ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1612/19 от 23.07.2019 Ленинскогого районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июля 2019 года

Ленинский районный суд г. Пензы

в составе председательствующего судьи Андриановой Ю.А.

при секретаре Фомичевой С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области о признании незаконным решения и понуждении к включению определенных периодов работы в специальный стаж,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с названным иском, указав, что 25.12.2018г. она обращалась в ГУ - Управление Пенсионного фонда в г. Пензе Пензенской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, предоставив все необходимые документы. Однако, Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области отказало ей в назначении досрочной страховой пенсии, в связи с отсутствием необходимого стажа. При этом, в специальный стаж, дающий право на получение досрочной пенсии, ответчик не зачел периоды ее работы в должности старшей пионервожатой в средней школе № 4 г. Сердобска Пензенской области, периоды работы в должности воспитателя стационарного отделения в МБУ «Комплексный центр социальной помощи семье и детям» Ленинского района г. Пензы и периоды работы в должности воспитателя МБУ «Комплексный центр социальной помощи семье и детям» Октябрьского района г. Пензы, в связи с чем, отказал ей в назначении досрочной страховой пенсии из–за недостаточности трудового стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

Истец считает отказ Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости незаконным, необоснованным и нарушающим ее права.

ФИО1 просила суд признать решение об отказе в установлении досрочной страховой пенсии УПФР по г. Пензе от 15.01.2019 г. № 190000001200/702726/18 незаконным в части исключения из ее специального трудового стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности следующих периодов:

периодов работы с 17.12.1996 г. по 19.08.2001 г., с 06.10.2003 г. по 09.01.2013 г. в МБУ «Комплексный центр социальной помощи семье и детям» Ленинского района г. Пензы в должности воспитателя (16 лет 14 дней);

периодов работы с 14.01.2013 г. по 01.03.2013 г., с 04.03.2013 г. по 30.04.2013 г., с 06.05.2013 г. по 28.06.2013 г., с 01.07.2013 г. по 30.08.2013 г., с 02.09.2013 г. по 31.10.2013 г., с 01.11.2013 г. по 30.11.2013 г., с 02.12.2013 г. по 31.07.2015 г. в МБУ «Комплексный центр социальной помощи семье и детям» Октябрьского района г. Пензы в должности воспитателя (2 года 6 месяцев);

периода работы с 28.08.1991 г. по 30.09.1993 г. в средней школе № 4 г. Сердобска в должности старшей пионервожатой (2 года 1 месяц 4 дня);

просила обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности указанные периоды ее работы;

расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей возложить на ответчика.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области – ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица МБУ «Комплексный центр социальной помощи семье и детям» Ленинского района г. Пензы в судебное заседание не явился, извещен, о причинах неявки суд не уведомил.

Представитель третьего лица МБУ «Комплексный центр социальной помощи семье и детям» Октябрьского района г. Пензы – ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании вынесение решения полагала на усмотрение суда.

Выслушав пояснения истца, представителя ответчика и представителя третьего лица, исследовав материалы дела, материалы пенсионного (выплатного) дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 25.12.2018 г. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии, в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области от 15.01.2019 г. № 190000001200/702726/18 ФИО1 в назначении досрочной страховой пенсии было отказано ввиду недостаточности стажа на соответствующих видах работ.

В качестве оснований для отказа, комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области (далее – комиссия) указала на недостаточность у ФИО1 стажа на соответствующих видах работ; комиссия не засчитала в специальный стаж ФИО1, период ее работы с 28.08.1991 г. по 30.09.1993 г. — в средней школе № 4 г. Сердобска Пензенской области в должности старшей пионервожатой, поскольку отсутствует работа в должностях и учреждениях, предусмотренных в Перечне № 1397;

период работы с 17.12.1996 г. по 09.01.2013 г. – в МБУ «Комплексный центр социальной помощи семье и детям» Ленинского района г. Пензы в должности воспитателя стационарного отделения, поскольку Списками учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, утвержденными Постановлениями Правительства Российской Федерации № 463, № 1067, № 781 данное учреждение не предусмотрено;

периоды работы с 14.01.2013 г. по 01.03.2013 г., с 04.03.2013 г. по 30.04.2013 г., с 06.05.2013 г. по 28.06.2013 г., с 01.07.2013 г. по 30.08.2013 г., с 02.09.2013 г. по 31.10.2013 г., с 01.11.2013 г. по 30.11.2013 г., с 02.12.2013 г. по 31.07.2015 г. - в МБУ «Комплексный центр социальной помощи семье и детям» Октябрьского района г. Пензы в должности воспитателя, поскольку Списками учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 данное учреждение не предусмотрено.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей на день обращения истца за назначением досрочной страховой пенсии по старости) (далее – Закон) право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Закона (в редакции, действовавшей на момент подачи истцом в УПФР заявления о назначении пенсии страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Аналогичные положения содержались в пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01.01.2015 г.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Закона).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. N 665 утверждены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

Указанным Постановлением установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Закона применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список).

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, (далее – Перечень) изложен в приложении к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

В ч. 4 ст. 30 Закона установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В пункте 1.1. раздела "Наименование учреждений" Перечня, предусмотрены:

1.11. Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи: центр диагностики и консультирования; центр психолого-медико-социального сопровождения; центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции; центр социально-трудовой адаптации и профориентации; центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения;

1.13. Учреждения социального обслуживания: реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; социальный приют для детей и подростков; центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей; детский дом-интернат для умственно отсталых детей; детский дом-интернат для детей с физическими недостатками.

Муниципальное бюджетное учреждение «Комплексный центр социальной помощи семье и детям» Списком не предусмотрено.

Факты работы истицы в должности воспитателя стационарного отделения Муниципального бюджетного учреждения «Комплексный центр социальной помощи семье и детям» Ленинского района г. Пензы и в должности воспитателя Муниципального бюджетного учреждения «Комплексный центр социальной помощи семье и детям» Октябрьского района г. Пензы сами по себе не могут служить основанием для включения периодов работы в такой должности в специальный стаж.

Определяющим для включения спорных периодов в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости является не только факт выполнения работы воспитателя, но и учреждение, в котором протекала трудовая деятельность истицы.

В спорный период, а также на дату утверждения Списка действовал Федеральный закон от 10.12.1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (утратил силу с 01.01.2015 г.).

В пункте 1 статьи 17 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" перечислены учреждения социального обслуживания независимо от форм собственности.

Наименование "Комплексный центр социальной помощи семье и детям" является нормативным, предусмотрено наряду с другими учреждениями, часть которых предусмотрены в Списке.

Отнесение тех или иных учреждений к учреждениям, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение, является исключительной компетенцией Правительства Российской Федерации, осуществляется дифференцировано с учетом условий и характера профессиональной деятельности, воздействия неблагоприятных факторов и т.п.

Отсутствие Муниципального бюджетного учреждения "Комплексный центр социальной помощи семье и детям" в Списке означает то, что условия труда в данном учреждении не являются тождественными условиям труда в других учреждениях социального обслуживания, которые поименованы в Списке.

Отнести Муниципальное бюджетное учреждение «Комплексный центр социальной помощи семье и детям» Ленинского района г. Пензы и Муниципальное бюджетное учреждение «Комплексный центр социальной помощи семье и детям» Октябрьского района г. Пензы к учреждениям только для детей нельзя, так как названные учреждения оказывали и оказывают социальные услуги, как детям, так и семьям.

В связи с чем, периоды работы ФИО1 с 17.12.1996 г. по 11.11.1996 г. в Муниципальном бюджетном учреждении «Комплексный центр социальной помощи семье и детям» Ленинского района г. Пензы, в должности воспитателя стационарного отделения и периоды ее работы с 14.01.2013 г. по 01.03.2013 г., с 04.03.2013 г. по 30.04.2013 г., с 06.05.2013 г. по 28.06.2013 г., с 01.07.2013 г. по 30.08.2013 г., с 02.09.2013 г. по 31.10.2013 г., с 01.11.2013 г. по 30.11.2013 г., с 02.12.2013 г. по 31.07.2015 г. в Муниципальном бюджетном учреждении «Комплексный центр социальной помощи семье и детям» Октябрьского района г. Пензы, в должности воспитателя, не могут быть включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Требование истца о включении периода ее работы в средней школе № 4 г. Сердобска Пензенской области в должности старшей пионервожатой с 28.08.1991 г. по 30.09.1993 г. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не подлежит удовлетворению, в связи с несоблюдением обязательных условий, установленных нормами законодательства для его включения.

Из оспариваемого истцом решения следует, что комиссия в специальный стаж ФИО1 засчитала только период ее работы с 03.08.2015 г. по 24.12.2018 г. в должности воспитателя в МБДОУ детский сад № 103 г. Пензы всего – 3 года 4 месяца 22 дня.

То есть на момент обращения ФИО1 за назначением досрочной страховой пенсии по старости на 25.12.2018г. она имела специального стажа - 3 года 4 месяца 22 дня.

Согласно копии трудовой книжки AT-VII № 5860237 от 29.08.1991 г. ФИО1, Дата года рождения, 29.08.1991 г. была принята на должность старшей пионервожатой в среднюю школу № 4 г. Сердобска Пензенской области (л.д. 13);

27.11.1996 г. ФИО1 была освобождена от занимаемой должности в связи с переводом в Центр социального обслуживания населения Ленинского района г. Пензы (л.д. 12 - 27).

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Закона, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации",

Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпунктах "м" и "н" пункта 1 настоящего Постановления, - применяются:

Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

Абзацем 4 пункта 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, действовавшего в спорный период до 01 октября 1993 года, предусматривалось, что работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых включалась в стаж работы по специальности.

В силу п. 4 данного Положения период работы в должности пионервожатой засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходится в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы в должности "пионервожатой".

С учетом данного обстоятельства, а также исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, период работы ФИО1 с 28 августа 1991 года по 30 сентября 1993 года в качестве старшей пионервожатой в средней школе N 4 г. Сердобска Пензенской области может быть включен в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, только при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

При этом, по мнению суда, 2/3 стажа такой работы (16 лет и 8 месяцев) должно приходиться на дату обращения лица за пенсией.

Указанная правовая позиция отражена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года.

Других условий для включения периода работы в должности пионервожатой данная правовая позиция не содержит.

Причем, с 01 января 1992 года было введено в действие Постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", которым включение в специальный стаж периода работы пионервожатой вообще не предусмотрено.

Между тем, из решения УПФР в г. Пензе Пензенской области от 15.01.2019 г. следует, что ФИО1 на дату обращения за пенсией – 25.12.2018г., имеет педагогический стаж 3 года 4 месяца 22 дня, что меньше чем 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии.

Поскольку истцом на момент обращения в пенсионный орган не выработано более 2/3 стажа в учреждениях, должностях, работа в которых дает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период работы истца с 28.08.1991г. по 30.09.1993г. приходится до 01 октября 1993 года, соответственно указанный период работы ФИО1 в должности старшей пионервожатой не подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии.

Поскольку у ФИО1, в совокупности, при суммировании периодов ее работы, включенных комиссией в подсчет специального стажа не образуют необходимый специальный стаж, требуемый для назначения досрочной страховой пенсии на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 30 Закона, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по назначению истцу ФИО1 досрочной страховой пенсии.

Таким образом, учитывая указанные нормы законодательства, исходя из имеющихся в материалах дела доказательств, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области о признании незаконным решения, понуждении к включению определенных периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.194 - 198 Гражданско процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области о признании незаконным решения, понуждении к включению определенных периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 1 месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 26 июля 2019 года.

Судья Ю.А. Андрианова