Дело № 2-1617/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июля 2016 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска в составе:
председательствующего – судьи Надёжиной С.Ю.,
при секретаре судебного заседания – Паршиной Е.П.,
с участием в деле:
истца ФИО10,
представителя ответчика Правительства Республики Мордовия ФИО11, представившей доверенность от 29.04.2016 № 01-17/334,
представителя ответчика Министерства финансов Республики Мордовия ФИО12, представившей доверенность от 01.06.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО10 к Правительству Республики Мордовия, Министерству финансов Республики Мордовия о взыскании недополученных средств при выделении субсидии на строительство жилья в размере 1904 136 руб.
УСТАНОВИЛ:
ФИО10 обратился в Ленинский районный суд г. Саранска с исковым заявлением к Правительству Республики Мордовия о взыскании недополученных средств при выделении субсидии на строительство жилья в размере 2321977 руб. 59 коп.
В исковом заявлении указал, что в 2004 г. его семья, как многодетная, встала на учёт в очередь на получение субсидии на строительство или приобретение жилья. В декабре 2012 г. им сообщили, что планируют весной предоставить им субсидию, предложили подготовить документы по земельному участку для строительства дома. Они обратились в Дубёнскую районную администрацию и им как многодетной семье предоставили земельный участок в общую долевую собственность, на 9 человек.
В соответствии с распоряжением Правительства РМ от 01.04.2013 на его имя 17.04.2013 выдали свидетельство о предоставлении 3096000 руб. безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья.
Согласно п. 10 главы 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.01.2008 № 7 определяется норма по 18 кв.м. на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек. На их семью, состоящую на 01.04.2013 из 9 человек, площадь жилого помещения должна быть 162 кв.м.
Размер 1 кв.м. общей площади жилья определяется согласно п. 9, п. 13 гл. 3 Постановления Правительства РМ от 16.01.2008 № 7, путём ежеквартального утверждения постановлением Правительства РМ.
Средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилья на 1 квартал 2013 г. в РМ, утверждённая постановлением Правительства РМ № 303 от 05.08.2013, составляла 29850 руб. Исходя из этого считает, что на их семью субсидия должна была составлять 4835700 руб., а не 3096000 руб. То есть, размер субсидии, полагающейся его семье, уменьшен на 1739700 руб.
В результате для того, чтобы ввести дом в эксплуатацию, их семья вынуждена была занимать средства, хотя постановлением Правительства РМ от 16.01.2008 № 7 предусмотрено для многодетных 100 % субсидирование исходя из норм в расчёте на 1 человека.
С учётом того, что по данным Росстата инфляция с апреля 2013 г. по март 2016 г. составила 33,47 %, а в денежном выражении от суммы 1739700 составляет 5822277 руб. 59 коп., то считает, что его семье причинён ущерб в размере 2321977 руб. 59 коп.
Просил взыскать с Правительства Республики Мордовия причинённый его семье ущерб с учётом инфляции в размере 2321977 руб. 59 коп.
24.05.2016 ФИО10 исковые требования уточнил, о чём представил письменное заявление.
Указал, что учитывая, что средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилья на 1 квартал 2013 г. в РМ, утверждённая постановлением Правительства РМ № 303 от 05.08.2013, составляла 29850 руб., то субсидия на их семью должна была составлять 4835700 руб., а не 3096000 руб. Их семье было выделено субсидии, достаточной для строительства 103,7 кв.м. вместо положенных 162 кв.м. Таким образом, на 58,3 кв.м. жилой площади субсидию не выделили, уменьшив её на 1739700 руб. В связи с тем, что утверждённая стоимость 1 кв.м. жилья в РМ во 2 квартале 2016 г. составляет 32792 руб., считает, что возмещение причинённого ущерба должно исходить из цен, сложившихся в настоящее время. Сумма ущерба в настоящее время составляет 1911773 руб., её необходимо взыскать с ответчиков Правительства РМ и Министерства финансов РМ.
В уточнённом исковом заявлении от 31.05.2016 ФИО10 указал, что на момент начала строительства жилого дома после выделения им субсидии на строительство жилья, у их семьи был неиспользованный федеральный материнский капитал, который планировалось использоваться для обучения детей. Но они вынуждены были поменять свои планы в связи с ситуацией, которая выразилась в недополучении средств, предусмотренных субсидией. В связи с чем они с учётом средств материнского капитала заказали смету на 3509740 руб. При этом смета не могла отражать фактическую стоимость строительства, а отражала лишь финансовые возможности их семьи, которые были незаконно ограничены при определении размера субсидии. После того, как закончились средства субсидии в размере 3096000 руб., в доме для многодетной семьи отсутствовали: полы, газ, отопление, канализация, электричество, не было дверей, стены не оштукатурены, потолки не шпатлёванные, опалубки нет, крыльца также нет. Таким образом, цель субсидии не была достигнута. Они и на настоящее время не смогли многое доделать. Кроме того, в возражении представителя ответчика Правительства РМ указано, что учитывая, что их сын на момент предоставления социальной выплаты, достиг 18 лет и проходил военную службу по призыву. В связи с чем его не нужно было учитывать при расчёте нормы жилой площади на семью истца. Однако, сын остался членом их семьи, в связи с чем он так же, как и они, имел право на получение субсидии и не мог быть произвольно лишён его.
В письменном заявлении об уточнении исковых требований от 15.06.2016 ФИО10 указал, что он представил суду 03.06.2016 две сметы, одна на 4132800 руб., а вторая на 3509740 руб. Первую смету он переделал в связи с тем, что размер субсидии уже был определён в 3096000 руб. Такое уменьшение сметы было возможно только при условии не включения в неё накладных расходов и сметной прибыли, из чего следует, что смета не отражала полную стоимость строительства. У комиссии при расчёте субсидии сметы в распоряжении не было, в связи с чем комиссия не могла руководствоваться сметой при расчёте субсидии.
Просил взыскать с Правительства Республики Мордовия и Министерства финансов Республики Мордовия причинённый его семье ущерб в размере 1904136 руб., который выразился в незаконном уменьшении субсидии.
В письменном заявлении об уточнении исковых требований от 21.06.2016 ФИО10 просил взыскать с Правительства Республики Мордовия и Министерства финансов Республики Мордовия не дополученные средства при выделении субсидии на строительство жилья в размере 1904136 руб.
В судебное заседание истец ФИО10 не явился, представил письменное заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Правительства Республики Мордовия ФИО11 иск не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
В письменных возражениях Правительства Республики Мордовия на иск указано, что расчет социальный выплаты произведен Министерством финансов Республики Мордовия правильно. Истец ссылается на среднерыночную стоимость одного квадратного метра и считает, что расчет должен быть произведен исходя из нее. Однако истец не учитывает пункт 13 Положения, согласно которому, в случае, если стоимость одного квадратного метра жилья ниже, чем средняя рыночная, то расчет производится исходя из фактической сложившийся стоимости. И это верно, поскольку рыночная стоимость жилья, например, в Саранске и рыночная стоимость жилья, например в Дубенках отличается, именно поэтому идет привязка к средней рыночной стоимости, а в случае, если фактическая стоимость ниже, то производится расчет по фактической стоимости. Субсидия имеет целевой характер и не может быть использована в качестве средств обогащения.
Пункт 3 Постановления Правительства Республики Мордовия № 7 указывает на то, кто является членом многодетной семьи. В данном пункте, учитываются дети, не достигшие 18-летнего возраста либо, дети, достигшие 18-летнего возраста, но проходящие обучение по очной форме.
Относительно материнского капитала. Поскольку Администрация Дубенского муниципального района Республики Мордовия представила документы, из которых следует, что сумма материнского капитала пойдет на оплату строительства жилого дома, то Министерство финансов Республики Мордовия не имело возможности предоставить больше. Решение принималось исходя из тех документов, которые предоставила Администрация (пункт 15 Правительства Республики Мордовия № 7). На основании представленных Администрацией Дубенского муниципального района Республики Мордовия документов принимается решение, производится расчет. В любом случае, больше, чем нужно фактически, дать никто не может, потому что субсидия имеет целевой характер.
Представитель ответчика Министерства финансов Республики Мордовия ФИО12 в судебном заседании иск не признала, против удовлетворения исковых требований возражала.
В письменном отзыве Министерства финансов Республики Мордовия на иск указано, что по состоянию на 2011 год семья Д-вых в качестве претендента на получение субсидии на улучшение жилищных условий стояла в очереди под регистрационным номером 2409, среди многодетных семей они были под № 129. На тот момент существовала такая практика, когда претенденты приглашались Главами районов на разговор, в котором устно могло быть заявлено, что у претендента есть собственные средства, только на основании этого обсуждалась возможность использования собственных средств. Это было основным аргументом предоставления данной семье вне очереди субсидии в 2013 году. Претендент дал свое устное согласие использовать собственные средства в случае предоставления его семье субсидии вне очереди.
Все документы готовятся Администрацией Дубенского муниципального района, у них было только письмо от 05.03.2013, согласно которому сметная стоимость составляла 3500000 рублей. О наличии двух смет им ничего не известно, известно только о существовании сметной документации на 3500000 рублей.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что семья ФИО10 является многодетной, по состоянию на 1 апреля 2013 года состояла из 8 человек (т. 1 л.д. 7).
17.04.2013 ФИО10 в соответствии с распоряжением Правительства РМ от 01.04.2013 выдано свидетельство о предоставлении безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилого помещения в размере 3096000 руб. (л.д. 8).
В соответствии с указанным распоряжением, безвозмездная субсидия выделена ФИО10 по категории «многодетные семьи». Источником покрытия расходов определены средства республиканского бюджета РМ (л.д. 9).
Постановлением Администрации Дубёнского муниципального района РМ от 20.02.2013 № 104 ФИО10 и его семье в количестве 9 человек предоставлен бесплатно в общую долевую собственность земельный участок общей площадью 3000 кв.м. из земель населённых пунктов по адресу: РМ, <...> для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 12).
26.04.2013 семье Д-вых администрацией Кабаевского сельского поселения Дубёнского муниципального района РМ выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства – индивидуального жилого дома по адресу: <адрес> (л.д. 10).
Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию № ru 13506305-26 от 26.09.2013 подтверждается, что Д-выми построен жилой дом по указанному адресу общей площадью 178,1 кв.м. (л.д. 11).
Свидетельствами о государственной регистрации права от 21.01.2014 подтверждается, что за ФИО10 и членами его семьи в количестве 9 человек зарегистрировано право общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 178,1 кв.м. по адресу: <адрес>, по 1/9 доле на каждого (л.д. 13-21).
Из приложения к заседанию Госкомиссии по организации работы по выдаче свидетельств о предоставлении социальных выплат на строительство или приобретение жилого помещения следует, что семья ФИО10, настоятеля Никольской церкви в с. Морга Дубёнского района, имеющая 6 детей, проживает в пятикомнатном помещении молебного дома общей площадью 230,2 кв.м., жилой площадью 120 кв.м., принадлежащем Никольской церкви с. Морга и находящемся в собственности Мордовской епархии. Своего жилья семья не имеет. Расчёт: 29850 руб./кв.м. х 144 кв.м. х 1,0 = 4298400 руб. Решение, принятое Госкомиссией: согласно письму Администрации Дубёнского муниципального района от 05.03.2013 № 465 семья Д-вых будет вести строительство дома стоимостью согласно проекту 3509740 руб. за минусом материнского капитала 413740 руб. Размер субсидии составит 3096000 руб. (л.д. 44-45).
Согласно письма главы администрации Дубёнского муниципального района ФИО13 на имя Государственной комиссии от 05.03.2013 № 465, Администрация просит о содействии в получении свидетельств о предоставлении безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилого помещения, дополнительно сообщает, что многодетная семья ФИО10 ведёт строительство индивидуального жилого дома в с. Сайнино Дубёнского района. Проектно-сметная документация разработана ООО «Проектно-производительное бюро «Архпроект» общей площадью 144,0 кв.м. стоимостью 3509740 руб., в том числе 413740 руб. за счёт собственных средств (л.д. 54).
17.11.2010 супруге ФИО10 ФИО4 выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серия МК-3 № 1279049 на сумму 343378 руб. 80 коп. (л.д. 82, 91).
Решением ГУ – УПФР в Дубёнском муниципальном районе РМ от 07.03.2014 № 7 удовлетворено заявление ФИО4 о распоряжении средствами материнского капитала и направлении средств на компенсацию затрат, понесённых на строительство объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии со свидетельством о регистрации права собственности от 21.01.2014 в сумме 415317 руб. 97 коп. (л.д. 93).
Из пояснительной записки к сметной документации рабочего проекта «Одноквартирный жилой дом по адресу: РМ, Дубёнский муниципальный район, с. Сайнино» следует, что сметная документация составлена ООО Проектно-производственым бюро «Архпроект». Объёмы работ приняты по чертежам. В локальной смете не включены накладные расходы и сметная прибыль, так как работы выполняются собственными силами заказчика. Сводный сметный расчёт составлен в текущих ценах 1-го квартала 2013 года и составляет 3509740 руб. (л.д. 186).
Из справки войсковой части 64120 от 31.05.2016 следует, что младший сержант ФИО2<данные изъяты> призван 10.07.2012 на военную службу по призыву в войсковую часть 30616-12 г. Кстово Нижегородской области. Службу курсант ФИО2 проходил в должности курсанта, уволен с военной службы 10.07.2013 на основании приказа Министра обороны Российской Федерации № 225 от 30.03.2013 (л.д. 241).
Судом с целью установления фактических обстоятельств по делу допрашивались свидетели.
Свидетель ФИО1 суду пояснила, что работает начальником отдела строительства, архитектуры и ЖКХ в Администрации Дубенского муниципального района Республики Мордовия с 2013 года. В её обязанности входит выдача разрешительной документации: разрешение на строительство, разрешение на ввод в эксплуатацию. С 2010 года она является секретарем жилищной комиссии. Участвует в заседании комиссии, готовит документы по рассмотрению вопроса о признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. Изготовление проектно-сметной документации является личным делом заявителя. Документы на предоставлении субсидий ФИО10 подавались в 2006 году. Те люди, которым подавались документы, уже не работают, у неё на руках и в Администрации нет того пакета документов, который был предоставлен для получения социальной выплаты ФИО10 По поручению Главы Дубенского района Республики Мордовия 5 марта 2013 года она подготовила письмо в Государственную комиссию по организации работы по выдаче свидетельств о предоставлении безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилого помещения о содействии в получении свидетельств о предоставлении безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилого помещения. Для составления данного письма ФИО10 была предоставлена лишь проектно-сметная документация на дом, которую он лично заказывал и получал. Сметная стоимость строительства составляла 3500000 рублей, документация на 144 кв.м. Она не заставляла ФИО10 переделывать проектно-сметную документацию в сторону уменьшения строительства и не подсказывала сумму. Она видела проектно-сметную документацию лишь один раз при изготовлении письма о предоставлении субсидии (3 500000 рублей, 144 кв.м.). Фразу о том, что при строительстве ФИО10 будет использовать собственные средства, она включила по поручению Главы района. Наверное, это письмо было составлено со слов ФИО10 Это было 3 года назад, о наличии у ФИО10 собственных средств ей не было ничего известно, видимо, она указала собственные средства, имея в виду сумму материнского капитала. ФИО10 не приносил её смету на другие сумы, была только одна смета на 3500000 рублей, 144 кв.м. Это был проект ООО «Архпроект», ФИО9.
Свидетель ФИО5 суду пояснила, что ФИО10 знает, была членом Государственной комиссии по организации работы по выдаче свидетельств о предоставлении безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилого помещения с 2001 до 2015 годы. Субсидия семье Д-вых предоставлена вне очереди. Согласно Постановлению Правительства Республики Мордовия № 7 социальная выплата – это только мера государственной поддержки, остальные средства либо собственные, либо заемные (банковский кредит). С претендентами на получение социальной выплаты работает Администрация района. ФИО10 и его мама ФИО3 писали во все инстанции. Согласно одному из писем, написанных его мамой, она указывает, что ее сын живет «в Морге на кладбище». Было направлено письмо в Администрацию Дубенского муниципального района, чтобы ими были изучены жилищные условия семьи Д-вых и внесены конкретные предложения по решению вопроса. В комиссию поступил ответ, что на территории данного села возможности приобрести дом у этой семьи нет, в связи с чем они приняли решение вести строительство жилого дома. Было предложено представить проектную документацию. Заявителем была подготовлена проектно-сметная документация на сумму 3500000 рублей и она же была представлена в Администрацию района. Согласно письму Администрации Дубенского муниципального района от 5 марта 2013 года семья Д-вых будет вести строительство жилья, в проекте указан объём и стоимость этого жилья. По санитарным нормам полагалось 144 кв.м., стоимость проекта 3500000 рублей, собственные средства 413 740 рублей. Когда на комиссии рассматривался вопрос о предоставлении безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилого помещения семье Д-вых, председатель задался вопросом, о каких собственных средствах, указанных в письме Администрации Дубенского муниципального района, идет речь. Она докладывала, что собственные средства, указанные в письме Администрации Дубенского муниципального района, соответствуют материнскому капиталу. Когда ФИО10 получал выплату, он расписывался за сертификат и взял его, никаких вопросов у него не возникло. ФИО10 заявил о наличии собственных средств Главе администрации Дубенского муниципального района ФИО8 Администрация Дубенского района проверила проект, представленный ФИО10 на 3500000 рублей и вышла с ходатайством о содействии в получении свидетельств о предоставлении безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилого помещения семьей ФИО10. Проект был на 3500000 рублей, а субсидия выделена на сумму 3096000 рублей, так как ФИО10 заявил, что при строительстве дома он подготовил проект и вносит в этот проект свои собственные средства. Если бы Администрация района не написала, что у ФИО10 есть собственные средства, а был предоставлен лишь проект на 3500000 рублей, то возможно ФИО10 субсидию тогда бы не предоставили, потому что семья Д-вых в качестве претендентов на получение субсидии на улучшение жилищных условий стояла в очереди под регистрационным номером 2409, среди многодетных семей они были 129. Нигде не отражено такой информации, что они могут дать субсидию вне очереди, если у претендента имеются собственные средства. Ходатайствует о предоставлении социальных выплат тот орган местного самоуправления, где гражданин стоял в очереди. ФИО10 стоял в очереди в Администрации Дубенского муниципального района. Заявитель неоднократно обращался с просьбой ускорить ему выдачу свидетельства о предоставлении безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилого помещения. Правительство Республики Мордовия определило размер субсидии на основании письма Администрации Дубенского муниципального района от 05.03.2013 года. Смету они вообще не рассматривали. Субсидию ФИО10 дали не по расчёту, потому что он представил проектную документацию на строительство жилья и сказал, что будет строить индивидуальное жилье согласно проекту на те квадратные метры, которые ему положены. Размер предоставляемой субсидии был уменьшен законно, так как он при строительстве жилья имел право использовать собственные средства. В сертификате написана средняя стоимость жилья (29850 рублей) для расчета на приобретение жилья, но ФИО10 субсидия была предоставлена согласно проекту на строительство.
При дополнительном допросе в качестве свидетеля ФИО5 суду пояснила, что на момент, когда в апреле 2013 года принималось распоряжение, материнский капитал составлял 395 540 рублей. Материнский капитал семьей Д-вых использован 1 апреля 2014 года по заявлению супруги истца ФИО4 в Пенсионный фонд. 413 740 рублей – это собственные средства, на которые были приобретены строительные материалы. Когда на заседании Государственной комиссией по организации работы по выдаче свидетельств о предоставлении безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилого помещения решался вопрос о предоставлении семьей Д-вых субсидии вне очереди, то председатель комиссии ФИО7 пояснил, что он лично ездил смотреть земельный участок, у ФИО10 был проект и на эту сумму были приобретены строительные материалы, строительство уже было начато на собственные средства. В письме от 05 марта 2013 года указанные собственные средства в размере 413 740 рублей. Это собственные средства застройщика, которые уже были использованы на строительство. Администрации районов рассматривают вопросы и вносят предложения. Когда вставал вопрос о предоставлении социальной выплаты многодетным семьям, министр финансов ФИО7 взял за практику ездить к многодетным семьям и смотреть, что ими сделано (есть ли земельный участок, подготовлен ли проект, начаты ли строительные работы, вложены ли собственные средства). Согласно акту приемки дома, представленному ФИО10 в ПАО «Сбербанк России», ФИО10 освоил денежную сумму, указанную в сертификате, и построил дом площадью 178 кв.м., дом был введен в эксплуатацию 26 сентября 2013 года. Также в банк были представлены документы, подтверждающие, что субсидия была освоена.
Свидетель ФИО8 суду пояснил, что на момент решения вопроса о предоставлении семье Д-вых субсидии на строительство жилья он работал Главой Администрации Дубенского муниципального района Республики Мордовия. ФИО10 был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. 05 марта 2013 года было составлено письмо в Государственную комиссию по организации работы по выдаче свидетельств о предоставлении безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилого помещения о содействии в получении свидетельств о предоставлении безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилого помещения семьей Д-вых. Вопрос о предоставлении семье Д-вых субсидии решался следующим образом: ФИО10 начал строительство дома без субсидии. Весной или осенью 2013 года в Администрацию Дубенского муниципального района Республики Мордовия приехал министр финансов ФИО7, он попросил найти ФИО10. Он ему позвонил, попросил приехать. ФИО10 приехал в Администрацию, и они втроем поехали в с. Сайнино Дубенского района Республика Мордовия посмотреть, где строится дом. На участке лежали блоки, плиты, был заложен фундамент. Все коммуникации сделала Администрация Дубенского муниципального района Республики Мордовия, газ провели бесплатно через сельскую администрацию. Все в районе помогали многодетной семье Д-вых. Ему неизвестно о том, чтобы кто-то заставлял ФИО10 переделать проект сметы со снижением суммы, так как проект сметы он не видел. В письме от 05 марта 2013 года указанные собственные средства ФИО10 в размере 413 740 рублей. Письмо составил специалист. Собственные средства – это уже приобретённые строительные материалы. На сумму 413 740 рублей он оценил плиты, блоки. Администрация района как могла помогала в строительстве, в частности, бесплатно выделяла строительную технику.
Свидетель ФИО6 суду пояснила, что работает Главой Администрации Кабаевского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия с 2012 года. Семью Д-вых она знает. 26.04.2013 года Администрацией Кабаевского сельского поселения было дано разрешение на строительство ФИО10 дома. Разрешение на строительство данного объекта было дано на основании постановления Администрации Дубенского муниципального района Республики Мордовия о предоставлении ФИО10 земельного участка под строительство и под ведение личного подсобного хозяйства. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию было дано на основании личного заявления и технического плана, который был предоставлен ФИО10 На период, когда происходило оформление разрешения, полномочия по подготовке документации по вводу жилья в эксплуатацию были возложены на Администрацию Дубенского муниципального района Республики Мордовия, а у Администрации Кабаевского сельского поселения осталось право подписи. Дом расположен в 9 километрах от Администрации Кабаевского сельского поселения. Д-вы строили дом летом 2013 года. Семья Д-вых заселилась в дом сразу после разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в сентябре 2013 года. За счет прибыли сельской Администрации к дому Д-вых был проведен газ. Она знает, что в строительстве безвозмездно помогала и Администрация Дубенского района. ФИО10 вел работу непосредственно с Банком. Ей неизвестно, начала ли семья Д-вых строительство жилого дома до или после получения субсидии.
Проанализировав все представленные доказательства в их совокупности, суд отказывает ФИО10 в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно п. 3 Положения о предоставлении гражданам социальных выплат на строительство, реконструкцию, приобретение жилья, оказание содействия в индивидуальном жилищном строительстве в Республике Мордовия, утв. постановлением Правительства РМ от 16.01.2008 № 7 (в ред. от 02.07.2013) (далее - Положение) в настоящем Положении используется понятие многодетная семья – семья, имеющая на дату предоставления социальной выплаты трёх или более детей в возрасте до 18 лет (обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения – до окончания ими обучения, но не старше 23 лет).
В соответствии с п. 11 Положения при наличии у гражданина и (или) членов его семьи имеющегося жилья (по договорам социального найма и (или) принадлежащего на праве собственности) норма предоставления общей площади жилого помещения определяется как разница между нормой предоставления общей площади жилого помещения, определяемой в соответствии с пунктом 10 настоящего Положения, и имеющейся у гражданина и (или) членов его семьи общей площадью жилых помещений. В случае признания жилья, имеющегося у гражданина и (или) членов его семьи, непригодным для проживания на основании заключения межведомственной комиссии администрации муниципального района (городского округа) Республики Мордовия общая площадь указанного жилья не вычитается из нормы предоставления общей площади жилья.
Согласно п. 13 Положения, действовавшего по состоянию на предоставление ФИО10 субсидии, если фактически сложившаяся стоимость 1 кв. метра общей площади жилья, приобретаемого по месту жительства претендента на получение социальной выплаты на территории Республики Мордовия, окажется меньше средней рыночной стоимости, утвержденной Правительством Республики Мордовия, то расчет размера социальной выплаты производится уполномоченным органом исходя из фактически сложившейся стоимости 1 кв. метра общей площади жилья.
В соответствии с п. 14 Положения для получения социальной выплаты граждане предоставляют в администрацию муниципального района (городского округа) РМ по месту жительства список документов. Представленные гражданами документы, указанные в п. 14 настоящего Положения, проверяются в администрации муниципального района (городского округа) Республики Мордовия в течение 5 рабочих дней со дня получения и направляются в уполномоченный орган (п. 15 Положения).
Согласно п. 33 Положения если владельцу свидетельства для оплаты приобретаемого жилого помещения требуются дополнительные средства (сверх предоставленной социальной выплаты), то он использует на эти цели собственные и (или) заемные средства.
Если владелец свидетельства заключает договор на приобретение жилого помещения, строительство (реконструкцию) жилого помещения на сумму, меньшую чем указано в свидетельстве, то владельцу свидетельства подлежит перечислению из республиканского бюджета сумма, равная сумме указанной в соответствующем договоре.
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что Правительством РМ не допущено каких-либо ошибок при расчёте субсидии на строительство или приобретение жилья ФИО10
На основании разрешения на строительство, проектной документации, показаний свидетелей ФИО8, ФИО1, ФИО5 суд приходит к выводу, что ФИО10 начал строительство жилого дома общей площадью 144 кв.м. на основании проектно-сметной документации, разработанной ООО «Проектно-производственное бюро «Архпроект» стоимостью 3509740 руб. до получения им безвозмездной субсидии на строительство жилья.
Несмотря на то, что очередь для получения субсидии семьёй ФИО10 ещё не подошла, ФИО10 обратился в Администрацию Дубёнского муниципального района, предъявил смету. При выезде Главы Администрации на место было установлено, что строительство уже ведётся, закуплены стройматериалы, которые оценены в размере 413740 руб.
Факт предоставления супруге ФИО10 ФИО4 указанных средств материнского капитала в связи с рождением детей и факт направления данных средств по её желанию оплату строительства индивидуального жилого дома подтверждается письменными доказательствами – сертификатом на материнский (семейный) капитал, решением ГУ – УПФР в Дубёнском муниципальном районе РМ от 07.03.2014 № 7.
Свидетели ФИО5, ФИО8 подтвердили, что министр финансов РМ ФИО7 лично побывал на строительстве жилого дома ФИО10, увидел, что имеется фундамент, на участке расположены строительные материалы. После чего ФИО7 на заседании Государственной комиссии по организации работы по выдаче свидетельств о предоставлении безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилого помещения доложил указанное обстоятельство, в связи с чем вопрос о предоставлении семьей Д-вых субсидии вне очереди и был решён положительно.
Суд учитывает доводы ФИО10 относительно того, что выделенных денежных средств на строительство дома ему не хватило, после строительство в доме отсутствовали полы, не были проведены коммуникации. При этом из показаний свидетелей ФИО8, ФИО6 следует, что все коммуникации провела администрация Дубёнского муниципального района бесплатно, а за счет прибыли сельской администрации к дому Д-вых был проведен газ. В сентябре 2013 г. семья Д-вых уже заселилась в дом.
Кроме того, суд соглашается с доводами представителя ответчика Министерства финансов Республики Мордовия относительно того, что субсидия на строительство жилья носит компенсационный характер, она погашает часть стоимости строительства, тогда как остальная часть оплачивается застройщиком- физическим лицом, которому предоставлена субсидия, за счёт собственных, в том числе и заёмных, средств. Субсидия не является средством обогащения.
Что касается довода ФИО10 о том, что его старший сын необоснованно не был включен в состав его семьи при расчёте полагающейся им субсидии, то данный довод суд считает необоснованным.
Состав многодетной семьи ФИО10 ответчиками правомерно определён исходя из требований действующего законодательства, а именно, п. 3 Положения о предоставлении гражданам социальных выплат на строительство, реконструкцию, приобретение жилья, оказание содействия в индивидуальном жилищном строительстве в Республике Мордовия, утв. постановлением Правительства РМ от 16.01.2008 № 7 (в ред. от 02.07.2013). В частности, учтены все дети в возрасте до 18 лет. При этом, если бы старший сын ФИО10 – ФИО2 обучался в образовательном учреждении по очной форме обучения, то он до достижения возраста 23 лет, до окончания им обучения учитывался бы в качестве члена многодетной семьи. Однако, ФИО2 на момент предоставления семье субсидии не обучался в образовательных учреждениях, а проходил срочную службу в армии, что истцом в судебном заседании не отрицалось.
Суд также признаёт необоснованным довод ФИО10 о том, что средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилья на 1 квартал 2013 г. в РМ, утверждённая постановлением Правительства РМ № 303 от 05.08.2013, составляла 29850 руб. и исходя из этого на их семью субсидия должна была составлять 4835700 руб., а не 3096000 руб.
Согласно п. 13 Положения, утв. постановлением Правительства РМ от 16.01.2008 № 7 (в ред. от 02.07.2013), действовавшего по состоянию на дату предоставления ФИО10 субсидии, если фактически сложившаяся стоимость 1 кв. метра общей площади жилья, приобретаемого по месту жительства претендента на получение социальной выплаты на территории Республики Мордовия, окажется меньше средней рыночной стоимости, утвержденной Правительством Республики Мордовия, то расчет размера социальной выплаты производится уполномоченным органом исходя из фактически сложившейся стоимости 1 кв. метра общей площади жилья.
Что касается довода ФИО10 о том, что денежных средств на строительство дома ему не хватило, то суд данный довод считает необоснованным, учитывая, что фактически ФИО10 построен дом большей площади, чем полагалось на всех членов его многодетной семьи. Так, ФИО10 в исковом заявлении указано, что семье полагается 162 кв.м., а фактически им построен дом общей площадью 178,1 кв.м. Следовательно, ФИО10 использовал при строительстве дома собственные средства, что не противоречит пункту 33 Положения, утв. постановлением Правительства РМ от 16.01.2008 № 7 (в ред. от 02.07.2013), согласно которому если владельцу свидетельства для оплаты приобретаемого жилого помещения требуются дополнительные средства (сверх предоставленной социальной выплаты), то он использует на эти цели собственные и (или) заемные средства.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований ФИО10 о взыскании недополученных средств при выделении субсидии на строительство жилья в размере 1904 136 руб.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
ФИО10 в иске к Правительству Республики Мордовия, Министерству финансов Республики Мордовия о взыскании недополученных средств при выделении субсидии на строительство жилья в размере 1904 136 руб. отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Ленинского районного суда г. Саранска С.Ю. Надёжина