ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1614 от 30.08.2011 Железнодорожного районного суда г. Пензы (Пензенская область)

                                                                                    Железнодорожный районный суд города Пензы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Железнодорожный районный суд города Пензы — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело N 2-1614/2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 августа 2011 года

Железнодорожный районный суд г. Пензы

в составе: председательствующего судьи Лебедевой Н.Н.,

при секретаре Касимовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Пензе, в здании суда

гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Пензенской области об установлении льготной выслуги лет для начисления пенсии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что он является сотрудником органов внутренних дел и проходит службу в специальном отделе быстрого реагирования. В связи с увольнением из органов внутренних дел узнал о нарушении его прав, а именно, согласно справке, выданной и.о. командира Отряда милиции особого назначения от ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в отряде милиции особого назначения УВД по Пензенской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на должностях младшего начальствующего состава. Однако решением Железнодорожного районного суда г.Пензы от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии ему как сотруднику, проходящему службу в подразделении, непосредственно осуществляющем борьбу с терроризмом, назначено с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Полагает, что льготное исчисление выслуги лет для назначения ему пенсии должно также включать периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Считает, что расчёт выслуги лет произведен неверно, поскольку согласно ст.22 Федерального закона от 25.07.1998 г. № 130-фз «О борьбе с терроризмом» военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет для «назначения пенсий засчитывается один день службы за полтора дня, а во время участия в проведении контртеррористической операции один день службы за три дня (если законодательством РФ не предусматривается более льготное исчисление выслуги лет). Правовой статус ОМОН выражен в приказе МВД РФ № 162-1997г., приказе УВД по Пензенской области № 126-1998 г. В соответствии с приказом МВД РФ № 162-97 «О дополнительных мерах по совершенствованию деятельности отрядов милиции особого назначения ОВД РФ», утвердившим «Типовое Положение об отряде милиции особого назначения ОВД РФ», к основным задачам ОМОН относятся, в том числе, участие совместно с другими службами и подразделениями органов внутренних дел, воинскими частями внутренних войск МВД России, органов федеральной службы безопасности, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в борьбе с террористическими, диверсионными, разведывательно-десантными группами. Функции отряда милиции особого назначения: при выполнении задач в обычных условиях на отряд милиции особого назначения возлагается выполнение следующих функций; осуществление совместных с другими службами и подразделениями органов внутренних дел и внутренних войск МВД России специальных мероприятий по обнаружению, блокированию и задержанию террористов, членов бандитских формирований и других вооружённых преступников». Аналогичные задачи и функции Отряда Милиции Особого Назначения при УВД Пензенской области были установлены Приложением № 1 к приказу УВД Пензенской области от 27 февраля 1998 года № 126 «Положении об отряде милиции особого назначения при УВД Пензенской области». Статьёй 28 Федерального Закона РФ «О борьбе с терроризмом» определено, что «Федеральные законы и иные нормативные правовые акты подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом в трехмесячный срок со дня вступления его в силу», т.е. к ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного просит суд установить ему льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии, как сотруднику, проходящему службу в подразделении, непосредственно осуществляющим борьбу с терроризмом, для исчисления выслуги лет для назначения пенсии из расчёта один день службы за полтора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика засчитывать ему службу в Отряде Милиции Особого Назначения при УВД по Пензенской области в льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии из расчёта один месяц день за полтора.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования уточнил и просил в выслугу лет в льготном исчислении включить периоды службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по доводам, изложенным в исковом заявлении и обязать ответчика засчитать указанные периоды службы в Отряде Милиции Особого Назначения при УВД по Пензенской области в льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии из расчёта один месяц день за полтора.

Представитель ответчика УМВД России по Пензенской области - ФИО2, действующая на основании доверенности (в деле), возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в письменных возражениях (л.д.13-15).

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец является сотрудником органов внутренних дел, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в Отряде Милиции Особого НазначенияУВД на должностях младшего начальствующего состава.

Из личного дела ФИО1, которое обозревалось в судебном заседании следует, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.009.1993 г. №941 (абз.1 пп.«В» п.4) периоды службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу засчитаны в льготном исчислении из расчета один месяц службы за 1,25 месяца;.

При подсчете выслуги лет в спорные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (далее спорные периоды) для назначения пенсии были нарушены его права. Выслуга лет для назначения пенсии ему была засчитана из расчета один месяц службы за один месяц двадцать пять дней (в редакции п. 4 Постановления Правительства РФ N 941-1993г.), вместо одного дня службы за полтора дня, как он считает (в редакции ст. 22 Федерального Закона "О борьбе с терроризмом").

В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно пункту 4 подпункту "В" Постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации N 941 от 22.09.1993 года "О порядке исчисления выслуги лет назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации", служба в подразделениях Милиции Особого Назначения МВД России - с 1 января 1991 г. засчитывается из расчета один месяц службы за один и одну четверть месяца в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях.

При этом, действие вышеуказанного Постановления распространено на сотрудников других федеральных органов исполнительной власти, предусматривает различные основания льготного исчисления выслуги лет, но не упоминает лиц, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом.

В соответствии со ст.22 Федерального Закона РФ "О борьбе с терроризмом" от 25.07.1998 года в редакции ФЗ от 07.08.2000г. №1 22-ФЗ, от 21.11.2002г. № 144-ФЗ, военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу в терроризмом, в выслугу лет для назначения пенсий засчитывается один день службы за полтора дня, а во время участия в проведении контртеррористической операции - один день службы за три дня (если законодательством Российской Федерации не предусматривается более льготное исчисление выслуги лет).

В соответствии с п.3 ст.6 вышеназванного Закона подразделениями, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом в пределах своей

компетенции, являются: Федеральная служба безопасности Российской Федерации; Министерство внутренних дел; Служба внешней разведки Российской Федерации; Федеральная служба охраны Российской Федерации; Министерство Обороны Российской Федерации; Федеральная пограничная служба Российской Федерации.

Таким образом, под льготное исчисление выслуги лет подпадают только военнослужащие и сотрудники федеральных органов, проходящие или проходившие службу в указанных подразделениях.

Правовой статус ОМОН выражен в приказе МВД РФ N 162-1997 года и приказе УВД Пензенской области N 126-1998 года.

В соответствии с Приказом МВД РФ N 162-97г. "О дополнительных мерах по совершенствованию деятельности отрядов милиции особого назначения ОВД РФ", утверждающим "Типовое Положение об отряде милиции особого назначения ОВД РФ": основными задачи отряда милиции особого назначения являются:

- Участие совместно с другими службами и подразделениями ОВД, воинскими частями ВВ МВД России, органов ФСБ, ВС РФ других войск, воинских формирований и органов в борьбе с террористическими, диверсионными, разведывательно-десантными группами.

При выполнении задач в обычных условиях на ОМОН возлагается выполнение следующих функций:

- Осуществление coвместно с другими службами и подразделениями ОВД и ВВ МВД России специальных мероприятий по обнаружению, блокированию и задержанию террористов, членов бандитских формирований и других вооруженных преступников.

При этом, обнаружение, блокирование и задержание указывают на непосредственность функции (действий) подразделения ОМОН в осуществлении специальных мероприятий.

Аналогичные задачи и функции Отряда Милиции Особого Назначения при УВД Пензенской области были установлены и в приложении 1 к приказу УВД Пензенской области от 27 февраля 1998 года № 126 "Положении об отряде милиции особого назначения при УВД Пензенской области”.

Статьей 28 Федерального закона “О борьбе с терроризмом" определено, что Федеральные законы и иные нормативные правовые акты подлежат приведению в соответствии с настоящим Федеральным Законом в трехмесячный срок со дня вступления его в законную силу, т.е. к ДД.ММ.ГГГГ

Однако до ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное Постановление не было приведено в соответствие с федеральным Законом "О борьбе с терроризмом”, как указано в ст. 28 вышеназванного Закона, хотя при анализе Закона и норм Положения, определяющего функции и задачи ОМОН, можно сделать вывод: что на подразделение ОМОН возложена борьба с терроризмом. Это исходит как из п.п. 2.5 и 3.1.4 Положения об Отряде Милиции Особого назначения, так и ст.3 ФЗ "О борьбе с терроризмом".

При таких обстоятельствах, суд считает, что данные нормы нормативно-правовых актов указывают на непосредственность действий подразделения ОМОН в специальных мероприятиях по борьбе с терроризмом наряду с другими функциями и задачами особого назначения, то есть ФЗ "О борьбе с терроризмом" распространяет свое действие и на ОМОН как на подразделение субъекта, осуществляющего борьбу с терроризмом путем предупреждения, выявления и пресечения преступлений контртеррористического характера, преследующих корыстные цели.

Ст.22 ФЗ «О борьбе с терроризмом» подразделяется на две части, где первая часть говорит о выслуге лет для назначения пенсии сотрудникам, проходящим (проходившим) службу в подразделениях непосредственно осуществляющих борьбу с терроризмом, а вторая часть говорит о выслуге лет для назначения пенсии сотрудникам непосредственно участвующим в контртеррористических операциях. При этом суд отмечает, что в первой части нормы ст. 22 ФЗ не конкретизировано, где расположено подразделение, где оно осуществляет свою деятельность, а определена лишь функция, а именно непосредственное участие в борьбе с терроризмом, т.е. деятельность (функция) по предупреждению, выявлению, пресечению, минимизации последствий террористической деятельности. Такая деятельность МВД РФ как субъекта, осуществляющего борьбу с терроризмом, заложена и закреплена в функциях ОМОН совместно с другими подразделениями, указанными в приказе № 162-1997г. При этом, не имеет значения где возникают такие задачи и в каком регионе Российской Федерации они разрешаются.

Вторая часть вышеуказанной нормы, говорит о непосредственном участии в контеррористических мероприятиях, то есть специальных мероприятиях, направленных на пресечение террористических акций, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также минимизацию последствий террористических акций, но не подразделения, а сотрудников органов власти. При этом, привлечение сотрудников ОМОН к задачам по борьбе с террористическими, диверсионными разведывательно-десантными группами совместно с другими службами и подразделениями органов внутренних дел, воинскими частями внутренних войск МВД России, органов федеральной службы безопасности, Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований обязательно без их согласия, поскольку это задача и функция подразделения ОМОН, тогда как привлечение сотрудников органов внутренних дел к участию в контеррористических операциях, приказом УВД Пензенской области, возможно только с их согласия, но не обязательно, поскольку в функциях других подразделений МВД не заложено осуществление совместных с другими службами и подразделениями органов внутренних дел и внутренних войск МВД России специальных мероприятий по обнаружению, блокированию и задержанию террористов, членов бандитских формирований и других вооруженных преступников.

Тот факт, что в постановление Правительства РФ не были внесены соответствующие изменения до ДД.ММ.ГГГГ., не свидетельствует о том, что истец не имеет право на выслугу лет в льготном исчислении в соответствии со ст.22 ФЗ «О борьбе с терроризмом». Кроме того, положение, сохраняющееся в результате бездействия органов власти в течение длительного времени, достаточного для устранения  , не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорного вопроса, если от этого зависит реализация, вытекающих из Конституции РФ прав и законных интересов граждан.

Таким образом, ст.22 ФЗ предусматривает исчисление выслуги лет наиболее льготным в российском законодательстве.

Судом также установлено, что ранее действовавшим нормативно-правовым документом МВД РФ от 03 ноября 1993г. № 480 «О мерах по реализации Постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N2941 ", была утверждена Инструкция об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства Внутренних Дел РФ.

Приказом МВД РФ от 9 апреля 2003 года N2238 данный Приказ МВД отменен. Но в связи с тем, что другой порядок организации работы по пенсионному обеспечению не утвержден, в ОВД продолжают использовать ранее действующую Инструкцию.

Из п.2.1 Инструкции следует, что оформление документов для назначения пенсий лицам, увольняемым со службы, а также уволенным до введения в действие Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей", производится кадровыми аппаратами воинских частей, подразделений органов внутренних дел.

Согласно п.2.7 Инструкции на основании представленных документов пенсионным органом составляются заключения о назначении пенсии, которые утверждаются руководителями ФЭУ (ФЭО) МВД, ГУВД, УВД.

Таким образом, расчет выслуги лет для назначения пенсии составляет кадровый аппарат, а работу по пенсионному обеспечению: проверку расчета выслуги лет, предоставленного кадровым аппаратом, обоснованность внесения туда записей, подтверждающих периоды службы и коэффициентов льготной выслуги, оформление пенсионного дела, начисление пенсии, и др. - осуществляет пенсионный орган.

При таких обстоятельствах, оценив все доказательства в совокупности, суд считает, что заявленные истцом требования полностью подлежат удовлетворению, поскольку истец в соответствии со ст.22 ФЗ "О борьбе с терроризмом" имеет право на установление выслуги лет в льготном исчислении и на ее перерасчет для исчисления пенсии.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Установить ФИО1 льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии как сотруднику, проходившему службу в подразделении, непосредственно осуществляющем борьбу с терроризмом из расчета один день службы за полтора дня в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

Обязать УМВД России по Пензенской области включить ФИО1 службу в ОМОН при УВД Пензенской области в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета один день службы за полтора дня.

Решение суда может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Пензы в течение 10 дней со дня принятия решения.

Судья Н.Н.Лебедева.