ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1614/2013 от 14.11.2013 Кинешемского городского суда (Ивановская область)

Дело № 2-1614/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кинешемский городской суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Саркисян И.С.

при секретаре Бураковой Г.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании 14 ноября 2013 года в городе Кинешме

гражданское дело по иску Кинешемского городского прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Администрации городского округа Кинешма об обязании организовать на своей территории сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора в соответствии с требованиями законодательства, суд

УСТАНОВИЛ:

Кинешемский городской прокурор в интересах неопределённого круга лиц обратился в Кинешемский городской суд Ивановской области с иском к Администрации городского округа Кинешма об обязании организовать на своей территории сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора в соответствии с требованиями законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Кинешемской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в части утилизации осветительных устройств, электрических ртутьсодержащих ламп. Согласно ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89 – ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Данное полномочие закреплено и в Уставе муниципального образования «Городской округ Кинешма». Статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со статьей 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие) определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом МПР России от 02 декабря 2002 года № 786, отработанные ртутьсодержащие лампы относятся к I классу опасности. Согласно статье 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещении отходов I – IV классов опасности. В соответствии с пунктом 8 Правил обращения с отходами производства и потребления, в частности осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03 сентября 2010 года № 681, на органы местного самоуправления возложена организация сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в порядке осуществления такого сбора. Анализ указанных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Вместе с тем, при проведении проверки прокуратурой города установлено, что на территории Администрации городского округа Кинешма сбор отработанных ртутьсодержащих ламп не организован, договор со специализированной организацией на сбор отработанных ртутьсодержащих ламп не заключался, нормативные правовые акты в данной сфере не принимались, места для сбора отработанных ртутьсодержащих ламп не определены, юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица о порядке осуществления такого сбора не информируются. Таким образом, орган местного самоуправления – администрация городского округа Кинешма не обеспечивает организацию сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора, в силу вышеуказанных требований законов, нарушая, тем самым, права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьями 42 Конституции Российской федерации статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В судебном заседании представитель истца помощник Кинешемского городского прокурора Обухова Е.Н. исковые требования поддержала, уточнила, просит обязать Администрацию городского округа Кинешма организовать на своей территории сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора в соответствии с требованиями законодательства, разместив информацию о порядке сбора в средствах массовой информации в срок до 01.01 2014 года.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа Кинешма ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, суд пояснила, что администрацией городского округа Кинешма приняты меры по организации на территории городского округа Кинешма сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора, подготовлен проект Постановления администрации городского округа Кинешма « Об организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории городского округа Кинешма».

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей истца, ответчика, суд приходит к следующему.

В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду.

     Согласно ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 18 части 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89 – ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Статьёй 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89 – ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В соответствии со статьёй 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8 Правил обращения с отходами производства и потребления, в частности осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 681, на органы местного самоуправления возложена организация сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в порядке осуществления такого сбора.

С учетом названных положений законов, суд приходит к выводу, что обязанность по организации порядка сбора отходов, предусматривающего их разделение на виды, в том числе отработанных ртутьсодержащих ламп, информирование юридических лиц и граждан о вопросах утилизации бытовых и производственных отходов на территории муниципального образования «Городской округ Кинешма» возложена на администрацию городского округа Кинешма.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, в ходе проведения проверки исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в части утилизации осветительных устройств, электрических ртутьсодержащих ламп установлено, что на территории городского округа Кинешма сбор отработанных ртутьсодержащих ламп не организован, договор со специализированной организацией на сбор отработанных ртутьсодержащих ламп надлежащим образом не заключался, нормативные правовые акты в данной сфере не принимались, места для сбора отработанных ртутьсодержащих ламп не определены, юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица о порядке осуществления такого сбора не информируются.

     Суд не может принять по внимание доводы представителя ответчика о том, что администрацией городского округа Кинешма приняты меры по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора на территории городского округа Кинешма, а именно подготовлен проект Постановления администрации городского округа Кинешма « Об организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории городского округа Кинешма», поскольку само Постановление на день рассмотрения дела в суде не принято, в официальном источнике не опубликован.

     Не принятие мер администрации городского округа Кинешма по не организации порядка сбора отходов, предусматривающего их разделение на виды, в том числе отработанных ртутьсодержащих ламп, а также не информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о вопросах утилизации бытовых и производственных отходов нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кинешемского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа Кинешма Ивановской области организовать на своей территории сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора в соответствии с требованиями законодательства, разместив информацию о порядке сбора в средствах массовой информации в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: И.С. Саркисян