Дело № 2-1619/2020 г.
УИД 33RS0014-01-2020-002296-50.
Р Е Ш Е Н И Е
и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
16 декабря 2020 года.
Муромский городской суд Владимирской области в составе
председательствующего судьи Бабеншевой Е.А.
при помощнике судьи Кравченко Е.А.
с участием истца ФИО1 и его представителя адвоката Гавриловой Е.В., представителя ответчика ФИО2
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Муроме гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ-УПФ РФ в г. Муроме Владимирской области (межрайонное) о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости и возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в г. Муроме Владимирской области (межрайонное) о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда и взыскании компенсации морального вреда.
Определением судьи от 16 декабря 2020 года принят отказ истца от иска в части взыскания компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований истец указал, что он с 1994 года работал на работах с тяжелыми условиями труда. Согласно п.5 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам. В период с 26.04.1986 г. по 26.11.1987 г. он проходил военную службу в зоне проживания с правом на отселение, в связи с чем, в соответствии со ст. ст. 33, 37 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» считает, что имеет право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Закона РФ «О страховых пенсиях», на 2 года.В связи с этим в январе 2020 года он обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости с уменьшением возраста на два года. Однако, решением ГУ УПФ в г. Муроме от 03.06.2020 г. ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии, в связи с тем, что право на назначение пенсии с уменьшением возраста за время проживания или работы в соответствующей зоне загрязнения, предусмотренное Законом РФ № 1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», у него отсутствует. С данным отказом ГУ УПФ в г. Муроме он не согласен, и считает, что имеет право на назначение досрочной страховой пенсии с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Закона РФ «О страховых пенсиях», на 2 года, поскольку в период с 02.12.1985 г. по 27.11.1987 г. он проходил срочную военную службу в войсковой части 44124, место дислокации: г. Коростень Житомирской области, что подтверждается архивной справкой Минобороны РФ от 03.10 2019 г. Согласно удостоверению, выданному ему Департаментом социальной защиты населения администрации Владимирской области от 05.11.2019 г., он имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, так как в период с 26.04.1986 г. по 26.11.2987 г. проходил военную службу в зоне проживания с правом на отселение в г. Коростень, Житомирской области. Частью 1 статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7); граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году; военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с
(льготным социально-экономическим статусом (пункт 12). Согласно п. 100 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 ноября 2014 г. 5 №958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению» проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской
Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания). У него имеется удостоверение, установленного образца, выданное Департаментом социальной защиты населения администрации Владимирской области от 05.11.2019 г., из которого следует, что он имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», так как в период с 26.04.1986 г. по 26.11.2987 г. проходили военную службу в зоне проживания с правом на отселения в г. Коростень, Житомирской области. Следовательно, он, в соответствии со статьей 33 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 может быть назначена пенсия с уменьшением установленного законом пенсионного возраста, право на которую подтверждается удостоверением соответствующего образца. Согласно ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. На день обращения к ответчику за назначением пенсии (заявление в УПФР мною было подано 22.01.2020 г.) ему не исполнилось 53 года, именно при исполнении 53 лет возникло его право на назначение ему досрочной страховой пенсии по старости с уменьшением возраста на 2 года. 09 сентября 2020 года ему исполнится 53 года, следовательно, именно с 09.09.2020 г. он может просить суд признать за ним право на досрочную страховую пенсию по старости с уменьшением возраста на 2 года. На основании изложенного, просит признать за ним право на досрочную страховую пенсию по старости с уменьшением возраста на 2 (два) года в соответствии с п.5 ч.1 ст. 30 ФЗ РФ №400 от 28.12.2013 г. и Законом № 1244-ФЗ от 15.05.1991 г. и обязать ответчика назначить ее с 09.09.2020 года.
В судебном заседании истец ФИО1, поддержал заявленные требования, настаивая на их удовлетворении.
Представитель истца ФИО1 адвокат Гаврилова Е.В. суду пояснила, исковые требования ФИО3 подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013. М00-Ф3 (ред. от 29.06.2015.) «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Согласно ст. 33 Закона РФ от 15.05.1991. №1244-1 (ред. от 29.06.2015.) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон РФ №1244-1 от 15.05.1991.) гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности. Из примечания к ст.35 Закона РФ №1244-1 от 15.05.1991., следует, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения. Статьей 13 того же закона установлено, что к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны с правом на отселение (п.7) и граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы (п.11), военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 12). В соответствии со ст. 33, 37 Закона №1244-1 гражданам, указанным в п. 7, 11 ч.1 ст. 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается в соответствии со ст. 33 настоящего Закона. Таким гражданам согласно ч. 1 ст. 24 Закона РФ №1244-1 от 15.05.1991, органами, уполномоченными Правительством РФ, выдаются специальные удостоверения единого образца, в которых указываются сроки их пребывания в зонах радиоактивного загрязнения. Удостоверения единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в настоящее время выдаются в соответствии с Приказом МЧС России №228, Минздравсоцразвития России №271, Минфина России №63н от 11.04.2006. «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Пункт 2 Порядка предусматривает выдачу удостоверений, в том числе гражданам проживавшим в зоне проживания с правом на отселение; гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы; военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящих (проходивших) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение. Статьей 10 ФЗ от 15.12.2001. №166-03 (ред.от 21.07.2014.) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрены условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей. Согласно п.п.10 п. 1 указанного закона, право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение; граждане, выехавшие в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение. Таким гражданам пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного ФЗ «О страховых пенсиях», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Порядок прохождения воинской службы регулировался Положением о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР от 18.11.1971 года №846, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 18.11.1971 года №846, где п.57 предусмотрено, что время нахождения лиц офицерского состава на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их общий трудовой стаж, а также в непрерывный трудовой стаж и стаж работы по специальности.Из военного билета ФИО3 и архивной справкой № 1/3-7931 от 03.10.2019 г. выданной Центральным архивом Минобороны России, установлено, что ФИО3, 1967 г.р, проходил службу в войсковой части 44124 в воинском звании «рядовой». Зачислен в списки части
приказом № 235 от 02.12.1985 г., исключен из списков личного состава части с 27.11.1987 г. в связи с увольнением в запас по окончании срока службы. Дислокация войсковой части 44124 в запрашиваемый период: г. Коростень, Житомирской области. Данная архивная справка подтверждает, что с 26.04.1986 г. по 27.11.1987 г. истец постоянно проживал г. Коростень, Житомирской области. Кроме того, истец имеет удостоверение, выданное 05.11.2019 г. Департаментом социальной защиты населения администрации Владимирской области, о том, что с 26.04.1986 года по26.11.1987 года он проживал (работал) в населенном пункте -г. Коростень, Житомирской области, который относится к зоне проживания с правом на отселение. Следовательно, ФИО3 относится к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, поскольку он проживал и работал на территории зоны проживания с правом на отселение, а данные граждане, определенные в п.7 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991. №1244-1 (ред. от 29.06.2015.) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» имеют право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 2 года (ст. 33 данного Закона). Кроме этого указала, что согласно статьи 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ), отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами. Частью 1 статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7); граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы (пункт 11); военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 12). В примечании к данной норме закона указано, что к лицам, проходящим (проходившим) военную службу (службу), относятся: офицерский состав, прапорщики, мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы, военнослужащие женского пола, сержантский и рядовой состав, находящийся на действительной срочной военной службе в Вооруженных Силах, войсках и органах государственной безопасности, внутренних войсках, железнодорожных войсках и других воинских формированиях, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы.Как следует из архивной справки от 03.10.2019 г., ФИО3 был исключен из списков личного состава части с 27.11.1987 г. в связи с увольнением в запас по окончании сроков службы, следовательно, выезд ФИО3 из зоны проживания с правом на отселение является добровольным. Следовательно, истец может быть отнесен к категории граждан, предусмотренных пунктом 11 части 1 статьи 13 Закона от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гарантирует гражданам Российской Федерации, оказавшимся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавшим участие в ликвидации ее последствий, возмещение вреда, причиненного вследствие этой катастрофы их здоровью и имуществу, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки (статьи 1,3 и 13). Поскольку срочную военную службу в спорный период истец проходил в зоне проживания с правом на отселение, то есть на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, наряду с лицами, проживающими (работающими) на указанной территории, за истцом следует признать право на возмещение вреда и меры социальной поддержки за риск вследствие прохождения этой службы, учитывая, что отказ в назначении пенсии на льготных условиях в сложившейся ситуации свидетельствовал бы о нарушении конституционных принципов справедливости, равенства всех перед законом и вытекающей из этого равенства ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, что при установленных обстоятельствах недопустимо. Ответчик мотивирует свои возражения тем, что ФИО3 в период прохождений срочной военной службы относился к категории лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, указанных в п. 12 ч.1 ст. 13 Закона от 15.05.1991 г. №1244-1, а именно: военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, и, следовательно, ст. 33 данного Закона на него не распространяется. Но с данной позицией ответчика сторона истца не согласна, поскольку статья 33 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» распространяется на п.7 ст. 13 данного закона, а именно на граждан постоянно проживающих (работающих) в зоне проживания с правом на отселение и на п. 11 ст. 13 данного Закона, а именно на граждан, выехавших добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы. Истец, проходя срочную военную службу, в период с 02.12.1985 г. по 27.11.1987 г., фактически постоянно проживал на территории, относящейся к зоне проживания с правом на отселение, и выехал оттуда добровольно в связи с увольнением в запас. Исходя из вышеизложенного, ФИО3 в соответствии со статьей 33 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 может быть назначена пенсия с уменьшением установленного законом пенсионного возраста, право на которую подтверждается удостоверением соответствующего образца, которое недействительным не признано.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в г. Муроме Владимирской области (межрайонное) ФИО2 иск не признала, указав, что назначение пенсий гражданам за риск радиационного вреда вследствие проживания (работы) на территории, подвергшейся радиационному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии с Федеральным законом от 15 мая 1991 г. № 1244-1 зависит от следующих обстоятельств: статуса лица, подвергшегося воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, определяемого в соответствии со статьей 13 данного Закона; продолжительности проживания, работы в прошлое или в настоящее время на территориях, подвергшихся воздействию радиации и др. Истец ФИО3, как военнослужащий, проходивший военную службу на территории зоны проживания с правом на отселение, относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, указанных в пункте 12 части 1 статьи 13 Федерального закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и не подпадает под регулирование пенсионного обеспечения граждан, предусмотренных статьями 30 - 37 данного Закона. В п. 12 ч. 1 ст. 13 Закона № 1244-1 идет речь о военнослужащих, лицах начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящих (проходивших) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Таким образом, законодатель предусмотрел все возможные случаи, когда граждане могли подвергнуться воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, а выделение указанных категорий необходимо, поскольку комментируемым Законом для них предусмотрены различные меры социальной поддержки. Так вот, если буквально читать закон, то для каждой выделенной категории лиц, предусмотренной отдельно по пунктам в ст. 13 Закона № 1244-1, начиная с пп. 3 п. 1 ст. 13 по пп. 11 ч. 1 ст. 13 предусмотрены отдельной статьей положения о пенсионном обеспечении статьями 30-37 данного Закона. Как видно, Пенсионного обеспечения для военнослужащих, проходивших военную службу на территории зоны проживания с правом на отселение, относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, указанных в пункте 12 части 1 статьи 13 Федерального закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1, законодателем не предусмотрено изначально. Таким образом, совершенно неправомерно отождествление данной категории с гражданами, указанными в пункте 7 части первой статьи 13 - граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение, т.к. основополагающим признаком отнесения к данной категории является доказанность факта постоянного проживания на территории зоны проживания с правом на отселение. Факт проживания на территории г. Коростень Житомирской области органами регистрационного учета его регистрацией по указанному адресу не удостоверен. Кроме указания на это обстоятельство в удостоверении, иных доказательств именно проживания, а не прохождения военной службы, истцом не представлено. А ведь в случае выезда граждан с территории зоны проживания с правом на отселение на новое место жительства им выдаются Справки установленного образца. Истцу данная справка не выдавалась, т.к. на территории зоны проживания с правом на отселение он не проживал, регистрации по месту жительства не имел, а проходил военную службу. В свою очередь, военнослужащим предоставляется ряд социальных гарантий только в период прохождения военной службы на территории, подвергнувшейся радиационному воздействию. Предоставление каких-либо гарантий в случае их выезда с загрязненной территории не предусмотрено. Таким образом, согласно действующему законодательству оснований для назначения досрочной страховой пенсии не имеется, поскольку лица, проходившие военную службу в зоне проживания с правом на отселение, отдельно не поименованы в законе. Учитывая изложенное, правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО3, по мнению представителя ответчика, не имеется.
Выслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013. №400-ФЗ (ред. от 29.06.2015.) «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Аналогичные положения закреплены в ст. 7 действовавшего на момент подачи заявления о назначении пенсии истцом в пенсионный орган (16 декабря 2014 года) закона 17.12.2001. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно ст. 33 Закона РФ от 15.05.1991. N1244-1 (ред. от 29.06.2015.) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон РФ №1244-1 от 15.05.1991.) гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Из примечания к ст.35 Закона РФ №1244-1 от 15.05.1991., следует, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Пунктом 11 части 1 статьи 13 того же закона установлено, что к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны с правом на отселение (п.7) и граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы (п.11).
В соответствии со ст. 37 Закона №1244-1 гражданам, указанным в п.11 ч.1 ст. 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается в соответствии со ст. 33 настоящего Закона.
Таким гражданам согласно ч. 1 ст. 24 Закона РФ №1244-1 от 15.05.1991., органами, уполномоченными Правительством РФ, выдаются специальные удостоверения единого образца, в которых указываются сроки их пребывания в зонах радиоактивного загрязнения.
Удостоверения единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в настоящее время выдаются в соответствии с Приказом МЧС России N228, Минздравсоцразвития России №271, Минфина России №63н от 11.04.2006. "Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Пункт 2 Порядка предусматривает выдачу удостоверений, в том числе гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы; военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящих (проходивших) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение.
Статьей 10 ФЗ от 15.12.2001. №166-ФЗ (ред.от 21.07.2014.) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрены условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей. Согласно п.п.10 п. 1 указанного закона, право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, выехавшие в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение. Таким гражданам пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного ФЗ "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Порядок прохождения воинской службы регулировался Положением о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР от 18.11.1971 года №846, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 18.11.1971 года №846, где п.57 предусмотрено, что время нахождения лиц офицерского состава на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их общий трудовой стаж, а также в непрерывный трудовой стаж и стаж работы по специальности.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 родился (дата)
Из записей в трудовой книжке серии (номер), заполненной 01.11.1985 года следует, что ФИО1 в период с 15.11.1985 по 05.12.1987 служил в Советской армии (запись на основании военного билета 4687933).
Согласно архивной справке № 1/3-7931 от 03.10.2019, выданной Центральным архивом Минобороны России, установлено, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения проходил службу в войсковой части 44124 в воинском звании «рядовой». Зачислен в списки части
приказом № 235 от 02.12.1985 г., на должность водителя-слесаря ремонтного отделения авторемонтного взвода (прибыл из войсковой части 52035-Ш). Исключен из списков личного состава части с должности токаря с 27.11.1987 г. приказом № 233 от 27.11.1987 в связи с увольнением в запас по окончании срока службы. Дислокация войсковой части 44124 в запрашиваемый период: г. Коростень, Житомирской области.
Следовательно, в период с 26.04.1986 г. по 27.11.1987 г. истец ФИО1 постоянно проживал г. Коростень, Житомирской области, проходя военную службу.
Более того, ФИО1, 05.11.2019 г. Департаментом социальной защиты населения администрации Владимирской области, было выдано удостоверение подвергшегося радиоактивному загрязнению местности в результате аварии на Чернобыльской АЭС, серии (номер), согласно которому с 26.04.1986 года по 26.11.1987 года ФИО1 проживал (работал) в населенном пункте - г. Коростень, Житомирской области, который относится к зоне проживания с правом на отселение.
В суде подтверждено, что истец 22 января 2020 года обратился в УПФР в г. Муроме Владимирской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.5 ч.1 ст. 30 Федерального Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».
Однако, решением ГУ УПФ в г. Муроме № 25678/20 от 03.06.2020 г. ФИО1 было отказано в назначении досрочной страховой пенсии, в связи с тем, что право на назначение пенсии с уменьшением возраста за время проживания или работы в соответствующей зоне загрязнения, предусмотренное Законом РФ № 1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», у него отсутствует.
Как следует из архивной справки от 03.10.2019 г., ФИО3 был исключен из списков личного состава части с 27.11.1987 г. в связи с увольнением в запас по окончании сроков службы, следовательно, выезд ФИО3 из зоны проживания с правом на отселение является добровольным. Следовательно, истец может быть отнесен к категории граждан, предусмотренных пунктом 11 части 1 статьи 13 Закона от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гарантирует гражданам Российской Федерации, оказавшимся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавшим участие в ликвидации ее последствий, возмещение вреда, причиненного вследствие этой катастрофы их здоровью и имуществу, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки (статьи 1,3 и 13).
Суд приходит к выводу, что поскольку срочную военную службу в спорный период истец проходил в зоне проживания с правом на отселение, то есть на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, наряду с лицами, проживающими (работающими) на указанной территории, за истцом следует признать право на возмещение вреда и меры социальной поддержки за риск вследствие прохождения этой службы, учитывая, что отказ в назначении пенсии на льготных условиях в сложившейся ситуации свидетельствовал бы о нарушении конституционных принципов справедливости, равенства всех перед законом и вытекающей из этого равенства ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, что при установленных обстоятельствах недопустимо.
Возражения представителя ответчика относительно того, что на ФИО3 ст. 33 Закона от 15.05.1991 г. №1244- не распространяется, суд считает неправомерными, поскольку статья 33 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» распространяется на п.7 ст. 13 данного закона, а именно на граждан постоянно проживающих (работающих) в зоне проживания с правом на отселение и на п. 11 ст. 13 данного Закона, а именно на граждан, выехавших добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы
Установлено, что истец, проходя срочную военную службу, в период с 02.12.1985 г. по 27.11.1987 г., фактически постоянно проживал на территории, относящейся к зоне проживания с правом на отселение, и выехал оттуда добровольно в связи с увольнением в запас. Следовательно, ФИО3 в соответствии со статьей 33 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 может быть назначена пенсия с уменьшением установленного законом пенсионного возраста, право на которую подтверждается удостоверением соответствующего образца, которое недействительным не признано.
В связи с этим нельзя принимать во внимание доводы ответчика о том, что «факт проживания ФИО3 на территории г. Коростень, Житомирской области органами регистрационного учета не удостоверен», так как согласно п.100 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 ноября 2014 г. № 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению» проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подтверждается удостоверениями установленного образца.
Истец не является получателем пенсии с связи с выслугой лет как военнослужащий.
Как определено в п. 1, 2 ст. 19 ФЗ от 17.12.2001. №173-ФЗ (ред. от 28.12.2013., с изм. от 04.06.2014.) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления.
Аналогичные положения закреплены в ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях», тем самым имеются установленные законом условия для назначения истцу (достигшего 53 лет) пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста на два года, а именно с 09.09.2020.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск ФИО1 удовлетворить.
Признать за ФИО1 право на досрочную страховую пенсию по старости с уменьшением возраста на два года в соответствии с п.5 ч.1 ст.30 ФЗ РФ № 400 от 28.12.2013 и Законом № 1244-ФЗ от 15.05.1991.
Обязать ГУ-УПФ РФ в г. Муроме Владимирской области (межрайонное) назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с 09.09.2020.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения.
Председательствующий Е.А.Бабеншева
Мотивированное решение составлено 23 декабря 2020 года.