей право на получение выплаты.
В соответствии с ч.1 ст. 254 ГК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
На основании части 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Указом Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (с изменениями от 9 января 2010 г.) признано в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ "О ветеранах".
Из п.1 ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» следует, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем указанных категорий граждан.
Законом Удмуртской Республики от 24 июня 2010 года N 29-РЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» государственные полномочия Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, проживающих на территории Удмуртской Республики, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе, относящихся к категории участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период, переданы органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, образованных на территории Удмуртской Республики.
В соответствии с п.3 ст.5 Федерального закона № 59-ФЗ от 2 мая 2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право в том числе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Из ч.1 ст.12 указанного Федерального закона следует, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В силу ч.2 названной статьи закона, в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Согласно п.19 Положения «О порядке предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, образованных на территории Удмуртской Республики, отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения», утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 25 октября 2010 года № 320, в случае представления гражданином всех документов, предусмотренных пунктом 11 настоящего Положения, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня их представления осуществляет их проверку и принимает решение о включении в список или об отказе во включении в список.
Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики от 6 февраля 2012 года № 28 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан».
Согласно п.14 указанного Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является:
предоставление выплаты гражданину в безналичной форме путем перечисления соответствующих денежных средств продавцу жилья в соответствии с договором купли-продажи жилого помещения или застройщику в соответствии с договором участия в долевом строительстве многоквартирного дома или участнику долевого строительства по договору уступки права требования по договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома;
решение об отказе в предоставлении государственной услуги.
Согласно п.19 Административного регламента решение о предоставлении (отказе в предоставлении) государственной услуги принимается Администрацией в течение 10 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.
В силу п.20 Административного регламента срок приостановления предоставления государственной услуги в случае выявления Администрацией в результате проверки фактов неправомерной постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в том числе отсутствия оснований для постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, необоснованности отнесения гражданина к категории нуждающихся в улучшении жилищных условий, отсутствия у гражданина оснований, дающих ему право на получение выплаты, не должен превышать 10 дней.
Администрацией МО «Шарканский район» в сроки, установленные указанными выше нормативно-правовыми актами, заявителю не был дан ответ по существу на поданное заявление.
Заинтересованным лицом - Администрацией МО «Шарканский район» не приведены основания и не представлены доказательства, их подтверждающие, необходимости продления срока рассмотрения обращения заявителя, предусмотренные ч.2 ст.12 Федерального закона № 59-ФЗ от 2 мая 2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Таким образом, право заявителя на получение письменного ответа по существу поставленного в заявлении вопроса было нарушено Администрацией МО «Шарканский район».
Постановлением главы Администрации МО «Шарканский район» от <дата> №*** по заявлению Петровой Т.А. принято решение по существу: Петровой Т.А. отказано во включении в список получателей на текущий год единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в связи с отсутствием оснований, дающих ей право на получение выплаты.
В соответствии с абзацем 6 п.17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года №2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", судья не вправе прекратить производство по делу, если оспариваемое решение, действие (бездействие) уже отменено, но заявитель настаивает на рассмотрении дела по существу и устранении допущенных нарушений его прав и свобод либо препятствий к их осуществлению, поскольку в этом случае должен быть исследован вопрос о том, были ли при этом устранены в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод заявителя, что может быть сделано только при рассмотрении заявления по существу.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что права Петровой Т.А., нарушенные Администрацией МО «Шарканский район" оспариваемым бездействием, восстановлены в полном объеме постановлением Администрации МО «Шарканский район» от <дата> № 829, в связи с чем, с учетом положений ч.1 ст.254, ч.4 ст.258 ГПК РФ, разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. №2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц и муниципальных служащих", оснований для удовлетворения заявления Петровой Т.А. не имеется.
При этом суд учитывает, что необходимым основанием для удовлетворения заявления о признании незаконными действий (бездействия) и решений государственного органа, органа местного самоуправления является нарушение прав и свобод заявителя. Отсутствие таких нарушений является достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований.
Поскольку нарушенное право восстановлено путем вынесения Администрацией МО «Шарканский район» постановления, которым заявление Петровой Т.А. рассмотрено по существу, требование заявителя о признании незаконным непринятия решения Администрацией МО «Шарканский район» удовлетворению не подлежит.
Ссылка представителя заявителя, на то, что до разрешения судом вопроса о восстановлении Петрову Т.А. в списке лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст.21 Федерального закона «О ветеранах», права заявителя, нарушенные оспариваемыми действиями (бездействием) Администрации не будут восстановлены в полном объеме, противоречит закону.
Как указано выше заявитель обжаловала бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в нерассмотрении ее заявления по существу. Проверка законности именного этих действий (бездействия) органа местного самоуправления была предметом рассмотрения по настоящему делу.
Непосредственно принятие решения о включении (восстановлении) в список (в списке) лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст.21 Федерального закона «О ветеранах» относится к компетенции Администрации МО «Шарканский район».
Согласно абз.2 п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года №2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. Так, установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного частью 1 статьи 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в рамках настоящего дела невозможно обязать заинтересованное лицо принять решение о восстановлении Петрову А.А. в списке лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст.21 Федерального закона «О ветеранах».
Руководствуясь ст.ст.258, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Петровой Т.А. о признании незаконным непринятие решения (бездействие) Администрации муниципального образования «Шарканский район» отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Воткинский районный суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: /подпись/ Н.А.Концевая
Решение в окончательной форме принято 7 августа 2014 года.
Судья: /подпись/ Н.А.Концевая