ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1614/11 от 22.11.2011 Кулебакского городского суда (Нижегородская область)

Гражданское дело № 2-1614/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Кулебаки Нижегородской области <ДД.ММ.ГГГГ>

Кулебакский городской суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Марцева А.А., с участием прокурора Кулебакской городской прокуратуры Хруновой Е.Ю., представителей Администрации Кулебакского района Нижегородской области по доверенностям Борисовой А.В. и Михеевой В.А., при секретаре Мысягиной Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кулебакского городского прокурора в интересах Российской Федерации о признании недействующим Постановления Администрации Кулебакского района № <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> года «Об утверждении Административного регламента исполнения муниципальной функции Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Кулебакского района «Взаимодействие органов государственного контроля и органов муниципального контроля при осуществлении муниципального земельного контроля»

У С Т А Н О В И Л :

<ДД.ММ.ГГГГ> года Главой Администрации Кулебакского района Нижегородской области вынесено Постановление №<№*****> «Об утверждении Административного регламента исполнения муниципальной функции Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Кулебакского района «Взаимодействие органов государственного контроля и органов муниципального контроля при осуществлении муниципального земельного контроля».

Кулебакский городской прокурор обратился в суд с заявлением в порядке ст. 251 ГПК РФ о признании данного Постановления недействующим по следующим основаниям:

Кулебакской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Постановлением Администрации Кулебакского района № <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> года утверждён Административный регламент исполнения муниципальной функции Комитета по управлению муниципальными имуществом администрации Кулебакского района «Взаимодействие органов государственного контроля и органов муниципального контроля при осуществлении муниципального земельного контроля», которое опубликовано в газете «Кулебакский металлист» №<№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> г., размещено на официальном сайте Администрации Кулебакского района, однако оно принято в нарушение норм действующего законодательства. Согласно ч.6 ст.43 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации. В соответствии со статьями 4, 5, 6 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» разработка и принятие административных регламентов взаимодействия относится к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор), а также к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор). К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся: организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории; разработка и принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля; организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством РФ; осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий. Полномочиями по разработке и принятию административных регламентов взаимодействия органов государственного контроля и органов муниципального контроля администрация Кулебакского района не наделена. В соответствии с подпунктом «д» п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 г. №96, коррупциогенным фактором, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, в частности, является: принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов. Регламент по исполнению муниципальной функции КУМИ Кулебакского района по взаимодействию органов государственного контроля и органов муниципального контроля при осуществлении муниципального земельного контроля может быть принят только на основании и в соответствии с регламентом, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который до настоящего времени не принят. Прокурором на указанное постановление <ДД.ММ.ГГГГ> был принесен протест, в удовлетворении которого письмом главы администрации Кулебакского района <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> было отказано, в силу чего ставится вопрос в судебном порядке признать Постановления <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> недействующим со дня его принятия.

Участвующий в рассмотрения дела прокурор Кулебакской городской прокуратуры Хрунова Е.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддерживает по вышеизложенным основаниям. Кроме того, обосновывая заявленные требования и давая оценку доводам администрации Кулебакского района Хруновой Е.Ю. указывается, что в п.1.2. Регламента, устанавливающем нормативно-правовое регулирование исполнения муниципальной функции, имеются ссылки на Письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 20.07.2005 №ММ/0644 «О взаимодействии органов государственного земельного контроля с органами муниципального земельного контроля» и заключённое на основании данного письма Соглашение о взаимодействии Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Нижегородской области и Администрации Кулебакского района Нижегородской области по осуществлению государственного и муниципального контроля на территории Кулебакского района от 02.09.2008 года №148в., однако, Постановление Правительства РФ от 19.08.2004 №418 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости» утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 01.06.2009 №457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии». При этом Росреестр не является правопреемником по обязательствам Роснедвижимости. Таким образом, указанное Соглашение в настоящее время фактически утратило силу в связи с упразднением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, в связи с чем, установления основных принципов взаимодействия органов государственного контроля и органов муниципального контроля при осуществлении муниципального земельного контроля (п.1.4 Регламента); формы обращения в орган государственного земельного контроля и перечень пакета документов, которые к нему прилагаются (п.2.1.2.1.Регламента); сроков, в течение которых письмо и документы, подтверждающие выявленное нарушение должны быть направлены в орган государственного земельного контроля (п.2.1.2.3.) являются превышением полномочий Администрации Кулебакского района, т.к. указанные вопросы в соответствии с нормами Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» должны регулироваться нормативно-правовым актом государственного органа, осуществляющего государственный земельный контроль, то есть Росреестром по согласованию с органами местного самоуправления (ч.2 ст.4, подпункт 5 ч.1 ст.7 ФЗ от 26.12.2008 №294-ФЗ). В соответствии с подпунктами «д» и «е» п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 года №96, коррупциогенными факторами является: принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов; заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона. Указанный Регламент по вопросам взаимодействие органов государственного контроля и органов муниципального контроля при осуществлении муниципального земельного контроля может быть принят администраций района только на основании и в соответствии с регламентом, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который до настоящего времени не принят, в силу чего данный нормативно-правовым актом нарушаются интересы Российской федерации в связи с принятием администрацией района на себя в нарушение закона полномочий органа государственной власти - Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Представители Администрации Кулебакского муниципального района Нижегородской области по доверенностям Борисова А.В. и Михеева В.А. заявленные требования считают необоснованными, не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Из текста предъявленного прокурором заявления не ясно, в чем именно заключается нарушение интересов Российской Федерации. Оспариваемое Постановление разработано и принято в пределах полномочий администрации в соответствии с законодательством и, в том числе, во исполнение требований Кулебакского городского прокурора, изложенных в представлении об устранении нарушений законодательства о местном самоуправлении от <ДД.ММ.ГГГГ> года №<№*****>, в котором было указано, что в нарушение ст. 7 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» администрацией не принят административный регламент взаимодействия органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. В ответ на данное представление письмом от <ДД.ММ.ГГГГ><№*****> было сообщено прокурору, что данный акт будет разработан и принят в конце <ДД.ММ.ГГГГ>. После детального изучения действующего законодательства, в целях регламентации функции структурного подразделения Комитета по управлению муниципальным имуществом, на который в соответствии с Постановлением администрации «Об утверждении Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Кулебакского муниципального района Нижегородской области» была возложена функция проведения муниципального земельного контроля, наряду с иными муниципальными правовыми актами, касающихся порядка осуществления муниципального земельного контроля, администрация Кулебакского района утвердила вышеназванный административный регламент исполнения муниципальной функции КУМИ. Прокурором указывается, что оспариваемый правовой акт принят администрацией района за пределами своей компетенции. Основанием для этого утверждения является разграничение компетенции в области проведения государственного и муниципального контроля, установленное статьями 4,5,6 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 года, а именно: разработка и принятие административных регламентов взаимодействия относится к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, а также к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих соответственно государственный и региональный контроль. Указанные статьи не прописывают административные регламенты взаимодействия, не указывают органы, уполномоченные принимать регламенты взаимодействия. Более того, оспариваемый правовой акт администрации к данному правовому понятию не относится, поскольку таковым не является. В выводах прокурора происходит подмена понятий, т.к. администрацией утвержден административный регламент исполнения муниципальной функции КУМИ «Взаимодействие органов государственного контроля и органов муниципального контроля при осуществлении муниципального земельного контроля». Нормативно-правовое обоснование принятия данного акта приведено в п.1.2. регламента, где наряду с федеральным законодательством указаны: Письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости «О взаимодействии органов государственного земельного контроля с органами муниципального контроля» от 20.07.2005 года № ММ/0644 и Соглашение о взаимодействии Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Нижегородской области и администрации Кулебакского района по Нижегородской области по осуществлению государственного и муниципального земельного контроля на территории Кулебакского района от 02.09.2008 года №148в. До настоящего времени административные регламенты на федеральном и региональном уровне не приняты. Администрация в своей работе по проведению муниципального земельного контроля пользуется имеющимися законодательными актами и подзаконными актами, которые носят рекомендательный характер. Принятый регламент исполнения муниципальной функции КУМИ регулирует на основании действующего законодательства административные процедуры, осуществляемые КУМИ при осуществлении муниципального земельного контроля, что позволяет упорядочить проводимую работу, контролировать и повышать ее эффективность, т.к. в регламенте отражены органы, исполняющие муниципальную функцию, режим их работы, а также последовательность действий специалистов при исполнении ими муниципальной функции. Регламент не затрагивает функций, порядок деятельности, или права иных государственных структур, осуществляющих земельный контроль. Отсутствие подобной регламентации функции КУМИ может негативно сказаться на эффективности и четкости работы по проведению муниципального земельного контроля, качестве работы администрации в этом направлении, привести к невозможности осуществления четкого контроля за действиями специалистов после проведенных проверок, а также к другим негативным последствиям, которые пойдут в ущерб муниципальному образованию. Правовые пробелы этот акт не заполняет, поскольку хотя и обладает отдельными признаками нормативного правового акта, но таковым не является, так как имеет ограниченное число субъектов, на которое распространяется, для которых он имеет обязательный характер (муниципальные земельные инспектора КУМИ). Таким образом, Постановление <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> принято с соблюдением норм действующего законодательства и не противоречит ему, не содержит коррупциогенных факторов, не нарушает интересов Российской Федерации, оно принято в рамках предоставленных полномочий, в силу чего администрация Кулебакского района просит отказать Кулебакскому городскому прокурору в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, и специалиста [ФИО1], суд считает заявление Кулебакского городского прокурора не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со статьей 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании акта местного самоуправления противоречащим закону полностью или в части.

Как следует из заявленных Кулебакским городским прокурором требований и их обоснований, изложенных в заявлении в суд и представленных в ходе рассмотрения заявления, Постановление Администрации Кулебакского района Нижегородской области <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> не соответствует действующему законодательству по тем основаниям, что в указанном регламенте исполнения муниципальной функции Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Кулебакского района прописано взаимодействие органов государственного контроля и органов муниципального контроля администрация Кулебакского района (пункты 1.2; 1.4; 2.1.2.1; 2.1.2.3). Полномочиями по разработке и принятию административных регламентов взаимодействия органов государственного контроля и органов муниципального контроля администрация Кулебакского района не наделена. В соответствии со статьями 4, 5, 6 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» разработка и принятие административных регламентов взаимодействия относится к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор), а также к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор). Регламент по исполнению муниципальной функции КУМИ Кулебакского района по взаимодействию органов государственного контроля и органов муниципального контроля при осуществлении муниципального земельного контроля может быть принят только на основании и в соответствии с регламентом, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, однако указанный регламент до настоящего времени не принят, в силу чего административный регламент по исполнению муниципальной функции КУМИ Кулебакского района «Взаимодействие органов государственного контроля и органов муниципального контроля при осуществлении муниципального земельного контроля» содержит коррупциогенные факторы (подп. «д» и «е» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 г. №96).

В соответствии со статьей 8 Европейской хартии местного самоуправления:

1. Любой административный контроль за органами местного самоуправления может осуществляться только в порядке и в случаях, предусмотренных Конституцией или законом.

2. Любой административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления, как правило, преследует лишь цели обеспечения соблюдения законности и конституционных принципов. Тем не менее административный контроль может включать также контроль за целесообразностью, осуществляемый вышестоящими органами власти, в отношении задач, выполнение которых поручено органам местного самоуправления.

3. Административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления должен осуществляться с соблюдением соразмерности между степенью вмешательства контролирующего органа и значимостью интересов, которые он намерен защищать.

На основании статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ (в редакции ФЗ от 18.07.2011 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Статьей 43 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлена система муниципальных правовых актов.

В соответствии с частью 6 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

В силу статьи 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ органы местного самоуправления вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Как следует из содержания статей 4, 5 Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», «Правил разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций», «Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг», «Правил проведения экспертизы проектов административных регламентов предоставления государственных услуг», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 №373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг», разработка и принятие административных регламентов взаимодействия органов государственного контроля и органов муниципального контроля при осуществлении муниципального земельного контроля относится к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор), а также к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор).

К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», относятся:

1) организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории;

1.1) организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления;

2) разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

3) организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации;

4) осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий.

Определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.

Государственный земельный надзор на основании статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с Земельным кодексом РФ, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и Федеральным законом от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Как следует из заявления Кулебакского городского прокурора в суд, Постановление Администрации Кулебакского района от <ДД.ММ.ГГГГ><№*****> содержит коррупциогенные факторы, в силу чего судом учитывается, что основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений были установлены Федеральным законом от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Как следует из статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции»:

1) коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;

2) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.07.2009 года №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Коррупциогенными факторами в соответствии с действующей Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 года №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:

пункт 3:

а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

б) определение компетенции по формуле «вправе» - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).

пункт 4:

Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:

а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

б) злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;

в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

В этой связи, при рассмотрении дела по заявлению прокурора, судом не установлено оснований считать заявленные требования обоснованными.

На основании статьи 72 Земельного кодекса РФ, статьи 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль (муниципальный земельный контроль) по вопросам, предусмотренным федеральными законами; муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в том числе, относятся: организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории; организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления; разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.

На основании статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Глава администрации Кулебакского района Нижегородской области в соответствии со ст.ст. 35.1, 36.1 Устава Кулебакского муниципального района наделен вышеназванными полномочиями, в том числе, по изданию постановления местной администрации об утверждении административного регламента исполнения муниципальной функции Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Кулебакского района.

В этой связи обоснованы доводы администрации Кулебакского района о том, что Постановление <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ> принято с соблюдением норм действующего законодательства и не противоречит ему, не содержит коррупциогенных факторов, не нарушает интересов Российской Федерации, оно принято в рамках полномочий, представленных администрации Кулебакского района. Нормативно-правовые обоснования принятого постановления приведены в регламенте и являются надлежащими. До настоящего времени административные регламенты взаимодействия органов государственного контроля и органов муниципального контроля при осуществлении муниципального земельного контроля на федеральном и региональном уровне не приняты, что не освобождает орган местного самоуправления от обязанности принятия такого регламента для выполнения муниципальной функции земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования, что предусмотрено законом. Администрация в своей работе по проведению муниципального земельного контроля пользуется имеющимися законодательными актами и подзаконными актами, которые носят рекомендательный характер. Принятый регламент исполнения муниципальной функции КУМИ регулирует на основании действующего законодательства административные процедуры, осуществляемые КУМИ администрации района при осуществлении муниципального земельного контроля, что позволяет упорядочить проводимую работу, контролировать и повышать ее эффективность, т.к. в регламенте отражены органы, исполняющие муниципальную функцию, режим их работы, а также последовательность действий специалистов при исполнении ими муниципальной функции. Регламент, кроме того, не затрагивает функций, порядок деятельности, или права иных государственных структур, осуществляющих земельный контроль. Отсутствие подобной регламентации функции КУМИ может негативно сказаться на эффективности и четкости работы по проведению муниципального земельного контроля, качестве работы администрации в этом направлении, привести к невозможности осуществления четкого контроля за действиями специалистов после проведенных проверок, а также к другим негативным последствиям, которые пойдут в ущерб муниципальному образованию. Правовые пробелы этот акт не заполняет, поскольку хотя и обладает отдельными признаками нормативного правового акта, но таковым не является, так как имеет ограниченное число субъектов, на которое распространяется, для которых он имеет обязательный характер (муниципальные земельные инспектора КУМИ).

Данные обстоятельства фактически подтверждены в судебном заседании и специалистом [ФИО1]

Суд при этом учитывает, что рассматриваемое постановление затрагивает вопросы местного значения, в то же время оно принято в целях реализации законодательства о противодействии коррупции, повышении ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции, оптимизации и конкретизации полномочий органов местного самоуправления и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах, что соответствует Федеральному закону от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (статья 7 пункты 20, 21).

Коррупциогенным фактором в соответствии с подп. «ж» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 года №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» является отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка.

На необходимость разработки административного регламента взаимодействия органов государственного контроля (надзора) и органов муниципального контроля при осуществлении госудаственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» указывалось в Представлении Кулебакского городского прокурора в администрацию Кулебакского района об устранении нарушений законодательства о местном самоуправлении от 04.05.2010 года за №9-165в-2010.

На основании вышеизложенного, указания административных процедур и органов, с которыми осуществляется взаимодействие, порядка совершения должностными лицами органа местного самоуправления определенных действий, нормативно-правовых обоснований и принципов взаимодействия, документов для осуществления муниципальной функции земельного контроля, возложенного федеральным законодательством на органы местного самоуправления, необходимо для повышения эффективности противодействия коррупции, указанные пункты рассматриваемого акта являются необходимыми элементами административного регламента по осуществлению муниципальной функции земельного контроля (пункты 1.2; 1.4; 2.1.2.1; 2.1.2.3 Административного регламента исполнения муниципальной функции Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Кулебакского района «Взаимодействие органов государственного контроля и органов муниципального контроля при осуществлении муниципального земельного контроля»), направленны на соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля (статья 3 Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»), не свидетельствуют о наличии коррупциогенных факторов, предусмотренных подп. «д» и «е» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 года №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

В этой связи, учитывая конкретные обстоятельства дела и рассматриваемые правоотношения, оспариваемое постановление вынесено в соответствии со статьей 72 Земельного кодекса РФ, статьями 7 и 43 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьями 3-6 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Уставом Кулебакского муниципального района Нижегородской области, не нарушает законодательство Российской Федерации, направленное на противодействие коррупции, не содержит признаков коррупционных правонарушений. Признание же Постановления от <ДД.ММ.ГГГГ><№*****> «Об утверждении Административного регламента исполнения муниципальной функции Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Кулебакского района «Взаимодействие органов государственного контроля и органов муниципального контроля при осуществлении муниципального земельного контроля» недействующим не соответствовало бы статье 8 Европейской хартии местного самоуправления.

Руководствуясь статьями 251-253, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении заявления Кулебакского городского прокурора о признании Постановления Администрации Кулебакского района от <ДД.ММ.ГГГГ><№*****> «Об утверждении Административного регламента исполнения муниципальной функции Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Кулебакского района «Взаимодействие органов государственного контроля и органов муниципального контроля при осуществлении муниципального земельного контроля» недействующим отказать.

Срок обжалования решения 10 дней в Нижегородский областной суд через городской суд г. Кулебаки.

Судья: А.А. Марцев