РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сегежа 15 января 2019 года
Сегежский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Скрипко Н.В.
при секретаре Ковалевой Е.Н.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Сегежского муниципального района об обязании назначить и выплачивать ежемесячную доплату к страховой пенсии, взыскании денежных средств, -
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд по тем основаниям, что решением Сегежского городского суда Республики Карелия от 18 декабря 2017 года с учетом апелляционного определения Верховного Суда Республики Карелия от 6 марта 2018 года, удовлетворены требования ФИО1, на Администрацию Сегежского муниципального района возложена обязанность включить истцу в стаж муниципальной службы для определения размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии периоды работы с 14 февраля 1977 года по 19 марта 1992 года, с 20 марта 1992 года по 15 июня 1997 года, что ответчиком исполнено на основании исполнительного листа путем издания распоряжения Администрации Сегежского муниципального района от 18 июня 2018 года №...-р при этом доплата к пенсии назначена не была. Письмом от 6 июля 2018 года в назначении доплаты истцу было отказано, так как на период 1 января 1997 года и на дату увольнения из органа местного самоуправления замещаемая ею должность отсутствовала в реестре должностей муниципальной службы в Республике Карелия, установленном ст. 5-1 Закона № 160-ЗРК, с указанным решением ФИО1 не согласна, на основании изложенного просит обязать ответчика назначить и выплачивать ей ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости в размере 20 880 руб., взыскать с Администрации Сегежского муниципального района деньги в сумме 385 584 руб. за период с 17 апреля 2017 года по 31 октября 2018 года.
Истец заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям, дополнительно пояснила, что расчет суммы задолженности она произвела с учетом показателей инфляции, при этом за основу взяла свой должностной оклад на момент увольнения с муниципальной службы, так как доступа к штатному расписанию у нее нет. С расчетом доплаты, представленным ответчиком, в размере 11 973 руб. 60 коп. она полностью согласна, просит произвести расчет задолженности из указанного размера доплаты, взыскать невыплаченную доплату как указано в иске – по 31 октября 2018 года включительно.
Представитель ответчика заявленные требования не признала, дополнительно пояснив, что Уставом Сегежского муниципального района не предусмотрена доплата к пенсии для лиц, замещавших должности в органах местного самоуправления до 1 января 1997 года, после указанной даты истец муниципальным служащим не являлась, на пенсию с должности муниципальной службы не увольнялась.
Заслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы дела, материалы гражданского дела № 2-1229/2017, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона Республики Карелия от 24 июля 2007 года № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» лицам, замещавшим должности муниципальной службы, при наличии стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которого определяется согласно приложению к Федеральному закону от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» уставом муниципального образования могут предусматриваться за счёт средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты, устанавливаемой к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», либо досрочно назначенной в соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации».
Уставом муниципального образования может быть предусмотрено установление ежемесячных доплат к страховая пенсии по старости (инвалидности) за счёт средств местного бюджета лицам, занимавшим должности в местных органах государственной власти и управления, органах местного самоуправления до 1 января 1997 года и проживающим на территории Республики Карелия (ч. 3 ст. 11 Закона Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия»).
В соответствии с п. 49.1 Устава муниципального образования «Сегежский муниципальный район» (в редакции от 18 марта 2016 года) муниципальным служащим, вышедшим на страховую пенсию по старости (инвалидности) и имеющим стаж работы на муниципальной службе не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин, устанавливается ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости (по инвалидности) в соответствии с Положением о порядке назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к страховой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Сегежского муниципального района, которое утверждается решением Совета. Размер ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) не может быть менее 500 руб. (в ред. Решения Совета Сегежского муниципального района от 1 июня 2009 года №..., от 12 октября 2010 года №..., от 2 декабря 2014 года №...).
Решением Совета Сегежского муниципального района от 28 января 2010 года №... утверждено Положение о размерах, порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к страховой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Сегежского муниципального района.
На основании п. 2 Положения право на установление ежемесячной доплаты имеют лица, замещавшие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Сегежского муниципального района и имеющие стаж муниципальной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин.
В соответствии с п. 3 указанного Положения ежемесячная доплата устанавливается в размере 20% месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям (в ред. Решения от 14 декабря 2016 года №...). При повышении указанного в п. 2 настоящего положения стажа муниципальной службы на один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять и более полных лет размер ежемесячной доплаты составляет 23, 27, 32, 38, 45, 53, 62, 721 и 80% месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (в ред. Решений от 27 января 2011 года №..., от 28 августа 2013 года №...)
Пунктом 13 указанного Положения предусмотрено, что ежемесячная доплата устанавливается и выплачивается со дня подачи заявления.
Вопросы, связанные с установлением размера, порядка назначения и выплат ежемесячной доплаты, не урегулированные настоящим Положением, разрешаются применительно к правилам назначения и выплаты пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (п. 22 Положения).
Советом Сегежского муниципального района XLVII заседание VI созыва от 29 июня 2017 года принято решение №... о том, что за лицами, замещавшими на 1 января 1997 года и позднее должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Сегежского муниципального района, приобретшими право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с Уставом муниципального образования «Сегежский муниципальный район» (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года) и уволенным со службы до 1 января 2017 года сохраняется право на установление ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с Положением о размерах, порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к старховой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Сегежского муниципального района», утвержденным решением Совета Сегежского муниципального района от 28 января 2010 года №... (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года).
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В судебном заседании установлено, что решением Сегежского городского суда Республики Карелия от 18 декабря 2017 года, с учетом апелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 6 марта 2018 года, удовлетворены исковые требования ФИО1 к Администрации Сегежского муниципального района Республики Карелия, на ответчика возложена обязанность включить ФИО1 в стаж муниципальной службы для определения размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии периоды работы с 14 февраля 1977 года по 19 марта 1992 года, с 20 марта 1992 года по 15 июня 1997 года.
При этом установлено, что решением Сегежского городского Совета от 26.09.1991 Исполком Сегежского городского Совета ликвидирован.
С 10.12.1991 приступил к исполнению своих полномочий Сегежский городской Совет народных депутатов (решение Сегежского городского Совета народных депутатов от 10.12.1991 «О полномочиях депутатов городского (города республиканского подчинения) Совета народных депутатов»).
Постановлением мэрии города Сегежи от 15.01.1992 №... ликвидированы централизованные бухгалтерии при исполкомах районного и городского Советов народных депутатов, создана единая централизованная бухгалтерия мэрии гор. Сегежа.
Решением Сегежского городского Совета народных депутатов от 29.01.1992 местная администрация поименована мэрией во главе с мэром территории подведомственной городскому Совету народных депутатов республиканского подчинения (мэр города и района), утверждена структура местной администрации, согласно которой включена централизованная бухгалтерия.
Централизованная бухгалтерия являлась структурными подразделением Исполкома Сегежского городского Совета, мэрии гор. Сегежи и Сегежского района, администрации гор. Сегежи и Сегежского района. Финансирование деятельности централизованной бухгалтерии осуществлялось за счёт местного бюджета. Должности «заместителя главного бухгалтера», «бухгалтера» являлись штатными должностями.
Доводы ответчика о том, что централизованная бухгалтерия не являлась структурным подразделением Исполкома Сегежского городского Совета, мэрии гор. Сегежи и Сегежского района, администрации гор. Сегежи и Сегежского района и не входила в структуру данных органов не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Судом апелляционной инстанции также установлено, что являясь заместителем главного бухгалтера централизованной бухгалтерии, истица занимала должность в органе местного самоуправления, подписывала финансовые документы мэрии (администрации), получала заработную плату из бюджета муниципального образования и надбавки к ней как работник органов управления.
В период работы истца в органе местного самоуправления на нее распространялись положения Закона Республики Карелия от 20 января 1994 года «О местном самоуправлении в Республике Карелия» Законом Республики Карелия от 5 декабря 1996 года № 160-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» был утвержден Реестр муниципальных должностей муниципальной службы, установлено понятие муниципального служащего Республики Карелия. Ст. 32 указанного закона РК установлен шестимесячный срок (до 1 июля 1197 года) для приведения нормативных правовых актов в соответствие с данным Законом РФ. Истица в указанный шестимесячный срок была уволена. В этой связи отсутствие в трудовой книжке истицы записи о том, что она занимала должность муниципальной службы, при установленных судом обстоятельствах основанием для отказа в иске и отмены решения суда не является.
Доводы ответчика о том, что Устав Сегежского муниципального района предусматривает доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности) исключительно лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, указанные в части 1 ст. 11 Закона Республики Карелия от 24 июля 2007 года № 1107-ЗРК), с учетом переходных положений, установленных ст. 15 указанного закона суд находит не состоятельными, поскольку п. 2 ст. 49.1 Устава (в редакции от 18 марта 2016 года) относится к «муниципальным служащим», ссылок на ст. 15 Закона Республики Карелия № 1107-ЗРК положения Устава не содержат, принимая во внимание положение ч. 2 ст. 15 Закона Республики Карелия № 1107-ЗКР в соответствии с которыми при назначении ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), устанавливаемой в соответствии с уставом муниципального образования лицам, указанным в ч. 1 ст. 15 настоящего закона, не применяются требования к минимальной продолжительности стажа муниципальной службы, определяемого согласно приложению к Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
Доводы ответчика о том, что истец не замещала должности муниципальной службы также опровергаются положениями ч. 1 ст. 10 Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в соответствии с которыми муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
В соответствии с ч. 1 ст. 60 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Часть 1 ст. 7 Закона Республики Карелия от 5 декабря 1996 года № 160-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» определяет, что муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном Уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами Республики Карелия, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Муниципальная должность - должность, предусмотренная Уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образованная в соответствии с Уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей (ч. 1 ст. 5 Закона Республики Карелия от 5 декабря 1996 года № 160-ЗРК).
Помимо прочего Устав также не содержит формулировки, указывающей на необходимость соблюдения обязательного условия для назначения спорной доплаты к пенсии – выход на пенсию во время нахождения на муниципальной службе, специальная норма по отношению к Уставу Сегежского муниципального района - Положение о размерах, порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к страховой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Сегежского муниципального района определяет право на установление ежемесячной доплаты для лиц, замещавших должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Сегежского муниципального района и имеющих стаж муниципальной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин.
Принимая во внимание, что на момент рассмотрения настоящего гражданского дела Устав Сегежского муниципального района в редакции от 28 марта 2018 года приведен в соответствии с Положением о размерах, порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к страховой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Сегежского муниципального района и предусматривает спорную доплату к пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Сегежского муниципального района и имеющих стаж муниципальной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин, суд находит доводы представителя ответчика об обязательном выходе на пенсию с должности муниципальной службы не состоятельными.
На основании изложенного суд приходит к выводу, с учетом включения распоряжением Администрации Сегежского муниципального района периодов работы истца с 14 февраля 1977 года по 19 марта 1992 года (20 лет 1 мес. 5 дней), с 20 марта 1992 года по 15 июня 1997 года (5 лет 2 мес. 25 дней), стаж муниципальной службы ФИО1 для определения размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии составляет 25 лет 4 месяца, что более 10 лет, в связи с чем исковые требования истца в части обязания Администрации Сегежского муниципального района назначить ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости подлежит удовлетворению.
Вместе с тем оснований для взыскания указанной доплаты в размере 20 880 руб. в месяц в соответствии с представленным к исковому заявлению расчету суд не находит, так же как и оснований для обязания назначить конкретный размер доплаты к страховой пенсии.
В соответствии с п. 17 Положения следует, что размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) пересчитывается ОМС со дня изменения размера трудовой пенсии по старости (инвалидности), а также при изменении в установленном порядке месячного должностного оклада по соответствующей должности муниципальной службы, которую гражданин замещал в ОМС.
В случае отсутствия в ОМС должности муниципальной службы, которую гражданин замещал, размер ежемесячной доплаты пересчитывается с учетом индексации месячного должностного оклада по должности муниципальной службы гражданина, которую он замещал.
Из справки от 18 декабря 2018 года №... о размере оклада ФИО1, занимавшей должность заместителя главного бухгалтера централизованной бухгалтерии Администрации г. Сегежи и Сегежского района на 1 января 1997 года размер должностного оклада последней с учетом индексации на дату обращения за установлением указанной выплаты – 17 апреля 2017 года (на основании п. 13 Положения) составлял 7 995 руб., с 1 января 2018 года – 8 315 руб.
В связи с чем суд приходит к выводу, что размер ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости для ФИО1 подлежит следующему расчету:
В период времени с 17 апреля 2017 года по 31 декабря 2017 года включительно при размере оклада 7 995 руб.: 7995 х 80% х 1,8 = 11 514,80 х 8 месяцев + 5 373,57 (14 дней апреля 2017 года) = 97 491 руб. 97 коп.
В период времени с 1 января по 31 октября 2018 года при размере оклада 8 315 руб.: 8315х80%х1,8 = 11 973,60 х 10 месяцев = 119 736 руб.
Итого взысканию подлежит: 119 736 + 97 491, 97 = 217 227 руб. 97 коп.
В удовлетворении остальных требований истца суд считает необходимым отказать.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, -
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Сегежского муниципального района назначить ФИО1 ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости со дня обращения – с 17 апреля 2017 года.
Взыскать с Администрации Сегежского муниципального района в пользу ФИО1 невыплаченную доплату к страховой пенсии по старости за период времени с 17 апреля 2017 года по 31 октября 2018 года включительно в размере 217 227 руб. 97 коп.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Администрации Сегежского муниципального района в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелии в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Скрипко
Решение в соответствии со ст. 199 ГПК РФ изготовлено 18 января 2019 года.