ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1617 от 15.12.2011 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

                                                                                    Кызылский городской суд Республики Тыва                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Кызылский городской суд Республики Тыва — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2- 1617/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 декабря 2011 года г.Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Сватиковой Л.Т. при секретаре Балчый-оол М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Республики Тыва о признании ненормативного правового акта Верховного Хурала Республики Тыва недействительным в части,

с участием в судебном заседании: представителя заявителя - О1, представителей заинтересованных лиц: Верховного Хурала Республики Тыва - М, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва - О2,

У с т а н о в и л :

Прокурор Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании ненормативного правового акта Верховного Хурала Республики Тыва недействительным в части, указывая на то, что постановлением Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва от 07.12.2010 №240 ВХ-1 утвержден Реестр государственного имущества Республики Тыва. В данное постановление внесены изменения постановлением от 06.04.2011 №583 ВХ-1. Постановление в части пункта 98 Приложения 7 Реестра государственного имущества Республики Тыва о включении «золотого запаса» (золото шлиховое общей массой 25023,37 гр., медальон «Козерог» массой 11,775 гр., самородок массой 881,1 гр., медальон «Арзылан» массой 20,0 гр., серебряные монеты массой 2801,3 гр., стоимостью 24942,93 тыс. рублей (без учета коллекционной стоимости изделия как товара) недействительно. Включение «золотого запаса» в Реестр государственного имущества республики незаконно по следующим основаниям. Вопросы добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота) драгоценных металлов и драгоценных камней урегулированы Федеральным законом от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее - Федеральный закон). Драгоценные металлы и драгоценные камни, приобретенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, могут находиться в собственности субъектов Российской Федерации. Пунктом 6 ст. 2 названного Федерального закона установлено, что собственники драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляют свое право собственности на драгоценные металлы и драгоценные камни в соответствии с настоящим Федеральным законом, Гражданским кодексом Российской Федерации. Вместе с тем, пунктом 3 статьи 20 Федерального закона предусмотрено, что аффинированные драгоценные металлы, не подлежащие аффинажу самородки драгоценных металлов, а также драгоценные камни учитываются на балансе их владельцев и поступают в гражданский оборот в соответствии с правами владельцев, устанавливаемыми настоящим Федеральным законом и договорами. Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона добытые и произведенные драгоценные металлы, за исключением самородков драгоценных металлов, после необходимой переработки должны поступать для аффинажа в организации, включенные в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации. Право собственности на драгоценные металлы после аффинажа сохраняется за их первоначальными собственниками, если иное не оговорено условиями сделок.

Порядок совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа на территории Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации. Пунктом 8 «Порядка совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа», утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.12.1998 № 1419, установлено, что минеральное сырье, в соответствии с ранее заключенными договорами на поставку аффинированных металлов, может быть реализовано до аффинажа субъектами их добычи и производства юридическим лицам, в том числе через биржи драгоценных металлов и драгоценных камней, или использовано в качестве залога или иного финансового обязательства.

Субъектами добычи минерального сырья в соответствии с п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона являются организации, получившие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, специальные разрешения (лицензии).

Правительство и Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва субъектами добычи минерального сырья не являются. Следовательно, нахождение в собственности субъекта Российской Федерации драгметаллов в неаффинированном состоянии федеральным законодательством не допускается.

Статьей 12 Федерального закона предусмотрено, что к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения относятся:

1) формирование и использование государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации;

2) приобретение драгоценных металлов и драгоценных камней для формирования государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации;

3) реализация драгоценных металлов и драгоценных камней из государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации на внутреннем и внешнем рынках в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Президентом Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона субъекты Российской Федерации могут создавать свои государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней по согласованию с Правительством Российской Федерации.

Порядок согласования вопроса о создании государственного фонда драгметаллов и драгкамней субъекта Российской Федерации определен постановлением Правительства РФ от 15.05.1999 № 537.

Пунктом 1 названного Порядка установлено, что в целях согласования вопроса о создании государственного фонда драгметаллов и драгоценных камней субъекта РФ уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ направляет в Минфин Российской Федерации на рассмотрение с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти соответствующее предложение с представлением, в том числе решения о создании или наделении соответствующими полномочиями органа, осуществляющего формирование фонда субъекта РФ, хранение, отпуск и использование ценностей, находящихся в этом фонде.

«Золотой запас» образовался в период с 1993 по 1996 годы. В общей сложности в Фонд драгоценных металлов Республики Тыва поступило 164 кг. золота в шлиховом и самородном виде.

Возможность совершения сделок с драгоценными металлами до аффинажа федеральными законодательством не предусматривается.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.08.1996 № 1316-р Правительству Республики Тыва, в порядке исключения, разрешено осуществлять в 1996 году аффинирование на Красноярском заводе цветных металлов шлихового золота, находящегося в Фонде драгметаллов и драгкамней Республики Тыва по состоянию на 01.07.1996. На основании указанного распоряжения Правительство РТ в 1996 году осуществило передачу большей части (около 132 кг.) шлихового золота из золотого запаса для аффинажа на Красноярский завод, после чего получены слитки общим весом 93758,90 граммов.

Постановлением Правительства РТ от 22.08.1997 № 385 функции Главного управления драгметаллов и драгкамней РТ переданы в Минфин РТ и Госкомитету РТ по развитию промышленности.

Постановлением Правительства РТ от 04.11.1999 № 971 создан Государственный фонд драгоценных металлов республики, при этом порядок его создания нарушен -отсутствовало разрешение Правительства Российской Федерации и согласие Минфина России.

Правительством республики вопрос о согласовании создания Государственного фонда драгметаллов и драгоценных камней инициировался. Однако письмом первого заместителя министра финансов Российской Федерации от 03.12.2002 № 23-02-02/1474 в создании Государственного фонда драгметаллов Республики Тыва отказано, в связи с чем постановлением Правительства РТ от 26.03.2003 № 152 принято решение о ликвидации Дирекции Госфонда и продаже части золотого запаса республики общим весом 93758,90 граммов и заключении договора купли-продажи золотых слитков со Сберегательным банком РФ Восточно-Сибирского отделения. По распоряжению Правительства РТ от 24.09.2002 №296-р дирекция Госфонда драгметаллов РТ передала в ОАО АК «Народный банк РТ» остатки золотого запаса республики по договору №1 о приеме на хранение ценностей от 24.09.2002 г.

Принятием постановления Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва «Об утверждении Реестра государственного имущества Республики Тыва» с включением в Приложение 7 пункта 98 - «Золотой запас (золото шлиховое общей массой 25 023,37 гр., медальон «Козерог» массой 11,775 гр., самородок массой 881,1 гр., медальон «Арзылан» массой 20,0 тр., серебряные монеты массой 2 801,3 гр., местонахождение - Гохран России, г. Москва, стоимость 24942,93 тыс. рублей (без учета коллекционной стоимости изделия как товара)» нарушаются права Российской Федерации, поскольку оно принято с нарушением федерального законодательства, которым урегулированы вопросы добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота) драгоценных металлов и драгоценных камней.

Просит признать Приложение № 7 постановления Верховного Хурала парламента) Республики Тыва от 07.12.2010 № 240 ВХ-1 «Об утверждении реестра государственного имущества Республики Тыва» (в редакции постановления от 06.04.2011 № 583 ВХ-1) в части пункта 98 о включении «золотого запаса» в Перечень движимого имущества, относящегося к государственной собственности Республики Тыва, недействительным и обязать заинтересованное лицо после вступления решения суда по делу в законную силу отменить указанное постановление в части пункта 98.

В судебном заседании старший помощник прокурора Республики Тыва О1 заявление полностью поддержала по изложенным основаниям.

Представитель заинтересованного лица Верховного Хурала Республики Тыва М с заявлением не согласилась, пояснив, что перечень указанного имущества был представлен Правительством Республики Тыва, и у депутатов Верховного Хурала Республики Тыва не возникало вопросов о правовых основаниях включения этого имущества в Реестр государственного имущества Республики Тыва, так как этот «золотой запас» был образован в 90-х годах. В письменном отзыве также указала, что Верховным Хуралом РТ не нарушен порядок принятия оспариваемого решения.

Представитель заинтересованного лица Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва О2 также с заявлением не согласилась, указав, что фонд драгоценных металлов сформирован с 1993 по 1996 год до вступления в силу Федерального закона от 26.03.1998 №41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» из переданной по собственной инициативе части от добытого золота артелей как субъектами добычи минерального сырья. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.08.1996 №1316-р Правительству Республики Тыва разрешено осуществлять в 1996 году аффинирование на Красноярском заводе цветных металлов шлихового золота, находящегося в собственности Фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Тыва по состоянию на 01.07.1996 года. Вплоть до 2001 года «золотой запас» формировался из части добытых на территории Республики Тыва драгоценных металлов после аффинажа. Кроме того, решением Кызылского городского суда от 15 апреля 2011 года установлен факт передачи золотодобывающими предприятиями в период с 1993 года по 1996 годы в собственность Республики Тыва «золотого запаса».

Представители заинтересованных лиц Правительства Республики Тыва и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Тыва в суд не явились, о дне и времени заседания извещены, ходатайств об отложении не заявляли, поэтому суд рассматривает дело в порядке ч.3 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителей.

В состоявшемся ранее судебном заседании представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Тыва полностью поддерживал доводы прокурора, а представитель Правительства Республики Тыва - возражения представителя Верховного Хурала Республики Тыва.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва от 07.12.2010 №240 ВХ-1 утвержден Реестр государственного имущества Республики Тыва. Пунктом 98 Приложения №7 к данному постановлению в Перечень движимого имущества, относящегося к государственной собственности Республики Тыва включен «золотой запас» (золото шлиховое общей массой 25023,37 гр., медальон «Козерог» массой 11,775 гр., самородок массой 881,1 гр., медальон «Арзылан» массой 20,0 гр., серебряные монеты массой 2801,3 гр., стоимостью 24942,93 тыс. рублей (без учета коллекционной стоимости изделия как товара), с указанием балансодержателя - имущество в казне.

Постановлением от 06.04.2011 №583 ВХ-1 в указанное постановление внесены изменения, при этом пункт 98 Приложения 7 Реестра государственного имущества Республики Тыва оставлен в прежней редакции.

Как следует из пояснений участвующих лиц и материалов дела, в частности, из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 29 мая 2010 года, вынесенного ст.следователем Управления ФСБ РФ по Республике Тыва, 10 декабря 2009 года Управлением ФСБ России по Республике Тыва в помещении ОАО АБ «Народный банк Республики Тыва» в ходе проведения оперативно-розыскного мероприятия «обследование помещений» из хранилища банка были изъяты драгоценные металлы в виде шлихового золота, изделий из золота и серебряные монеты, а именно: деревянный короб (ящик № 1) весом 7863,73 гр. с содержанием неоднородной массы из песчинок неправильной формы желтого цвета (шлиховое золото); деревянный короб (ящик № 2) весом 10686,33 гр. с содержанием неоднородной массы из песчинок неправильной формы желтого цвета (шлиховое золото); деревянный короб размером 24,8 см.* 15,6 см. *13 см. с содержанием неоднородной массы, состоящей из песчинок (зерен) желтого цвета (шлиховое золото); деревянный короб размером 25 см. * 16,6 см. * 13,2 см. с содержанием неоднородной массы кусочков слипшихся зерен неправильной формы желтого цвета (шлиховое золото); матерчатый мешок размером 12,7 см.*8 см. с содержанием ювелирного изделия желтого цвета, выполненного в виде козерога, размером 2,7* 1,4 см; металлический контейнер цилиндрической формы с содержанием золотого самородка желтого цвета, ювелирное изделие (мифическое животное - «арзылан») желтого цвета, монеты различного достоинства белого цвета, в количестве 196 монет из серебра и 1 монета также из серебра с дефектом; матерчатый мешок с содержанием неоднородной массы неправильной формы желтого цвета (зерна) (шлиховое золото); деревянный короб размером 15,5*12,5*10,5 с содержанием неоднородной массы крупиц (зерен) неправильной формы желтого цвета (шлиховое золото); металлический контейнер цилиндрической формы размером 14 см. см.* 15 см.* 13 см с содержанием неоднородного вещества в виде слипшихся зерен неправильной формы желтого цвета (шлиховое золото); почтовый конверт размером 21 см. * 11 см. с описанием содержания: золото (шлиховое золото) слипшееся, обработанное ртутью и подвергнутое термической обработке, весом 21,184 гр.

Согласно акту экспертизы от 21.12.2009, проведенной Восточно-Сибирской государственной инспекцией пробирного надзора, изъятыми 10 декабря 2009 г. в ОАО АБ «Народный банк Республики Тыва», предметами являются:

1. Ювелирное изделие в форме животного, выполненного в виде «Козерога», изготовленное из золота общей массой 11,77 грамм, проба 800-830. Оттиски государственного пробирного клейма и именника производителя отсутствуют;

2. Ювелирное изделие в форме животного, выполненное в виде «льва», изготовленное из золота общей массой 17,97 грамм, в том числе: подвеска, проба 800-850; соединительное кольцо, проба 600. Оттиски государственного пробирного клейма и именника производителя отсутствуют, припой -серебро;

3.Самородок общей массой 881,61 грамм - золото

4.Металлические гранулы желтого цвета в стеклянной колбе, общей массой 263,66 грамм - золото;

5.Гранулы желтого цвета в посылке № 16, общей массой 600,00 грамм - золото.

5.Гранулы желтого цвета в конверте, общей массой 21,18 грамм - золотом.

7. Гранулы желтого цвета в ящике № 1 общей массой 7859,98 грамм; в ящике № 2 общей массой 7860,30 грамм; в ящике № 3 общей массой 3184, 30 грамм; в ящике №4 общей массой 2445,60 грамм - золото.

8.Гранулы желтого цвета общей массой 2375,30 грамм, упакованные в матерчатый мешок и три отдельных пластиковых пакета.

Основной элемент, содержащийся в гранулах (п.п.3-8) - золото;

9.Серебряные монеты СССР в количестве 197 штук, общим весом 2873.42 грамм, проба 900.

Согласно исследованию, проведенному специалистами ООО  на 28 мая 2010 года, ориентировочная стоимость вышеуказанного шлихового золота, золотого самородка, изделий из золота и серебряных монет, без учета стоимости изделий как товара, составляет от 249411340,98 до 24 942 929,94 рублей.

В соответствии со ст. 3 Закона Республики Тыва от 09.11.2001 №1143 (в ред. Закона Республики Тыва от 16.03.2011 N 450 ВХ-1) «Об управлении государственной собственностью Республики Тыва» Республика Тыва в соответствии с гражданским законодательством самостоятельно и свободно осуществляет правомочия собственника в отношении принадлежащего ей на праве собственности имущества (п.1). От имени государства право управления государственной собственностью осуществляет Правительство Республики Тыва через уполномоченные органы (п.2). Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва обеспечивает законодательное регулирование и контроль в сфере управления государственной собственностью Республики Тыва (п.3). Государственная собственность Республики Тыва закрепляется за государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, за государственными учреждениями - на праве оперативного управления. Средства республиканского бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют казну Республики Тыва (п.4).

Пунктом 1 статьи 4 указанного Закона Республики Тыва предусмотрено, что в государственной собственности Республики Тыва находятся:

а) средства государственного бюджета, государственных бюджетных фондов, валютные ценности, ценные бумаги;

б) имущество органов государственной власти Республики Тыва;

в) имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями;

г) государственные архивы и государственные библиотечные фонды;

д) земля, ее недра, водные и другие природные ресурсы, особо охраняемые природные территории республиканского значения;

е) объекты нежилого фонда Республики Тыва;

ж) жилищный фонд, находящийся в собственности Республики Тыва, а также ведомственный жилищный фонд, находящийся на праве хозяйственного ведения у государственных предприятий и находящийся на праве оперативного управления у государственных учреждений;

з) объекты исторического и культурного достояния Республики Тыва;

и) доли (паи, акции) Республики Тыва в капиталах хозяйственных обществ, товариществ, предприятий иных организационно-правовых форм;

к) казна Республики Тыва;

л) иное имущество, обеспечивающее самостоятельность Республики Тыва.

Согласно п.2 данной статьи к объектам исключительно государственной собственности Республики Тыва относятся:

объекты, составляющие основу национального богатства республики;

объекты, необходимые для обеспечения и функционирования органов государственной власти;

объекты, обеспечивающие жизнедеятельность народного хозяйства республики в целом.

Перечень объектов исключительно государственной собственности Республики Тыва утверждается Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва.

В силу пункта 5 этой статьи основания приобретения и прекращения права собственности на государственное имущество Республики Тыва устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Статьей 51 Закона Республики Тыва от 09.11.2001 №1143 предусмотрено, что 1. Общий учет объектов государственной собственности осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти в сфере управления государственной собственностью в Реестре государственной собственности Республики Тыва (п.1). Реестр государственной собственности Республики Тыва должен содержать: а) наименование объектов государственной собственности; б) местонахождение объектов государственной собственности; в) балансовую стоимость объектов государственной собственности (п.2). Правила ведения Реестра государственной собственности Республики Тыва утверждаются Правительством Республики Тыва (п.3).

Положением об учете и ведении Реестра государственного имущества Республики Тыва, утвержденным Постановлением Правительства Республики Тыва от 28 июня 2007 г. N 712, предусмотрено, что под Реестром понимается государственная информационная система, представляющая собой совокупность построенных на единых методических и программно-технических принципах государственных баз данных, содержащих перечни объектов учета и данные о них (п.2). Объектами учета Реестра (далее - объекты учета), расположенными как на территории Республики Тыва, так и за ее пределами, являются: а) земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Тыва; б) природные объекты (ресурсы), находящиеся в государственной собственности Республики Тыва; в) государственное имущество Республики Тыва, закрепленное на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием или на праве оперативного управления за государственным учреждением, либо находящееся в государственной собственности Республики Тыва предприятие в целом как имущественный комплекс; г) находящиеся в государственной собственности Республики Тыва акции (доли, вклады) хозяйственных обществ и товариществ, а также имеющееся у них государственное имущество, не вошедшее в уставный капитал; д) иное находящееся в государственной собственности Республики Тыва недвижимое и движимое имущество, в том числе переданное в пользование, аренду, залог и по иным основаниям, установленным действующим законодательством (п.3).

Как указано в заявлении, указанный «золотой запас» образовался с 1993 по 1996 годы.

Постановлением Правительства РФ от 04.01.1992 N 10 «О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории Российской Федерации и усилений государственного контроля за их производством и потреблением» была установлена государственная монополия на реализацию драгоценных металлов, природных алмазов и необработанных драгоценных камней. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 22.02.1992 № 179 драгоценные металлы и изделия из них включены в перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена. Всоответствии с Инструкцией Минфина РФ от 01.08.92 N 67 «О порядке получения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и других драгоценных камней на предприятиях, в учреждениях и организациях» установлен определенный порядок их приобретения и реализации через регистрацию в государственных инспекциях Госпробирнадзора.

Совершение сделок с драгоценными металлами до апреля 1998 года осуществлялось в соответствии с Положением о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06-1994 №756. Согласно Указу Президента РФ от 02.10.1992 N 1152 «Об утверждении Положения о пробах и клеймении изделий из драгоценных металлов в Российской Федерации» все изготовляемые на территории Российской Федерации ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов, предназначенные для продажи или выполняемые по заказам, а также вывозимые за границу, должны соответствовать пробам, установленным пунктом 6 Положения, и быть заклеймены государственным пробирным клеймом. Ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов, ввезенные в Российскую Федерацию из-за границы и предназначенные для продажи, также подлежат клеймению государственным пробирным клеймом. Совершение сделок с ювелирными изделиями, не содержащими оттиски государственного пробирного клейма и именника производителя, не допускалось.

Согласно Указу Президента РФ от 02.09.1992 N 1045 «О неотложных мерах по стабилизации экономики и развитию социальной сферы Республики Тува» Правительству Республики Тува было предоставлено право выкупать до 10 процентов объема золота, добываемого по установленным квотам на территории Республики Тува, для производства золотосодержащих технических изделий и иных нужд в соответствии с действующим законодательством. Положением о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1994 № 756 было установлено, что пользователи недр могут осуществлять в установленном порядке реализацию (продажу) только слитков, полученных в результате переработки (включая аффинаж) добываемого ими минерального сырья. Совершение сделок с ювелирными изделиями этим Указом и действующим в указанный период времени законодательством Российской Федерации не предусматривалось.

Федеральным законом от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» предусмотрено, что драгоценные металлы и драгоценные камни, приобретенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности юридических и физических лиц. Собственники драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляют свое право собственности на драгоценные металлы и драгоценные камни в соответствии с настоящим Федеральным законом, Гражданским кодексом Российской Федерации, а на драгоценные камни, указанные в пункте 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральным законодательством без ограничений, установленных настоящим Федеральным законом (п.6 ст.2).

Пунктом 3 статьи 20 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» предусмотрено, что аффинированные драгоценные металлы, не подлежащие аффинажу самородки драгоценных металлов, а также драгоценные камни учитываются на балансе их владельцев и поступают в гражданский оборот в соответствии с правами владельцев, устанавливаемыми настоящим Федеральным законом и договорами. Согласно пункту 1 этой статьи добытые и произведенные драгоценные металлы, за исключением самородков драгоценных металлов, после необходимой переработки должны поступать для аффинажа в организации, включенные в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации. Право собственности на драгоценные металлы после аффинажа сохраняется за их первоначальными собственниками, если иное не оговорено условиями сделок.

Таким образом, исходя из вышеприведенных норм, следует признать, что в Реестр государственного имущества Республики Тыва, как в государственную информационную систему, содержащую перечни объектов учета и данные о них, могло быть включено государственное имущество Республики Тыва, право собственности на которое должно быть приобретено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Между тем, заинтересованными лицами не представлено в материалы дела какого-либо доказательства, подтверждающего право собственности Республики Тыва на указанный «золотой запас».

Так, из представленных документов видно, что решением Арбитражного суда Республики Тыва от 18 декабря 2009 года (дело № А69-2389/2009-5) было отказано в удовлетворении иска Министерства земельных и имущественных отношений к Открытому акционерному обществу Акционерный банк «Народный банк Республики Тыва» о признании права собственности на ценности по договору хранения №3 от 10 мая 2007 года. Как видно из данного решения, предметом спора были ценности, переданные по акту приема-передачи №3-1 от 10.04.2003 от Дирекции Государственного фонда драгоценных металлов Республики Тыва Агентству по управлению имуществом Республики Тыва, а именно: золото в слитках весом 93768,3 гр., золото шлиховое весом 25023,37 гр., серебряные монеты весом 2801,3 гр. и самородок весом 881,1 гр.

Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 29 сентября 2010 года (дело № А69-1279/2010) было оставлено без рассмотрения заявление Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва к ОАО Акционерный банк «Народный банк Республики Тыва», Министерству финансов Республики Тыва о признании за Республикой Тыва в лице Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва факта владения как своим собственным, ценностями по договору хранения №3 от 10.05.2007 - в связи с просьбой об установлении права, а не факта.

Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 15 марта 2011 года (дело № А69-2898/2010) был оставлен без рассмотрения иск Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва к Управлению Федеральной службы безопасности России по Республике Тыва об истребовании имущества из чужого незаконного владения. Предметом спора также являлись указанные ценности.

Кроме того, определением Кызылского городского суда Республики Тыва от 18 февраля 2011 года оставлено без рассмотрения заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Тыва о признании указанного имущества бесхозяйным и обращении его в собственность Российской Федерации - в связи с наличием спора о праве на указанное имущество.

Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва ссылался на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 15 апреля 2011 года по делу № 2-1996/2011, вынесенное по заявлению Правительства Республики Тыва об установлении факта, имеющего юридическое значение, и которым данное заявление было удовлетворено. Как видно из указанного решения, были установлены: факт передачи в период с 1993 по 1996 годы Правительству Республики Тыва в собственность Республики Тыва следующих предметов и ценностей: серебряных монет достоинством 1 рубль 1924 г. СССР в количестве 84 шт.; серебряных монет «Один полтинник» 1924 г. СССР в количестве 10 шт., фрагмента серебряной монеты «Один полтинник» 1924 г. СССР в количестве 1 шт., серебряных монет «Один полтинник» 1925 г. СССР в количестве 13 шт., серебряных монет «Один полтинник» 1927 г. СССР в количестве 89 шт., ювелирного изделия в форме животного, выполненного в виде «Козерога» из золота 800-830 пробы, общей массой 11,77 гр. Оттиски государственного пробирного клейма и именника производителя отсутствуют; ювелирного изделия в форме животного, выполненного в виде «Льва» из золота (в том числе подвеска из золота пробы 800-850, общей массой 17,97 гр., соединительное кольцо из золота пробы 600, массой 0,30 гр). Оттиски государственного пробирного клейма и именника производителя отсутствуют, припой серебро; факт передачи золотодобывающими предприятиями Республики Тыва в собственность Республики Тыва в период с 1993 по 1998 годы Правительству Республики Тыва следующих предметов и ценностей: самородка золота общей массой 881,61 гр.Основной элемент, содержащийся в гранулах- золото; металлических гранул желтого цвета в стеклянной колбе общей массой 263,66 гр., являющихся золотом; гранул желтого цвета в посылке №16 общей массой 600,00 гр., являющихся золотом; гранул желтого цвета в конверте общей массой 21,18 гр., являющихся золотом; гранул желтого цвета в ящике №1 общей массой 7859,98 гр., являющихся золотом; гранул желтого цвета в ящике №2 общей массой 7860,30 гр., являющихся золотом; гранул желтого цвета в ящике №3 общей массой 3184,30 гр., являющихся золотом; гранул желтого цвета в ящике №4 общей массой 5445,60 гр., являющихся золотом; гранул желтого цвета, упакованных в матерчатый мешок и три отдельных пластиковых пакета общей массой 2375,30 гр., являющихся золотом.

Между тем, данное решение Кызылского городского суда от 15 апреля 2011 года отменено определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 08 ноября 2011 года, и заявление оставлено без рассмотрения в связи с наличием спора о праве на указанное имущество. Поэтому ссылка представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва на данное решение суда не состоятельна.

Таким образом, поскольку из указанных судебных решений видно, что фактически не решен вопрос о чьем-либо праве собственности на указанные выше ценности, а предметом настоящего спора является не спор о праве собственности, а решение вопроса о законности включения этого имущества в Реестр государственной собственности Республики Тыва, что уже предполагает наличие законных оснований права собственности Республики Тыва, то без подтверждения законных оснований права собственности Республики Тыва включение данного имущества в Реестр является неправомерным.

При данных обстоятельствах доводы прокурора являются обоснованными, а заявление - подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Заявление Прокурора Республики Тыва о признании ненормативного правового акта Верховного Хурала Республики Тыва недействительным в части удовлетворить.

Признать недействительным пункт 98 Приложения №7 к постановлению Верховного Хурала Республики Тыва «Об утверждении Реестра государственного имущества Республики Тыва» от 07.12.2010 №240-ВХ-1, в редакции от 06.04.2011 №583 ВХ-1.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 20 декабря 2011 года.

Судья Л.Т. Сватикова