К делу № 2-1614/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«05» апреля 2016 года гор. Армавир
Армавирский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Селихова Г.С.,
при секретаре Дроновой Е.М.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика УПФ РФ (государственное учреждение) в гор. Армавире Краснодарского края по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к УПФ РФ (государственное учреждение) в гор. Армавире Краснодарского края о признании незаконным отказа в установлении ежемесячной выплаты по уходу за ребенком-инвалидом, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд искомк УПФ РФ (государственное учреждение) в гор. Армавире Краснодарского края о признании незаконным отказа в установлении ежемесячной выплаты по уходу за ребенком-инвалидом, возложении обязанности устранить допущенные нарушения. Просит суд признать незаконным решение ответчика <...> от <...> об отказе в назначении ежемесячной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.02.2013г. №175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы» ФИО1, как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом М.<...> года рождения, обязать ответчика назначить ежемесячную компенсационную выплату ФИО1, как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом ФИО9, <...> рождения, с момента подачи заявления <...> от <...>. Свои требования мотивирует тем, что она является опекуном на возмездной основе несовершеннолетнего М., <...> года рождения, оставшегося без попечения родителей. По договору о приемной семье <...> от <...>. отделом по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Армавир ей ежемесячно перечисляется вознаграждение на расчетный счет банка за оказание услуг по воспитанию приемного ребенка, в размере, установленном Законом Краснодарского края от 13.12.2009г. №1836-КЗ «О мерах государственной поддержки семейных форм жизнеустройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае». Поскольку она осуществляет уход за ребенком-инвалидом, ей должна быть назначена компенсационная выплата, как неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком инвалидом, в связи с чем она обратилась к ответчику с соответствующим заявлением, однако ей в назначении компенсационных выплат было отказано.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении, пояснила, что она является опекуном и осуществляет уход за ребенком-инвалидом М.<...> года рождения. Ребенок М. воспитывается ею в приемной семье. Особенность деятельности приемного родителя состоит в том, что на него возлагаются иные обязанности, не являющиеся трудовыми, а именно воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, интеллектуальном и духовном развитии, защищать его права и интересы. Приемный родитель также является законным представителем ребенка и выполняет те же функции, что и биологические родители по отношению к своим детям. Тем самым вознаграждение приемным родителям следует относить к мерам социальной поддержки лицам, осуществляющим воспитание приемных детей, в связи с чем осуществление обязанностей приемного родителя на возмездной основе на основании заключенного договора о приемной семье нельзя считать выполнением оплачиваемой работы, а приемного родителя работающим пенсионером.
Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Армавире Краснодарского края по доверенности ФИО2 просила суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, считая решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Армавире Краснодарского края законным и обоснованным, поскольку истец относится к категории работающих лиц и право на ежемесячную выплату по Указу Президента Российской Федерации от 26.02.2013г. №175 не имеет.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что постановлением <...> от <...><...>, несовершеннолетний М., <...> года рождения, передан под опеку ФИО1
<...> между органом опеки и попечительства <...>, в лице исполняющего обязанности главы муниципального образования <...>Д. и ФИО1 (приемный родитель) заключен договор о приемной семье <...>, в соответствии с которым орган опеки и попечительства передает, а приемный родитель принимает на воспитание в свою семью несовершеннолетнего ребенка М.<...> года рождения.
Из содержания пункта 4 названного договора следует, что помимо денежных средств на содержание ребенка (п. 4.5), орган опеки и попечительства выплачивает приемному родителю денежное вознаграждение в размерах, установленных действующим законодательством Краснодарского края до 5 числа месяца, следующего за расчетным.
<...>г. между истцом и органом опеки и попечительства в лице начальника управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования <...> заключен договор <...> о приемной семье, согласно которого ФИО1 приняла на воспитание, обучение, трудоустройства приемного ребенка, оставшегося без попечения родителей М., <...> года рождения.
Пунктом 3.1 указанного договора орган опеки и попечительства установлено, что орган опеки и попечительства перечисляет денежные средства ежемесячно не позднее 20 числа, предшествующего месяцу, за который производится выплата денежных средств на содержание ребенка, с учетом возрастной категории приемного ребенка, в соответствии с Законом Краснодарского края от 13.10.2009г. №1836 КЗ «О мерах государственной поддержки семейных форм жизнеустройства и воспитания детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае, на банковский счет приемного ребенка.
В соответствии с п. 3.2 договора выплата вознаграждения, причитающегося приемному родителю за оказание услуг по воспитанию приемного ребенка, производится ежемесячно в соответствии с Законом Краснодарского края от 13.10.2009г. №1836-КЗ «О мерах государственной поддержки семейных форм жизнеустройства, воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае.
Согласно справке МСЭ-2012 <...> от <...>М., <...> года рождения, является ребенком-инвалидом, инвалидность установлена до <...> Указом Президента РФ от 26.02.2013 г. N 175 " О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" с 1 января 2013 года установлены ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.
ФИО1 обратилась в УПФ (ГУ) РФ по Краснодарскому краю в г. Армавире с заявлением о назначении ежемесячной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом М.
Решением УПФ РФ (ГУ) в Армавире Краснодарского края от <...> ФИО1 отказано в назначении ежемесячных выплат по уходу за ребенком-инвалидом в связи с осуществлением ею возмездной опеки по договору о приемной семье, т.к. договор, предусматривающий выплату вознаграждения опекунам (попечителям, приемным родителям, патронатным воспитателям), является гражданско-правовым договором, предметом которого является выполнение работ, услуг. Поскольку периоды, в течение которых в Пенсионный фонд РФ перечислялись страховые взносы за указанных застрахованных лиц, включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы, опекуны (попечители, приемные родители, патронатные воспитатели), получающие вознаграждение в соответствии с договором, относятся к категории работающих лиц.
В соответствии с Указом Президента РФ от 26.02.2013 г. N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" ежемесячные выплаты предусмотрены только неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы. Следовательно, работающие лица не имеют право на получение указанных выплат.
В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 152 СК РФ, приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 СК РФ (опека и попечительство над детьми).
Как следует из содержания п. 1 ст. 121, п. 1 ст. 145 СК РФ к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной Семейным кодексом РФ, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений (Опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 153.1 СК РФ).
Из вышеприведенных норм Закона следует, что Семейный кодекс РФ разграничивает вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки, то есть предусматривает несколько видов обеспечения для приемной семьи. При этом вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки – это разные виды обеспечения приемной семьи.
Из содержания приведенных норм права также следует, что приемные родители исполняют обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей по договору о передаче на воспитание ребенка в приемную семью на возмездной основе, получая от данного вида деятельности доход, размер которого определяется законом субъекта Российской Федерации.
В связи с этим к указанным отношениям применяются, в том числе и нормы гражданского законодательства о возмездном оказании услуг в части, не урегулированной Семейным кодексом РФ.
Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» на лиц из числа опекунов и попечителей, получающих вознаграждение по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, распространяется обязательное пенсионное страхование.
Согласно письму министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.08.2015г. №17-4/00Г-1150, плательщиком страховых взносов является орган опеки и попечительства и, соответственно, вознаграждение, начисляемое и производимое органами опеки и попечительства в пользу приемных родителей по договору о приемной семье, на основании части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, является объектом обложения страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. При этом периоды, в течении которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются страховые взносы за застрахованных лиц (приемных родителе), в соответствии со ст. 11 ФЗ от 28.12.2013г. № 400 -ФЗ «О страховых пенсиях» включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы. Таким образом, получаемое приемным родителем вознаграждение приравнивается к заработной плате.
В ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации приведены виды доходов, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения).
Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, перечислены в ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Вознаграждение приемным родителям не относится к предусмотренным ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, следовательно, с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (приемных родителей), включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы.
Поскольку ФИО1, являясь стороной по договору о приемной семье, приняла на себя обязательства по оказанию услуги по воспитанию приемных детей за вознаграждение, то есть выполняет оплачиваемую работу, она не имеет права, как работающее лицо, на получение ежемесячной выплаты, установленной для неработающих трудоспособных лиц Указом Президента РФ от 26.02.2013 г. N 175.
Таким образом, у суда не имеется оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании вышеизложенного суд отказывает в удовлетворении исковых требований ФИО1
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к УПФ РФ (государственное учреждение) в гор. Армавире Краснодарского края о признании незаконным отказа в установлении ежемесячной выплаты по уходу за ребенком-инвалидом, возложении обязанности устранить допущенные нарушения - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Армавирский городской суд.
Председательствующий Г.С. Селхов