№2-1610/2016 Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Сорочинск ДД.ММ.ГГГГ.
Сорочинский районный суд Оренбургской области в составе
председательствующего - судьи Халепа Т.Е.,
при секретаре Губарь Е.Ю.,
с участием представителя истца администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области – ФИО1,
ответчика ФИО2 О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования Сорочинского городского округа <адрес> к ФИО2 об освобождении земельного участка путем демонтажа нестационарного торгового объекта,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация МО Сорочинский городской округ <адрес> обратилась в суд с вышеназванным иском, в обоснование которого указала, что индивидуальному предпринимателю ФИО2 О. принадлежит нестационарный торговый объект, расположенный по адресу: <адрес>, на земельном участке в кадастровом квартале № красного цвета, размерами <данные изъяты> площадью <данные изъяты>.м., не имеющий надписей, напротив торгового двора «Маяк» по адресу <адрес>, со стороны проезжей части по <адрес> и около торгового павильона по <адрес> с вывеской «Мясо птицы охлажденное в ассортименте». Данный торговый объект не включен в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Сорочинского городского округа, соответственно, является несанкционированным. Ответчик привлекался к административной ответственности за торговлю в неустановленном месте из нестационарного торгового объекта, расположенного по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Ответчику было направлено предписание № о демонтаже незаконно установленного нестационарного торгового объекта от ДД.ММ.ГГГГ, однако письмо было возвращено в связи с истечением срока хранения. ДД.ММ.ГГГГФИО2 О. вручена претензия о демонтаже нестационарного торгового объекта, однако до настоящего времени демонтаж не произведен. Земельный участок в кадастровом квартале № по <адрес> принадлежит муниципальному образованию Сорочинский городской округ. ФИО2 О. не обращался в администрацию с заявлением о согласовании и включении в схему размещения какого-либо нестационарного торгового объекта на территории Сорочинского городского округа <адрес>. В проводимых открытых конкурсах на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов на территории МО Сорочинский городской округ участия не принимал. Ответчику неоднократно предлагалось освободить незаконно занимаемый земельный участок путем демонтажа нестационарного торгового объекта, однако в добровольном порядке объект не демонтирован, земельный участок не освобожден.
Просит обязать индивидуального предпринимателя ФИО2ФИО2 в течение <данные изъяты> со дня вступления в законную силу решения суда освободить незаконно занимаемый и эксплуатируемый земельный участок путем демонтажа нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: <адрес>, на земельном участке в кадастровом квартале № по адресу: <адрес>, красного цвета ромбовидной формы, размерами <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>.м., не имеющий надписей, напротив торгового двора «Маяк» по адресу <адрес>, со стороны проезжей части по <адрес> и около торгового павильона по <адрес> с вывеской «Мясо птицы охлажденное в ассортименте».
В судебном заседании представитель истца ФИО1 поддержала исковые требования в полном объеме и просила их удовлетворить. Дополнила, что ответчик занимают земельный участок, который принадлежит МО Сорочинский городской округ, без каких-либо правовых оснований. Осуществление торговли на улице создает угрозу безопасности движения пешеходов, поскольку нестационарный торговый объект ФИО2 О. расположен на тротуаре, близи проезжей части автомобильной дороги общего пользования.
Ответчик ФИО2 О. в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что спорный торговый объект принадлежит ему. Он установил его с разрешения РАЙПО, каких-либо договоров с администрацией Сорочинского городского округа он не заключал, в конкурсах на право заключения договора и включения в схему размещения нестационарных торговых объектов он участия не принимал. Ему было известно, что он осуществляет торговлю в неустановленном месте, но никаких мер для получения разрешения не предпринимал. Торговля в указанном месте является единственным источником существования его семьи, просил в удовлетворении иска отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст. 3 ГПК РФ правом на обращение в суд наделено лицо, чьи права, свободы и законные интересы нарушены.
В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Права, предусмотренные статьями 301 - 304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором (ст.305 ГК РФ).
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления относится установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В силу п. 6 ч.1 ст. 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с частями 1-3 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п.2 «Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов» утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 г. N 772 включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
В соответствии со ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также п. 18, п.29 ст. 8 Устава МО Сорочинский городской округ Оренбургской области, к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи общественного питания, торговли и бытового обслуживания; осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа.
Приказом Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области от 13 августа 2013 г. N 90 "О порядке разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Оренбургской области", был определен порядок размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов.
Согласно п. 1 вышеуказанного Приказа, порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Оренбургской области определяет основные требования для разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления.
В соответствии с п.7 Приказа о порядке разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Оренбургской области, схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается, утверждается и корректируется органом местного самоуправления с учетом достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, установленных Правительством Оренбургской области в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, градостроительных регламентов и других нормативных правовых актов.
Согласно п.1.5, п.1.6 Положения "О порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Сорочинский городской округ Оренбургской области", утвержденного Решением Сорочинского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ места для размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, либо собственность на которые не разграничена, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предоставляются в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования путем проведения открытого конкурса. Предметом конкурса является право на заключение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с администрацией МО Сорочинский городской округ договора на право размещения нестационарного торгового объекта.
Как следует из материалов дела, комиссией по контролю за размещением и эксплуатацией нестационарных торговых объектов на территории Сорочинского городского округа <адрес>ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в отсутствие разрешительной документации, полученной в установленном законом порядке, ответчиком был установлен нестационарный торговый объект, расположенный по адресу: <адрес>, на земельном участке в кадастровом квартале № по адресу: <адрес>, красного цвета ромбовидной формы, размерами <данные изъяты>, площадью 4 кв.м., не имеющий надписей, напротив торгового двора «Маяк» по адресу <адрес>, со стороны проезжей части по <адрес> и около торгового павильона по <адрес> с вывеской «Мясо птицы охлажденное в ассортименте».
Размещение вышеуказанного нестационарного торгового объекта подтверждается фотоматериалами, актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№, постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№ и не оспаривается ответчиком.
В судебном заседании установлено, что владельцем спорного нестационарного торгового объекта является ФИО2 О.
Разрешительная документация на установку нестационарного торгового объекта, как и данные об участии в конкурсе на право заключения договора на право размещения нестационарного торгового объекта ответчиком не представлены.
Согласно приложению № к постановлению главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п в схему размещения нестационарных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной муниципальной собственности на территории Сорочинского городского округа спорный нестационарный торговый объект, расположенный по адресу: <адрес>, напротив <адрес> около торгового павильона по <адрес>, не включен.
Также он не значится и в схемах размещения нестационарных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной муниципальной собственности на территории Сорочинского городского округа, утвержденных постановлениями администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п, и от ДД.ММ.ГГГГ№-п.
Согласно раздела 5 Положения "О порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Сорочинский городской округ <адрес>", утвержденного Решениями Сорочинского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№, при выявлении нестационарных торговых объектов, установленных в нарушение настоящего Порядка, комиссия, созданная правовым актом администрации Сорочинского городского округа, в течение 10 календарных дней с момента выявления таких нестационарных торговых объектов, выдает собственнику (владельцу) нестационарною торгового объекта предписание с требованием об освобождении незаконно занятого им земельного участка в срок не более 10 календарных дней.
Если собственник (владелец) незаконно установленного (самовольно установленного) нестационарного торгового объекта на территории МО Сорочинский городской округ установлен, предписание направляется ему почтой с уведомлением.
В адрес ФИО2 О. ДД.ММ.ГГГГ администрацией Сорочинского городского округа было направлено предписание № о демонтаже незаконно установленного нестационарного торгового объекта от ДД.ММ.ГГГГ, в котором было предложено добровольно демонтировать нестационарный торговый объект и освободить самовольно занятый земельный участок.
Конверт с предписанием вернулся с отметкой «истек срок хранения».
ДД.ММ.ГГГГФИО2 О. направлено требование о демонтаже нестационарного торгового объекта в срок до ДД.ММ.ГГГГ, которое он получил лично ДД.ММ.ГГГГ.
Однако данные требования ответчиком до настоящего времени не выполнены.
В соответствии со статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии со статьей 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Указанные документы ответчиком не представлены. Истцом же, напротив, представлен кадастровый паспорт, а также свидетельства о государственной регистрации права, согласно которым земельный участок по адресу: <адрес>, в кадастровом квартале № принадлежит МО Сорочинский городской округ <адрес>.
Согласно пункту 2 части 1 и пункту 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка, а действия, нарушающие права на землю, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, а именно сносу незаконно возведенных строений, сооружений и освобождению земельного участка.
В судебном заседании установлено, что спорный нестационарный торговый объект, расположенный по адресу: <адрес>, на земельном участке в кадастровом квартале № по адресу: <адрес>, красного цвета площадью <данные изъяты>м., не имеющий надписей, напротив торгового двора «Маяк» по адресу <адрес>, со стороны проезжей части по <адрес> и около торгового павильона по <адрес> с вывеской «Мясо птицы охлажденное в ассортименте» принадлежит ответчику ФИО2 О. Установлен на земельном участке, принадлежащем МО Сорочинский городской округ <адрес>, при этом эксплуатируются без соответствующей разрешительной документации.
При таких обстоятельствах иск администрации МО Сорочинского городского округа является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Истцом в предъявленных требованиях ставится вопрос об освобождении земельного участка, суд в силу положений ст.206 ГПК РФ считает необходимым определить срок исполнения в течение десяти дней после вступления решения суда в законную силу, считая данный срок разумным и достаточным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования администрации муниципального образования Сорочинского городского округа <адрес> удовлетворить.
Обязать ФИО2 в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда освободить земельный участок путем демонтажа нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: <адрес>, на земельном участке в кадастровом квартале № по адресу: <адрес>, красного цвета, размерами <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> не имеющий надписей, напротив торгового двора «Маяк» по адресу <адрес>, со стороны проезжей части по <адрес> и около торгового павильона по <адрес> с вывеской «Мясо птицы охлажденное в ассортименте».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Сорочинский районный суд <адрес> течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Т.Е.Халепа