Дело № 2-1614/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июня 2016 года г. Воткинск
Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
судьи Шкробова Д.Н.,
при секретаре Ломаевой Е.С.,
с участием истца ФИО1, представителя ответчика ПАО «Ростелеком» ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к публичному акционерному обществу «Ростелеком» о понуждении к составлению сметы на оказываемые услуги,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в суд с иском к ПАО «Ростелеком», в котором просит обязать ответчика составить и предоставить смету на оказываемые услуги связи для целей кабельного и (или) эфирного телевизионного вещания и (или) радиовещания по предоставлению доступа к телевизионным каналам и (или) видео по запросу, аренде абонентского оборудования.
Требования мотивированы тем, что истец с <дата> г. пытается получить услугу телевидения, заявку на оказание которой у него первоначально не приняли. После претензионной работы и приглашения к заключению договора <дата> г. ответчик принял у ФИО1 заявление на оказание услуги телевидения и ФИО1 попытался заключить договор об оказании услуг связи. В полученном проекте договора истцом было обнаружено множество неточностей, на которые он указал ответчику, в том числе, в соответствии со ст. 33 Закон РФ от 07.02.1992 г.
№ 2300-1 «О защите прав потребителей» истец дважды просил ответчика предоставить смету на оказываемые услуги связи. Составление такой сметы по требованию потребителя обязательно. Ответчик дважды отказал в предоставлении такой сметы. Истец полагает, что ответчик, уклоняясь от заключения договора, нарушает его право на получение информации об оказываемой услуге, незаконно отказывает в предоставлении сметы, вследствие чего истец не может заключить возмездный договор об оказании услуги связи.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, дополнительно суду пояснил, что договор оказания услуг с ответчиком до настоящего времени не заключен. Требуемая к предоставлению смета необходима истцу для того, что бы знать какие затраты и в каком размере понесет ответчик в связи с оказанием истцу услуг по предоставлению доступа к телевизионным каналам, аренде абонентского оборудования.
Представитель ответчика ПАО «Ростелеком» представил письменные возражения, согласно которым с исковым заявлением ФИО1 ответчик не согласен по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Закона «О защите прав потребителей» отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом РФ, настоящим законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).
Согласно ст. 10 Закона «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи» на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услуг связи на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации. Правилами оказания услуг связи регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, порядок идентификации пользователей услугами связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и используемого ими оконечного оборудования, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон.
Таким образом, отношения по оказанию услуг телевидения регулируется специальными нормативно-правовыми актами, а именно - Правилами оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 г. № 785. Правилами установлен перечень и способы доведения информации до потребителя.
Согласно ст. 28 Федерального закона «О связи» тарифы на услуги связи устанавливаются оператором связи самостоятельно, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.
Услуги телевидения оказываются абонентам по тарифам, утвержденным оператором связи, выбранным самим абонентам.
Таким образом, услуги ответчиком предоставляются в соответствии с прейскурантом, утвержденным в соответствии с действующим законодательством.
Также, согласно п. 11 Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, оператор связи для заключения и исполнения договора обязан предоставлять информацию о тарифах на услуги связи для целей телерадиовещания.
Понятие «тарифного плана» раскрыто в Правилах оказания услуг телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 г. № 1342 и в Правилах оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства от 10.09.2007 г. № 575, где говорится, что «тарифный план» это совокупность ценовых условий, на которых оператор связи предлагает пользоваться одной либо несколькими услугами.
Кроме того, согласно п. 24 Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания оператор связи обязан извещать абонентов через сайт оператора связи в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) в местах работы с абонентами об изменении тарифов на услуги связи для целей телерадиовещания не менее чем за 10 дней до введения новых тарифов.
В соответствии с п. 17 Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, договор, заключаемый с гражданином, является публичным.
Оказание услуг связи по договору не носят разовый характер, а сам договор заключается на неопределенный срок.
Вышеуказанные нормативно-правовые акты, также как и глава 34 ГК РФ не предусматривают и не обязывают оператора связи составлять сметы на услуги телевизионного вещания и аренды оборудования.
Потребитель имеет право на получение информации об оказываемых услугах. Однако в случае отказа от предоставления такой информации со стороны исполнителя, не предусмотрено, что потребитель имеет право потребовать в принудительном порядке возложить обязанность на исполнителя предоставление такой информации, которая не предусмотрена действующим законодательством.
Законом не предусмотрены последствия нарушения права потребителя на получение информации о работах (услугах) не предусмотренной законом.
Представитель ответчика ПАО «Ростелеком» - ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, приведя доводы, изложенные в ранее представленных письменных возражениях.
Выслушав объяснения истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
<дата> г. ответчику поступила претензия истца, согласно которой истец, указывая на то, что после получения в ответ на ранее направленную претензию приглашения к заключению договора <дата> г. он получил проект договора об оказании услуг связи по предоставлению доступа к телевизионным каналам и/или видео по запросу, не содержащий конкретного показателя качества оказываемой услуги, просил в том числе предоставить экономически обоснованный расчет стоимости арендного платежа STB-приставки.
<дата> г. истцом получен ответ ответчика на данную претензию, в котором по вопросу предоставления экономически обоснованного расчета стоимости арендного платежа STB-приставки указано, что у операторов связи отсутствует обязанность для предоставления экономически обоснованного расчета стоимости арендного платежа STB-приставки.
<дата> г. ответчиком принято заявление истца, в котором последний для планируемого заключения договора об оказании услуг связи и в связи с неполучением ответа на отдельные вопросы повторно просит в том числе предоставить в соответствии со ст. 33 Закона «О защите прав потребителей» сметы (полную сводку затрат) на оказываемые услуги: по предоставлению доступа к телевизионным каналам и/или видео по запросу, аренды абонентского оборудования.
<дата> г. истцом получен ответ ответчика от <дата> г., в котором помимо прочего указано, что Гражданским кодексом РФ не предусмотрено составление приблизительной или твердой сметы при расчете стоимости услуг связи, а также при расчете стоимости предоставления оборудования в пользование.
Приказом макрорегионального филиала «Волга» ОАО «Ростелеком»
(в настоящее время – ПАО «Ростелеком») утвержден прейскурант «Тарифы на услуги связи, предоставляемые ОАО «Ростелеком» на территории Кировской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Ульяновской областей, на территории Республики Мордовия, Республики Марий Эл, Удмуртской Республики, Чувашской Республики», который содержит в том числе раздел
11 «Тарифы на услуги связи для целей кабельного и эфирного вещания», а также тарифы на аренду STB оборудования.
Поскольку истец является физическим лицом, имеющим намерение заключить с ответчиком – организацией, осуществляющей оказание соответствующих услуг, договор об оказании услуг связи для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, отношения, возникающие между ними по этому поводу, исходя из ст. 9 Федерального закона от 26.01.1996 г. № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации»,
п. 1 ст. 1 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» регулируются ГК РФ, Законом РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» и другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом, в силу разъяснений данных в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права, то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами. Согласно ст. 39.1 Закона «О защите прав потребителей» Правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 33 Закона «О защите прав потребителей» на выполнение работы (оказание услуги), предусмотренной договором о выполнении работы (оказании услуги), может быть составлена твердая или приблизительная смета. Составление такой сметы по требованию потребителя или исполнителя обязательно.
Исходя из указанных норм, следует, что они могут быть применены после заключения соответствующего договора о выполнении работы (оказании услуги), которым определена работа (услуга), подлежащая выполнению (оказанию) для потребителя, то есть обязанность по составлению сметы по требованию потребителя возникает после заключения договора между потребителем и исполнителем.
Вместе с тем, согласно объяснениям, данным в ходе судебного заседания истцом и представителем ответчика, договор на оказание услуг связи между ФИО1 и ПАО «Ростелеком» не заключен, и, соответственно, сторонами не определена услуга, которая будет оказана истцу, в случае заключения договора.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона «О связи» отношения, связанные с оказанием услуг электросвязи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях регулируются данным законом.
Согласно п. 1 ст. 45 Федерального закона «О связи» договор об оказании услуг связи, заключаемый с гражданами, является публичным договором. Условия такого договора должны соответствовать правилам оказания услуг связи.
Постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 г. № 785 утверждены Правила оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания.
Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона «О связи» тарифы на услуги связи устанавливаются оператором связи самостоятельно, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.
Отношения аренды регулируются главой 34 ГК РФ. Согласно п. 2 ст. 614
ГК РФ арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде:
1) определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно;
2) установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов;
3) предоставления арендатором определенных услуг;
4) передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду;
5) возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.
Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды.
Указанными нормами Федерального закона «О связи», Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, Гражданского кодекса РФ, регулирующими порядок определения цены соответствующих договоров, не предусмотрена обязанность исполнителя услуг, арендодателя составлять и предоставлять контрагентам смету. Цена по данным договорам определяется тарифами, установленными исполнителем, и арендной платой, в форме, указанной п. 2 ст. 614 ГК РФ, или иной определенной договором аренды.
Согласно п. 1 ст. 10 Закона «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с
п. 2 указанной статьи информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать в том числе цену в рублях товаров (работ, услуг).
Согласно п. 8 Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания оператор связи обязан создавать систему информационно-справочного обслуживания в целях предоставления сведений об операторе связи, а также информации, необходимой для заключения и исполнения договора. Указанная информация на русском языке (при необходимости - на иных языках) в наглядной и доступной форме бесплатно доводится до сведения граждан либо юридических лиц с помощью информационно-справочной системы, а также в местах работы с абонентами.
В соответствии с подп. «г» п. 9 Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания в информационно-справочной системе оператор связи бесплатно предоставляет абонентам информацию о тарифах на услуги связи для целей телерадиовещания
Вышеприведенными нормами, определяющими состав информации о цене услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, предоставляемой оператором услуг, также не предусмотрена обязанность по составлению сметы на оказание данных услуг и ее предоставлению потребителям.
Таким образом, требования истца удовлетворению не подлежат ввиду того, что договор оказания услуг, смету на оказание которых просит обязать составить предоставить истец, на момент рассмотрения настоящего гражданского дела не заключен. Кроме того, действующее законодательство не содержит норм, обязывающих исполнителя услуг связи составлять и предоставлять смету на их оказание, а также на сдачу в аренду оборудования, необходимого для получения данных услуг, а положения ст. 33 Закона «О защите прав потребителей» не могут применяться в отрыве от специальных норм, регулирующих отношения по предоставлению отдельных видов услуг и должны толковаться во взаимосвязи с данными специальными нормами.
Каких-либо относимых и допустимых доказательств наличия у ответчика обязанности по предоставлению сметы на оказываемые услуги истцом,
как того требуют положения норм ст. 12, ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, суду
не представлено, несмотря возложенную судом обязанность доказать указанное обстоятельство. Доводы, приведенные истцом в обоснование своих требований, основаны на неправильном толковании закона.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
р е ш и л:
иск ФИО1 к публичному акционерному обществу «Ростелеком» о понуждении к составлению сметы на оказываемые услуги – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение составлено 21 июня 2016 года.
Судья Д.Н. Шкробов