ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1611/13 от 26.09.2013 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2-1611/13                               

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

« 26 » сентября 2013 года город Тверь

Центральный районный суд города Твери в составе:

председательствующего - судьи Каричкиной Н.Н.,

при секретаре Стручковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску по иску Арсентьевой О.В., Ивановой И.И. к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области, Департаменту финансов Администрации города Твери, Министерству финансов Тверской области, Управлению федерального казначейства Тверской области, Министерству финансов РФ об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, о признании договора купли - продажи земельного участка недействительным в части цены оплаты земельного участка, применение последствий недействительности сделки и требованиям третьих лиц, заявляющих самостоятельные исковые требования ИП Арсентьева В.Ф., ООО «Развитие» к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области, Департаменту финансов Администрации города Твери, Министерству финансов Тверской области. Управлению федерального казначейства Тверской области, Министерству финансов РФ о применении последствий недействительности сделки, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами,

установил:

Истец обратился в суд с иском к ответчику Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области с требованиями признать незаконными: расчет цены выкупа земельного участка для эксплуатации и строительства нежилого (торгово-офисного) здания», устанавливающего цену 1\2 доли земельного участка, общей площадью 814 кв.м, расположенного по адресу <адрес>, с кадастровым номером № в размере <данные изъяты>, произведенный Комитетом по управлению имуществом Тверской области ДД.ММ.ГГГГ, в силу его ничтожности; п. 3 распоряжения Комитета по управлению имуществом Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении в общую долевую собственность земельного участка для эксплуатации и строительства нежилого (торгово-офисного) здания», устанавливающего цену 1\2 доли земельного участка, общей площадью 814 кв.м, расположенного по адресу <адрес>, с кадастровым номером №, в размере <данные изъяты> в силу его ничтожности; действия (бездействие) Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, выразившиеся в отказе: - вновь произвести расчет цены выкупа земельного участка для эксплуатации и строительства нежилого (торгово-офисного) здания», общей площадью 814 кв.м, расположенного по адресу <адрес>, с кадастровым номером №, на основании действительной кадастровой стоимости, изменить п. 2.1 договора купли продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный истцами с департаментом государственного заказа Тверской области на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом <адрес> от 13.012011 № «О предоставлении в общую долевую собственность земельного участка для эксплуатации и строительства нежилого (торгово-офисного) здания», устанавливающего цену 1\2 доли земельного участка, в размере <данные изъяты>, указав новую расчетную стоимость; вернуть излишне уплаченные денежные средства на расчетный счет заявителей;. Ивановой И.И. на лицевой счет : р/сч №, кор/сч №, БИК №, ИНН №, КПП №, Тверское ОСб № г. Тверь; Арсентьевой О.В. на лицевой счет: р/сч №, кор/сч №, БИК №, ИНН № КПП № Тверское ОСБ № г. Тверь; обязать Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод заявителей; признать недействительными: расчет цены выкупа земельного участка для эксплуатации и строительства нежилого (торгово-офисного) здания», устанавливающего цену 1\2 доли земельного участка, общей площадью 814 кв.м, расположенного по адресу <адрес>, с кадастровым номером № в размере <данные изъяты>, произведенный Комитетом по управлению имуществом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, в силу его ничтожности. п. 3 распоряжения Комитета по управлению имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении в общую долевую собственность земельного участка для эксплуатации и строительства нежилого (торгово-офисного) здания», устанавливающего цену 1\2 доли земельного участка, общей площадью 814 кв.м, расположенного по адресу <адрес>, с кадастровым номером №, в размере <данные изъяты>, в силу его ничтожности. п. 2.1 договора купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный истцами с департаментом государственного заказа Тверской области на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении в общую долевую собственность земельного участка для эксплуатации и строительства нежилого (торгово-офисного) здания», устанавливающего цену 1\2 доли земельного участка, общей площадью 814 кв.м, расположенного по адресу <адрес>; <адрес>, с кадастровым номером №, в размере <данные изъяты> в силу его ничтожности; применить последствия недействительности ничтожной сделки, в части цены выкупа земельного участка, а именно: взыскать с Тверской области в лице Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области за счет казны Тверской области в пользу Арсентьевой О.В. <данные изъяты>. неосновательного обогащения; взыскать с Тверской области в лице Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области за счет казны Тверской области в пользу Ивановой И.И. <данные изъяты>. неосновательного обогащения.

В обоснование заявленных требований указано, что истцы по договору купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ с департаментом государственного заказа Тверской области приобрели в общую долевую собственность по ? доли земельный участок общей площадью 814 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер № Стоимость каждой доли составляет <данные изъяты> Истцы оплату произвели полностью. Право собственности зарегистрировано. В ноябре 2012 года истцы выяснили, что величина кадастровой стоимости земельного участка составляет <данные изъяты>., на основании которой делается расчет выкупной цены, является ошибочной. Действительная кадастровая стоимость земельного участка значительно ниже и составляет <данные изъяты> Истцы обращались в Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области с целью произведения перерасчета выкупной стоимости земельного участка. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении требований отказано. Сделку истцы оспаривают по основанию ничтожности, т.к она не соответствует закону. Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения граждан или юридических лиц, регулируется статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом. В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при определении цены земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Законом N 137-ФЗ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 66 ЗК РФ). В силу пункта 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. В соответствии с пунктом 10 названных Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Статьей 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрена возможность исправления воспроизведенных государственном кадастре недвижимости ошибок в документах, представленных для внесения сведений. Из норм право о недействительности сделок (сделки) из ГК РФ следует: Статья 166: Сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспаримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспаримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в настоящем Кодексе. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе. Статья 168: Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Согласно статьи 1102ГКРФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли. По ст. 1103 ГК РФ «Соотношение требований о возврате неосновательного обогащения с другими требованиями о защите гражданских прав»: Поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих: отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям: о возврате исполненного по недействительной сделке; об истребовании имущества собственником из чужого незаконного владения; одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством; о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица. Договор купли-продажи земельного участка, в части платежей по выкупу земельного участка, не соответствует требованиям закона или иных правовых актов, поэтому в этой части является ничтожным.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, было привлечено ФБУ ФК «Кадастровая палата по Тверской области».

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, были привлечены Министерство финансов Тверской области, Финансовое управление Администрации г. Твери.

ДД.ММ.ГГГГ ИП Арсентьева В.Ф. и ООО «Развитие» поступило исковое заявление о признании третьими лицами, заявляющими самостоятельные требования; применении последствий недействительности ничтожной сделки в части цены сделки, а именно в части цены ? доли земельного участка по договору купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>., взыскать с Тверской области в лице Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области за счет казны Тверской области в пользу ИП Арсентьева В.Ф. <данные изъяты> неосновательного обогащения; взыскать с Тверской области в лице Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области за счет казны Тверской области в пользу ООО «Развитие» <данные изъяты> неосновательного обогащения. Данное исковое заявление было принято судом ДД.ММ.ГГГГ.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Министерство финансов Тверской области, Департамент финансов Администрации г. Твери, Управление федерального казначейства по Тверской области.

ДД.ММ.ГГГГ к производству суда было принято уточненное исковое заявление ИП Арсентьева В.Ф. и ООО «Развитие», согласно которому они просят взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений тверской области проценты за пользование чужими денежными средствами в размере <данные изъяты> в пользу ИП Арсентьева В.Ф., взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений тверской области проценты за пользование чужими денежными средствами в размере <данные изъяты>. в пользу ООО «Развитие».

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Тверская область в лице Министерства финансов Тверской области, Муниципальное образование г. Тверь в лице Департамента финансов Администрации г. Твери.

В судебном заседании представитель истцов Арсентьевой О.В. и Ивановой И.И. по доверенности Перовская Т.И. поддержала исковое заявление и доводы искового заявления в полном объеме, просила удовлетворить заявленные требования.

Представитель третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, ИП Арсентьева В.Ф. и ООО «Развитие» по доверенности Перовская Т.И. поддержала исковое заявление и доводы искового заявления в полном объеме, просила удовлетворить заявленные требования.

Представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области по доверенности Соколова Ю.С. возражала против удовлетворения заявленных требований, полностью поддержала письменные возражения на исковое заявление, из которых следует, что истцами заявлены требования о признании незаконными действий Министерства, выразившихся в отказе Министерства от ДД.ММ.ГГГГ вновь произвести расчет цены выкупа земельного участка, изменить пункт 2.1 договора купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ и вернуть излишне уплаченные денежные средства. Однако отказ Министерства, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ № вынесен относительно обращения Арсентьевой О.В. и Ивановой И.И. о перерасчете арендной платы земельного участка за 2010 и 2011 годы по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и возврате излишне уплаченных денежных средств по договору аренды. С обращением о возврате излишне уплаченных денежных средств по договору купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № истцы в Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области не обращались. Следовательно, права и законные интересы Арсентьевой О.В. и Ивановой И.И., связанные с заключением договора купли-продажи земельного участка, оспариваемым отказом Министерства нарушаться не могут. В соответствии с пунктом 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. Кроме того, спор о признании сделки ничтожной в части выкупной цены земельного участка, рассматриваемый судом, вытекает из договора купли-продажи земельного участка и относится к гражданско-правовым спорам. В рассматриваемом случае отсутствуют властно-подчиненные отношения между сторонами по договору. Договор купли-продажи земельного участка свидетельствует о наличии между сторонами гражданских правоотношений. Рассматриваемый спор является спором гражданско-правового характера, который должен рассматриваться в порядке искового производства с учетом исключительной подсудности как спор, возникший из обязательственных отношений сторон по заключенному договору купли-продажи. Таким образом, заявителями избран неверный способ защиты своих прав, который не соответствует характеру правоотношений между сторонами. Истцами также заявлено требование о признании незаконным в части распоряжения Комитета по управлению имуществом Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении в общую долевую собственность земельного участка для эксплуатации и строительства нежилого (торгово-офисного) здания». Вместе с тем, в соответствии с положениями статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением о признании незаконным решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Как следует из искового заявления, истцы в ноябре 2012 года выяснили, что величина кадастровой стоимости земельного участка, на основании которой производился расчет выкупной цены, является ошибочной, однако с требованием о признании незаконным распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № обратились лишь в марте 2013 года. С учетом изложенного, срок обращения в суд с заявлением о признании незаконным указанного распоряжения является пропущенным, в связи с чем указанное требование подлежит оставлению без удовлетворения. Кроме того, одновременное рассмотрение требований об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих и требований гражданского-правового характера действующим процессуальным законом не предусмотрено. Более того, требование о возложении обязанности произвести возврат денежных средств дублирует заявленные истцами требования о взыскании неосновательного обогащения и удовлетворено быть не может. В соответствии с договором купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Департаментом государственного заказа Тверской ^ области и Арсентьевой О.В., Ивановой И.И., истцам предоставляется в общую долевую собственность земельный участок с кадастровым № площадью 814 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, для эксплуатации и строительства нежилого (торгово-офисного) здания. Выкупная стоимость земельного участка по указанному договору была рассчитана в соответствии порядком определения выкупной цены земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности установленным Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». При расчете выкупной стоимости Комитет правомерно руководствовался представленным истцами кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка составляет 11178,48 руб./кв.м. В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Вместе с тем, оспаривая договор купли-продажи в части выкупной цены земельного участка в силу его ничтожности, истцы не указывают нормы закона или иных правовых актов, которым указанная сделка не соответствует. Относительно требования истцов о взыскании с Тверской области в лице Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области неосновательного обогащения сообщаем следующее. Министерство является ненадлежащим ответчиком по делу. В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Указанная норма закона содержит перечень юридических фактов, с которыми связано возникновение гражданских прав и обязанностей, как по воле субъекта гражданского права, так и помимо его воли. В частности, гражданские права и обязанности возникают вследствие неосновательного обогащения. В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязан возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество. Применительно к требованиям части 2 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации неосновательное обогащение имеет место независимо от действий сопричастных к нему лиц и их воли. Важен объективный результат -наличие неосновательного обогащения (сбережения) имущества без должного правового основания. Истцы настаивают на взыскании с Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области излишне уплаченных денежных средств по договору купли-продажи в размере <данные изъяты>. каждому. Вместе с тем, истцами не учтено следующее. Согласно положениям статей 57, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков поступают: - в бюджет субъекта Российской Федерации - по нормативу 20 %; - в бюджет городского округа - по нормативу 80 %. Учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных документов в соответствии с указанных в них кодом бюджетной классификации (КБК) и Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления (ОКАТО). Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области является главным администратором доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и одновременно осуществляет функции администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Администрации Тверской области от 18.06.2008 № 157-па» О порядке осуществления бюджетных полномочий главными администраторами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющимися органами государственной власти Тверской области и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями» в целях повышения качества и эффективности формирования и исполнения консолидированного бюджета Тверской области разработан порядок организации работы по осуществлению Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области отдельных бюджетных s полномочий (далее - Порядок). В соответствии Порядком в компетенцию Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области как главного администратора доходов бюджета входит начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним. С учетом изложенного, денежные средства, составляющие неосновательное обогащение, на получении которых настаивают истцы, поступили частично в областной бюджет Тверской области, частично в местный бюджет города Твери. С учетом изложенного, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, являясь лишь главным администратором доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не может являться надлежащим ответчиком по делу.

Представитель соответчика Министерства финансов Тверской области по доверенности Носков Д.А. возражал против удовлетворения исковых требований, полностью поддержал письменный отзыв на исковое заявление, из которого следует, что в соответствии с законом Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об областном бюджете Тверской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» Министерство имущества и земельных отношений Тверской области является главным администратором доходов консолидированного бюджета Тверской области. В соответствии с приказом главного администратора доходов от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство имущества и земельных отношений Тверской области, являясь главным администратором доходов одновременно осуществляет функции администратора доходов, и администрирует код бюджетной классификации № «Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение " договоров аренды указанных земельных участков». В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетные полномочия администратора доходов помимо осуществления начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, входит принятие решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы. Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок организации работы по осуществлению отдельных бюджетных полномочий, в том числе порядок возврата излишне и (или) ошибочно уплаченных (взысканных) сумм платежей. Возврат излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет осуществляется администратором путем составления Заявки на возврат по форме, утвержденной приказом Казначейства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н «О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов» Приложение №. - Форма по КФД № Таким образом, в случае признания Центральным районным судом города Твери необходимости возврата излишне уплаченных денежных средств, Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области, как главным администратором (администратором) доходов должна быть подготовлена Заявка на возврат и направлена в Управление Федерального казначейства по Тверской области для осуществления возврата. По вопросу о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами. Согласно п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 13, Пленума ВАС РФ № 14 от 08.10.1998, при рассмотрении споров, возникающих в связи с неосновательным обогащением одного лица за счет другого лица (глава 60 ГК РФ), судам следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 2 статьи 1107 Кодекса на сумму неосновательного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395 Кодекса) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств. В тех случаях, когда денежные средства передаются приобретателю в безналичной форме (путем зачисления их на его банковский счет), следует исходить из того, что приобретатель должен узнать о неосновательном получении средств при представлении ему банком выписки о проведенных по счету операциях или иной информации о движении средств по счету в порядке, предусмотренном банковскими правилами и договором банковского счета. При представлении приобретателем доказательств, свидетельствующих о невозможности установления факта ошибочного зачисления по переданным ему данным, обязанность уплаты процентов возлагается на него с момента, когда он мог получить сведения об ошибочном получении средств. На основании подпункта 3 статьи 1103 Кодекса положения о возмещении потерпевшему неполученных доходов (статья 1107 Кодекса) применяются и в отношении требований одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством, в частности при повторной или язлишней оплате товара, работ, услуг и т.д. Министерство финансов Тверской области, представляет интересы казны субъекта Российской Федерации - областного бюджета Тверской области, которая не является банком, кредитным учреждением. Истец обратился в Арбитражный суд Тверской области с иском к Министерству финансов Тверской области только в 2013 году, тогда как излишне уплатил денежные средства по договору аренды земельного участка в 2011 года. Министерство финансов Тверской области не могло ранее знать либо догадываться об имевшем место ошибочном зачислении денежных средств, т. к. не состояли в договорных отношениях с истцом. Отсутствие между сторонами договорных обязательств не позволяет определить момент возникновения кондиционного обязательства для определения периода начисления процентов. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов в соответствии с федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «о введении в действие Земельного Кодекса РФ ». Контроль и учет за поступлением арендной платы за земельные участки, расположенные в границах города Твери, госсобственность на которые не разграничена, осуществляет Администрация города Твери. На основании вышеизложенного, в связи с тем, что обязанность уплаты процентов возлагается на должника с момента, когда он мог получить сведения об ошибочном получении средств, Министерство финансов Тверской области считает, что взыскание денежных средств с казны Тверской области в части касающейся уплаты процентов за пользование чужими средствами является необоснованным. Пункт 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.10.1998 № 13/14 (в ред. от 04.12.2000) "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами" определяет предусмотренные пунктом 1 статьи 395 ГК РФ проценты как меру гражданско-правовой ответственности за неисполнение или просрочку исполнения денежного обязательства и при этом указывает на невозможность применения двух мер ответственности. Необходимо отметить, что статья 395 ГК РФ предусматривает последствия неисполнения или просрочки исполнения денежного обязательства, поскольку проценты по ст. 395 ГК РФ являются самостоятельным видом ответственности за нарушение обязательства" Согласно п. 2 ст. 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (ст. 395 ГК РФ) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств. В соответствии с судебной практикой, проценты, взыскиваемые по ст. 395 ГК РФ, являются мерой гражданско-правовой ответственности. В самом деле, на это указывает само название статьи 395 ГК РФ, ее нахождение в главе 25 ГК РФ, посвященной ответственности за нарушение обязательств, а главное то, что проценты взыскиваются за пользование чужими денежными средствами лишь при условии неправомерного их удержания или уклонения от их возврата либо иной просрочки в их уплате, а также в случае неосновательного получения или сбережения денег за счет другого лица. То, что взыскание процентов по ст. 395 является мерой ответственности, подтверждается и тем обстоятельством, что, как и другие меры ответственности, например неустойка, эти проценты носят зачетный характер по отношению к возмещению убытков. Таким образом, уплата процентов представляет собой форму ответственности, которую следует применять по тем же правилам, что и нормы о гражданско-правовой ответственности в целом. На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 35 ГПК РФ, Министерство финансов Тверской области просит суд в удовлетворении исковых требований к Тверской области в лице Министерства финансов Тверской области за счет средств казны Тверской области отказать полностью.

Представитель соответчика Департамента финансов Администрации г. Твери по доверенности Аваев С.Е. возражал против удовлетворения исковых требований, полностью поддержал письменный отзыв на исковое заявление, из которого следует, что арендодателем и продавцом земельного участка, являющегося предметом настоящих судебных споров по договорам аренды и купли-продажи, является Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области. В соответствии со ст. 160.1. Бюджетного кодекса РФ администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями, но не исключительно: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов; принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а-также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации; принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства. В соответствии с законом Тверской области от 27.12.2012 № 132-30 «Об областном бюджете Тверской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области является главным администратором доходов областного бюджета Тверской области, к которым относится КБК № - доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков. На основании п.п. я-15 п.9 Постановления Правительства Тверской области от 18.10.2011г. № 73-пп «Об утверждении Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тверской области» министерство осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью поступления платежей в бюджет, принимает решение о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет. На основании п.5 Приказа Минфина РФ от 05.09.2008г. № 92н «О утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ» орган Федерального казначейства осуществляет учет поступлений и их распределение между бюджетами по кодам бюджетной классификации Российской Федерации (далее - коды бюджетной классификации), выполняя следующие действия, но не исключительно: группирует поступления за операционный день по кодам бюджетной классификации; распределяет сгруппированные по кодам бюджетной классификации поступления между бюджетами; осуществляет расчет поступлений, подлежащих перечислению (взысканию) из бюджетов на основании документов на перечисление (взыскание) из бюджетов, представленных администраторами поступлений в бюджет и (или) финансовыми органами; оформляет Заявки на возврат плательщикам ошибочно перечисленных сумм поступлений, принадлежность которых к доходам бюджетов не установлена, а также поступлений, предназначенных к уплате на счет органа Федерального казначейства другого субъекта Российской Федерации; оформляет расчетные документы на перечисление поступлений в соответствующие бюджеты; оформляет расчетные документы на возврат средств плательщикам на основании Заявок на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджет, а также на основании оформленных им Заявок на возврат; оформляет расчетные документы на перечисление средств по зачету излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов, других поступлений, пеней, штрафов по ним, а также подлежащих возмещению сумм налогов, осуществляемом подведомственными одному главному администратору доходов бюджета администраторами доходов бюджета, находящимися на территориях различных субъектов Российской Федерации (далее -межрегиональный зачет), на основании Уведомлений о межрегиональном зачете, представленных администраторами доходов бюджета. Пунктом 5.2 этого же Приказа предусмотрено, что по результатам проведенных в соответствии с настоящим Порядком операций орган Федерального казначейства осуществляет следующие действия: отражает проведенные операции в установленном порядке на соответствующих лицевых счетах; формирует для администраторов поступлений в бюджет и финансовых органов информацию о поступлениях, установленную настоящим Порядком; формирует для главных администраторов доходов бюджета (администратора доходов бюджета с полномочиями главного администратора доходов бюджета) сводную информацию по данным лицевых счетов подведомственных им администраторов доходов бюджета на основании полученных от них письменных запросов. Также п. 25 Приказа установлено, что данные учета поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами, хранятся в электронных базах данных информационной системы Федерального казначейства и органов Федерального казначейства. Таким образом, УФК по Тверской области и Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области имеют возможность подтвердить документально перечисление

арендной платы и выкупной цены за земельный участок областному бюджету Тверской области и бюджету городского округа г.Тверь Центральному районному суду г.Твери в целях всестороннего и полного разрешения спора. Как указывают истцы в своих исковых заявлениях они обращались в Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области с заявлениями о перерасчете арендной платы, возврате излишне уплаченных денежных средств, перерасчете выкупной цены земельного участка. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ на данные заявления истцами был получен отказ, что и повлекло обращение истцов за судебной защитой. Указанный отказ содействовал увеличению размера убытков ответчиков в части заявления ко взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами и судебных расходов. По вопросу о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами полностью поддерживаем позицию, изложенную в дополнениях к отзыву Министерства финансов Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ (имеется в материалах дела и у лиц, участвующих в деле) считаем, что взыскание процентов с муниципального образования город Тверь в лице департамента финансов администрации г.Твери необоснованно и незаконно по причинам: Муниципальное образование город Тверь не является стороной договоров аренды и купли-продажи; отсутствия знания об ошибочном зачислении денежных средств в завышенном размере по договору аренды и договору купли-продажи; отсутствие законодательных актов федерального и местного значения, возлагающих на муниципальное образование город Тверь в лице департамента финансов Администрации города Твери осуществлять контроль и учет за поступлением арендной платы и доходов от продажи земельных участков по договорам, стороной в которых является Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области; отсутствия в действиях муниципального образования «город Тверь» в лице департамента финансов администрации города Твери факта неправомерного удержания или уклонения от возврата завышенных арендных платежей и выкупной цены земельного участка. На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 35 ГПК РФ, муниципальное образование город Тверь в лице департамента финансов администрации г.Твери просит суд в удовлетворении исковых требований по делам № и № к муниципальному образованию «Город Тверь» в лице департамента финансов администрации города Твери отказать полностью.

Истцы Арсентьева О.В., Иванова И.И., представитель третьего лица - ФБУ ФК «Кадастровая палата по Тверской области» (представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие), Финансовое управление Администрации г. Твери; третьи лица, заявляющие самостоятельные требования, ИП Арсентьева В.Ф. и ООО «Развитие», соответчики Министерство финансов Тверской области, Управление федерального казначейства по Тверской области, извещенные о времени и месте проведения судебного заседания в соответствии со ст. ст. 113-116 ГПК РФ, в судебное заседание не явились.

На основании ст. 167 ГПК РФ судом определено рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам:

Судом установлено, что Арсентьевой О.В. на праве собственности принадлежит ? доля в праве собственности на земельный участок по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ к договору купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ, копия которого имеется в материалах дела.

Ивановой И.И. на праве собственности принадлежит ? доля в праве собственности на земельный участок по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ к договору купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ, копия которого имеется в материалах дела.

Решением Заволжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановлено признать недействительным отказ Комитета по управлению имуществом Тверской области в выкупе земельного участка Арсентьевой О.В. им Ивановой И.И. от ДД.ММ.ГГГГ №, обязать Комитет по управлению имуществом Тверской области в установленный законом срок заключить с Арсентьевой О.В. договор купли-продажи 12 доли в праве собственности земельного участка общей площадью 814 кв.м. по адресу: <адрес>, с Ивановой И.И. договор купли-продажи 12 доли в праве собственности земельного участка общей площадью 814 кв.м. по адресу: <адрес>, для эксплуатации и строительства нежилого (торгово-офисного) здания.

Распоряжением Комитета по управлению имуществом Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ за № истцам было предоставлено по ? доли в праве общей долевой собственности Арсентьевой О.В. и ? в праве общей долевой собственности Ивановой И.И. на земельный участок общей площадью 814 кв.м. по адресу: г<адрес> для эксплуатации и строительства нежилого (торгово-офисного) здания.

ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом государственного заказа Тверской области, Арсентьевой О.В. и Ивановой И.И. был заключен договор купли-продажи земельного участка №.

Предметом договора в силу п.1.1. договора является земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (? доли в праве общей долевой собственности Арсентьевой О.В. и (? в праве общей долевой собственности Ивановой И.И.).

В соответствии с п. 2.1. договора, цена ? доли земельного участка составляет <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ был подписан передаточный акт, согласно которому продавец передает, а покупатели принимают земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. (по ? доли в праве общей долевой собственности).

В материалах дела имеется расчет цены выкупа земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности истцам, подписанный председателем комитета ФИО1.

Согласно данному расчету кадастровая стоимость земельного участка составляет: <данные изъяты>., цена выкупа ? доли – <данные изъяты>

В соответствии с решением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) от ДД.ММ.ГГГГ за №, кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты>

В соответствии с письмом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ за № в адрес истцов следует, что техническая ошибка в сведения государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером № в части удельного показателя и кадастровой стоимости устранена. Величина удельного показателя кадастровой стоимости составляет 6090, 35 руб./кв.м., величина кадастровой стоимости составляет <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области с заявлением о перерасчете выкупной цены земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области истцам был дан ответ о том, что в связи с произведенной государственной регистрации прав общей долевой собственности на указанный земельный участок внесение изменений в договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ за № в части изменения выкупной стоимости не предоставляется возможным.

В соответствии со статьями 254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы; к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

В силу ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственного и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Суд полагает, что в данном случае отказ Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ, выраженный в отказе в перерасчете выкупной цены по договору купли-продажи земельного участка, является законным, поскольку на момент обращения истцами в Министерство имущественных и земельных отношений договор купли-продажи был исполнен, все расчеты произведены.

В силу ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.

Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: земельных участков, находящихся в федеральной собственности,- Правительством Российской Федерации; земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации; земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В соответствии с п. 1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

В силу п. 1 ст. 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).

Договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества. При отсутствии в договоре согласованного сторонами в письменной форме условия о цене недвижимости договор о ее продаже считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса, не применяются (п. 1 ст. 555 ГК РФ).

Признание недействительными условия договора купли-продажи земельного участка об установлении цены выкупа земельного участка лишает договор купли-продажи условия о цене выкупа, без которого сделка не могла быть совершена.

Суд соглашается с расчетом истцов о возврате размера излишне уплаченной выкупной цены земельного участка, он проверен и сомнений не вызывает.

Таким образом, суд полагает законным признать расчет выкупа цены земельного участка для эксплуатации и строительства нежилого (торгово-офисного) здания, устанавливающего цену ? доли земельного участка общей площадью 814 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> произведенный Комитетом по управлению имуществом Тверской области ДД.ММ.ГГГГ недействительным в силу его ничтожности, признать недействительным п.3 распоряжения Комитета по управлению имуществом Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении в общую долевую собственность земельного участка для эксплуатации и строительства нежилого (торгово-офисного) здания», устанавливающего цену ? доли земельного участка общей площадью 814 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, в размере <данные изъяты> в силу его ничтожности; признать недействительным п.2.1. договора купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между истцами и Департаментом государственного заказа Тверской области» на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении в общую долевую собственность земельного участка для эксплуатации и строительства нежилого (торгово-офисного) здания», устанавливающего цену ? доли земельного участка общей площадью 814 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № в размере <данные изъяты>. в силу его ничтожности.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

На основании статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Факт причинения вреда, противоправность действий (бездействия) причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между противоправными действиями (бездействием) и наступлением вредных последствий и размер ущерба судом установлены.

Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, являясь администратором доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Твери (КБК №), а также доходов от продажи таких земельных участков (КБК №) представил карточки лицевых счетов плательщиков Арсентьевой О.В. и Ивановой И.И. и подтверждает поступление от них денежных средств, а именно:

№ платежного поручения    Дата поступления платежа    Сумма платежа

(руб.)    КБК    ОКАТО

189    ДД.ММ.ГГГГ    №    №    №

196    ДД.ММ.ГГГГ    №        №    №

714    ДД.ММ.ГГГГ    №    №    №

665    ДД.ММ.ГГГГ    №    №    №

376    ДД.ММ.ГГГГ    №    №    №

384    ДД.ММ.ГГГГ    №    №    №

257    ДД.ММ.ГГГГ    №    №    №

261    ДД.ММ.ГГГГ    №    №    №

264    ДД.ММ.ГГГГ    №    №    №

41    ДД.ММ.ГГГГ    №    №    №

21    ДД.ММ.ГГГГ    №    №    №

    Итого    №       

Поступления денежных средств, поступивших в счет арендных платежей по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ № составили <данные изъяты>, в счет оплаты выкупа земельного участка по договору от ДД.ММ.ГГГГ № составили <данные изъяты>

Согласно Закону Тверской области от 27.12.2012 № 132-30 «Об областном бюджете Тверской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» Министерство имущества и земельных отношений Тверской области является главным администратором доходов консолидированного бюджета Тверской области.

Согласно приказа главного администратора доходов от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство имущества и земельных отношений Тверской области, являясь главным администратором доходов, одновременно осуществляет функции администратора доходов, и администрирует код бюджетной классификации № «Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение " договоров аренды указанных земельных участков».

В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетные полномочия администратора доходов помимо осуществления начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, входит принятие решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы.

Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок организации работы по осуществлению отдельных бюджетных полномочий, в том числе порядок возврата излишне и (или) ошибочно уплаченных (взысканных) сумм платежей. Возврат излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет осуществляется администратором путем составления Заявки на возврат по форме, утвержденной приказом Казначейства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов» Приложение №. - Форма по КФД №)

Следовательно, в суд полагает, что возврат излишне уплаченных денежных средств осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, как главный администратор доходов путем подготовки заявки на возврат и направления в Управление Федерального казначейства по Тверской области для осуществления возврата.

В судебном заседании установлено, что ИП Арсентьев В.Ф. платежи произвел платежи платежными поручениями за выкуп земельного участка на счет Комитета по управлению имуществом Тверской области за Арсентьеву О.В.: платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>., платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>. Общая сумма платежей составила <данные изъяты>

ООО «Развитие» произвело платежи на счет Комитета по управлению имуществом Тверской области платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>

Таким образом, выкупная стоимость земельного участка была оплачена не истцами по делу, а ИП Арсентьевым ВФ. и ООО «Развитие».

В связи с чем, суд приходит к выводу об обязании Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области произвести возврат излишне уплаченных денежных средств по договору купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ ИП Арсентьеву В.Ф. в сумме <данные изъяты> ООО «Развитие» в сумме <данные изъяты>

Требования истцов о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами удовлетворению не подлежат по следующим основаниям:

В силу ч. 1 ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.

Частью 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 октября 1998 г. N 13/14 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами" положения статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяются к отношениям сторон, если они не связаны с использованием денег в качестве средства платежа, средства погашения денежного долга.

Данная норма предусматривает ответственность за нарушение денежного обязательства гражданско-правового характера и определяет последствия неисполнения или просрочки исполнения денежного обязательства, в силу которого на должника возлагается обязанность уплатить деньги, вернуть долг.

Кроме того, предусмотренные ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации проценты подлежат взысканию лишь при наличии полного состава правонарушения, закрепленного в этой статье. Во-первых, необходимо неправомерное неисполнение денежного обязательства. Во-вторых, требуется, чтобы должник пользовался чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания.

Между тем, в данном случае отсутствуют доказательства пользования ответчиком чужими денежными средствами. Также отсутствуют какие – либо договорные отношения между ответчиком Министерством имущественных и земельных отношений и данными лицами. С претензией о возврате денежных средств они не обращались.

Таким образом, применение положений ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации к правоотношениям, возникшим между государством и гражданином, нельзя признать правомерным, следовательно, суд не находит законных оснований для взыскания с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В соответствии со ст. 88 ГПК РФ к судебным расходам отнесены государственная пошлина и издержки, связанные с рассмотрением дела.

Арсентьевой О.В. при подаче искового заявления была уплачена госпошлина в размере <данные изъяты>. согласно квитанции от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты>. согласно чеку-ордеру ОАО Сбербанк России от ДД.ММ.ГГГГ. Ивановой И.И. при подаче искового заявления была уплачена госпошлина в размере <данные изъяты>. согласно чеку-ордеру ОАО Сбербанк России от ДД.ММ.ГГГГ.

Оснований для взыскания с Министерства имущественных и земельных отношений <адрес> госпошлины в доход местного бюджета не имеется ввиду следующего:

В силу п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции в также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями.

Министерство имущественных и земельных отношений <адрес> является органом муниципальной власти, в связи с чем, на нее распространяются приведенные положения об освобождении от уплаты государственной пошлины.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Признать недействительными:

    Расчет цены выкупа земельного участка для эксплуатации и строительства нежилого (торгово – офисного) здания», устанавливающего цену ? доли земельного участка, общей площадью 814 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, в размере <данные изъяты> произведенный Комитетом по управлении имуществом Тверской области ДД.ММ.ГГГГ, в силу его ничтожности;

    Признать недействительным п. 3 распоряжения Комитета по управлению имуществом Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении в общую долевую собственность земельного участка для эксплуатации и строительства нежилого (торгово – офисного) здания», устанавливающего цену ? доли земельного участка, общей площадью 814 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> в силу его ничтожности;

    Признать недействительным п. 2.1 договор купли - продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный Арсентьевой О.В., Ивановой И.И. с департаментом государственного заказа Тверской области на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Тверской области отДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении в общую долевую собственность земельного участка для эксплуатации и строительства нежилого (торгово – офисного) здания», устанавливающего цену ? доля земельного участка, общей площадью 814 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>,с кадастровым номером №, в размере <данные изъяты>., в силу его ничтожности.

    Применить последствия недействительность ничтожной сделки, в части цены выкупа земельного участка, а именно

    Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области как администратора доходов бюджетной системы Российской Федерации произвести возврат излишне уплаченных денежных средств по договору купли - продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ Индивидуальному предпринимателю Арсентьеву В.Ф. в сумме <данные изъяты>

    Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области как администратора доходов бюджетной системы Российской Федерации произвести возврат излишне уплаченных денежных средств по договору купли - продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Развитие» в сумме <данные изъяты>

    В удовлетворении исковых требований Арсентьевой О.В., Ивановой И.И. к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области, Департаменту финансов Администрации города Твери, Министерству финансов Тверской области, Управлению федерального казначейства Тверской области, Министерству финансов РФ о признании действия (бездействия) Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области незаконными, применении последствий недействительности сделки взыскании денежных средств – отказать.

    В исковых требованиях Арсентьевой О.В., Ивановой И.И. к Департаменту финансов Администрации города Твери, Министерству финансов Тверской области, Управлению федерального казначейства Тверской области, Министерству финансов РФ о признании договора аренды земельного участка недействительным в части цены выкупа земельного участка, применение последствий недействительности сделки – отказать.

    В исковых требованиях ИП Арсентьев В.Ф., ООО «Развитие» к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области, Департаменту финансов Администрации города Твери, Министерству финансов Тверской области, Управлению федерального казначейства Тверской области, Министерству финансов РФ о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами – отказать.

    В исковых требованиях ИП Арсентьев В.Ф., ООО «Развитие» к Департаменту финансов Администрации города Твери, Министерству финансов Тверской области, Управлению федерального казначейства Тверской области, Министерству финансов РФ о применении последствий недействительности сделки – отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде с подачей жалобы через Центральный районный суд г. Твери.

Председательствующий:                         Н.Н. Каричкина

    Решение в окончательной форме изготовлено 01 октября 2013 года.