ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1619/202012ОК от 12.10.2020 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 2-1619/2020 12 октября 2020 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Иваново в составе:

председательствующего судьи Ерчевой А.Ю.,

при секретаре Водопьяновой А.С.,

с участием представителя истца ЖСК «Железнодорожник-8», действующего на основании доверенности и ордера, ФИО1,

представителя ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города ФИО3, действующей на основании доверенности, ФИО2,

представителя 3 лица Администрации города ФИО3, действующей на основании доверенности, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Иваново 12 октября 2020 года гражданское дело по иску ЖСК «Железнодорожник-8» к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города ФИО3 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг и пени,

УСТАНОВИЛ:

ЖСК «Железнодорожник-8» обратился к мировому судье судебного участка № 8 Ленинского судебного района г. Иваново с иском к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города ФИО3 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг и пени.

Иск мотивирован тем, что 13.05.2009 решением общего собрания членов кооператива ЖСК «Железнодорожник-8» утвержден Устав ЖСК, согласно которому управление домом по <адрес> осуществляется ЖСК «Железнодорожник-8». Согласно выписке из ЕГРН с 13.07.2017 в собственности муниципального образования городского округа ФИО3 находится <адрес>. Право собственности на указанное жилое помещение возникло на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом Ивановского городского нотариального округа 10.07.2017 после смерти ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ. Наниматели в указанной квартире отсутствуют. В период с 2009 года по настоящее время истец исполняет обязанности по оказанию услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в указанном МКД, а также по управлению данным домом в отношении собственников всех без исключения помещений, в том числе, и в отношении должника. Истцом заключены договоры на содержание и обслуживание общего имущества многоквартирных домов, в том числе на холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, в отношении жилого фонда, в состав которого входит указанный МКД. Согласно п.п. ДД.ММ.ГГГГ Положения «Об управлении жилищно-коммунального хозяйства Администрации города ФИО3», утвержденного решением Ивановской городской Думы от 28.03.2007 № 397 «О преобразовании управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города ФИО3 в отраслевой орган и об утверждении положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства Администрации города ФИО3», основной из задач Управления является участие в содержании и капитальном ремонте общего имущества многоквартирных жилых домов соразмерно доле муниципального образования городской округ Иваново в праве общей долевой собственности. 27.02.2014 Администрацией города Иваново принято постановление № 412 «Об утверждении порядка расчета и предоставления субсидии управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным, иным специализированным кооперативам, осуществляющим управление многоквартирными домами, а также ресурсоснабжающим организациям, осуществляющим поставку ресурсов на коммунальные услуги населению, в целях возмещения затрат по содержанию общего имущества многоквартирных домов и предоставлению коммунальных услуг до заселения в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда» № 768, п. 2.3. которого установлен размер субсидии на возмещение расходов по незаселенным муниципальным жилым помещениям. Таким образом, ответчик обязан вносить плату по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, как собственник квартиры по адресу: <адрес>. В указанной квартире установлены индивидуальные приборы учета горячего и холодного водоснабжения, которые до настоящего времени в установленном законом порядке не поверены: по горячему водоснабжению с 02.07.2016, по холодному водоснабжению с 01.09.2017. В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, при отсутствии поверки индивидуальных приборов учета рассчитывается норматив потребления коммунальной услуги с учетом повышающего коэффициента из расчета количества собственников жилого помещения. В связи с отсутствием поверки приборов учета ответчик обязан вносить плату за предоставление коммунальной услуги, но за период с 13.07.2017 по настоящее время не исполнил данную обязанность. Истец своевременно вносил плату ресурсоснабжающим организациям (АО «Водоканал», АО «ИГТСК») за предоставление коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению в отношении всех без исключения помещений вышеуказанного МКД, в том числе и в отношении помещения, принадлежащего ответчику. Таким образом, истец считает, что с ответчика подлежит взысканию сумма задолженности по оплате услуг горячего и холодного водоснабжения и водоотведению в размере 30512,56 рублей за период с 13.07.2017 по 30.06.2019, пени в размере 7080,59 рублей за период с 13.07.2017 по 02.12.2019.

На основании изложенного, истец просит взыскать с муниципального образования городского округа ФИО3 в лице ответчика в свою пользу за счет казны муниципального образования сумму задолженности по оплате услуг горячего и холодного водоснабжения и водоотведению в размере 30512,59 рублей за период с 13.07.2017 по 30.06.2019, пени в размере 7080,59 рублей за период с 13.07.2017 по 02.12.2019.

Представитель истца в ходе рассмотрения дела мировым судьей судебного участка № 8 Ленинского судебного района г. Иваново размер заявленных требований увеличил и изменил в части периода взыскания задолженности в связи с чем, просил взыскать с муниципального образования городского округа ФИО3 в лице ответчика в пользу истца за счет казны муниципального образования сумму задолженности по оплате услуг горячего и холодного водоснабжения и водоотведению в размере 42969,34 рублей за период с 13.07.2017 по 31.03.2020, пени в размере 9057,16 рублей за период с 13.07.2017 по 23.03.2020.

Определением мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского судебного района г. Иваново от 16.06.2020 гражданское дело по иску ЖСК «Железнодорожник-8» к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города ФИО3 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг и пени передано по подсудности в Ленинский районный суд г. Иваново.

В ходе рассмотрения дела представитель истца размер исковых требований увеличил и изменил в части периода взыскания задолженности. В конечном итоге просит взыскать с муниципального образования городского округа ФИО3 в лице ответчика в пользу истца за счет казны муниципального образования сумму задолженности по оплате услуг горячего и холодного водоснабжения и водоотведению в размере 49743,24 рублей за период с 13.07.2017 по 31.08.2020, пени в размере 9057,16 рублей за период с 13.07.2017 по 23.03.2020.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал и пояснил, что до настоящего времени ответчиком задолженность за коммунальные услуги не погашена. Ранее представитель истца обращался в административном порядке с заявлением о предоставлении субсидии по оплате стоимости холодного и горячего водоснабжения, в чем ему было отказано. В связи с этим истец был вынужден обратиться в суд с настоящим иском. Оснований для снижения размера пени, по мнению представителя истца, в порядке ст. 333 ГК РФ не имеется, поскольку пени рассчитаны в соответствии с законом с учетом ставок рефинансирования ЦБ РФ.

Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление, согласно которым 13.05.2009 решением общего собрания членов кооператива ЖСК «Железнодорожник-8» утвержден Устав ЖСК, управление домом по <адрес> осуществляется ЖСК «Железнодорожник-8». Муниципальному образованию городскому округу ФИО3 принадлежит <адрес>, расположенная в указанном МКД. Наниматели в указанной квартире отсутствуют. Собственники помещений обязаны вносить плату за содержание и ремонт общих помещений МКД, по оплате коммунальных услуг. Согласно утвержденному решением Ивановской городской Думы от 28.03.2007 № 397 Положению об управлении жилищно-коммунального хозяйства Администрации города ФИО3 основными функциями ответчика являются: осуществление функций главного распорядителя бюджетных средств города ФИО3; осуществление контроля за соответствием жилых помещений муниципального жилищного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; участие в содержании и капитальном ремонте общего имущества многоквартирных жилых домов соразмерно доле муниципального образования городской округ Иваново в праве общей долевой собственности. Для выполнения возложенных задач и функций ответчик наделен полномочием распоряжаться бюджетными средствами, выделенными УЖКХ для исполнения функций в соответствии с Положением. На территории г. Иваново постановлением Администрации города ФИО3 от 21.04.2020 № 471 утвержден Порядок расчета и предоставления субсидии управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным, иным специализированным кооперативам, осуществляющим управление многоквартирными домами, лицам, осуществляющим оказание услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества многоквартирных домов, а также ресурсоснабжающим организациям, осуществляющим поставку ресурсов на коммунальные услуги населению, в целях возмещения затрат по содержанию общего имущества многоквартирных домов и предоставлению коммунальных услуг до заселения в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда. Исходя из п. 2.3. указанного Порядка размер субсидии на возмещение расходов по незаселенным муниципальным жилым помещениям рассчитывается: 2.3.2. За коммунальные услуги: по отоплению жилых помещений и газоснабжению в целях отопления жилых помещений-в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», соответственно; по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами-в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (рассчитывается с учетом 1-ого собственника помещения в лице Администрации города ФИО3). Ответчиком и 3-им лицом не отрицается, что в силу действующего законодательства граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Вместе с тем, и по индивидуальным приборам учета в жилом помещении сроки поверки истекли. По информации, имеющейся у ответчика и 3-его лица, истец обращался за предоставлением субсидии. Субсидия носила целевой характер и предназначалась для возмещения затрат по содержанию общего имущества МКД до заселения в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда. Из бюджета муниципального образования истцу за период с 01.01.2019 по 30.06.2019 перечислены денежные средства в размере 2268,65 рублей. По каким причинам истец не обратился в Администрацию города ФИО3 за предоставлением субсидии по взыскиваемым ресурсам, ответчику не известно. Впоследствии представитель ответчика пояснила, что представитель истца в административном порядке обращался за получением субсидии по оплате спорной задолженности, в чем истцу было отказано, что не лишает истца права обратиться за получением субсидии вновь.

Представитель 3 лица Администрации города ФИО3 с заявленными требованиями не согласна по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно п. 1, п. 2, п. 3 ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158), имущество умершего считается выморочным. В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение. Жилое помещение, указанное в абз. 2 настоящего пункта, включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность РФ, а также порядок передачи его в собственность субъектов РФ или в собственность муниципальных образований определяется законом.

Из разъяснений, содержащихся в п. 50 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", следует, что выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно РФ (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории РФ жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации. Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается РФ, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (РФ в настоящее время-в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.

В силу п. 60 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 следует, что ответственность по долгам наследодателя несут все принявшие наследство наследники независимо от основания наследования и способа принятия наследства, а также РФ, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург или муниципальные образования, в собственность которых переходит выморочное имущество в порядке наследования по закону.

Наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом) (п. 34 постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 9).

Судом установлено, что 13.05.2009 решением общего собрания членов ЖСК «Железнодорожник-8» утвержден Устав ЖСК, управление домом по <адрес> осуществляется истец, что лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Собственником <адрес> является муниципальное образование городской округ ФИО3, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 26.08.2019. Право собственности на спорное жилое помещение возникло на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом Ивановского городского нотариального округа 10.07.2017 после смерти ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ, что лицами, участвующими в деле, не отрицается.

Наниматели в спорной квартире отсутствуют.

В период с 2009 года по настоящее время истец исполняет обязанности по оказанию услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в указанном МКД, а также по управлению данным домом в отношении собственников всех без исключения помещений, в том числе, и в отношении ответчика, что подтверждается материалами дела.

В спорный период времени истцу претензий, уведомлений, сообщений об оказании услуг и выполнении данных работ ненадлежащего качества либо с нарушением установленных нормативов от ответчика не поступало.

Ответчик обязан наравне с другими собственниками помещений в МКД вносить плату за содержание и ремонт общих помещений МКД, по оплате коммунальных услуг по адресу: <адрес>.

Согласно п.п. 2.2.21 решения Ивановской городской Думы от 28.03.2007 N 397 "О преобразовании управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города ФИО3 в отраслевой орган и об утверждении положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства Администрации города ФИО3" основной функцией Управления являются участие в содержании и капитальном ремонте общего имущества многоквартирных жилых домов соразмерно доле муниципального образования городской округ ФИО3 в праве общей долевой собственности.

27.02.2014 Администрацией города ФИО3 принято постановление "Об утверждении Порядка расчета и предоставления субсидии управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным, иным специализированным кооперативам, осуществляющим управление многоквартирными домами, а также ресурсоснабжающим организациям, осуществляющим поставку ресурсов на коммунальные услуги населению, в целях возмещения затрат по содержанию общего имущества многоквартирных домов и предоставлению коммунальных услуг до заселения в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда", которое действовало в спорный период времени.

В соответствии с п. 2.3 указанного Порядка размер субсидии на возмещение расходов по незаселенным муниципальным жилым помещениям рассчитывается: за коммунальные услуги:

- по отоплению жилых помещений и газоснабжению в целях отопления жилых помещений-в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан", соответственно;

- по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению при отсутствии индивидуальных приборов-в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (рассчитывается с учетом одного собственника помещения в лице Администрации города ФИО3).

Кроме того, Администрацией города ФИО3 принято постановление от 21.04.2020 N 471 "Об утверждении Порядка расчета и предоставления субсидии управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным, иным специализированным кооперативам, осуществляющим управление многоквартирными домами, лицам, осуществляющим оказание услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества многоквартирных домов, а также ресурсоснабжающим организациям, осуществляющим поставку ресурсов на коммунальные услуги населению, в целях возмещения затрат по содержанию общего имущества многоквартирных домов и предоставлению коммунальных услуг до заселения в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда", которое действует с 29.04.2020.

Согласно п. 2.3 указанного Порядка размер субсидии на возмещение расходов по незаселенным муниципальным жилым помещениям рассчитывается: за коммунальные услуги:

- по отоплению жилых помещений и газоснабжению в целях отопления жилых помещений-в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан", соответственно;

- по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами-в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (рассчитывается с учетом одного собственника помещения в лице Администрации города ФИО3).

В соответствии со ст. 8 п. 1 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В силу п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса.

Таким образом, как следует из п. 1 ст. 1102 ГК РФ, под обязательством из неосновательного обогащения понимается правоотношение, возникающее в связи с приобретением или сбережением имущества без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований одним лицом (приобретателем) за счет другого лица (потерпевшего).

Правила, предусмотренные гл. 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (п. 2 ст. 1102 ГК РФ).

Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

В соответствии со ст. 36 ч. 1 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 36 ЖК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 38 ЖК РФ при приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Частью 1 ст. 37 ЖК РФ установлено, что доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу ч. 1, ч. 2 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного ч. 3 ст. 169 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 3 ст. 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).

В силу ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном ч. 1.1 настоящей статьи.

Согласно ч. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством РФ.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что собственником вышеуказанного жилого помещения является муниципальное образование городской округ ФИО3, которое обязано нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества, в том числе оплачивать предоставленные в отношении принадлежащей ему квартиры коммунальные услуги. Доказательств передачи жилого помещения гражданам по договорам социального найма, а также утраты собственности на пустующее помещение, ответчиком не представлено.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно ст. 310 п. 1 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Однако ответчик возложенные на него обязанности по оплате коммунальных услуг за указанное жилое помещение в спорный период времени не исполнял, что представитель ответчика в ходе рассмотрения дела не отрицал. В связи с этим за период с 13.07.2017 по 31.08.2020 за ответчиком образовалась задолженность по оплате услуг горячего и холодного водоснабжения и водоотведению, которые оплачены истцом в полном объеме.

В обоснование заявленных требований истцом представлен расчет задолженности на сумму 49743,24 рублей за период с 13.07.2017 по 31.08.2020, который производен, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению и водоотведению, установленных постановлением Правительства РФ № 1498 от 26.12.2016, постановлением РСТ Ивановской области № 586-н/1 от 16.12.2013, постановлениями Департамента энергетики и тарифов Ивановской области № 124-к/11 от 20.12.2016, № 174-к/1 от 15.12.2017, № 239-к/3 от 20.12.2018, № 124-т/3 от 20.12.2016, № 177-гв/4 от 20.12.2017, № 239-гв/2 от 20.12.2018, № 59-гв/2 от 20.12.2019.

Суд соглашается с расчетом задолженности истца за коммунальные услуги, поскольку он является арифметически верным, соответствует требованиям законодательства, подготовлен с учетом установленных по делу обстоятельств, основан на имеющихся в материалах дела доказательствах. Достоверных и допустимых доказательств, опровергающих представленный истцом расчет задолженности, ответчиком не представлено.

Таким образом, требование истца о взыскании с ответчика задолженности по оплате услуг за горячее и холодное водоснабжение и водоотведение в размере 49743,24 рублей суд находит законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика пени в связи с образовавшейся задолженностью по оплате за коммунальные услуги.

В силу ч. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с 31 дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения 90 календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с 91 дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

Согласно представленному истцом расчету размер пени за просрочку платы за коммунальные услуги за период с 13.07.2017 по 23.03.2020 составляет 9057,16 рублей.

Правильность данного расчета подтверждена представленными в материалы дела доказательствами, расчет согласуется с периодами просрочки, с вышеуказанными положениями ЖК РФ, ответчиком не оспорен, свой контр-расчет им не представлен.

С учетом изложенного, требование истца о взыскании с ответчика пени в размере 9057,16 рублей подлежит удовлетворению.

При этом довод представителя ответчика о том, что истец вправе в административном порядке обратиться за получением субсидии за возмещением расходов по оплате коммунальных услуг по указанному жилому помещению в связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат, суд находит несостоятельным.

Судом установлено, что 17.05.2019 истец обращался к ответчику с заявлением об оплате коммунальных услуг за горячее и холодное водоснабжение за период с 12.07.2017 по 01.07.2019 в размере 30974,92 рублей. Однако ответчик, рассмотрев заявление истца, 27.05.2019 направил в его адрес сообщение, согласно которому возместить расходы за коммунальные ресурсы, оплаченные по вышеуказанной квартире, не представляется возможным.

Таким образом, ответчик требования истца в досудебном порядке не удовлетворил, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Наличие принятого Администрацией города ФИО3 Порядка возмещения субсидии за оплату управляющей организацией коммунальных услуг по незаселенному жилому помещению не может являться основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований, поскольку истцом выбран надлежащий способ защиты права, а самим же ответчиком законные требования истца во внесудебном порядке не удовлетворены.

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса.

В связи с этим с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 1328 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ЖСК «Железнодорожник-8» к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города ФИО3 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг и пени удовлетворить.

Взыскать с муниципального образования городского округа ФИО3 в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города ФИО3 в пользу ЖСК «Железнодорожник-8» за счет казны муниципального образования задолженность по оплате услуг горячего и холодного водоснабжения и водоотведению в размере 49743,24 рублей за период с 13 июля 2017 года по 31 августа 2020 года, пени в размере 9057,16 рублей за период с 13 июля 2017 года по 23 марта 2020 года, судебные расходы по оплате госпошлины в размере 1328 рублей, а всего взыскать 60128,40 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ерчева А.Ю.

Мотивированное решение изготовлено 19.10.2020

Дело № 2-1619/2020 12 октября 2020 года