Дело № 2-1618/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 11 июля 2018 года
Советский районный суд города Волгограда
В составе судьи Лазаренко В.Ф.
При секретаре Сатваловой Ю.В.,
С участием:
представителя истца Агаркова В.А.
по доверенности от 02.06.2018г. Кобзарева И.В.,
представителя ответчика
Департамента муниципального имущества
администрации Волгограда
по доверенности от 09.08.2017г. Евтюниной Т.С.,
представителя третьего лица
администрации Волгограда
по доверенности от 16.08.2017г. Евтюниной Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агаркова Виктора Александровича к Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда, Чекалову Александру Николаевичу о признании торгов недействительными,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Агарков В.А. обратился в суд с иском к ДМИ администрации Волгограда, Чекалову А.Н., в котором просит признать недействительными торги, проведенные Департаментом земельных ресурсов администрации Волгограда 27.07.2017г. в форме аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для ведения садоводства по лоту № на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 382кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 21.04.2016г. и 24.04.2017г. Департаментом земельных ресурсов администрации Волгограда (право предшественником ответчика) изданы распоряжения о проведении торгов по продаже права заключения договора аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для садоводства. На официальном портале Интернет администрации Волгограда www.volgadmi.ru/ Главная / «Органы власти»/ «Администрация»/ «Отраслевые подразделения»/ «Департамент земельных ресурсов»/ «Торги» было опубликовано извещение о проведении департаментом земельных ресурсов администрации Волгограда аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков, государственная собственностьт на которые не разграничена, для ведения садоводства. Постановлением администрации Волгограда от 24.06.2015г. №872 утверждено положение «О комиссии по организации и проведении торгов по продаже земельных участков в собственность, права на заключение договоров аренды земельных участков». В соответствии с п.2.1 Положения основной задачей комиссии является представление интересов продавца - администрации Волгограда в лице департамента земельных ресурсов администрации Волгограда при проведении торгов по продаже земельных участков в собственность, права на заключение договоров аренды земельных участков (далее - торги). Аукцион состоялся 27 июля 2017г. Его победителем по лоту № 2 стал Чекалов Александр Николаевич. Истцом была подана заявка на участие в данном аукционе по данному лоту и в последующем принято участие в нём под регистрационным № 4. Торги проводились комиссией в составе ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 При этом в протоколе о результатах проведенных торгов не указан ни председатель комиссии, ни его заместитель. А в соответствии с п. 3.2. Положения в состав комиссии входят председатель комиссии, заместитель председателя комиссии, секретарь комиссии и члены комиссии. Кроме того, из п. 3.3. Положения следует, что председатель комиссии помимо прочего созывает и ведет заседания комиссии. Функции председателя комиссии в его отсутствие осуществляет заместитель председателя комиссии. В п. 3.4. Положения сказано о секретаре комиссии, который среди прочего ведет и оформляет протокол заседания комиссии. Одновременно вышеупомянутым Постановлением утверждён состав комиссии по организации и проведению торгов по продаже земельных участков в собственность, права на заключение договоров аренды земельных участков, в соответствии с которым председателем комиссии до реорганизации департамента земельных ресурсов администрации Волгограда (01.08.2017г.) являлась ФИО12, заместителем председателя - ФИО13, секретарём комиссии - ФИО14 Все трое участия в заседании комиссии не принимали, что является нарушением нормативного акта. Следовательно, комиссия, указанная в протоколе, являлась неправомочной проводить торги и подписывать протокол о результатах проведённых торгов. Помимо проведения торгов комиссией в неполном составе и подписания протокола об их итогах неуполномоченными лицами, были допущены и иные нарушения закона. Так, лотом № 2 на торги выставлялось право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 382кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Но извещение не содержало конкретных сведений о плате за подключение, позволяющих потенциальным участникам торгов сделать вывод о затратах, связанных с выполнением договора аренды, а также о наличии или отсутствии экономического интереса в приобретении права аренды участка. То есть, указав в извещении технические условия подключения (предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта), ответчик не указал в нём условия платы за подключение. Между тем, в соответствии с абзацем вторым п. 5 Постановления Правительства РФ от 13.02.2006 №83 (ред. от 12.04.2018) "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства. А п. 11 этого же Постановления установлено, что информация о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения должна содержать:
данные о тарифе на подключение, утвержденном на момент выдачи технических условий в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
дату окончания срока действия указанного тарифа (если период действия этого тарифа истекает ранее окончания срока действия технических условий);
дату повторного обращения за информацией о плате за подключение (если на момент выдачи технических условий тариф на подключение на период их действия не установлен). Однако в графе извещения «плата за подключение (технологическое присоединение) объекта» по водоснабжению было лишь указано: «Определяется техническими условиями на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения, водоотведения ООО "Концессии Водоснабжения"; а по электроснабжению «Размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям определяется расчетным методом, согласно Постановления комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 17 декабря 2014 года №252/2 «Об установлении стандартизированных тарифных ставок за единицу максимальной мощности для определения размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "МРСК Юга" (филиал "Волгоград – Энерго»). В то же время из графы извещения - «максимальная нагрузка» - по электроснабжению следует, что до ближайшей трансформаторной подстанции 380м., но на чей счёт будут отнесены затраты по прокладке линии электропередач - не указано. Отсутствие указанной информации в конечном итоге влияет на формирование цены реализации права аренды земельного участка и экономической выгоды от его освоения в целях ведения садоводства. В итоге истцу пришлось отказаться от продолжения участия в аукционе. Но в то же время интерес к аренде данного земельного участка не пропал.
Истец Агарков В.А. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом. Обеспечил явку своего представителя.
Представитель истца Агаркова В.А. по доверенности Кобзарев И.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ДМИ администрации Волгограда по доверенности Евтюнина Т.С. в судебном заседании исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении. Пояснила, что основные сведения о земельном участке, установленные Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ, такие как кадастровый номер, площадь земельного участка были указаны в извещении о проведении от 27.07.2017г. аукциона № 2. Адрес объекта недвижимости земельного участка (при его наличии) является дополнительным сведением об объекте недвижимого имущества. На основании изложенного для определения земельного участка в качестве индивидуально-определенной вещи и идентификации земельного участка достаточно указания на кадастровый номер земельного участка и его площадь. В данном случае основным видом разрешенного использования земельного участка, являвшегося предметом торгов, не предусматривалось строительство здания, сооружения. Земельный участок, являющийся предметом аукциона, процедуру разграничения не прошел и был предоставлен для целей, не связанных со строительством - для садоводства. В силу перечисленных норм законодательства, администрация Волгограда и ее структурные подразделения не наделены полномочиями по предоставлению земельных участков для строительства, в связи с чем извещение о проведении аукциона содержало достаточные сведения. Кроме того, состав членов комиссии по организации и проведению торгов по продаже земельных участков утвержден постановлением администрации Волгограда от 24.06.2015 №872 (ред. от 12.01.2017) «О комиссии по организации и проведению торгов по продаже земельных участков в собственность, права на заключение договоров аренды земельных участков» (далее - Положение о комиссии), в соответствии с которым:
председатель комиссии - первый заместитель главы администрации Волгограда ФИО12;
заместитель председателя комиссии - руководитель департамента земельных ресурсов администрации Волгограда ФИО13;
секретарь комиссии – консультант отдела согласования земельных отводов департамента земельных ресурсов администрации Волгограда ФИО14 Также перечислены члены Комиссии. Трудовые отношения ФИО13 с Департаментом земельных ресурсов администрации Волгограда были прекращены 26.06.2017г., ФИО14 находилась с ДД.ММ.ГГГГ в декретном отпуске, т.е. на момент проведения торгов 2 члена комиссии (заместитель председателя комиссии и секретарь) отсутствовали, новые члены комиссии назначены не были. Согласно п. 3.3 Положения о комиссии председатель комиссии осуществляет общее руководство деятельностью комиссии, при этом данным положением к полномочиям председателя комиссии не отнесено проведение торгов, следовательно, данную функцию может исполнять любой член комиссии. В связи с отсутствием заместителя председателя комиссии, а также невозможностью участия в торгах председателя, т.к. торги уже были назначены, информационное сообщение о их проведении было опубликовано, а действующим законодательством, а также аукционной документацией не предусмотрены отмена или перенос торгов в день их проведения, проведение торгов осуществлялось заместителем руководителя департамента земельных ресурсов администрации Волгограда ФИО6, как членом комиссии, что нашло свое отражение в протоколе аукциона. При этом председателем комиссии ФИО16 был утвержден протокол комиссии, что подтверждается ее подписью и печатью администрации Волгограда на титульном листе протокола. Согласно п. 3.4 Положения о комиссии функции секретаря комиссии в его отсутствие осуществляет один из присутствующих членов комиссии по согласованию с заместителем председателя комиссии. Функции секретаря были возложены на члена комиссии, начальника отдела согласования земельных отводов департамента земельных ресурсов администрации Волгограда ФИО11, на что было получено согласование лица, осуществляющего функции председателя комиссии в пределах его полномочий. Положением о комиссии не предусмотрено отражение в протоколах комиссии назначение секретаря. Согласно п. 3.6. Положения о комиссии члены комиссии участвуют в ее работе лично. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50% от общего числа членов комиссии. На аукционе присутствовало 6 членов комиссии из 10, т.е. большинство, из чего следует, что торги являлись легитимными.
Ответчик Чекалов А.Н. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом. О причинах неявки суд не уведомил.
Представитель третьего лица администрации Волгограда по доверенности Евтюнина Т.С. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном обьеме.
Представитель третьего лица УФАС по Волгоградской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены надлежащим образом. О причинах неявки суд не уведомили.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению в виду следующего.
Согласно п. 1 ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
В силу пункта 4 статьи 447 ГК РФ торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
При этом применительно к статье 449 ГК РФ под правилами проведения торгов следует понимать те процедурные требования, которые должны быть соблюдены для обеспечения возможности всех заинтересованных лиц принять участие на торгах, надлежащего проведения торгов и определения победителя.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
В судебном заседании установлено, что Департамент земельных ресурсов администрации Волгограда, являясь уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, принял решение о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельных участков (распоряжение Департамента от 24.04.2017г. №874-рз) и 27.07.2017 г. провел аукцион №2.
Извещение о проведении аукциона было опубликовано 27.06.2017 в газете «Городские вести. Царицын-Сталинград-Волгоград», а также на официальном сайте российской федерации в информационно-телекоммуникационной сети интернет, определенном правительством российской федерации /vww.torgi.gov.ru; торги назначены на 27.07.2017г.
По результатам аукциона №2 от 27.07.2017г. между Чекаловым А.Н. (победитель торгов) и Департаментом 10.08.2017г. заключен договор №11239 аренды земельного участка из земель населенных пунктов, с кадастровым номером №, учетным номером 6-51-623, площадью 382 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> сроком на пять лет, с 10.08.2017 по 10.08.2022 (в редакции изменения от 07.09.2017), для ведения садоводства.
Организатором публичных торгов выступает лицо, уполномоченное в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства, а также государственный орган или орган местного самоуправления в случаях, установленных законом (пункт 2 статьи 449.1 ГК РФ).
Пунктом 4 статьи 449.1 ГК РФ установлено, что извещение о проведении публичных торгов опубликовывается в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 448 настоящего Кодекса, а также размещается на сайте органа, осуществляющего исполнительное производство, либо в случае, если организатором публичных торгов выступает орган государственной власти или орган местного самоуправления, на сайте соответствующего органа.
Если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене (пункт 2 статьи 448 ГК РФ).
Извещение должно содержать наряду со сведениями, указанными в пункте 2 статьи 448 настоящего Кодекса, указание на собственника (правообладателя) имущества (абзац 2 пункта 4 статьи 449.1 ГК РФ).
В соответствии с требованиями п. 3 ст. 90 Федерального закона N 229-ФЗ извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством РФ. До определения Правительством РФ официального сайта РФ в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте организатора торгов в сети "Интернет" и опубликовывается им в периодическом печатном издании, определяемом Правительством РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2013г. № 66 были утверждены Правила направления информации о торгах по продаже заложенного недвижимого и движимого имущества в ходе исполнительного производства, а также о торгах по продаже заложенного движимого имущества во внесудебном порядке для размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (в ред. до Постановления Правительства РФ от 18.01.2017г. № 25). Согласно п. 2. указанных Правил… информация о торгах направляется организатором торгов для ее размещения на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - официальный сайт). Согласно п. 3. указанных Правил… организатор торгов не позднее дня, следующего за днем опубликования извещения о предстоящих торгах в периодическом издании, являющемся официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, направляет информацию для размещения на официальном сайте, которая должна быть указана в извещении в соответствии со статьей 57 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» или статьей 28.2 Закона Российской Федерации «О залоге», а также информацию о наименовании и номере периодического издания, в котором организатором торгов опубликовано извещение о предстоящих торгах, и дате опубликования указанного извещения.
Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной им в пункте 72 постановлении Пленума от 17 ноября 2015г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» пункт 2 статьи 448 ГК РФ не определяет орган, в котором подлежит опубликование извещения о проведении торгов, в том числе публичных (статья 449.1 ГК РФ), поэтому следует руководствоваться частью 3 статьи 90 Закона об исполнительном производстве.
Информация о проведении торгов, включая публичные, подлежит размещению на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов (адрес официального сайта - www.torgi.gov.ru утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012г. № 909).
Кроме того, извещение о проведении публичных торгов должно быть размещено на сайте органа, осуществляющего исполнительное производство (пункт 4 статьи 449.1 ГК РФ).
Иными законами могут быть установлены дополнительные к общеобязательному порядку правила размещения информации о проведении публичных торгов.
В соответствии с п. 1 ст. 38 Земельного кодекса Российской Федерации предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подп. 1 п. 4 ст. 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
Согласно п. 3 ст. 38 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка.
В силу п. 4 ст. 38 Земельного кодекса Российской Федерации правила организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
На основании п.п.4 ч.21 ст.39.11 ЗК РФ, извещение о проведении аукциона должно содержать сведения:
о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства).
Согласно протоколу комиссии по организации и проведению торгов по продаже земельных участков в собственность, права на заключение договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе город-герой Волгограда, спорный земельный участок предоставлен для целей, не связанных со строительством.
Таким образом, в данном случае на торги было выставлено право заключения договора аренды земельного участка с разрешенным использованием для садоводства. В связи с чем, наличие информации в извещении о проведении аукциона о технических условиях подключения к инженерно-техническим коммуникациям и о размере платы за указанные подключения носят не обязательный характер.
Установив, что извещение о проведении торгов по продаже имущества содержало всю необходимую информацию, предусмотренную вышеприведенными нормами, суд приходит к выводу о соблюдении организатором аукциона процедуры направления сообщения о торгах.
Кроме того, состав членов комиссии по организации и проведению торгов по продаже земельных участков утвержден постановлением администрации Волгограда от 24.06.2015 №872 (ред. от 12.01.2017) «О комиссии по организации и проведению торгов по продаже земельных участков в собственность, права на заключение договоров аренды земельных участков» (далее - Положение о комиссии), в соответствии с которым:
председатель комиссии - первый заместитель главы администрации Волгограда ФИО12;
заместитель председателя комиссии - руководитель департамента земельных ресурсов администрации Волгограда ФИО13;
секретарь комиссии – консультант отдела согласования земельных отводов департамента земельных ресурсов администрации Волгограда ФИО14 Также перечислены члены Комиссии.
Как следует из представленных суду документов, трудовые отношения ФИО13 с Департаментом земельных ресурсов администрации Волгограда были прекращены 26.06.2017г., ФИО14 находилась с ДД.ММ.ГГГГ в декретном отпуске.
Согласно п. 3.3 Положения о комиссии председатель комиссии осуществляет общее руководство деятельностью комиссии, при этом данным положением к полномочиям председателя комиссии не отнесено проведение торгов, следовательно, данную функцию может исполнять любой член комиссии.
В связи с отсутствием заместителя председателя комиссии, а также невозможностью участия в торгах председателя, а торги уже были назначены, информационное сообщение о их проведении было опубликовано, действующим законодательством, а также аукционной документацией не предусмотрены отмена или перенос торгов в день их проведения, проведение торгов осуществлялось заместителем руководителя департамента земельных ресурсов администрации Волгограда ФИО6, как членом комиссии.
Председателем комиссии ФИО16 был утвержден протокол комиссии.
Согласно п. 3.4 Положения о комиссии функции секретаря комиссии в его отсутствие осуществляет один из присутствующих членов комиссии по согласованию с заместителем председателя комиссии.
Функции секретаря были возложены на члена комиссии ФИО11
Положением о комиссии не предусмотрено отражение в протоколах комиссии назначение секретаря.
Согласно п. 3.6. Положения о комиссии члены комиссии участвуют в ее работе лично. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50% от общего числа членов комиссии.
На аукционе присутствовало 6 членов комиссии из 10, т.е. большинство, из чего следует, что торги являлись легитимными.
Как разъяснено в пункте 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", приведенный в пункте 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации перечень оснований для признания публичных торгов недействительными не является исчерпывающим. Такими основаниями могут быть, в частности, публикация информации о проведении публичных торгов в ненадлежащем периодическом издании (с учетом объема тиража, территории распространения, доступности издания); нарушение сроков публикации и полноты информации о времени, месте и форме публичных торгов, их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и порядке проведения публичных торгов, в том числе об оформлении участия в них, определении лица, выигравшего публичные торги, а также сведений о начальной цене (пункт 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации); необоснованное недопущение к участию в публичных торгах; продолжение публичных торгов, несмотря на поступившее от судебного пристава-исполнителя сообщение о прекращении обращения взыскания на имущество.
Нарушения, допущенные организатором публичных торгов, признаются существенными, если с учетом конкретных обстоятельств дела судом будет установлено, что они повлияли на результаты публичных торгов (в частности, на формирование стоимости реализованного имущества и на определение победителя торгов) и привели к ущемлению прав и законных интересов истца.
Вместе с тем, нарушения, на которые ссылается истец, не оказали существенное влияние на результат торгов. Доказательства того, что информация о проведении торгов, уменьшила возможность участия в торгах потенциальных покупателей и, следовательно, повлияла на формирование цены реализации, истцом суду представлена не была, равно как и аргументы о том, что указанные истцом основания оказали значительное влияние на результат последних.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 17.11.2015г. №50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснил, что с иском в суд о признании публичных торгов недействительными может обратиться любое заинтересованное лицо (пункт 1 статьи 449, часть 1 статьи 449.1 ГК РФ). В частности, такими лицами могут быть: участники торгов; лица, не имевшие возможности участвовать в публичных торгах из-за допущенных, по их мнению, нарушений правил их проведения; стороны исполнительного производства; судебный пристав-исполнитель; иные лица, обосновавшие свой интерес в оспаривании публичных торгов.
Согласно информационному письму Президиума ВАС РФ от 22.12.2005г. №101 торги могут быть признаны недействительными только в случае нарушения правил их проведения. Требуя признания торгов недействительными и применения последствий их недействительности, истец должен представить суду не только доказательства нарушения закона при проведении торгов, но также нарушения его прав, которые будут восстановлены в случае признания торгов недействительными и применения последствий недействительности заключенной на таких торгах сделки. Лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
Признание же торгов недействительными и применение последствий их недействительности по одним лишь формальным основаниям не направлено на защиту прав и законных интересов истца. Поэтому истец, помимо незаконности процедуры проведения торгов, должен доказать, что удовлетворение иска и признание торгов недействительными приведет к защите и восстановлению его нарушенных прав и законных интересов.
Вместе с тем, истец не обосновал свой интерес в оспаривании публичных торгов, не представил суду доказательства нарушения его прав, которые, будут восстановлены в случае признания торгов недействительными.
Кроме того, 27.03.2018 вх. №8349 Чекалов А.Н. обратился в Департамент с заявлением о расторжении договора аренды земельного участка от 10.08.2017г. №11239.
После подписания соглашения о расторжения договора аренды №11239 от 10.08.2017г. земельный участок будет вновь выставлен на торги, в связи с чем у Агаркова В.А. появится право на участие в торгах с целью приобретения прав на данный земельный участок.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, поскольку истец не предоставил суду, какие его гражданские права и интересы нарушены, а также отсутствуют основания признания торгов недействительными, предусмотренные ст. 449 ГК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Агаркова Виктора Александровича к Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда, Чекалову Александру Николаевичу о признании торгов недействительными - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца после изготовления решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г. Волгограда.
Судья В.Ф. Лазаренко
Мотивированное решение изготовлено 16 июля 2018 года.
Судья В.Ф. Лазаренко