Дело № 2- 1612/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 апреля 2017 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Поляковой Е.Ю., с участием представителя истцов – ФИО1, представителя ответчика – ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 ФИО9, ФИО5 ФИО10 к Некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о возложении обязанности не начислять взносы на капитальный ремонт и выдать справку об отсутствии задолженности,
установил:
ФИО4, ФИО5 обратились в суд с иском к Некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о возложении обязанности не начислять взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома по адрес и выдать справку об отсутствии задолженности по данному виду платежа, указав в нем, что с дата на имя ФИО4 стали приходить квитанции на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества жилого дома, где она проживает на условиях договора найма. Собственником данной квартиры является ФИО5 Начисление указанных взносов, полагают истцы, является незаконным, т.к. производится в нарушение требований п. 3 ст. 169 ЖК РФ. В обоснование своих доводов истцы ссылаются на то, что Республиканская программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики, на 2014 - 2043 годы утверждена Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.03.2014 N 77, их дом введен в эксплуатацию в дата году. Данное обстоятельство, полагают истцы, служит основанием для освобождения их от уплаты данного взноса в течение пяти лет в соответствии с частью 5.1 статьи 170 ЖК РФ. Данный внос, указывают истцы, они должны оплачивать не ранее дата года. О наличии данных обстоятельств они сообщили ответчику в претензионном письме. Однако ответчик оставил их требование без удовлетворения.
Истцы о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако в судебное заседание не явились, воспользовались правом на ведение дела через представителя.
Представитель истцов в судебном заседании поддержал данный иск по изложенным в нем основаниям и вновь привел их суду, пояснив также, что их дом строился и вводился в эксплуатацию поэтапно. Часть дома, где расположена квартира истца, введена в эксплуатацию в дата году, что освобождает истца от уплаты взноса на капитальный ремонт в течение пяти лет.
Представитель ответчика иск не признал и просил отказать в его удовлетворении по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам (ст. 167 ГПК РФ).
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ЖК РФ, регулирующими вопросы платы за жилое помещение и коммунальные услуги (раздел VII), а также организацию проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома (раздел IX), взнос на капитальный ремонт представляет собой обособленный платеж, вносимый собственниками помещений в многоквартирных домах с целью обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества.
Так, в соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в Жилищный кодекс Российской Федерации (далее ЖК РФ) внесены изменения, в том числе в части порядка организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, включающего в себя внесение собственниками помещений единовременной или ежемесячной платы за капитальный ремонт, в ч. 2 ст. 154 ЖК РФ введено понятие взноса на капитальный ремонт как составной части платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Расходы собственников помещений в многоквартирном доме регламентированы ст. 158 ЖК РФ, предусматривающей, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.
Согласно статьям 153 и 154 ЖК РФ взнос на капитальный ремонт входит в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги у собственника помещения возникает с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Частью 3 статьи 169 ЖК РФ установлено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
Частью 5.1 статьи 170 ЖК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
В силу части 4 статьи 180 ЖК РФ региональный оператор осуществляет финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.
Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном введении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 5 ЖК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие регулирующие жилищные отношения нормы, в пределах своих полномочий на основании данного кодекса и принятых в соответствии с ним других федеральных законов.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение вопросов осуществления регионального государственного жилищного надзора, регулирования отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (подпункт 61 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъекта Российской Федерации полномочиями по обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, по организации обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования, по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт, по определению порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (пункты 6 и 6.1 статьи 2, пункты 8.2 и 8.3 статьи 13 ЖК РФ) и включая в связи с этим в систему правовых регуляторов по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах законодательство субъектов Российской Федерации (часть 6 статьи 5, статьи 166 - 174, 178 - 188, 189 - 191 ЖК РФ) одновременно устанавливает обязательные к исполнению всеми субъектами жилищных правоотношений требования к организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе к формированию фондов капитального ремонта региональным оператором, деятельности регионального оператора по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В Чувашской Республики данный вопрос урегулирован Законом Чувашской Республики от 30 июля 2013 г. N 41 «О регулировании отдельных правоотношений в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики».
Республиканская программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики, на 2014 - 2043 годы утверждена Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.03.2014 N 77.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.12.2015 N 486 в данную Республиканскую программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах внесены изменения, согласно которым абзац первый раздела III Программы изложен в следующей редакции: в Программу включены все многоквартирные дома, расположенные на территории Чувашской Республики, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом Кабинета Министров Чувашской Республики, и дома, в которых менее чем три квартиры, и многоквартирные дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации Программы в порядке, установленном нормативным правовым актом Кабинета Министров Чувашской Республики, приняты решения о сносе или реконструкции.
В соответствии с требованиями ч. 7 ст. 170 ЖК РФ, ч. 8 ст. 3 Закона Чувашской Республики от 30 июля 2013 г. N 41 «О регулировании отдельных правоотношений в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики» 11.07.2016 администрация города Чебоксары постановлением N 1927 утвердила порядок формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов в городе Чебоксары, включенных в Республиканскую программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики, на 2014 - 2043 годы, при ее актуализации постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.12.2015 N 486 (опубликовано 29 декабря 2015 года), на счете регионального оператора - некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов», где согласно приложению значится и д.-----адрес, введенный в эксплуатацию в дата году. Данные региональные правовые акты недействующими не признаны. О возложении на истцов каких-либо дополнительных обязанностей в сравнении с тем, как это сформулировано в статье 169 ЖК РФ что, действительно, свидетельствовало бы о несоответствии федеральному законодательству, из материалов дела не усматривается.
С учетом изложенного, утверждения истцов о неправомерном возложении региональным законодателем на собственников помещений обязанности уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, несостоятельны.
Несостоятельны и доводы истцов о том, что их дом был включен в региональную программу капитального ремонта без соблюдения сроков продолжительности эффективной эксплуатации жилых зданий, поскольку программа является гибким правовым механизмом и для достижения ее целей не исключается возможность изменения сроков проведения капитального ремонта на более ранние. При наличии к тому оснований в региональную программу вносятся соответствующие изменения (дополнения) путем ее актуализации (не реже одного раза в год) и утверждаются краткосрочные планы ее реализации.
Кроме того, до утверждения в предусмотренном ст. 168 ЖК РФ порядке региональной программы капитального ремонта и принятия собственниками соответствующего решения продолжают действовать принятые ранее по этому вопросу решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Поэтому до установления обязанности по внесению взносов на капитальный ремонт по новым правилам у собственников помещений уже возникла обязанность вносить плату по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (ч. 5 ст. 153 ЖК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО3 ФИО11, ФИО5 ФИО12 к Некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о возложении обязанности не начислять взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома по адрес и выдать справку об отсутствии задолженности по данному виду платежа, - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Председательствующий судья Т.П. Ермолаева
Мотивированное решение составлено 12 апреля 2017 года.