2 - 1611/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июля 2016 года г. Орёл
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Макаровой О.В.,
при секретаре Федяевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Советского районного суда г. Орла гражданское дело по исковому заявлению прокурора Советского района г. Орла в интересах муниципального образования «Город Орел» к ФИО1 о взыскании материального ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г. Орла обратился в интересах муниципального образования «Город Орел» в суд с иском к ФИО1 о взыскании материального ущерба.
В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения Орловским городским Советом народных депутатов действующего законодательства о службе в органах местного самоуправления, в части установления депутатам Совета, работающим на постоянной основе, размера денежного содержания. С ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ. обязанности мэра г. Орла исполнял ФИО1 К полномочиям мэра города Орла относится подписание и обнародование нормативных правовых актов, принятых Орловским городским Советом народных депутатов; издание в пределах своих полномочий правовых актов; обеспечение осуществления органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Орловской области; осуществление организации работы по контролю за выполнением решений Орловского городского Совета народных депутатов; открытие и закрытие расчетных и текущих счетов Орловского городского Совета народных депутатов, подписание финансовых документов и является распорядителем кредитов по расходам, предусмотренным в местном бюджете на содержание и обеспечение деятельности Орловского городского Совета народных депутатов; решение иных вопросов. Организацию деятельности Орловского городского Совета народных депутатов осуществляет мэр города Орла. Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что комиссией Орловского городского Совета народных депутатов по определению стажа, дающего право на получение вознаграждения за выслугу лет, <данные изъяты> установлен стаж, дающий право на получение вознаграждения за выслугу лет муниципальной службы, <данные изъяты> год, на ДД.ММ.ГГ. Распоряжением мэра города Орла ФИО1 от ДД.ММ.ГГ№*** на основании протокола комиссии по определению стажа, дающего право на получение надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе, от ДД.ММ.ГГ№*** и в соответствии с положениями «О муниципальной службе в городе Орле» и «О статусе депутата Орловского городского Совета народных депутатов» заместителю председателя Совета четвертого созыва <данные изъяты> определен муниципальный стаж (стаж муниципальной службы) <данные изъяты>. Между тем, на момент принятия решения об установлении <данные изъяты> стажа, дающего право на получение вознаграждения за выслугу лет муниципальной службы, каких-либо нормативных актов, регулирующих деятельность данной комиссии, не существовало. В силу действующего законодательства стаж, дающий право на получение вознаграждения за выслугу лет муниципальной службы может быть установлен только на основании решения руководителя, в данном случае на основании решения мэра города Орла. В муниципальный стаж <данные изъяты> включен период его работы в должности заместителя председателя Орловского городского Совета народных депутатов (<данные изъяты>), а также период работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе муниципальной среднеобразовательной школы №*** (<данные изъяты>). В связи с вышеизложенным, <данные изъяты> в период его службы на должности заместителя председателя Совета четвертого созыва выплачивалась надбавка за выслугу лет на муниципальной службе в размере <данные изъяты> %. В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» указанным федеральным законом не определяется статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса, поскольку указанные лица не являются муниципальными служащими. Аналогичная норма содержится в Законе Орловской области от 09.01.2008 № 736-ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области». Таким образом, депутаты Орловского городского Совета народных депутатов, работающие на постоянной основе, не являются муниципальными служащими, а являются лицами, замещающими муниципальные должности, а стаж работы на муниципальной должности не является стажем муниципальной службы (муниципальным стажем). Между тем, в нарушение вышеназванных норм федерального и регионального законодательства, норм нормативных правовых актов местного самоуправления заместителю председателя Совета четвертого созыва <данные изъяты> действовавшему на постоянной основе, распоряжением мэра города Орла ФИО1, на основании протокола комиссии по определению стажа муниципальной службы муниципальных служащих Совета, для исчисления надбавки к должностному окладу за выслугу лет, был установлен стаж муниципальной службы (муниципальный стаж). Стаж работы <данные изъяты> в вышеуказанных должностях не мог быть признан муниципальным, в силу прямого указания в Законе Орловской области № 736-ОЗ на неприменение его норм к депутатам представительных (законодательных) органов местного самоуправления действующих на постоянной основе. Установление <данные изъяты> действующему на постоянной основе, надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе, равно как и надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, само по себе противоречит требованиям законодательства, так как такая служба депутата не является муниципальной. ФИО1, издавая распоряжение об установлении <данные изъяты>. стажа муниципальной службы, дающего ему право на надбавку к должностному окладу, достоверно знал, что <данные изъяты> не является муниципальным служащим, а является лицом, замещающим муниципальную должность, а стаж его работы на муниципальной должности не является стажем муниципальной службы (муниципальным стажем). Данное распоряжение по результатам рассмотрения представления прокурора района от ДД.ММ.ГГ отменено. Таким образом, ФИО1 сознательно допустил ситуацию, при которой <данные изъяты> стал получать необоснованную выплату в виде надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ. Данные действия ответчика свидетельствуют об умышленном причинении материального ущерба муниципальному образованию «Город Орел». Неправомерные действия ответчика привели к незаконному расходованию бюджетных средств, чем причинен ущерб муниципальному образованию «Город Орел» на сумму <данные изъяты>. за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
Истец просил суд взыскать со ФИО1 в бюджет муниципального образования «Город Орел» сумму причиненного материального ущерба в размере <данные изъяты>
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Орловский городской Совет народных депутатов.
В судебном заседании старший помощник прокурора Советского района г. Орла Шолохова А.С. заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, просила суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, его интересы представляет по доверенности ФИО2
Представитель ответчика ФИО1 по доверенности ФИО2 доводы искового заявления не признала, просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.
Представитель третьего лица городского Совета народных депутатов по доверенности ФИО3 заявленные исковые требования не признала, просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.
Представитель третьего лица финансово-экономического управления администрации г. Орла по доверенности ФИО4 заявленные исковые требования не признала, просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что решением Орловского городского Совета народных депутатов №*** от ДД.ММ.ГГ ФИО1 избран на должность мэра г. Орла и с ДД.ММ.ГГ приступил к исполнению обязанностей мэра.
На основании распоряжения №*** от ДД.ММ.ГГ ФИО1 освобожден от замещаемой должности мэра города Орла.
Согласно ст. 18 Устава города Орла, принятого Постановлением Орловского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГ№*** (далее Устав), к полномочиям Мэра города Орла относится подписание и обнародование в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые Орловским городским Советом народных депутатов; издание в пределах своих полномочий правовых актов; обеспечение осуществления органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Орловской области; осуществление организации работы по контролю за выполнением решений Орловского городского Совета народных депутатов; открытие и закрытие расчетных и текущих счетов Орловского городского Совета народных депутатов, подписание финансовых документов и является распорядителем кредитов по расходам, предусмотренным в местном бюджете на содержание и обеспечение деятельности Орловского городского Совета народных депутатов; решение иных вопросов, возложенных на него настоящим Уставом, Регламентом Орловского городского Совета народных депутатов, иными правовыми актами.
В силу ч. 8, 9 ст. 12 Устава организацию деятельности Орловского городского Совета народных депутатов осуществляет Мэр города Орла.
Порядок образования и деятельности структурных подразделений Орловского городского Совета народных депутатов определяется Регламентом Орловского городского Совета народных депутатов, а также положением, принимаемым Орловским городским Советом народных депутатов.
Пунктом №***, ст. №*** регламента Орловского городского Совета народных депутатов, принятого Постановлением Орловского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГ№*** предусмотрено, что председатель городского Совета осуществляет полномочия руководителя аппарата городского Совета, открывает и закрывает расчетные и текущие счета на содержание городского Совета и является распорядителем по этим счетам.
В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 30 Устава в систему муниципальных правовых актов входят постановления и распоряжения Мэра города Орла по вопросам организации деятельности Орловского городского Совета народных депутатов и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции действующим законодательством.
Согласно ч. 5.1 ст. 40 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия.
Согласно ч. 1 ст. 11 Закона Орловской области от 04.07.2013 № 1499-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления в Орловской области» депутату, выборному должностному лицу, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, выплачивается денежное содержание. Размер и условия оплаты труда депутата, выборного должностного лица, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, определяются органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с п. 4 ч. 5.1 ст. 13 Устава города Орла
депутату, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, выплачивается денежное содержание, предоставляется ежегодный основной и дополнительный оплачиваемый отпуск, возмещаются связанные с осуществлением его полномочий транспортные расходы, расходы на служебные командировки в размере и порядке, установленном нормативным правовым актом городского Совета.
Согласно ч. 11 ст. 17 Положения «О статусе депутата Орловского городского Совета народных депутатов», утвержденного Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.08.2007 № 21/317-ГС, депутатам, осуществляющим полномочия на постоянной основе, гарантируются выплаты, соответствующие выплатам, предусмотренным нормативными правовыми актами для муниципальных служащих.
Должностной оклад и иные выплаты заместителя председателя городского Совета, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, приравниваются к должностному окладу и иным выплатам, установленным муниципальными правовыми актами для должности первого заместителя главы администрации города, и устанавливаются распоряжением Мэра города Орла.
В силу ч. 1 ст. 21 Закона Орловской области № 736-ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из следующих ежемесячных и иных дополнительных выплат:
1) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе;
2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы;
3) премий за выполнение особо важных и сложных заданий, а также иных премий;
4) ежемесячного денежного поощрения;
5) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
В соответствии с преамбулой к Положению о муниципальной службе в городе Орле, утвержденному Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 28.02.2008 № 29/441-ГС, указанное Положение устанавливает в городе Орле, в том числе, размер и условия оплаты труда муниципальных служащих, виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения.
Таким образом, органами местного самоуправления г. Орла в рамках предоставленных действующим законодательством полномочий установлено. что в отношении депутатов, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, применяется система оплаты труда, установленная для муниципальных служащих г. Орла.
Согласно ч. 1 ст. 8 Положения «О муниципальной службе в г. Орле», принятого решением Орловского городского Совета народных депутатов от 28.02.2008г. № 29/441-ГС, ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе входит в систему оплаты труда муниципального служащего.
Судом установлено, что комиссией Орловского городского Совета народных депутатов по определению стажа, дающего право на получение вознаграждения за выслугу лет, в составе <данные изъяты> (председатель комиссии), <данные изъяты> (заместитель председателя комиссии), <данные изъяты> (член комиссии) и <данные изъяты> (член комиссии) <данные изъяты> установлен стаж, дающий право на получение вознаграждения за выслугу лет муниципальной службы, <данные изъяты>
Распоряжением мэра города Орла ФИО1 от ДД.ММ.ГГ№*** на основании протокола комиссии по определению стажа, дающего право на получение надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе, от ДД.ММ.ГГ№*** заместителю председателя Совета четвертого созыва <данные изъяты> определен муниципальный стаж (стаж муниципальной службы) <данные изъяты>
Поскольку в отношении депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, применяется система оплаты труда, установленная для муниципальных служащих г. Орла, установление стажа муниципальной службы для депутатов городского Совета, исполняющих свои полномочия на постоянной основе в городском Совете народных депутатов, осуществляется для установления размера надбавок за выслугу лет, поскольку депутаты не являются муниципальными служащими, а являются лицами, замещающими муниципальные должности.
Таким образом, стаж работы <данные изъяты> на должности заместителя председателя Орловского городского Совета народных депутатов и период работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в муниципальной средне образовательной школе №*** был засчитан в качестве муниципального распоряжением мэра г. Орла №*** от ДД.ММ.ГГ. для установления надбавки за выслугу лет.
<данные изъяты> в период его службы на должности заместителя председателя Совета четвертого созыва выплачивалась надбавка за выслугу лет на муниципальной службе в размере <данные изъяты> %.
Проанализировав собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что мэром г. Орла возможно принятие решения об определении стажа муниципальной службы депутатам, осуществляющим полномочия на постоянной основе, в целях установления ежемесячной надбавки за выслугу лет.
Следовательно, принятие решения об установлении набавки за выслугу лет и исчислении соответствующего стажа, дающего право на такую надбавку, <данные изъяты> не противоречило действовавшему на тот период законодательству.
Кроме того, суд учитывает, что распоряжение мэра г. Орла №*** от ДД.ММ.ГГ. было издано и подписано мэром г. Орла на основании протокола заседания комиссии Орловского городского Совета народных депутатов по определению стажа, дающего право на получение надбавки к должностному окладу за выслуг лет от ДД.ММ.ГГ Вышеуказанное заседание комиссии носило коллегиальный характер.
Фактически распоряжение мэра г. орла №*** от ДД.ММ.ГГ. не повлекло за собой установление надбавки за выслугу лет <данные изъяты> не повлекло за собой увеличение ее размера.
Надбавка за выслугу лет, как указывает в своем иске прокурор, была установлена <данные изъяты> в размере <данные изъяты>% с ДД.ММ.ГГ
До окончания депутатских полномочий <данные изъяты> размер указанной надбавки не изменялся, что подтверждается расчетными листками, имеющимися в материалах дела.
В силу ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Данная норма распространяется и на случаи причинения вреда государству, а также государственным и муниципальным образованиям.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Вместе с тем, довод прокурора об умышленном характере действий мэра г. Орла, направленных на неправомерное установление и выплату надбавки <данные изъяты> не нашел своего подтверждения в суде и опровергается собранными по делу доказательствами, свидетельствующими об отсутствии у мэра г. Орла умысла в совершении незаконных действий.
Довод прокурора о том, что сумма выплаченных денежных средств <данные изъяты> в качестве надбавки за выслугу лет является ущербом, причиненным МО «Город Орел», является не обоснованным.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Советского района г. Орла в интересах муниципального образования «Город Орел» к ФИО1 о взыскании материального ущерба оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.
Председательствующий: