ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1612/2021 от 14.02.2022 Ирбитского районного суда (Свердловская область)

Мотивированное решение изготовлено 14 февраля 2022 года.

Дело № 2-57/2022 (2-1612/2021)

УИД: 66RS0028-01-2021-002581-69

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 февраля 2022 года город Ирбит

Ирбитский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Недокушевой О.А.,

при секретаре судебного заседания Деринг Ю.В.,

с участием истца ФИО1, участвующего в судебном заседании посредством видеоконференц-связи,

представителя ответчика ФИО2,

прокурора Швейцарова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 6 о предоставлении меры социальной поддержки в виде выплаты ежегодного пособия на проезд с 2017 года по 2020 год, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Ирбитский районный суд с вышеназванным иском, в обоснование указав следующее. Он является участником боевых действий и получателем социальной выплаты на основании Постановления Правительства Свердловской области от 30.12.2008 № 1426-ПП «О размере, Порядке и условиях назначения и выплаты ежегодного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования в пригородном сообщении для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации», которым установлена дополнительная мера социальной поддержки для отдельных категорий граждан (участник боевых действий) в размере <данные изъяты> рублей ежегодно. Он получал данную выплату с 01.01.2016 года. В 2019 году он обратился в Управление социальной политики № 6 по вопросу неполучения ежегодного пособия на проезд за период с 2017 года по 2020 год, ему отказано. Ранее не имел возможности обратиться, так как находится в местах лишения свободы, почтовая корреспонденция не уходила. Просит восстановить в правах получения социальной выплаты ежегодного пособия на проезд с 01.01.2017 года по 01.01.2021 года и обязать Управление социальной политики № 6 произвести социальную выплату ежегодного пособия на проезд в размере <данные изъяты> рублей за период с 01.01.2017 года по 01.01.2021 года.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержал требования по изложенным в иске основаниям, дополнил, что отбывал наказание в местах лишения свободы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, сначала в <данные изъяты>, потом в <данные изъяты>. Согласно справки по лицевому счету он дважды получал пособие за проезд в 2016 году, в этот период он отбывал наказание в <данные изъяты>. В конце 2016 года его освободили из мест лишения свободы. В ноябре 2016 года он обратился в социальную политику г. Ирбита, написал заявление, пособие с 2017 года не получал. Решения о назначении пособия социальной политикой г.Ирбита не получал. В марте 2017 года он вновь был осужден, направлен в места лишения свободы в <данные изъяты>, затем в <данные изъяты>. С 2019 года он неоднократно обращался к ответчику с вопросом неполучения ежегодного пособия на проезд, получал отписки, в 2021 году получил образец заявления, который заполнил, отправил, получил решение о назначении пособия от 2021 года и пособие за 2021 год.

В судебном заседании истец ФИО1 уточнил требования в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей в связи с тем, что он претерпел нравственные страдания в связи с неполучением в установленный срок ежегодного пособия на проезд.

Представитель ответчика Управления социальной политики №6 ФИО2 возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях, указав, что в соответствии с п.4 Порядка и условий назначения и выплаты ежегодного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования в пригородном сообщении для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2008 № 1426-ПП, назначение ежегодного пособия на проезд осуществляется территориальным исполнительным органом государственной власти Свердловской области - управлением социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по месту жительства заявителя на территории Свердловской области либо по месту его пребывания на территории Свердловской области на основании заявления о назначении ежегодного пособия на проезд. Ежегодное пособие на проезд назначается с календарного года, в котором заявитель обратился за назначением ежегодного пособия на проезд. Датой обращения считается дата подачи заявления и документов в управление социальной политики. Назначение и выплата ежегодного пособия на проезд за период, предшествующий дате обращения с заявлением и документами, действующим законодательством не предусмотрено. В компетенцию Управления не входит и отсутствует как право, так и обязанность осуществлять рассылку гражданам заявлений, по собственной инициативе назначать или прекращать выплату, за исключением случаев, предусмотренных Порядком. От истца неоднократно поступали обращения в адрес ответчика, Управлением давались разъяснения о порядке и условиях назначения пособия с приложением утвержденной формы заявления (письма от 27.12.2019 исх.№ 4405, от 02.12.2020 исх.№ 3291, от 26.04.2021 исх.№1567, от 26.10.2021 исх.5141). Суть всех обращений заявителя к Управлению сводилась к получению им разъяснений. Ни одно из них не содержало намерения заявиться на выплату. Согласно журнала обращения граждан от истца в адрес Управления 29.11.2016 вх.№ 27 поступило обращение по восстановлению в правах получения ЕДВ, как ветерана боевых действий. Ответ на обращение ему направлен 02.12.2016 № 5185, что его заявление перенаправлено в пенсионный орган для подготовки ответа по существу, так как вопрос получения ЕДВ не относится к компетенции Управления. Заявление подано истцом в феврале 2021, на основании которого вынесено решение о назначении ежегодного пособия на проезд в размере <данные изъяты> рублей ежегодно с 01.01.2021 пожизненно. Перечисление пособия за 2021 произведено Областным ИРЦ ГКУ Свердловской области в марте 2021. Оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется (л.д.29,70). Дополнительно пояснила, что согласно информационной базы следует, что истцу были произведены две выплаты в размере 825 рублей в 2016 году Управлением социальной политики №21 по г. <данные изъяты>, по месту отбывания наказания, в связи с этим пособие было назначено и выплачивалось данным Управлением. Далее поскольку у истца изменились обстоятельства по месту пребывания в связи с его освобождением из мест лишения свободы, Управление получив данную информацию, выплату прекратило. Заявителю требуется повторное обращение при соблюдении всех условий, либо по месту пребывания, либо по месту жительства. Ранее 2021 года истец не обращался в Управление социальной политики №6 по г.Ирбиту по месту регистрации с заявлением о назначении ему пособия, решение об этом не выносилось, пособие не выплачивалось. Просит отказать в удовлетворении иска, поскольку Управление социальной политики г. Ирбита в полном объёме исполнило обязательства, назначило и произвело выплату пособия на проезд своевременно.

Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении исковых требований отказать, исследовав письменные доказательства, оценив доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почёт и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Ветеранами боевых действий являются лица указанные в статье 3 Федерального закона «О ветеранах».

Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в частности, создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти; реализацию мер социальной поддержки, установленных этим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном федеральном законе (статья 8 Федерального закона «О ветеранах»).

Положениями пп.1 п.1 ст.13 вышеуказанного Закона социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки.

В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2008 № 1426-ПП «О размере, Порядке и условиях назначения и выплаты ежегодного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования в пригородном сообщении для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации» утверждён Порядок и условия назначения и выплаты ежегодного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования в пригородном сообщении для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации (далее-Порядок).

В соответствии с п.1 данного Постановления установлена дополнительная мера социальной поддержки для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, - ежегодное пособие на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования в пригородном сообщении (далее - ежегодное пособие на проезд) в размере 825 рублей.

На основании пп.1 п.2 Порядка дополнительная мера социальной поддержки - ежегодное пособие на проезд назначается и выплачивается отдельным категориям граждан, проживающим на территории Свердловской области, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации ветеранам боевых действий, в том числе инвалидам боевых действий.

Назначение ежегодного пособия на проезд осуществляется территориальным исполнительным органом государственной власти Свердловской области - управлением социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по месту жительства заявителя на территории Свердловской области либо по месту его пребывания на территории Свердловской области (при отсутствии подтвержденного регистрацией места жительства на территории Российской Федерации либо при наличии подтвержденного регистрацией места жительства на территории Свердловской области) на основании заявления о назначении ежегодного пособия на проезд.

Заявитель предъявляет паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и удостоверение, дающее право на получение мер социальной поддержки (за исключением заявителей из числа инвалидов и детей-инвалидов). В случае обращения заявителя за назначением ежегодного пособия на проезд через представителя также представляется документ, подтверждающий его полномочия на осуществление действий от имени заявителя, в установленном законодательством Российской Федерации порядке (п.4 Порядка).

Ежегодное пособие на проезд назначается с календарного года, в котором заявитель обратился за назначением ежегодного пособия на проезд. Датой обращения считается дата подачи заявления в управление социальной политики, в том числе через многофункциональный центр, с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. В случае подачи заявления и документов через организации почтовой связи датой обращения считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации почтовой связи по месту отправления заявления и документов (п. 7 Порядка).

Приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 28.12.2016 № 638 утверждён Административный регламент предоставления территориальными отраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области - управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области государственной услуги «Назначение и организация выплаты ежегодного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования в пригородном сообщении для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации» которым установлены требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги, а именно в Приложении № 1 утверждена форма заявления о предоставлении вышеуказанной государственной услуги.

Судом по делу установлено следующее.

Истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет удостоверение серии РМ № от ДД.ММ.ГГГГ с правом на предоставление льгот, установленных п. 1 ст. 16 Федерального Закона «О ветеранах» (л.д.8).

04.02.2021 года ФИО1 обратился с заявлением в Управление социальной политики №6, предоставив копию паспорта и удостоверения ветерана боевых действий, просил предоставить ежегодное пособие на проезд (л.д.21).

12.02.2021 года решением начальника Управления социальной политики №6 ФИО1 назначено ежегодное пособие на проезд с 01.01.2021 года пожизненно в размере <данные изъяты> рублей ежегодно (л.д.20).

В марте 2021 истцу осуществлено перечисление пособия на проезд за 2021 год Областным информационно-расчетным центром ГКУ Свердловской области, то есть с календарного года, в котором он обратился за назначением ежегодного пособия на проезд.

Истец просит выплатить ежегодное пособие на проезд за период с 01.01.2017 по 31.12.2020 в сумме 3300 рублей, по тем основаниям, что данное ежегодное пособие на проезд ему было назначено Управлением социальной политики № 6 с 01.01.2016 года, которое с 2017 года по 2020 год ему не было выплачено.

На основании ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях, в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.

В силу положений ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российско Федерации, обращаясь в суд, истец должен доказать, что его права или законные интересы были нарушены. Судебной защите подлежит только нарушенное право. Именно на истце лежит бремя доказывания обстоятельств, подтверждающих факт нарушения его прав действиями ответчика.

Истцом не предоставлено суду доказательств того, что в период с 2016 года по 2020 год истец обращался в Управление социальной политики № 6 с заявлением о назначении ежегодного пособия на проезд. Судом не установлено доказательств того, что Управлением социальной политики №6 принималось решение в указанный период времени о назначении и выплате истцу ежегодного пособия на проезд.

За период с 2016 год по 2021 год согласно «Журнала обращений граждан» в адрес Управления социальной политики № 6 от истца поступали следующие обращения : 29.11.2016 о восстановлении в правах получения ЕДВ; 12.12.2019 о разъяснении прав на получение льгот; 18.11.2020 о намерениях истца обратиться в суд; 21.04.2021 о предоставлении информации по выплате пособия на проезд; 12.10.2021 обращение истца в суд с иском (л.д.72,73,74,75,76,77).

На заявление ФИО1 о получении ЕДВ от 29.11.2016 года (л.д.76-77) Управлением социальной политики № 6 истцу 02.12.2016 года направлен ответ о том, что заявление от 29.11.2016 по восстановлению в правах получения ЕДВ как ветерана боевых действий перенаправлено в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ирбите и Ирбитском районе для ответа по существу (л.д.71).

Управлением социальной политики № 6 истцу были даны ответы 27.12.2019 года, 02.12.2020 года, согласно которых ему разъяснены условия и порядок получения и выплаты ежегодного пособия на проезд, также 02.12.2020 года истцу направлена форма заявления, 26.04.2021 года, 26.10.2021 года истцу представлена информация с указанием суммы и сроков выплаты пособия на проезд (л.д.32-35).

Таким образом, ни одно из вышеперечисленных заявлений истца ФИО1 в 2016 году, с 2019 по 2020 год не содержало просьбы о назначении ему ежегодного пособия на проезд по Свердловской области. Кроме того, ни одно из заявлений не содержат сведений о предоставлении необходимых документов, предусмотренных данным порядком для назначения ежегодного пособия на проезд.

Согласно представленной истцом выписки движения денежных средств по лицевому счету осужденного следует о двух поступлениях на счёт 17.05.2016 года, 21.06.2016 года в размере по <данные изъяты> рублей (л.д.5-6).

Согласно ответу Управления социальной политики по г.Нижний Тагил и Пригородному району № 593 от 10.02.2022 следует, что 31.12.2015 в Управление социальной политики № 21 поступили заявления и документы от специалиста по социальной работе исправительной колонии №12 на назначение ежегодного пособия на проезд за пользование городским транспортом в соответствии с Постановлением Правительства от 30.12.2008 года № 1426-ПП «О размере, порядке и условиях назначения и выплаты ежегодного пособия на проезд по территории Свердловской области» на ФИО1, ветерана боевых действий, временно пребывающего на территории <данные изъяты>. На основании представленных документов было приняло решение № 32/449/Е1 от 31.12.2015 о назначении пособия, произведены выплаты: <данные изъяты> рублей за 2015 год, <данные изъяты> рублей за 2016 год. 31.10.2016 года ФИО1 сняли с учёта в связи с переездом на основании поступившей информации из <данные изъяты> (л.д.69).

В Управление социальной политики № 12 г.Каменск–Уральский ФИО1 не обращался, не являлся получателем социальных пособий, компенсаций, предусмотренных областным или федеральным законодательством (л.д.63).

Поскольку ранее за период с 2016 года по 2020 год истец с заявлением на выплату ежегодного пособия на проезд в Управление социальной политики № 6 не обращался, следовательно, с учётом утверждённого Порядка и условий назначения и выплаты ежегодного пособия на проезд по территории Свердловской области Постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2008 № 1426-ПП, регулирующего отношения, связанные с порядком подачи заявления, носящего исключительно заявительный характер, судом не может быть возложена на ответчика обязанность назначить и произвести выплату пособия на проезд за предыдущий период с 2017 года по 2020 год, в связи с чем, суд принимает решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Разрешая требования истца о компенсации морального вреда, суд руководствуется следующим.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а так же в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Доказательств того, что по вине ответчика были нарушены личные нематериальные блага, предусмотренные ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец суду не представил.

Суд полагает, реализация истцом своего права на судебную защиту, не может свидетельствовать о нарушении его личных неимущественных прав и не находится в причинно-следственной связи с моральными страданиями.

Поскольку моральный вред компенсируется только при наличии вины причинителя вреда, которая судом в действиях ответчика не установлена, то в данном случае, ответственность за причинение морального вреда, не может возникнуть. В связи с чем, правовых оснований компенсации морального вреда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

исковые требования ФИО1 к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 6 о предоставлении меры социальной поддержки в виде выплаты ежегодного пособия на проезд с 2017 года по 2020 год, компенсации морального вреда, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца, со дня изготовления решения суда в окончательной форме, путём подачи жалобы через Ирбитский районный суд Свердловской области.

Председательствующий <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>