Дело № 2-16135/2012г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 декабря 2012 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Надбитовой Г.П.,
при секретаре Темяшевой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Калмыцкий государственный университет», Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Калмыкия о признании права на приватизацию жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО2 обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что ххх ему на основании ордера выделена квартира по адресу: <адрес>. Договор найма с ним не заключался, но в силу сложившихся обстоятельств является нанимателем квартиры, оплачивает коммунальные услуги, производит текущий ремонт. Свои правом на приватизацию не пользовался, все совместно проживающие с ним члены семьи согласны на приватизацию квартиры в его собственность. ххх обращался к ректору университета с заявлением о приватизации занимаемого им жилого помещения, однако ему в этом отказали. Считает отказ незаконным, поскольку оспариваемая квартира не относится к категории жилых помещений, не подлежащих приватизации; дом <адрес> не является общежитием. Просил суд признать его право на приватизацию указанного жилого помещения с кадастровым номером №; обязать ФГБОУ ВПО «КГУ» передать ему в собственность бесплатно в порядке приватизации жилое помещение по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец перевел Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Калмыкия из ответчиков в третье лицо; поддержал исковые требования, пояснив, что квартира является для него не временным, а постоянным местом проживания; законодательные ограничения по приватизации жилых помещений в общежитиях распространяются на общежития, предоставляемые для временного проживания. Дом <адрес>, именуемый администрацией университета «малосемейным общежитием», таковым не является, дом не укомплектован его собственником мебелью. Здание не отнесено в установленном порядке к специализированному жилищному фонду; квартира, которую он занимает, является изолированным жилым помещением; в квартире он зарегистрирован с ххх
Представитель ответчика - ФГБОУ ВПО «КГУ» ФИО3 иск не признал, пояснив, что с истцом не заключался договор социального найма, поэтому отсутствуют правовые основания для приватизации квартиры.
Руководитель третьего лица – Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Калмыкия ФИО4 просит суд рассмотреть дело в их отсутствие, оставил решение по делу на усмотрение суда; указав в отзыве, что считает управление ненадлежащим ответчиком, постановлением Правительства РФ № от ххх «О совершенствовании учета федерального имущества - «ххх-квартирный жилой дом №», расположенный в <адрес>, ххх внесен в реестр федерального имущества и закреплен на праве оперативного управления за ГОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет»; в соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется государственными или муниципальными учреждениями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд; при этом согласования с собственником жилых помещений в лице Теруправления, не требуется (ст.ст. 6,7 Закона о приватизации).
Третье лицо ФИО5 не возражает против передачи квартиры в порядке приватизации ее отцу, ФИО1
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, третье лицо ФИО5; исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: служебные жилые помещения; жилые помещения в общежитиях; жилые помещения маневренного фонда; жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения; жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства РФ № 42 от 26 января 2006г., включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
В силу п. 1 ст. 3 Закона РК № 264-III от 25 апреля 2006г. «О регулировании жилищных отношений в Республике Калмыкия» полномочиями по осуществлению государственного учета жилищного фонда Республики Калмыкия обладает Правительство Республики Калмыкия.
По пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ № 1301 от 13 октября 1997г., государственному учету подлежат независимо от форм собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специализированные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением его к определенному виду специализированных жилых помещений осуществляется решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Статьей 94 Жилищного кодекса РФ предусматривается, что для проживания граждан в период их работы, службы или обучения могут использоваться общежития. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами
Как видно из материалов дела, ххх истец принят на работу <данные изъяты> в Калмыцкий государственный университет, где и работает по настоящее время <данные изъяты>. Решением жилищ- ной комиссии Калмыцкого государственного университета ххх истцу выдали ордер № на право проживания в малосемейном общежитии Калмыцкого государственного университета с ххх. С ххх истец зарегистрирован в квартире <адрес>, в которой проживает с ххх на основании ордера № от ххх (выписка из лицевого счета основного квартиросъемщика от ххх). Вместе с ним в квартире зарегистрирована и проживает его дочь, ФИО5; квартира ххх, общей площадью ххх кв.м.
Сведения о самовольном вселении и незаконности проживания истца в указанной квартире в материалах дела отсутствуют, в судебное заседание не представлены; с иском о выселении истца собственник жилья или ФГБОУ ВПО «КГУ», в оперативном управлении которого находится дом № в суд не обращались.
Следовательно, истец законно и правомерно пользуется квартирой <адрес>, поэтому признается его право пользования указанной квартирой, независимо от отсутствия договора социального найма жилого помещения. Истец, проживая в предоставленной ему квартире, использует ее по назначению, исполняет обязанности по оплате коммунальных услуг. Доказательствами, опровергающими данные обстоятельства, суд не располагает.
В соответствии со статьями 2 и 4 Закона РФ № 1541-1 от 04 июля 1991г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Как указано выше, отношения по найму жилого помещения возникли у истца 04 мая 2001г., сведения о том, что квартира находится в аварийном состоянии, отсутствуют.
Материалами дела подтверждается, что дом <адрес> является собственностью РФ и внесен в Реестр федерального имущества ххх, закреплен на праве оперативного управления за ФГБОУ ВПО «КГУ»; в нем проживают семейные граждане, получившие квартиры в период работы в ФГБОУ ВПО «КГУ».
Истец обращался в ФГБОУ ВПО «КГУ» с заявлением о приватизации квартиры, ответчик отказал истцу в приватизации, сославшись на то, что с истцом не заключен договор социального найма (ответ № от ххх).
Между тем, суд установил, что истец в указанной квартире проживает с ххх, его право на проживание в данном жилом помещении никем не оспаривается, соответственно, договор социального найма не заключен с истцом по вине ФГБОУ ВПО «КГУ», ввиду чего, отсутствие данного договора не может служить основанием для отказа в приватизации квартиры.
В соответствии со ст. 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.
В судебном заседании установлено, что дом <адрес> состоит из изолированных квартир, проживающим в нем жильцам квартиры предоставлялись немеблированные и не укомплектованные каким-либо инвентарем. Жильцы самостоятельно и за свой счет осуществляют содержание жилых помещений; правила внутреннего распорядка, предусмотренные для проживающих в общежитии, в доме № не утверждены и отсутствуют. Истец вселен в квартиру № не для временного проживания, а как сотрудник ФГБОУ ВПО «КГУ».
Анализ жилищного законодательства показывает, что общежитие как объект специализированного жилищного фонда находится в управлении хозяйствующего субъекта - организации, предоставляющей жилые помещения своим учащимся, работникам, служащим у которых отсутствует жилье. После того как правовая связь между работниками, учащимися и организациями, в которых они работают, учатся, будет утрачена, должно быть прекращено и право пользования жилым помещением в общежитии. Такие граждане подлежат выселению.
Исследованные по делу доказательства свидетельствуют о том, что квартира, в которой проживает истец, предоставлена ему не для временного проживания, а для постоянного проживания без ограничения каким-либо сроком.
Порядок использования жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, в том числе общежития, допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством РФ (п. 2 ст. 92 ЖК РФ).
Дом <адрес> в установленном порядке не отнесен к специализированному жилищному фонду, как того требует ст. 92 ЖК РФ, кроме того, представленное истцу жилое помещение именуется квартирой № (технический паспорт от ххх, кадастровый паспорт от ххх).
Таким образом, дом <адрес> в установленном законом порядке в специализированный жилищный фонд не включен, следовательно, общежитием не является, поэтому препятствия для приватизации истцом квартиры № отсутствуют.
Согласно Правилам отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду жилое помещение в общежитии должно быть пригодным для проживания граждан, благоустроенным, и, кроме того, укомплектовываться мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами (п. 6). Эта норма следует из п. 3 ст. 94 ЖК РФ. В Примерном положении об общежитиях, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР № 328 от 11 августа 1988г., которое продолжает действовать в части, не противоречащей Жилищному кодексу РФ и Постановлению Правительства РФ № 42 от 26 января 2006г., к иным предметам относятся предметы культурно-бытового назначения, необходимые для проживания граждан, занятия и отдыха. Для этих целей в общежитии должны предусматриваться не только необходимые помещения и инвентарь, но и выделяться отдельные специалисты, занимающиеся вопросами культуры, физической культуры и спорта.
В судебном заседании установлено, что жилые помещения в доме № не укомплектованы мебелью, инвентарем, предметами культурно-бытового назначения; не отведены места для отдыха проживающих и проведения ими досуга. Из представленных истцом квитанций по оплате коммунальных услуг следует, что расчеты производятся им с ФГБОУ ВПО «КГУ», структура коммунальных платежей является практически такой же, как и для нанимателей, проживающих в муниципальных квартирах по договорам найма.
Вышеизложенное подтверждает вывод суда о том, что к отношениям по пользованию жилым помещением, которое занимает истец, должны применяться нормы о договоре социального найма жилья.
Приватизации подлежат изолированные жилые помещения (квартира или комната), поскольку по смыслу ч. 2 ст. 62 ЖК РФ неизолированное жилое помещение не может быть самостоятельным предметом договора социального найма.
Оспариваемая квартира изолирована, имеет вспомогательные жилые помещения, санузел, кухню.
Согласно статье 11 Закона РФ № 1541-1 от 04 июля 1991г. «О приватизации жилищного фонда в РФ», каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.
Статья 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.
По смыслу названной нормы закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
В силу ст. 6 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В судебном заседании установлено, что дом <адрес> находится в оперативном управлении ФГБОУ ВПО «КГУ» и является государственной собственностью Российской Федерации, следовательно, передача квартиры в собственность истца должна быть осуществлена ФГБОУ ВПО «КГУ»; Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Калмыкия, как собственник недвижимого имущества, возражения по иску суду не представило, оставило решение по делу на усмотрение суда.
По сведениям Комитета по управлению муниципальным имуществом Мэрии г. Элисты № от ххх истец не использовал право приватизации жилья в г. Элисте РК.
Государство, устанавливая в законе право граждан на получение жилья в собственность, обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Таким образом, за Пуховым может быть признано право на приватизацию оспариваемой квартиры с возложением на ФГБОУ ВПО «КГУ» обязанности передать ему в собственность указанную квартиру бесплатно в порядке приватизации.
Доказательства наличия установленных законом препятствий для передачи квартиры в собственность истцу отсутствуют.
На основании изложенного, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования ФИО2.
Согласно ст. ст. 333.16, 333.19 Налогового Кодекса РФ (далее НК РФ) при обращении в суд подлежит уплате государственная пошлина в зависимости от цены иска, с исковых заявлений неимущественного характера с физических лиц подлежит взысканию государственная пошлина в размере ххх рублей.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Истец при подаче иска в суд оплатил государственную пошлину в размере ххх руб.
Следовательно, с ФГБОУ ВПО «КГУ» в пользу истца подлежит взысканию вышеуказанная государственная пошлина в размере ххх рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Калмыцкий государственный университет» о признании права на приватизацию жилого помещения - удовлетворить.
Обязать Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калмыцкий государственный университет» передать ФИО1 в собственность бесплатно в порядке приватизации жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Калмыцкий государственный университет» в пользу ФИО1 расходы, понесенные им по уплате государственной пошлины при подаче иска в суд, в размере ххх рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Элистинский городской суда Республики Калмыкия.
Председательствующий Г.П. Надбитова