ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1613/201827И от 27.07.2017 Пушкинского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-1613/2018 27 июля 2017 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Черкасовой Л.А.,

при секретаре Исаченко Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к временно исполняющему обязанности ректора ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» ФИО2, Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» о признании незаконными действий по регистрации изменений в Устав,

Установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к временно исполняющему обязанности ректора ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» ФИО2, в котором просит признать незаконными действия ответчика по регистрации изменений от 27.06.2017 в Устав ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет».

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что 14 июня 2017 года Министерство сельского хозяйства РФ издало приказ №203-у «О внесении изменений №1 в Устав ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет», согласно которому в Устав были внесены, в том числе следующие изменения: исключены абзац второй пункта 5.8, абзацы шестой, восьмой и девятый пункта 5.12, признаны утратившими силу пункты 5.20, 5.21. 5,22, 5.23; а пункт 5.19 изложен в следующей редакции: «Ректор Университета назначается Минсельхозом России в установленном порядке из числа кандидатов, прошедших аттестацию, сроком до пяти лет. Кандидаты на должность Ректора Университета должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных источниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам. Кандидаты на должность Ректора Университета проходят обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов па должность Ректора Университета устанавливаются Минсельхозом России. Кандидаты на должность Ректора Университета, не имеющие специальной подготовки и стажа работы, установленных в квалифицированных справочниках по соответствующим должностям руководителей образовательных учреждений, но обладающие достаточным или практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии Минсельхоза России назначаются на должность Ректора так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы». Также данным приказом от 27.06.2017 установлено Ректору ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» в течение 10 дней после регистрации в установленном порядке изменений № 1 в Устав представить в Минсельхоз России копию зарегистрированных изменений и копию листа записи ЕГРЮЛ о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

По мнению истца, регистрация ответчиком данных изменений в Устав является нарушением Федеральных законов «Об образовании» и «О некоммерческих организациях», положений Устава ФГВОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» и нарушает права и законные интересы истца, иных педагогических работников на соблюдение принципа коллегиального принятия решений, права на участие трудового коллектива образовательного учреждения при определении кандидата на роль руководителя.

Протокольным определением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 03.05.2018 в качестве соответчика по делу привлечено ФГВОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет».

В судебное заседание ФИО1 не явился, доверил представлять свои интересы адвокату Прокофьевой А.В., которая иск поддержала.

Ответчик ВРИО ректора ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» ФИО2 в судебное заседание не явился, представил письменные возражения на иск (л.д. 70-74).

Представитель ответчика ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» ФИО3 против удовлетворения иска возражал.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16 февраля 2015 года № 26-у утвержден Устав федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» (л.д. 34-61).

Согласно п. 1.2 Устава Минсельхоз России осуществляет полномочия учредителя Университета.

Устав Университета, изменения и дополнения к нему утверждаются Учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации. Устав Университета, изменения и дополнения к нему подлежат регистрации в порядке, установленном законодательством РФ (п. 5.4 Устава).

Согласно пункту 5.8 Устава в редакции от 18.03.2015 Конференция избирает Ректора Университета; избирает членов Ученого совета Университета, избирает представителей коллектива Университета в комиссию по трудовым спорам; принимает коллективный договор; рассматривает иные вопросы, отнесенные нормативными правовыми актами, настоящим Уставом к её компетенции.

Пункт 5.12 Устава в редакции от 18.03.2015 устанавливает полномочия Ученого совета Университета, в частности, рассматривать проект Устава Университета, а также вносимые в Устав изменения и (или) дополнения; определять сроки и процедуры проведения выборов Ректора Университета; определять порядок выдвижения кандидатур па должность Ректора Университета и требований к ним.

В соответствии с пунктом 5.19 Устава в редакции от 18.03.2015 ректор Университета избирается Конференцией Университета с последующим утверждением учредителем Университета. Кандидаты на должность ректора Университета должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочникам, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций. Кандидаты на должность ректора Университета проходят обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность ректора Университета устанавливаются учредителем Университета.

Пункты 5.20, 5.21, 5.22, 5.23 Устава в редакции от 18.03.2015 регламентируют сроки и процедуру выборов Ректора Университета на Конференции, порядок выдвижения кандидатур и требования к ним.

Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 14 нюня 2017 года №203-у «О внесении изменений №1 в Устав ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» в Устав были внесены, в том числе следующие изменения: исключены абзац второй пункта 5.8, абзацы шестой, восьмой и девятый пункта 5.12, признаны утратившими силу пункты 5.20, 5.21. 5,22, 5.23; а пункт 5.19 изложен в следующей редакции: «Ректор Университета назначается Минсельхозом России в установленном порядке из числа кандидатов, прошедших аттестацию, сроком до пяти лет. Кандидаты на должность Ректора Университета должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных источниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам. Кандидаты на должность Ректора Университета проходят обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов па должность Ректора Университета устанавливаются Минсельхозом России. Кандидаты на должность Ректора Университета, не имеющие специальной подготовки и стажа работы, установленных в квалифицированных справочниках по соответствующим должностям руководителей образовательных учреждений, но обладающие достаточным или практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии Минсельхоза России назначаются на должность Ректора так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы». Также данным приказом от 27.06.2017 установлено Ректору ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» в течение 10 дней после регистрации в установленном порядке изменений № 1 в Устав представить в Минсельхоз России копию зарегистрированных изменений и копию листа записи ЕГРЮЛ о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (л.д. 7-9).

27.07.2017 указанные изменения в Устав ответчика зарегистрированы в МИФНС № 15 по Санкт-Петербургу.

Из трудовой книжки ФИО1 следует, что с 25 ноября 2016 года он работает в должности заведующего кафедрой Экономики и организации в ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» (л.д. 24).

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» учредительным документом бюджетного учреждения является устав, утвержденный учредителями. Утверждение устава бюджетного учреждения, а также внесение в него изменений в отношении федеральных бюджетных учреждений осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 21 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 539 утвержден Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений.

Согласно п. 32 раздела VI данного Постановления устав федерального учреждения, а также вносимые в него изменения утверждается правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя.

Пунктом 2 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 537, установлено, что функции и полномочия учредителя в отношении федерального бюджетного учреждения в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится это учреждение.

В соответствии с подпунктами «б», «в», «в», «г» пункта 3 названного Положения орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, в установленном порядке утверждает устав федерального бюджетного учреждения, а также вносимые в него изменения; назначает (утверждает) руководителя федерального бюджетного учреждения и прекращает его полномочия; заключает и прекращает трудовой договор с руководителем федерального бюджетного учреждения.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2006 года № 1041-р «Об утверждении перечней федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Минсельхоза России» ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» отнесено к ведению Минсельхоза России.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Вступившим в законную силу решением Тосненского городского суда Ленинградской области по делу № 2а-3331/2017 от 01.11.2017 в удовлетворении административного иска ФИО1 к Министерству сельского хозяйства РФ о признании незаконным и отмене решения, оформленного приказом от 14.06.2017 № 203-у «О внесении изменений №1 в Устав ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» отказано.

Указанным решением установлено, что Минсельхоз России, как единственному уполномоченному лицу, принадлежит право вносить изменения и дополнения в Устав Университета. Конференция, Ученый совет Университета не осуществляют функции учредителя Университета, следовательно, данным органам управления не принадлежит право вносить изменения и дополнения в Устав. Следовательно, вносимое приказом от 14 нюня 2017 года № 203-у изменение в Устав в полной мере соответствует положениям Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-Ф3 «О некоммерческих организациях».

Также суд в решении указал, что внесение изменений в Устав Университета, назначение Ректора является прерогативой учредителя - Минсельхоза России, поэтому не нарушают прав педагогических работников Университета, в том числе и ФИО1 Рассмотрение Ученым советом Университета проекта Устава Университета, а также вносимых в него изменений и дополнений было лишено правового смысла, не соответствовало задачам данного органа, поэтому и было исключено из его компетенции. С мнением представителя административного истца о том, что отсутствие такого рассмотрения вносимых оспариваемым приказом изменений в Устав, свидетельствует о нарушении порядка внесения изменений в Устав, суд не может согласиться, поскольку Ученый совет не был наделен правом отклонять предлагаемые учредителем изменения, а раз он не обладал таким правом, то и порядок внесения изменения в Устав не был нарушен. Имеющие большую юридическую силу названные федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации не содержат указания на то, что изменения в устав организации вносятся в соответствий с порядком, установленным в уставе, а наделяют правом вносить такие изменения исключительно учредителя (лицо, осуществляющее полномочия учредителя) без какого-либо согласования с учреждением.

Таким образом, решением Тосненского городского суда Ленинградской области по делу № 2а-3331/2017 от 01.11.2017 установлена правомерность действий Минсельхоза России и законность решения, оформленного приказом от 14.06.2017 № 203-у «О внесении изменений №1 в Устав ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет».

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона № 129-ФЗ от 08 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, осуществляются регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.

Ответчик ФИО2, являющийся на момент принятия приказа 14.06.2017 № 203-у временно исполняющим обязанности ректора ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет», в силу положений п. 5.4 Устава и п. 1 ст. 18 Федерального закона № 129-ФЗ обязан был осуществить регистрацию внесенных учредителем в Устав изменений, что им и было сделано 27.06.2017 в МИФНС № 15 по Санкт-Петербургу.

Приведенные истцом доводы заявленных требований фактически сводятся к несогласию с внесенными в Устав изменениями и порядком их внесения, однако данные доводы были предметом рассмотрения Тосненского городского суда Ленинградской области по делу № 2а-3331/2017.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования о признании незаконными действий временно исполняющего обязанности ректора ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» ФИО2 по регистрации изменений от 27.06.2017 в Устав ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска ФИО1 к временно исполняющему обязанности ректора ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» ФИО2, Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» о признании незаконными действий по регистрации изменений в Устав отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья