ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-161/14 от 29.01.2014 Чердаклинского районного суда (Ульяновская область)

 Дело № 2-161/14

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 Ульяновская область, р.п. Чердаклы     29 января 2014 года

 Чердаклинский районный суд Ульяновской области в составе:

 председательствующего судьи Ватрушкиной О.А.,

 с участием помощника Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Чуракова Д.Б.,        

 при секретаре Урусовой Н.А.,                         

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора о признании недействующим в части нормативного акта органа местного самоуправления - Администрации муниципального образования «Калмаюрское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области,

 УСТАНОВИЛ:

     Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействующим в части нормативного акта органа местного самоуправления - Администрации муниципального образования «Калмаюрское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области.

     В обоснование заявления указал, что постановлением администрации МО «Калмаюрское сельское поселение» Чердаклинского района от 29.05.2012 № 79 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на снос, обрезку, пересадку зелёных насаждений в населённых пунктах, расположенных на территории муниципального образования «Калмаюрское сельское поселение» (далее - Регламент).

 Проведенной проверкой установлено, что данное постановление противоречит в части действующему федеральному законодательству.

 Согласно ч.1 ст.7 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 данного Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 данной статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.

 Частью 6 ст.7 указанного закона определено, что если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, положения пункта 2 части 1 настоящей статьи не распространяются на следующие документы, представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа:

 - правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

 Согласно п. 6 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), административный регламент должен содержать исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

 Вместе с тем, в нарушение изложенной нормы перечень документов, необходимый для предоставления муниципальной услуги, предусмотренный п. 2.6.1 Регламента не является исчерпывающим (содержит фразы «например», «и т.п.») и не разделен на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

 Кроме того, в нарушение указанных требований закона оспариваемый Регламент незаконно требует предоставления документов, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих муниципальные услуги и иных государственных органов:

 2.6.1. Перечень документов, необходимых для получения разрешения на снос, обрезку, пересадку зеленых насаждений:

 - правоустанавливающие документы на земельный участок, зеленые насаждения, на котором предполагаются сносу (обрезке, пересадке)

 документы, подтверждающие право заявителя на получение услуги.

 Так как указанные документы выдаются и имеются в районной или поселковой администрации, а правоустанавливающие документы в органах Росреестра. Орган местного самоуправления вправе требовать лишь копии правоустанавливающих документов, которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прев на недвижимое имущество и сделок с ним.

 Статьей 11.2 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрено:

 ч.6 Жалоба, поступившая в орган, предоставляющий муниципальную услугу, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего муниципальную услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

 Однако в нарушение указанных требований закона оспариваемый Регламент содержит следующие незаконные положения:

 Порядок обжалования действий (бездействия) и решений осуществляемых (принятых) в ходе предоставления муниципальной услуги : при обращении потребителей результатов предоставления муниципальной услуги в письменной форме срок рассмотрения жалобы не должен превышать 30 дней с момента регистрации обращения.

 В случае если по обращению требуется провести экспертизу, проверку или обследование, срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на 30 дней. О продлении срока рассмотрения жалобы потребитель результатов предоставления муниципальной услуги уведомляется письменно с указанием причин продления.

 02.10.2013 прокуратурой в адрес Администрации МО «Калмаюрское сельское поселение» Чердаклинского района был внесен протест № 03-01-2013 на указанный Регламент. Однако до настоящего времени Регламент не приведен в соответствие с федеральным законодательством.

 Просит суд признать нормативный правовой акт Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на снос, обрезку, пересадку зелёных насаждений в населённых пунктах, расположенных на территории муниципального образования «Калмаюрское сельское поселение», утвержденный Постановлением администрации МО «Калмаюрское сельское поселение» Чердаклинского района от 29.05.2012 № 79 недействующим в части, а именно:

     - в пп. 2.6.1 Регламента слова «правоустанавливающие документы на земельный участок, зеленые насаждения на котором предполагаются сносу (обрезке, пересадке» и «Документы, подтверждающие право заявителя на получение услуги (например, проект строительства, заключение органов государственной экспертизы по проектной документации, разрешение на строительство, разрешение на размещение объекта - киоска, павильона и т.п.»;

     - в п. 5 Регламента слова «При обращении потребителей результатов предоставления муниципальной услуги в письменной форме срок рассмотрения жалобы не должен превышать 30 дней с момента регистрации обращения» и «В случае если по обращению требуется провести экспертизу, проверку или обследование, срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на 30 дней. О продлении срока рассмотрения жалобы потребитель результатов предоставления муниципальной услуги уведомляется письменно с указанием причин продления».

 В судебном заседании помощник Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Чураков Д.Б. заявленные требования поддержал.

     Представитель МУ администрация МО «Калмаюрское сельское поселение» в судебное заседание не явился. Извещен о дате времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом. В адресованном суду заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

 Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

 Постановлением администрации МО «Калмаюрское сельское поселение» Чердаклинского района от 29.05.2012 № 79 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на снос, обрезку, пересадку зелёных насаждений в населённых пунктах, расположенных на территории муниципального образования «Калмаюрское сельское поселение».

 Проведенной Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой было установлено, что данное постановление противоречит в части действующему федеральному законодательству.

 Согласно ч.1 ст.7 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 данного Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 данной статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.

 Частью 6 ст.7 указанного закона определено, что если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, положения пункта 2 части 1 настоящей статьи не распространяются на следующие документы, представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа:

 - правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

 Согласно п. 6 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), административный регламент должен содержать исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

 В нарушение изложенной нормы перечень документов, необходимый для предоставления муниципальной услуги, предусмотренный п. 2.6.1 Регламента не является исчерпывающим (содержит фразы «например», «и т.п.») и не разделен на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.

 Регламент требует предоставления документов, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих муниципальные услуги и иных государственных органов:

 2.6.1. Перечень документов, необходимых для получения разрешения на снос, обрезку, пересадку зеленых насаждений:

 - правоустанавливающие документы на земельный участок, зеленые насаждения, на котором предполагаются сносу (обрезке, пересадке)

 документы, подтверждающие право заявителя на получение услуги.

 Указанные документы выдаются и имеются в районной или поселковой администрации, а правоустанавливающие документы в органах Росреестра. Орган местного самоуправления вправе требовать копии правоустанавливающих документов, которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прев на недвижимое имущество и сделок с ним.

 Статьей 11.2 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрено:

 ч.6. Жалоба, поступившая в орган, предоставляющий муниципальную услугу, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего муниципальную услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

 Оспариваемый Регламент содержит следующие положения.

 Порядок обжалования действий (бездействия) и решений осуществляемых (принятых) в ходе предоставления муниципальной услуги:

 При обращении потребителей результатов предоставления муниципальной услуги в письменной форме срок рассмотрения жалобы не должен превышать 30 дней с момента регистрации обращения.

 В случае если по обращению требуется провести экспертизу, проверку или обследование, срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на 30 дней. О продлении срока рассмотрения жалобы потребитель результатов предоставления муниципальной услуги уведомляется письменно с указанием причин продления.

 02.10.2013 прокуратурой в адрес Администрации МО «Калмаюрское сельское поселение» Чердаклинского района был внесен протест № 03-01-2013 на указанный Регламент. До настоящего времени Регламент не приведен в соответствие с федеральным законодательством.

 В силу ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законом и иным нормативным актам РФ.

 Статьёй 13 ГК РФ предусмотрено, что нормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам, может быть признан судом недействительным.

 В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

 В силу статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

 Таким образом, заявление прокурора о признании перечисленных положений нормативного акта органа местного самоуправления противоречащими закону является обоснованным, в связи с чем подлежит удовлетворению.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л :

 Заявление Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора к Муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Калмаюрское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области о признании нормативного акта органа местного самоуправления противоречащим закону в части удовлетворить.

 Признать нормативный правовой акт Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на снос, обрезку, пересадку зелёных насаждений в населённых пунктах, расположенных на территории муниципального образования «Калмаюрское сельское поселение», утвержденный Постановлением администрации МО «Калмаюрское сельское поселение» Чердаклинского района от 29.05.2012 № 79 недействующим в части, а именно:

 в пункте 2.6.1 Регламента слова «правоустанавливающие документы на земельный участок, зеленые насаждения на котором предполагаются сносу (обрезке, пересадке)» и «Документы, подтверждающие право заявителя на получение услуги (например, проект строительства, заключение органов государственной экспертизы по проектной документации, разрешение на строительство, разрешение на размещение объекта - киоска, павильона и т.п.)»;

 в пункте 5 Регламента слова «При обращении потребителей результатов предоставления муниципальной услуги в письменной форме срок рассмотрения жалобы не должен превышать 30 дней с момента регистрации обращения» и «В случае если по обращению требуется провести экспертизу, проверку или обследование, срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на 30 дней. О продлении срока рассмотрения жалобы потребитель результатов предоставления муниципальной услуги уведомляется письменно с указанием причин продления».

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Чердаклинский районный суд Ульяновской области в месячный срок со дня вынесения решения.

 Судья                              О.А. Ватрушкина