ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1612/20 от 23.07.2020 Приморского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новороссийск 23 июля 2020 года

Приморский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе судьи Литвинова А.Н.,

при секретаре Татаровской А.А., с участием сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1612/2020 по иску Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Каспиский Трубопроводный Консорциум – Р» о возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором просит обязать АО «Каспиский Трубопроводный Консорциум – Р» разработать проект освоения лесов на предоставленные по договору аренды <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> лесные участки с кадастровыми номерами <№>, <№>, <№>, <№>, относящиеся к землям лесного фонда с видом разрешенного использования «под трубопроводный транспорт», и получить положительное заключение государственной экспертизы в Министерстве природных ресурсов Краснодарского края в срок два месяца со дня вступления решения в законную силу.

В обоснование требований в иске указано, что Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ состояния законности в сфере исполнения арендаторами лесных участков обязанности по разработке и утверждению проектов освоения лесов. На основании договора аренды от <ДД.ММ.ГГГГ><№> в пользование АО «КТК-Р» предоставлены лесные участки с кадастровыми номерами <№>, <№>, <№>, <№>, категория «земли лесного фонда» вид разрешенного использования «под трубопроводный транспорт». В соответствии с пп. «а» п. 3.3, пп. «г» п. 3.4 Договора арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка после получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов. В течение 6 месяцев со дня заключения договора арендатор обязан разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы. В нарушение требованиям действующего законодательства и условиям договора аренды, проект освоения лесов ответчиком не разработан, положительное заключение государственной экспертизы не получено, что подтверждается информацией министерства природных ресурсов Краснодарского края от <ДД.ММ.ГГГГ><№>, от <ДД.ММ.ГГГГ><№>. Несоблюдение АО «КТК-Р» требований закона может повлечь нецелевое использование лесных участков, несвоевременное обеспечение мер пожарной и санитарной безопасности на арендованных участках, нарушение режима охраны природных ландшафтов, объектов растительного, животного мира и среды их обитания от противоправных посягательств, невосполнимой утраты лесных ресурсов и их полезных функций, что с учетом глобального экологического значения лесов является недопустимым и предоставляет в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурору право обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации на благоприятную окружающую среду, рациональное, неистощительное использование лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.

В судебном заседании помощник Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора Тищенко А.А. иск поддержал, ссылаясь на изложенные в нем обстоятельства.

Представитель ответчика Нечипоренко Л.М. иск не признала, указав в своих возражениях, что проекта освоения лесов в отношении лесных участков с кадастровыми номерами <№>, <№>, <№>, <№> разработан и <ДД.ММ.ГГГГ> сдан в Министерство природных ресурсов Краснодарского края для проведения государственной экспертизы. До настоящего времени заключение государственной экспертизы министерством не подготовлено. К освоению земельных участков АО «КТК-Р» не приступило. Таким образом, требования закона и условия договора аренды АО «КТК-Р» нарушены не были. За действия или бездействие Министерства природных ресурсов Краснодарского края общество не отвечает.

Третье лицо - Министерство природных ресурсов Краснодарского края своего представителя в судебное заседание не направило, о рассмотрении дела в его отсутствие или отложении судебного разбирательства не просило.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд пришел к заключению, что иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В силу статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено данного Кодексом.

По правилам статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам. Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу части 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса, в т.ч. для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.

Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

На основании ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В проекте освоения лесов устанавливаются мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, включая меры пожарной безопасности в лесах; мероприятия по охране объектов животного мира и водных объектов; основные параметры и нормативы использования лесов для осуществления рекреационной деятельности в соответствии с лесохозяйственным регламентом, функциональное зонирование лесного участка по видам рекреационного использования (тематическая лесная карта) и иные сведения. (Приказ Рослесхоза от 29 февраля 2012 года N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" (Зарегистрировано в Минюсте России 05 мая 2012 года N 24075).

В соответствии с п. 9 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 21 февраля 2012 года N 62, лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны составлять проект освоения лесов в соответствии с частью 1 ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществлять использование лесов на основании проекта освоения лесов.

Из представленных суду документов следует, что <ДД.ММ.ГГГГ> с целью строительства и эксплуатации подземных трубопроводов АО «КТК-Р» заключило договор аренды <№>, предметом которого являются лесные участки с кадастровыми номерами <№>, <№>, <№>, <№>, категория «земли лесного фонда» вид разрешенного использования «под трубопроводный транспорт».

В соответствии с пп. «а» п. 3.3, пп. «г» п. 3.4 договора арендатор имеет право приступить к использованию лесных участков после получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов.

<ДД.ММ.ГГГГ>, то есть в срок установленный законом, АО «КТК-Р» обратилось в Министерство природных ресурсов Краснодарского края с заявлением о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов, разработанного <данные изъяты>.

<ДД.ММ.ГГГГ> АО «КТК-Р» направило в Министерство природных ресурсов Краснодарского края письмо с просьбой сообщить о ходе и сроках окончания государственной экспертизы проекта освоения лесов.

В ответе от <ДД.ММ.ГГГГ> за подписью заместителя министра АО «КТК-Р» уведомлено о том, что заявление АО «КТК-Р» о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов поступило в Министерство природных ресурсов Краснодарского края <ДД.ММ.ГГГГ>. Из-за большого количества заявлений, единовременно поступивших в министерство, государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится в порядке очередности поступления.

При таких обстоятельствах, требования закона и условия договора аренды в части получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов ответчиком не нарушены, так как все возможные меры для получения такого заключения им были приняты. Соответственно защита прав и законных интересов неопределенного круга лиц путем понуждения ответчика к совершению определенных действий осуществлена быть не может.

Довод помощника прокурора Тищенко А.А. о том, что АО «КТК-Р» осуществляет пользование лесными участками в отсутствие проектов освоения лесов, является необоснованным.

Доказательства того, что АО «КТК-Р» приступило к освоению лесных участков истец в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ суду не представил. Само по себе заключение договора аренды лесного участка не подтверждает факт использования участка, а свидетельствует только о возникновении права арендатора на его использование способами, указанными в ч. 1 ст. 25 Лесного Кодекса РФ.

Требование о возложении на ответчика обязанности получить положительное заключение государственной экспертизы в Министерстве природных ресурсов Краснодарского края в срок два месяца со дня вступления решения в законную силу является заведомо невыполнимым, так как в соответствии с законом АО «КТК-Р» не является уполномоченным органом, принимающим решение по результатам государственной экспертизы.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение суда должно быть исполнимым. В случае удовлетворения указанные выше требований решение по делу не будет отвечает этому требованию.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Каспиский Трубопроводный Консорциум – Р» о возложении обязанности разработать проект освоения лесов на предоставленные по договору аренды <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> лесные участки с кадастровыми номерами <№>, <№>, <№>, <№>, относящиеся к землям лесного фонда с видом разрешенного использования «под трубопроводный транспорт» и получить положительное заключение государственной экспертизы в Министерстве природных ресурсов Краснодарского края в срок два месяца со дня вступления решения в законную силу отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Приморский районный суд г. Новороссийска в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Судья А.Н. Литвинов