Дело № 2-1613/2019 <данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пермь 20 марта 2019 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Оплетиной Е.С.,
при секретаре судебного заседания Дворниковой М.А.,
с участием истца ФИО1 и её представителя ФИО3, действующей на основании устного ходатайства,
представителя ответчиков - ФИО4, действующей на основании доверенностей,
третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования – ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению жилищных отношений администрации г. Перми, администрации г. Перми о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации г. Перми, управлению жилищных отношений администрации г. Перми о признании распоряжения начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от 26.11.2018 незаконным и возложении обязанности включить ФИО1 с членами семьи в состав участниц долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище». В обоснование требований указано, что распоряжением управления жилищных отношений администрации г. Перми от 29.06.2011 молодая семья была признана в составе трех человек нуждающейся в улучшении жилищных условий, включена в состав участниц долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, ввиду того, что семья соответствовала всем требованиям, предъявляемым к участникам программы. 15.01.2019 получено распоряжение управления жилищных отношений администрации г. Перми от 26.11.2018 об исключении семьи из списка семей, состоящих на учете для участия в подпрограмме ввиду превышения возраста 35 лет у ФИО5 на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Полагает, что несоответствие молодой семьи каким-либо критериям является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей программы, однако не является основанием для исключения из участников программы, в том числе в связи с достижением предельного возраста. Участвует в программе с 2011 года, на иждивении находится несовершеннолетний ребенок, нуждающийся в благоустроенном жилом помещении.
В судебном заседании истец, представитель истца и третье лицо поддержали исковые требования по доводам, изложенным в иске. Дополнительно представитель истца пояснила, что ФИО1 была введена в заблуждение и была вынуждена подписать отказ от социальной выплаты в размере 10 процентов расчетной стоимости жилья за счет средств краевого бюджета в соответствии с положениями п. 4.1 долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительством Пермского края от 30.12.2010 №1119 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы».
Представитель ответчиков в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по доводам, изложенным в письменном отзыве, в котором указано, что семья истца была включена 29.06.2011 в число участников долгосрочной программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы». В настоящее время реализация мероприятий по обеспечению жильем молодых семей осуществляется на основании утвержденного 01.04.2014 постановлением Правительства Пермского края №215-п Порядка реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 №1321-п, в рамках участия Пермского края в основном мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Согласно подп. «а» п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат участником Подпрограммы может быть молодая семья, если возраст каждого из супругов, либо одного родителя в неполной семье, на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы основного мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет. В связи с тем, что возраст ФИО5 превысил 5 лет, семья перестала соответствовать условию Правил Подпрограммы. Согласно Порядку реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей за семьей сохраняется право на получение социальной выплаты в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья за счет средств бюджета Пермского края, при условии предоставления в управление жилищных отношений администрации г. Перми заявления о согласии на получение вышеуказанной социальной выплаты. Вместе с тем на основании заявления от 31.05.2011 семья от получения такой выплаты отказалась, что является основанием для исключения молодой семьи из списка состоящих на учете для участия в Подпрограмме в соответствии с п. 4.14.10 Порядка реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей. Нарушения прав семьи истца не допущено, в связи с чем представитель ответчиков просила в иске отказать (л.д. 19).
Выслушав истца и её представителя, представителя ответчиков, третье лицо, изучив материала дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований на основании следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 №675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 - 2010 годы» утверждена указанная федеральная целевая программа.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 утверждены особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Основным мероприятием указанной государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2011 - 2015 годы реализовывалась подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», в дальнейшем на 2015-2020 годы.
Согласно Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат, а именно п. 6 участником мероприятий ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятий ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Для того, что граждане Российской Федерации имели возможность участвовать в реализации государственной целевой программы «Жилище», в том числе в подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», на территории субъекта Российской Федерации должны были быть приняты соответствующие региональные программы.
В этих целях в Пермском крае постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 №1321-п утверждена государственная программа «Социальная поддержка жителей Пермского края», в рамках которой в настоящее время обеспечивается реализация мероприятий по обеспечению жильем молодых семей. Финансирование мероприятий осуществляется за сет средств федерального бюджета, бюджета Пермского края и государственных внебюджетных фондов.
В рамках государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» действует подпрограмма 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот».
Порядок реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. №1321-п, утвержден постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 №215-п.
Реализация мероприятий Подпрограммы осуществляется по двум направлениям (п. 2.1):
2.1.1. предоставление участницам Подпрограммы социальных выплат на условиях софинансирования мероприятий Подпрограммы в рамках участия Пермского края в реализации основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации, предусматривающее привлечение средств федерального бюджета, средств бюджета Пермского края и средств местных бюджетов;
2.1.2. предоставление участницам Подпрограммы социальных выплат за счет средств бюджета Пермского края в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья.
Согласно подп. «а» п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее – Правила) (утв. постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. №1321-п) участником мероприятий ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятий ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
Пунктом 10 Правил предусмотрено, что социальная выплата предоставляется в размере не менее 35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящими Правилами, - для молодых семей, имеющих одного ребенка или более, а также для неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного ребенка или более.
Основанием для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятий ведомственной целевой программы в соответствии с под. 2 п. 22 Правил является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил.
Согласно п.п. 24, 26 Правил орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников мероприятий ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников мероприятий ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий ведомственной целевой программы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации мероприятий ведомственной целевой программы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников мероприятий ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем мероприятий ведомственной целевой программы.
В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятий ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 27 Правил).
Кроме того, в соответствии с Порядком реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей (далее – Порядок) (утв. постановлением Правительства 01.04.2014 №215-п) предусмотрено, что в случае постановки на учет для участия в Подпрограмме молодая семья может претендовать на получение социальной выплаты, указанной в пункте 2.1.2 настоящего Порядка (35 процентов расчетной стоимости жилья). Сохраняют право на получение социальной выплаты, указанной в пункте 2.1.2 настоящего Порядка, молодые семьи, указанные в пункте 1.5 настоящего Порядка, а именно сохраняют право на получение социальной выплаты за счет средств бюджета Пермского края в рамках реализации Подпрограммы потенциальные участники Подпрограммы, в которых возраст одного или обоих супругов или одного родителя в неполной семье превысил 35 лет (включительно), включенные в список молодых семей, состоящих на учете для участия в Подпрограмме, до 1 января 2019 года (в ред. Постановления Правительства Пермского края от 27.04.2018 №224-п). В ранее действовавшей редакции сохраняли право на получение социальной выплаты за счет средств бюджета Пермского края в рамках реализации Подпрограммы потенциальные участники Подпрограммы, в которых возраст одного или обоих супругов или одного родителя в неполной семье превысил 35 лет (включительно).
Согласно п. 4.14.10 Порядка, в редакции, действовавшей на момент принятия распоряжения об исключении семьи истца из списка участников программы, внесение изменений в списки молодых семей, состоящих на учете для участия в Подпрограмме, производилось в случае, если в период ожидания очереди на право получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья возраст обоих или одного из супругов либо одного родителя в неполной молодой семье превысил 35 лет (включительно) и потенциальной участницей Подпрограммы представлен в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства (регистрации) документ об их отказе на получение социальной выплаты, указанной в пункте 2.1.2 настоящего Порядка, то орган местного самоуправления исключает молодую семью из списка молодых семей, состоящих на учете для участия в Подпрограмме.
В судебном заседании установлено, и подтверждается материалами учетного дела (л.д. 20-82), что на основании заявления от 31.05.2011 ФИО5, ФИО1 молодая семья была включена в состав участниц долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Согласно предлагаемой формы заявления о согласии на получение социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья или об отказе на получение такой социальной выплаты ФИО5, ФИО5 указали об отказе от получения указанной социальной выплаты (л.д. 37).
Также в судебном заседании установлено, что ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, возраста 35 лет ФИО5 достиг ДД.ММ.ГГГГ.
26.11.2018 начальником управления жилищных отношений принято распоряжение об исключении семьи ФИО1 с составом семьи из трех человек, в том числе ФИО5, несовершеннолетнего ФИО2, из списка молодых семей, состоящих на учете для участия в подпрограмме 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», в том числе государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в связи с превышением 35-летнего возраста у ФИО5 на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (л.д. 21), о чем в адрес истцов направлено уведомление от 30.10.2018 (л.д. 20).
Принимая во внимание, что условия участия молодой семьи как в государственной программе по обеспечению жильем молодых семей, так и в региональной подпрограмме являются едиными, а также то обстоятельство, что возраст одного из супругов семьи истцов превысил 35 лет на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (2018 год), соответственно при отсутствии согласия истцов на предоставление им 10 процентов расчетной стоимости жилья семья истцов была обоснованно исключена как из федеральной программы, так и из региональной программы в соответствии с действовавшим Порядком.
Условия действующих программ федерального регионального уровня не предусматривают сохранение права за молодой семьей на предоставление социальной выплаты в размере 35% расчетной стоимости жилья в случае достижения одним из супругов возраста более 35 лет, независимо от того, когда семья была включена в списки участников в программах. Доводы истца, что достижение возраста супругом 36 лет не является правовым основанием для исключения семьи из списка участников долгосрочной целевой программы, с учетом установленных обстоятельств по делу, в том числе в части отсутствия согласия на предоставление 10 процентов расчетной стоимости жилья, основаны на неверном толковании норм права, регулирующего спорные правоотношения.
Также суд отклоняет доводы истца и её представителя о том, что истец вынуждена была дать отказ на получение социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья в соответствии с требвоаниями п. 4.1 долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 30.10.2010 №1119 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», поскольку объективными доказательствами данные доводы не подтверждены в соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ. Кроме того, после включения семьи истцов для участия в долгосрочных целевых программах по обеспечению жильем молодых семей, истцы с заявлением о согласии на предоставление указанной социальной выплаты также не обращались, препятствий к такому обращению в судебном заседании не установлено.
Таким образом, отсутствуют основания для признания распоряжения начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от 26.11.2018 незаконным, и для возложения обязанности включить семью ФИО1 в состав участниц долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО1 о признании распоряжения начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от 26.11.2018 незаконным и возложении обязанности включить ФИО1 с членами семьи в состав участниц долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий <данные изъяты> Е.С. Оплетина
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Мотивированное решение изготовлено 25.03.2019