ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1612/18 от 08.10.2018 Тайшетского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

8 октября 2018 года г. Тайшет

Тайшетский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Сергейчевой Н.П., при секретаре Мозговой Н.С., с участием истца ФИО2, представителей ответчика ФИО1, ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1612/18 по иску ФИО2 к МУ «Администрация Венгерского муниципального образования» о признании незаконными приказов, взыскании ежемесячного денежного поощрения, денежной компенсации морального вреда, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением к МУ «Администрация Венгерского муниципального образования о признании незаконными приказов, взыскании ежемесячного денежного поощрения, денежной компенсации морального вреда, судебных расходов, в обосновании которого указала, что ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу в Администрацию Венгерского муниципального образования» на должность консультанта Венгерского МО для исполнения обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией с ДД.ММ.ГГГГ (с даты фактического исполнения должностных обязанностей). С ней был заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ, договор заключен бессрочно.

ДД.ММ.ГГГГ Государственная инспекция труда в Иркутской области провела проверку в отношении Администрации Венгерского МО по обращению работника ФИО11 по вопросу недоплаты МРОТ, изменения существенных условий трудового договора.

В связи с проведенной проверкой главой Венгерского МО ДД.ММ.ГГГГ принято распоряжение , согласно которому у нее затребовано объяснение по нарушениям, указанным в предписании от от ДД.ММ.ГГГГ, а также установлен срок для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ

Согласно акта проверки Гос. инспекции труда в Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ выявлены следующие нарушения: в нарушение требований ст. 74 ТК РФ работодатель не уведомил работника об изменении существенных условий трудового договора в части оплаты труда, в нарушение ст. 67 ТК РФ в трудовом договоре от ДД.ММ.ГГГГ, доп. соглашении от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует подпись работника о получении вторых экземпляров трудового договора и дополнительного соглашения на руки, в нарушение требований ч. 3 ст. 68 ТК РФ в Положении об оплате труда, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, отсутствуют подписи работников об ознакомлении, в нарушение требований ч. 6 ст. 136 ТК РФ выплата заработной платы производилась один раз в месяц, в трудовом договоре ФИО11 нет указаний на то, что работа является совместительством.

Как указывает истец, в соответствии с распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ ею были устранены нарушения трудового законодательства в установленный срок, о чем на имя главы Венгерского МО направлена объяснительная от ДД.ММ.ГГГГ

Однако ДД.ММ.ГГГГ главой Венгерского МО издан приказ , который был отменен приказом от ДД.ММ.ГГГГ, впоследствии в приказ внесены изменения приказом от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому глава Венгерского МО решил: «в связи с проведенной проверкой Государственной инспекции по труду и выявленных нарушениях трудового законодательства ответственной по кадровой работе ФИО2 в соответствии с положением о денежном содержании муниципальных служащих администрации Венгерского МО (ст. 13 п. 2 п.п. и) (некачественный уровень подготовки документов, наличие серьезных замечаний при подготовке документов, материалов - от 90 до 0 %) установить ежемесячное поощрение за июль 0 %. Централизованной бухгалтерии администрации района производить начисления согласно данного приказа.

Истец не согласна с данным приказом, считает приказ от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, поскольку в соответствии с п. 1.1. трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ она принята на должность консультанта Венгерского МО.

Должностные обязанности консультанта администрации Венгерского МО закреплены в должностной инструкции, являющейся приложением № 1 к Постановлению главы администрации Венгерского МО от ДД.ММ.ГГГГ, где в разделе 3 «Функциональные обязанности» закреплены основные задачи и обязанности консультанта, направленные на оказание консультационных услуг муниципальным служащим, гражданам в пределах своей компетенции с выдачей необходимых документов.

Что касается ее ответственности по кадровой работе, как указано в приказе от ДД.ММ.ГГГГ, то согласно п. 3.20 должностных обязанностей, в ее обязанности входит решение кадровых вопросов по распоряжению главы администрации. Что касается нарушений трудового законодательства, отраженных в акте проверки госинспектором, в отношении работника ФИО11 никаких распоряжений главой администрации ей не давалось.

ФИО11 была принята на работу ДД.ММ.ГГГГ Согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ, истцу был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

С ДД.ММ.ГГГГ истцу предоставлена работа на условиях неполного рабочего времени по ДД.ММ.ГГГГ В связи с чем прием на работу ФИО11 она не осуществляла, трудовой договор с ней не заключала, в связи с чем пояснить, почему не указано в договоре совместительство, почему отсутствует подпись работника в получении второго экземпляра трудового договора, она не может, также как и не несет ответственность за выплату заработной платы ФИО11 один раз в месяц, а не два раза.

Согласно п. 3.1.-3.2 трудового договора, за выполнение трудовых обязанностей муниципальному служащему устанавливается:

-должностной оклад в размере 4380,0 (изменения внесены на основании доп. соглашения от ДД.ММ.ГГГГ),

- 30% районный коэффициент,

- 30% надбавка за работу в южных районах Иркутской области.

Наниматель устанавливает стимулирующие выплаты (доплаты, надбавки, премии и т.п.):

- ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы - 110% (устанавливается согласно штатного расписания),

- ежемесячное денежное поощрение в размере до 2,5 окладов,

- надбавка за выслугу лет,

- премия за выполнение особо важных и сложных заданий (устанавливается главой администрации),

- единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год - в размере 2 должностных окладов,

- материальная помощь - в размере 1 должностного оклада.

Условия выплаты надбавок устанавливаются Положением о денежном содержании муниципальных служащих.

ДД.ММ.ГГГГ главой Венгерского МО принято решение о денежном содержании муниципальных служащих, согласно которому утверждено Положение о денежном содержании муниципальных служащих администрации Венгерского МО. Статьей 1 данного положения определено денежное содержание муниципальных служащих, которое состоит из должностного оклада и дополнительных выплат, в том числе ежемесячного денежного поощрения. В соответствии со ст. 13 Положения, ежемесячное денежное поощрение выплачивается в размере должностных окладов в месяц (100 %).

Согласно пп. 2 п. 3 ст. 13 ежемесячное денежное поощрение устанавливается менее размера, утвержденного настоящим Положением, в случае несоблюдения исполнительской дисциплины, а именно некачественный уровень подготовки документов, наличие серьезных замечаний при подготовке документов, материалов - от 90 % до 0 % (п. «и»).

Истец считает, что приказ от ДД.ММ.ГГГГ не содержит четкой и понятной формулировки основания лишения премии и указания на то, какие документы ею некачественно подготовлены, какие серьезные замечания выявлены при подготовке именно ею документов. Она не привлекалась к дисциплинарной ответственности в порядке, предусмотренном ст.ст. 192, 193 ТК РФ.

Учитывая изложенное, считает, что у ответчика отсутствовали основания для лишения ее ежемесячного поощрения. В результате действий ответчика ей не выплачено денежное поощрение в сумме 12 614,40 руб.

Данная сумма в размере 12 614,40 руб. является для истца существенной, т.к. у нее двое несовершеннолетних детей она была вынуждена выйти на работу на неполный рабочий день, чтобы растить своих детей.

На основании изложенного истец просит суд признать незаконным и отменить приказы главы Венгерского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с МУ «Администрация Венгерского муниципального образования» в ее пользу ежемесячное денежное поощрение за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 12 614,40 руб., денежную компенсацию морального вреда в сумме 10 000 руб., судебные расходы по оплате юридических услуг в сумме 3000 руб.

В судебном заседании ФИО2 поддержала свои исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила исковые требования удовлетворить, суду пояснила, что в ее должностные обязанности консультанта входит решение кадровых вопросов по поручению главы администрации, она разрабатывает проекты приказов, форму трудового договора, согласовывает ее с руководством, оформляет заключение трудовых договоров по поручению главы администрации. Трудовой договор с ФИО11 она не разрабатывала и при его заключении не присутствовала, поскольку находилась в декретном отпуске. После проведения проверки Государственной инспекцией труда главой администрации ей были даны указания проверить все трудовые договоры, устранить аналогичные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ Она провела соответствующую работу, о чем письменно доложила руководству. До проведения проверки она неоднократно на планерных совещаниях поднимала вопрос по поводу ФИО11, размера ее оплаты труда, но главой администрации это вопрос решен не был.

Представитель ответчика - МУ «Администрация Венгерского муниципального образования» ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что с требованиями истца Администрация Венгерского муниципального образования не согласна по следующим основаниям:

Статьей 2 Положения, утвержденного Решением Думы Венгерского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ г. установлен порядок решения вопросов о денежном содержании муниципального служащего.

Решение вопросов о денежном содержании осуществляется главой администрации Венгерского муниципального образования.

Статьей 11 Положения установлено, что ежемесячное денежное поощрение выплачивается за профессиональное, компетентное исполнение должностных обязанностей, за другие достижения в работе при условии, в том числе:

-соблюдения исполнительской и трудовой дисциплины;

ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Венгерского муниципального образования и ФИО2 заключен трудовой договор, на основании которого она назначена на должность консультанта Венгерского муниципального образования для исполнения обязанностей, предусмотренной должностной инструкцией с ДД.ММ.ГГГГ (с даты фактического исполнения должностных обязанностей).

Согласно должностной инструкции одной из основных задач консультанта администрации Венгерского муниципального образования является решение кадровых вопросов. Также в ее функциональные обязанности входит изготовление приказов, распоряжений и постановлений по указанию главы администрации.

Кроме того, консультант несет дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством за несвоевременное, некачественное выполнение заданий, распоряжений и указаний, вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, за исключением неправомерных заключений.

Главой Венгерского муниципального образования ФИО1 неоднократно указывалось ФИО2 на некачественное выполнение своих обязанностей, на необходимость упорядочивания кадровых документов. В преддверии проверки Государственной инспекции труда в Иркутской области глава в беседе с ФИО2 указал, чтобы она проанализировала документы по оформлению трудовых отношений с работником ФИО11, однако по результатам проверки всё же были выявлены нарушения трудового законодательства. В связи, с чем ФИО2 в соответствии с положением о денежном содержании муниципальных служащих администрации Венгерского муниципального образования установлено ежемесячное поощрение за июль в размере 0 %.

Статьей 28 Закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" определена кадровая работа в муниципальном образовании, которая включает в себя:

1) формирование кадрового состава для замещения должностей муниципальной службы;

2) подготовку предложений о реализации положений законодательства о муниципальной службе и внесение указанных предложений представителю нанимателя (работодателю);

3) организацию подготовки проектов муниципальных правовых актов, связанных с поступлением на муниципальную службу, ее прохождением, заключением трудового договора (контракта), назначением на должность муниципальной службы, освобождением от замещаемой должности муниципальной службы, увольнением муниципального служащего с муниципальной службы и выходом его на пенсию, и оформление соответствующих документов;

4) ведение трудовых книжек муниципальных служащих;

5) ведение личных дел муниципальных служащих;

6) ведение реестра муниципальных служащих в муниципальном образовании;

7) оформление и выдачу служебных удостоверений муниципальных служащих;

8) проведение конкурса на замещение вакантных должностей муниципальной службы и включение муниципальных служащих в кадровый резерв;

9) проведение аттестации муниципальных служащих;

10) организацию работы с кадровым резервом и его эффективное использование;

11) организацию проверки достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на муниципальную службу, а также оформление допуска установленной формы к сведениям, составляющим государственную тайну;

12) организацию проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, а также соблюдения связанных с муниципальной службой ограничений, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

13) консультирование муниципальных служащих по правовым и иным вопросам муниципальной службы;

14) решение иных вопросов кадровой работы, определяемых трудовым законодательством и законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, работник должен сам исполнять свои должностные обязанности, а не ждать, пока глава ему об этом скажет.

Руководство администрацией Венгерского муниципального образования осуществляет глава Венгерского муниципального образования на принципах единоначалия, поэтому глава, как работодатель, самостоятельно решает вопросы премирования и депремирования, на основании принятых локальных нормативных актов, в том числе Положения, утвержденного Решением Думы Венгерского муниципального образования от 10.05.2018 г. № 19.

В связи с чем просил отказать ФИО2 в удовлетворении заявленных требований.

Представитель ответчика - МУ «Администрация Венгерского муниципального образования» по доверенности от 08.06.2018 г. ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, выслушав объяснения сторон, обсудив материалы дела, находит исковые требования ФИО2 подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).

Согласно ст. 3 ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Как предусмотрено ч. 2 ст. 3 данного Федерального закона на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Основные права и обязанности работника перечислены в ст. 21 Трудового кодекса РФ. В частности, работник обязан:

добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

соблюдать трудовую дисциплину.

В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право, в частности, поощрять работников за добросовестный эффективный труд.

Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ (в редакции от 03.08.2018 г.) «О муниципальной службе в Российской Федерации» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего (далее - должностной оклад) в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Как установлено частями 1 и 2 ст. 10 Закона Иркутской области от 15.10.2007 г. № 88-оз (в редакции от 12.04.2018 г.) "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области", оплата труда муниципального служащего осуществляется с учетом соотносительности основных условий оплаты труда муниципальных служащих и государственных гражданских служащих области и производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также следующих дополнительных выплат:

1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин;

1(1)) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе;

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы;

3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;

5) ежемесячное денежное поощрение;

6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда муниципальных служащих.

В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию муниципального служащего устанавливаются районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах области в размерах, определенных федеральными и областными нормативными правовыми актами.

Согласно трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, он был заключен между Администрацией Венгерского муниципального образования и ФИО2 (с внесением исправления фамилии на ФИО2) ФИО2, назначенной на муниципальную должность консультанта Венгерского муниципального образования для исполнения обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией с ДД.ММ.ГГГГ (с даты фактического исполнения должностных обязанностей). Дополнением от ДД.ММ.ГГГГ в трудовой договор с муниципальным служащим ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения: фамилия ФИО2 изменена на ФИО2, согласно свидетельству о заключении брака , выданного ДД.ММ.ГГГГ

Как предусмотрено п. 3.2. трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, нанимателем устанавливаются стимулирующие выплаты (доплаты, надбавки, премии и т.п.):

- ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы – 110 % (устанавливается согласно штатного расписания),

- ежемесячное денежное поощрение в размере до 2,5 окладов,

- надбавка за выслугу лет,

- премия за выполнение особо важных и сложных заданий (устанавливается главой администрации),

- единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год - в размере 2 должностных окладов,

- материальная помощь в размере 1 должностного оклада.

Условия выплаты надбавок устанавливаются Положением о денежном содержании муниципальных служащих.

Решением Думы Венгерского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ. утверждено Положение о денежном содержании муниципальных служащих администрации Венгерского муниципального образования.

В соответствии со ст. 1 указанного Положения оплата труда муниципального служащего осуществляется с учетом соотносительности основных условий оплаты труда муниципальных служащих и государственных гражданских служащих области и производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее – должностной оклад), а также следующих дополнительных выплат:

1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин;

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе;

3) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы;

4) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

5) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;

6) ежемесячное денежное поощрение;

7) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда муниципальных служащих.

Согласно ст. 2 указанного Положения решение вопросов о денежном содержании в случаях, предусмотренных настоящим Положением, осуществляется главой администрации Венгерского муниципального образования.

Как предусмотрено ст. 9 указанного Положения ежемесячное денежное поощрение выплачивается за профессиональное, компетентное исполнение должностных обязанностей, за другие достижения в работе при условии:

- выполнение плана работы администрации Венгерского муниципального образования;

- соблюдение исполнительской и трудовой дисциплины;

- отсутствие обоснованных жалоб от граждан на конкретного работника администрации Венгерского муниципального образования. (п. 1).

Приказом Главы Венгерского муниципального образования ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в связи с проведенной проверкой Государственной инспекции по труду и выявленных нарушениях трудового законодательства ответственной по кадровой работе ФИО2 в соответствии с положением о денежном содержании муниципальных служащих администрации Венгерского муниципального образования (ст. 13) понижено ежемесячное денежное поощрение за квартал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ от 80 % до 0 % за некачественную и несвоевременную подготовку документов, наличие серьезных замечаний.

Приказом Главы Венгерского муниципального образования ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в связи с ошибочным изданием приказа от ДД.ММ.ГГГГ данный приказ отменен, в связи с проведенной проверкой Государственной инспекции по труду и выявленных нарушениях трудового законодательства ответственной по кадровой работе ФИО2 в соответствии с положением о денежном содержании муниципальных служащих администрации Венгерского муниципального образования (ст. 13) понижено ежемесячное денежное поощрение за июль 2018 г. от 80 % до 0 % за некачественную и несвоевременную подготовку документов, наличие серьезных замечаний.

Приказом Главы Венгерского муниципального образования ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в приказ от ДД.ММ.ГГГГ, п. 2 изложен в следующей редакции: «в связи с проведенной проверкой Государственной инспекции по труду и выявленных нарушениях трудового законодательства ответственной по кадровой работе ФИО2 в соответствии с положением о денежном содержании муниципальных служащих администрации Венгерского муниципального образования (ст. 13 п. 2 п.п. и) (некачественный уровень подготовки документов, наличие серьезных замечаний при подготовке документов, материалов – от 90 до 0 %) установить ежемесячное денежное поощрение за ДД.ММ.ГГГГ. 0 %.

Как следует из приказов Главы Венгерского муниципального образования ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, основаниями для их издания явились: проверка, проведенная Государственной инспекцией труда, и выявленные ею нарушения трудового законодательства.

Согласно акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя составленного Государственной инспекцией труда в Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проведения проверки выявлены нарушения трудового законодательства в отношении сотрудника Администрации Венгерского МО ФИО11, в частности, отсутствует подпись работника о получении вторых экземпляров трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ на руки; об ознакомлении с Положением об оплате труда инспектора ВУС, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ; в трудовом договоре с ФИО11 отсутствует указание на то, что работа является совместительством; выплата заработной платы ФИО11 производилась один раз в месяц.

Предписанием Государственной инспекцией труда в Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ на Главу Венгерского МО ФИО1 возложена обязанность устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно устранить нарушения требований ст. 68, 57, 136 ТК РФ: скорректировать в локальных актах, трудовых договорах с работниками сроки выплат заработной платы, ознакомить работников под роспись с принятыми локальными актами, их изменениями, выплачивать заработную плату в соответствии с ч. 6 ст. 136 ТК РФ, в срок до ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со ст. 12 вышеуказанного Положения о денежном содержании муниципальных служащих администрации Венгерского муниципального образования, ежемесячное денежное поощрение муниципальных служащих осуществляется в пределах, установленных правовым актом администрации Венгерского муниципального образования.

Уменьшение размера ежемесячного денежного поощрения или лишение денежного поощрения производится на основании документов (докладных, объяснительных работника), подтверждающих невыполнение муниципальным служащим своих обязанностей.

Полное или частичное лишение ежемесячного денежного поощрения производится за тот расчетный период, в котором были совершены нарушения, упущения в работе и поступило сообщение о них. Если упущения в работе обнаружены после выплаты ежемесячного денежного поощрения, то лишение производится за тот расчетный период, в котором обнаружены эти упущения.

Согласно пп. 2) п. 3 ст. 13 указанного Положения, ежемесячное денежное поощрение устанавливается менее размера, утвержденного настоящим Положением, в следующих случаях:

2) несоблюдение исполнительской дисциплины:

а) несвоевременное и некачественное исполнение поручений главы Венгерского муниципального образования, поручений, данных на заседаниях Думы Венгерского муниципального образования, депутатских слушаниях от 90 до 0 %;

б) нарушение сроков или ненадлежащее исполнение служебных записок мэра Тайшетского района, первого заместителя мэра Тайшетского района, заместителей мэра Тайшетского района – от 90 до 0 %;

в) нарушение сроков или ненадлежащее исполнение:

- правового акта администрации Венгерского муниципального образования – от 80 до 0 %;

- правовых актов, поручений и заданий вышестоящих в порядке подчиненности руководителей – от 80 до 0 %;

- обращений граждан, организаций, органов – от 80 до 0 %;

- иных служебных документов внешнего, особого и внутреннего контроля – от 80 до 0 %;

г) несоблюдение сроков выполнения мероприятий, предусмотренных планом работы администрации Венгерского муниципального образования – от 90 до 0 %;

д) невыполнение в установленный срок поручений и заданий, определенных на планерных и рабочих совещаниях – от 90 до 0 %;

е) несоблюдение установленных вышестоящим в порядке подчиненности руководителем сроков предоставления оперативных, информационных и отчетных данных – от 90 до 0 %;

ж) нарушение финансовой дисциплины, несвоевременное, некачественное представление статистической и бухгалтерской отчетности, несоблюдение целевого использования бюджетных средств – от 90 до 0 %;

з) нарушение порядка работы со служебной информацией и документацией – от 90 до 0 %;

и) некачественный уровень подготовки документов, наличие серьезных замечаний при подготовке документов, материалов – от 90 до 0 %;

к) ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией и трудовым договором – от 90 до 0 %.

Как установлено в судебном заседании и следует из оспариваемого приказа, истец была лишена ежемесячного денежного поощрения за июль 2018 г. за некачественный уровень подготовки документов, наличие серьезных замечаний при подготовке документов.

Распоряжением Главы Венгерского муниципального образования ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в связи с проведенной проверкой государственной инспекцией по труду, в связи с выявленными нарушениями трудового законодательства, ответственной за кадровую работу консультанту ФИО2 дано указание: написать объяснения по нарушениям, указанным в предписании Гос. инспекции труда от от ДД.ММ.ГГГГ, устранить данные нарушения до ДД.ММ.ГГГГ

Из письменного объяснения ФИО2 усматривается, что в администрации не были приняты Правила внутреннего трудового распорядка в нарушение ст. 68 ТК РФ. Она данным вопросом не занималась, до проведенной проверки ей указаний от главы администрации о разработке указанных Правил не поступало. После поступления такого указания ею ДД.ММ.ГГГГ указанные Правила разработаны, утверждены главой, с ними ознакомлены все работники под роспись, кроме тех, которые находятся в отпуске.

Со всеми работниками заключены трудовые договоры, вторые экземпляры выданы им по роспись, о чем сделана отметка.

У ФИО13 и ФИО11 не было записей о получении второго экземпляра договора, трудовые договоры заключались другим работником в период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком.

У ФИО4 в трудовом договоре также отсутствуют сведения о сроках выплаты заработной платы.

У всех работников, принятых во время ее работы, сроки выплаты заработной платы указаны в дополнительных соглашениях. Всем работникам вручены вторые экземпляры дополнительных соглашений, о чем сделана отметка в личных делах.

Согласно материалов дела, приказом Администрации Венгерского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ консультанту ФИО2 предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом Администрации Венгерского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ консультанту ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предоставлена работа на условиях неполного рабочего времени на период отпуска по уходу за ребенком, с оплатой работы пропорционально отработанному времени с сохранением пособия по уходу за ребенком до ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с п. 3.20 должностных обязанностей консультанта администрации Венгерского муниципального образования, утвержденных постановлением главы администрации Венгерского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ, в функциональные обязанности консультанта администрации Венгерского муниципального образования входит, в частности, решение кадровых вопросов по распоряжению главы администрации.

Таким образом, истец была лишена ежемесячного денежного поощрения, как следует из распоряжения главы администрации, за некачественный уровень подготовки документов, наличие серьезных замечаний при подготовке документов, выявленных в ходе проверки государственной инспекцией по труду.

Вместе с тем документов, подтверждающих невыполнение муниципальным служащим ФИО2 своих обязанностей, за которые она была лишена ежемесячного денежного поощрения за ДД.ММ.ГГГГ г., ответчик суду не представил.

Из письменного объяснения истца усматривается, что ФИО11, в отношении которой были установлены нарушения трудового законодательства, была принята на работу и с ней был заключен трудовой договор в тот период, когда истец находилась в отпуске по уходу за ребенком, оформлением с ней трудового договора она не занималась, все нарушения при оформлении трудового договора были допущены другим работником.

Из объяснений истца в судебном заседании следует, что каких-либо указаний от главы администрации о проверке трудовых договоров на всех работников, которые были заключены в ее отсутствии, в том числе в отношении ФИО11, ей не поступало, как и указаний о разработке Правил внутреннего трудового распорядка. После получения указаний она разработала Правила, замечаний по поводу данного документа не поступило, они были утверждены главой.

Доводы истца в данной части не были опровергнуты ответчиком какими-либо доказательствами.

Из объяснений представителя ответчика ФИО1 в судебном заседании следует, что перед проведением проверки Государственной инспекцией труда, он давал ФИО2 устное задание проверить документы ФИО11, трудовой договор с которой составлял другой работник. Но устное задание ФИО2 проигнорировала, поэтому после проведения проверки ей было дано письменное распоряжение проверить все трудовые договоры, которые были заключены в период ее отпуска, устранить все нарушения. ФИО2 была лишена ежемесячного денежного поощрения, поскольку не проверила трудовой договор с ФИО11, в котором при проведении проверки были выявлены нарушения трудового законодательства. Кроме того, в работе истца имелись другие недостатки, она неправильно и некачественно готовила документы, большое количество трудовых договоров были заключены с нарушениями.

В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вместе с тем ответчик, на которого, как на работодателя, возложена судом обязанность по представлению доказательств, подтверждающих обоснованность лишения истца ежемесячного денежного поощрения за июль 2018 г., не подтвердил свои доводы о том, что частично установленные проверкой нарушения имели место и при заключении трудовых договоров с работниками в период работы истца и были выявлены в ходе указанной проверки, каких-либо доказательств, подтверждающих свои доводы, ответчик суду не представил.

Оценивая представленные ответчиком доказательства, суд полагает, что ответчиком не представлено достаточных доказательств, подтверждающих несоблюдение истцом исполнительской дисциплины, а именно некачественный уровень подготовки документов, наличие серьезных замечаний при подготовке документов, материалов.

Следовательно, ответчиком не представлено достаточных доказательств, подтверждающих законность и обоснованность снижения размера подлежащего выплате истцу ежемесячного денежного поощрение истцу за июль 2018 г. до 0 %.

Таким образом, суд полагает, что требования истца о признании незаконными приказов Главы администрации Венгерского муниципального образования ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п. 3 ч. 1 статьи 11 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).

Как предусмотрено ст. 21 ТК РФ работник имеет право на:

своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Согласно справки МУ «Администрация Венгерского муниципального образования» от ДД.ММ.ГГГГ, при начислении заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ консультанту Администрации Венгерского муниципального образования ФИО2 было произведено начисление ежемесячного денежного поощрения в размере 0 % от должностного оклада на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с положением о денежном содержании муниципальных служащих Администрации Венгерского муниципального образования.

Ежемесячное денежное поощрение составляет 2 должностных оклада в сумме 12 614,40 руб. с учетом районного коэффициента 30 % и надбавки за работу в южных районах Иркутской области 30 %.

Ответчиком в ходе судебного заседания не оспаривался заявленный истцом размер ежемесячного денежного поощрения за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 12 614,40 руб. Указанная сумма подлежит взысканию в пользу истца, поскольку вышеуказанные приказы, на основании которых истцу не выплачивалось ежемесячное денежное поощрение за ДД.ММ.ГГГГ признаны судом незаконными.

Истцом заявлены также требования о взыскании денежной компенсации морального вреда в сумме 10 000 руб., причиненных работодателем невыплатой заработной платы в полном объеме. Она проживает в сельской местности вместе с двумя несовершеннолетними детьми, заработная плата является для нее и ее детей единственным источником дохода, не считая алиментов на содержание детей. Сумма ежемесячного денежного поощрения, которого она была лишена, является для нее существенной.

Причинение истцу морального вреда в виде нравственных страданий, вызванных невыплатой ей заработной платы в полном объеме, у суда сомнений не вызывает.

В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Согласно разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. № 2 (в редакции от 24.11.2015 г.) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости (абзац четвертый пункта 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 г. № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").

Разрешая заявленные требования и принимая во внимание, что ответчиком было допущено нарушение трудовых прав истца, с учетом принципа разумности и справедливости, суд приходит к выводу о взыскании суммы компенсации морального вреда в размере 1000 руб.

Истцом заявлены требования о возмещении судебных расходов, выразившихся в оплате юридических услуг по составлению искового заявления, в сумме 3000 руб.

Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии со ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам;

расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд;

расходы на оплату услуг представителей;

связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами;

другие признанные судом необходимыми расходы.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, к числу которых согласно статьям 88, 94 ГПК Российской Федерации относятся расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.

Понесенные истцом расходы на составление искового заявления в размере 3000 руб. подтверждены квитанцией к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ИП ФИО14

Требования истца судом удовлетворены в полном объеме, в связи с чем суд полагает возможным удовлетворить ее требования о возмещении судебных расходов по оплате юридических услуг в сумме 3000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО2 к МУ «Администрация Венгерского муниципального образования» о признании незаконными приказов, взыскании ежемесячного денежного поощрения, денежной компенсации морального вреда, судебных расходов удовлетворить.

Признать незаконными и отменить приказы Главы администрации Венгерского муниципального образования ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ

Взыскать с МУ «Администрация Венгерского муниципального образования» в пользу ФИО2 ежемесячное денежное поощрение за ДД.ММ.ГГГГ г. в сумме 12 614,40 руб., денежную компенсацию морального вреда в сумме 1000 руб., судебные расходы по оплате юридических услуг в сумме 3000 руб.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Тайшетский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Н.П. Сергейчева