ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1614/19 от 19.04.2019 Кировского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело №2-1614/2019

64RS0045-01-2019-001178-97

Решение

Именем Российской Федерации

19 апреля 2019 года г. Саратов

Кировский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Шевчука Г.А.,

при секретаре Поляковой А.С.,

при участии представителя истца- помощника прокурора Кировского района
г. Саратова Сидоровой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Кировского района г. Саратова в защиту прав и законных интересов ФИО1 ФИО6 к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» об обязании обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме,

установил:

заместитель прокурора Кировского района г. Саратова в защиту прав и законных интересов ФИО1 обратился в суд с иском к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» (далее – НО «Фонд капитального ремонта») об обязании обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, обосновывая свои требования тем, что прокуратурой района по поступившему обращению ФИО1 проведена проверка исполнения НО «Фонд капитального ремонта» законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Установлено, что на территории Кировского района г. Саратова расположен многоквартирный жилой дом № 4 по ул. Безымянная, в котором в 2018 году, помимо иных включенных в программу домов, планировалось проведение капительного ремонта крыши.

Законом Саратовской области №103-ЗСО от 27 июня 2013 года «О региональном операторе в Саратовской области» установлены особенности создания и деятельности специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области - регионального оператора.

Региональный оператор создан распоряжением Правительства Саратовской области от 19 июля 2013 года № 171-Пр.

Постановлением Правительства Саратовской области от 31 декабря 2013 года №800-П утверждена областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области.

Распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 29 сентября 2017 года № 505-р утвержден краткосрочный план реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области на 2018-2020 годы, в который включены работы по капитальному ремонту крыши данного многоквартирного дома.

Однако по информации управляющей компании ООО УК «Жилсервис» в доме № 4 по ул. Безымянная г. Саратова на крыше наблюдаются вспучивание и отслоение рулонного покрытия, следы латочного ремонта, частичное отсутствие металлического покрытия парапета. Износ кровельного покрытия около 70 %.

В региональную программу капитального ремонта в части изменения сроков капитального ремонта этого жилого дома в 2018 году изменения не вносились.

Таким образом, ответчиком не исполняются обязанности, возложенные на него действующим жилищным законодательством в части организации проведения работ по капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.

Не проведение капитального ремонта имущества в указанном выше многоквартирном доме, финансирование которого осуществляется за счет целевых средств граждан, существенно нарушает их жилищные права, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, заместитель прокурора Кировского района г. Саратова, действуя в интересах ФИО1, просит обязать НО «Фонд капитального ремонта» просит обязать НО «Фонд капитального ремонта» обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома № 4 по ул. Безымянная
г. Саратова.

Представитель истца помощник прокурора Кировского района г. Саратова Сидорова Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить.

Истец ФИО1, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суде не явилась.

Ответчик о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, причины неявки суду неизвестны.

С учетом положений статьи 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 12 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Пунктом 5 части 1 статьи 167 ЖК РФ определено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.

Согласно части 1 статьи 166 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на дату окончания проведения капитального ремонта) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома (п. 1 ст. 166 Жилищного кодекса РФ).

В силу части 1 статьи 168 ЖК РФ предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов определяются региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов.

В соответствии с частью 2 указанной выше статьи региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу.

Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям. В первоочередном порядке региональной программой капитального ремонта должно предусматриваться проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения при условии, что такой капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта (часть 3 статьи 168 Жилищного кодекса РФ).

Согласно пункту 1 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Законом Саратовской области от 27 июня 2013 года № 103-ЗСО «О региональном операторе в Саратовской области» установлены особенности создания и деятельности специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме Саратовской области- регионального оператора.

Распоряжением Правительства Саратовской области от 19 июля 2013 года № 171-Пр «О создании регионального оператора» создана специализированная некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» в организационно-правовой форме – фонд, целью деятельности которого является обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Постановлением Правительства Саратовской области от 31 декабря 2013 года №800-П утверждена областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области.

Из областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области усматривается, что разработчиком программы является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области; целью программы является обеспечение проведения капитального ремонта всех многоквартирных домов в Саратовской области, за исключением домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, улучшение эксплуатационных и технических характеристик многоквартирных домов на территории Саратовской области, за исключением домов, признанных аварийными и подлежащими сносу; обеспечение сохранности многоквартирных домов и улучшение комфортности проживания в них граждан. Срок реализации программы: 2014 - 2043 годы.

Согласно части 7 статьи 168 ЖК РФ, в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.

При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.

Так, распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 29 сентября 2017 года № 505-р утвержден областной краткосрочный план реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области на 2018 - 2020 годы, в который включены работы по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома № 4 по ул. Безымянная г. Саратова.

Распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 05 марта 2019 года № 99-р внесены изменения в указанное распоряжение министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 29 сентября 2017 года № 505-р.

Данным распоряжением уточнены сроки проведения капитального ремонта в многоквартирном доме № 4 по ул. Безымянная г. Саратова – плановая дата завершения работ 31 декабря 2018 года.

Однако работы по капитальному ремонту крыши в указанном многоквартирном доме не проведены.

Данные обстоятельства подтверждаются актом осмотра от 04 февраля 2019 года, составленного комиссией в составе директора ООО УК «Жилсервис», ИП ФИО2, заместителя директора-домоуправа ООО УК «Жилсервис».

Вместе с тем согласно части 1 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг, выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан, в том числе, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами;

В соответствии с частью 6 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.

Не проведение капитального ремонта имущества в указанном выше многоквартирном доме, финансирование которого осуществляется за счет целевых средств граждан, существенно нарушает их жилищные права, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Судом установлено, что действия, направленные на организацию проведения капитального ремонта указанного дома в форме объявления электронных аукционов на привлечение подрядчика либо заключения договора с единственной подрядной организацией, Фонд капитального ремонта в полном объеме не предпринимал, контракт до настоящего времени не заключен.

Закупка работ для обеспечения государственных нужд осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон № 44-ФЗ).

Вместе с тем, в соответствии с частью 4 статьи 55 Закона № 44-ФЗ в случае, если повторный конкурс признан несостоявшимся по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3 части 2 данной статьи, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет данную закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным образом в соответствии с Законом №44-ФЗ. Запрос предложений - в случае осуществления закупки проектных и изыскательных работ, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством (пункт 6 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе), а также признания повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися в соответствии с частью 4 статьи 55 и частью 4 статьи 71 Закона о контрактной системе (пункт 8 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе).

Указанные положения Закона ответчиком соблюдены не были, сроки проведения работ по капитальному ремонту в данном доме нарушены.

Согласно витрине закупок на официальном сайте некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» на сайте http://torg.fkr.ru последний аукцион на площадке РТС-тендер на выполнение работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома № 4 по ул.Безымянная г. Саратова был объявлен фондом 15 марта 2019 года, дата окончания подачи заявок – 10 апреля 2019 года. Однако аукцион признан несостоявшимся.

По состоянию на дату вынесения решения сведений об объявлении очередного аукциона не имеется.

Учитывая изложенное, соблюдая право граждан на благоустроенное помещение, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора о возложении на ответчика обязанность обеспечить исполнение работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома № 68 по ул. Кутякова г.Пугачева Саратовской области в порядке и сроки, предусмотренные нормами Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования заместителя прокурора Кировского района г. Саратова в защиту прав и законных интересов ФИО1 ФИО7 к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» об обязании обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме удовлетворить.

Обязать некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома № 4 по ул. Безымянной г.Саратова.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Саратова в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения – 24 апреля 2019 года.

Судья Г.А. Шевчук