ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1610/20 от 23.09.2020 Московского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2-1610/2020

УИД: 39RS0004-01-2020-001248-82

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 сентября 2020 года г. Калининград

Московский районный суд г. Калининграда в составе

председательствующего судьи Скворцовой Ю.А.

при секретаре Лагуза Е.И.

с участием помощника Калининградского транспортного прокурора

Эглита Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калининградского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о признании незаконным бездействия, об обязании направить на обучение и аттестацию сотрудника в соответствии с требованиями законодательства о транспортной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Калининградский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, указав в обоснование заявленных требований, что Калининградской транспортной прокуратурой выявлены нарушения требований законодательства о транспортной безопасности в Калининградской дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «Российские железные дороги». Проверкой установлено, что ФИО15 принята на работу инспектором по входному контролю участка обеспечения транспортной безопасности, при этом согласно должностной инструкции она непосредственно выполняет функции по обеспечению транспортной безопасности на железнодорожной станции. Должность инспектора по входному контролю вокзала Калининград - Северный относится к категории должностей непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры. Однако проверкой установлено, что ФИО16. не аттестована и не подготовлена в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности». Указанные нарушения угрожают устойчивому и безопасному функционированию транспортного комплекса, а также жизни и здоровью неопределенного круга лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и подвижном составе, что является недопустимым. Ссылаясь на указанные обстоятельства, Калининградский транспортный прокурор, уточнив исковые требования в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), просил признать незаконным бездействие ОАО «Российские железные дороги» в лице Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД» в лице Калининградской дирекции пассажирских обустройств, выразившееся в ненаправлении на обучение и аттестацию в соответствии с требованиями законодательства о транспортной безопасности инспектора по входному контролю вокзала станции Калининград - Северный ФИО17. с момента её трудоустройства, а также просил обязать ОАО «Российские железные дороги» в лице Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» в лице Калининградской дирекции пассажирских обустройств направить на обучение и аттестацию инспектора по входному контролю вокзала станции Калининград-Северный ФИО18 в соответствии с требованиями законодательства о транспортной безопасности, в течении 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Помощник Калининградского транспортного прокурора Эглит Д.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по изложенным в иске основаниям, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика - ОАО «Российские железные дороги» в лице Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД» в лице Калининградской дирекции пассажирских обустройств - Сбоева Т.И., действующая на основании доверенности серии 39 АА № 1627308 от 13 марта 2018 года, в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление, указав, что согласно пп.13 п.5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2017 года № 495, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) обязаны допускать к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности ОТИ, а также привлекать к исполнению обязанностей по защите ОТИ от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности ОТИ только лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных и подготовленных в соответствии со ст. 12.1 ФЗ «О транспортной безопасности». Проверкой Калининградской транспортной прокуратуры установлено, что ФИО19. принята на работу инспектором по входному контролю вокзала станции Калининград - Северный, по должностной инструкции непосредственно выполняет функции по обеспечению транспортной безопасности на железнодорожной станции, однако не аттестована и не подготовлена согласно ст. 12.1 ФЗ «О транспортной безопасности». Согласно приказу № ДГЮ-1-9 от 29 февраля 2020 года ФИО1 принята на должность инспектора по входному контролю. Согласно приказу от 17 марта 2020 года № ЦЦПО-98 «О вводе в действие перечня изменений в штатном расписании Калининградской дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств» в связи с заключением договора от 26 декабря 2019 года № 3757497 по оказанию услуг по обеспечению устойчивого функционирования транспортного комплекса ОАО «РЖД» путем защиты от противоправных действий вводится в действие перечень изменений в штатном расписании Калининградской дирекции пассажирских обустройств с 25 июня 2020 года. В соответствии с перечнем изменений в штатном расписании № 17, утвержденном 13 марта 2020 года начальником Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД», исключается из штатного расписания Калининградской дирекции пассажирских обустройств 31 (тридцать одна) штатная единица. Согласно протоколу совещания у начальника Калининградской дирекции пассажирских обустройств от 17 марта 2020 года № КЛНГ ДПО-68/пр из штатного расписания исключается в том числе штатная единица, занимаемая ФИО8 14 апреля 2020 года ФИО20. ознакомлена под роспись с уведомлением о предстоящем увольнением в связи с сокращением численности штатного расписания. Соответственно, ФИО2 Ю.В. будет уволена по истечении двух месяцев с момента ознакомления с уведомлением № 14/ОК, до 25 июня 2020 года. Таким образом, исполнение решения суда об обязании ОАО «РЖД» направления ФИО2ФИО22. на обучение и аттестацию в течении 1-го месяца с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу будет не целесообразным и не исполнимым. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, просила отказать в удовлетворении исковых требований. Также пояснила, что нет оснований для удовлетворения требований о признании бездействия ответчика незаконным, так как конкретный срок, в течение которого сотрудник должен быть направлен на обучение, законом не установлен. ФИО21 была принята на работу 29 февраля 2020 года, а 13 марта 2020 года уже уволена, за такой короткий срок – две недели – невозможно было направить её на обучение, соответственно бездействия ответчиком допущено не было.

Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, дав им оценку в порядке ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В соответствии с положениями ст. 1 указанного закона, обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Судом установлено, что Калининградской транспортной прокуратурой проведена проверка нарушения требований законодательства о транспортной безопасности в Калининградской дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «Российские железные дороги».

29 февраля 2020 года приказом ОАО «РЖД» Калининградской дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД» № КДПО-1-9 ФИО23. принята на работу в вокзал Калининград - Северный на участок обеспечения транспортной безопасности инспектором ( по входному контролю) на основное место работы, постоянно, на основании заключенного с нею трудового договора от 29 февраля 2020 года (л.д. 9).

В соответствии с п. 2.1 должностной инструкции инспектора (по входному контролю) ДИ.КЛНГДПО.3.2 целью деятельности инспектора (по входному контролю) является обеспечение транспортной безопасности, охраны жизни и здоровья, предотвращения транспортной безопасности, охраны жизни и здоровья, предотвращения возможных попыток незаконного проноса оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других опасных веществ и предметов, запрещенных или ограниченных к свободному обороту на территории вокзального комплекса, путём осуществления мероприятий по входному контролю и обследованию физических лиц, их ручной клади и багажа (л.д. 10-15).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что должность инспектора по входному контролю вокзала Калининград - Северный относится к категории должностей непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры. В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 16-ФЗ от 09 февраля 2007 года «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Субъектами транспортной инфраструктуры в соответствии с п. 9 ч. 1 Федерального закона № 16-ФЗ от 09 февраля 2007 года «О транспортной безопасности» являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Как следует из п. 4 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ от 09 февраля 2007 года «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

Согласно требованиям п. 1 статьи 12.1 Федерального закона № 16-ФЗ от 09 февраля 2007 года «О транспортной безопасности» подготовка сил обеспечения транспортной безопасности осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Во исполнение ст. 8 Закона Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2017 года № 495 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - Требования).

Указанные Требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС.

Согласно п.п. 13 п. 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в отношении объектов транспортной инфраструктуры: допускать к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), а также привлекать к исполнению обязанностей по защите объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (транспортного средства) только лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных и подготовленных в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности».

В ходе проверки Калининградской транспортной прокуратурой установлено, что ФИО9 не аттестована и не подготовлена в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности».

Как следует из искового заявления, указанные нарушения угрожают устойчивому и безопасному функционированию транспортного комплекса, а также жизни и здоровью неопределенного круга лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и подвижном составе, что является недопустимым.

В случае непрохождения подготовки и аттестации, работник на основании п. 8 ч. 1 ст. 10 ФЗ от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» не вправе выполнять соответствующие работы. Следовательно, работодатель обязан направить работника на обучение и аттестацию с момента трудоустройства, для установления соответствия его уровня знаний, умений и навыков требованиям федерального законодательства о транспортной безопасности.

Представитель ответчика в ходе судебного разбирательства не отрицала факт отсутствия документов, подтверждающих прохождение обучения и аттестации ФИО10

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что со стороны ответчика имеет место нарушение исполнения законодательства о транспортной безопасности, что свидетельствует о возможности создания реальной угрозы безопасности на объектах железнодорожного транспорта, в связи с чем исковые требования Калининградского транспортного прокурора о признании бездействия ответчика, выразившегося в не направлении инспектора по входному контролю вокзала станции Калининград - Северный ФИО11. на обучение и аттестацию в соответствии с требованиями законодательства о транспортной безопасности с момента ее трудоустройства, незаконным, подлежат удовлетворению.

Доводы представителя ответчика о том, что в законе нет такого понятия, как «незамедлительный» срок на прохождение обучения и аттестации, суд не может принять во внимание, поскольку ФИО12. была допущена ответчиком к работе, которая непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности, и которую не вправе выполнять лица не прошедшие в порядке, установленном Законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.

Заключение между ОАО «РЖД» (заказчик) и ООО «Подразделение транспортной безопасности «КРОНОС» (исполнитель) 26 декабря 2019 года договора № 3757497, по условиям котором заказчик поручает, а исполнитель в соответствии с ФЗ «О транспортной безопасности» принимает на себя обязательства по оказанию услуг по обеспечению устойчивого функционирования транспортного комплекса ОАО «РЖД» путём защиты от противоправных (неправомерных) действий (бездействий), угрожающих деятельности транспортного комплекса, защите объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств от актов незаконного вмешательства, также не освобождало ответчика от обязанности направить инспектора по входному контролю вокзала станции Калининград - Северный ФИО13 на обучение и аттестацию в соответствии с требованиями законодательства о транспортной безопасности с момента ее трудоустройства.

Как следует из приказа о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) № КДПО-1-86 от 28 августа 2020 года, 03 сентября 2020 года трудовые отношения между ответчиком и работником ФИО14 прекращены по причине сокращения штата, в связи с чем, обязанность по направлению работника на обучение и аттестацию в соответствии с ФЗ «О транспортной безопасности» у работодателя отсутствует.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требование Калининградского транспортного прокурора об обязании ответчика направить работника на обучение и аттестацию в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу удовлетворению не подлежит.

Частью 1 статьи 103 ГПК РФ предусмотрено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, с ОАО «РЖД» подлежит взысканию в доход бюджета городского округа «Город Калининград» государственная пошлина в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Калининградского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о признании незаконным бездействия, об обязании направить на обучение и аттестацию сотрудника в соответствии с требованиями законодательства о транспортной безопасности - удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие ОАО «РЖД» в лице Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД» в лице Калининградской дирекции пассажирских обустройств, выразившееся в ненаправлении на обучение и аттестацию в соответствии с требованиями законодательства о транспортной безопасности инспектора по входному контролю вокзала станции Калининград - Северный Жерихову Юлию Васильевну с момента ее трудоустройства.

В удовлетворении остальной части исковых требований Калининградского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» - отказать.

Взыскать с ответчика ОАО «РЖД» государственную пошлину в доход местного бюджета городского округа «Город Калининград» в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Московский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 30 сентября 2020 года.

Судья /подпись/

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>