Дело № 2-161/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ульяновская область, р.п. Чердаклы 29 января 2014 года
Чердаклинский районный суд Ульяновской области в составе:
председательствующего судьи Ватрушкиной О.А.,
с участием помощника Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Чуракова Д.Б.,
при секретаре Урусовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора о признании недействующим в части нормативного акта органа местного самоуправления - Администрации муниципального образования «Калмаюрское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области,
УСТАНОВИЛ:
Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействующим в части нормативного акта органа местного самоуправления - Администрации муниципального образования «Калмаюрское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области.
В обоснование заявления указал, что постановлением администрации МО «Калмаюрское сельское поселение» Чердаклинского района от 29.05.2012 № 79 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на снос, обрезку, пересадку зелёных насаждений в населённых пунктах, расположенных на территории муниципального образования «Калмаюрское сельское поселение» (далее - Регламент).
Проведенной проверкой установлено, что данное постановление противоречит в части действующему федеральному законодательству.
Согласно ч.1 ст.7 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 данного Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 данной статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
Частью 6 ст.7 указанного закона определено, что если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, положения пункта 2 части 1 настоящей статьи не распространяются на следующие документы, представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа:
- правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п. 6 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), административный регламент должен содержать исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Вместе с тем, в нарушение изложенной нормы перечень документов, необходимый для предоставления муниципальной услуги, предусмотренный п. 2.6.1 Регламента не является исчерпывающим (содержит фразы «например», «и т.п.») и не разделен на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Кроме того, в нарушение указанных требований закона оспариваемый Регламент незаконно требует предоставления документов, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих муниципальные услуги и иных государственных органов:
2.6.1. Перечень документов, необходимых для получения разрешения на снос, обрезку, пересадку зеленых насаждений:
- правоустанавливающие документы на земельный участок, зеленые насаждения, на котором предполагаются сносу (обрезке, пересадке)
документы, подтверждающие право заявителя на получение услуги.
Так как указанные документы выдаются и имеются в районной или поселковой администрации, а правоустанавливающие документы в органах Росреестра. Орган местного самоуправления вправе требовать лишь копии правоустанавливающих документов, которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прев на недвижимое имущество и сделок с ним.
Статьей 11.2 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрено:
ч.6 Жалоба, поступившая в орган, предоставляющий муниципальную услугу, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего муниципальную услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
Однако в нарушение указанных требований закона оспариваемый Регламент содержит следующие незаконные положения:
Порядок обжалования действий (бездействия) и решений осуществляемых (принятых) в ходе предоставления муниципальной услуги : при обращении потребителей результатов предоставления муниципальной услуги в письменной форме срок рассмотрения жалобы не должен превышать 30 дней с момента регистрации обращения.
В случае если по обращению требуется провести экспертизу, проверку или обследование, срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на 30 дней. О продлении срока рассмотрения жалобы потребитель результатов предоставления муниципальной услуги уведомляется письменно с указанием причин продления.
02.10.2013 прокуратурой в адрес Администрации МО «Калмаюрское сельское поселение» Чердаклинского района был внесен протест № 03-01-2013 на указанный Регламент. Однако до настоящего времени Регламент не приведен в соответствие с федеральным законодательством.
Просит суд признать нормативный правовой акт Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на снос, обрезку, пересадку зелёных насаждений в населённых пунктах, расположенных на территории муниципального образования «Калмаюрское сельское поселение», утвержденный Постановлением администрации МО «Калмаюрское сельское поселение» Чердаклинского района от 29.05.2012 № 79 недействующим в части, а именно:
- в пп. 2.6.1 Регламента слова «правоустанавливающие документы на земельный участок, зеленые насаждения на котором предполагаются сносу (обрезке, пересадке» и «Документы, подтверждающие право заявителя на получение услуги (например, проект строительства, заключение органов государственной экспертизы по проектной документации, разрешение на строительство, разрешение на размещение объекта - киоска, павильона и т.п.»;
- в п. 5 Регламента слова «При обращении потребителей результатов предоставления муниципальной услуги в письменной форме срок рассмотрения жалобы не должен превышать 30 дней с момента регистрации обращения» и «В случае если по обращению требуется провести экспертизу, проверку или обследование, срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на 30 дней. О продлении срока рассмотрения жалобы потребитель результатов предоставления муниципальной услуги уведомляется письменно с указанием причин продления».
В судебном заседании помощник Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Чураков Д.Б. заявленные требования поддержал.
Представитель МУ администрация МО «Калмаюрское сельское поселение» в судебное заседание не явился. Извещен о дате времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом. В адресованном суду заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением администрации МО «Калмаюрское сельское поселение» Чердаклинского района от 29.05.2012 № 79 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на снос, обрезку, пересадку зелёных насаждений в населённых пунктах, расположенных на территории муниципального образования «Калмаюрское сельское поселение».
Проведенной Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой было установлено, что данное постановление противоречит в части действующему федеральному законодательству.
Согласно ч.1 ст.7 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 данного Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 данной статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
Частью 6 ст.7 указанного закона определено, что если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, положения пункта 2 части 1 настоящей статьи не распространяются на следующие документы, представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа:
- правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п. 6 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), административный регламент должен содержать исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
В нарушение изложенной нормы перечень документов, необходимый для предоставления муниципальной услуги, предусмотренный п. 2.6.1 Регламента не является исчерпывающим (содержит фразы «например», «и т.п.») и не разделен на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.
Регламент требует предоставления документов, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих муниципальные услуги и иных государственных органов:
2.6.1. Перечень документов, необходимых для получения разрешения на снос, обрезку, пересадку зеленых насаждений:
- правоустанавливающие документы на земельный участок, зеленые насаждения, на котором предполагаются сносу (обрезке, пересадке)
документы, подтверждающие право заявителя на получение услуги.
Указанные документы выдаются и имеются в районной или поселковой администрации, а правоустанавливающие документы в органах Росреестра. Орган местного самоуправления вправе требовать копии правоустанавливающих документов, которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прев на недвижимое имущество и сделок с ним.
Статьей 11.2 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрено:
ч.6. Жалоба, поступившая в орган, предоставляющий муниципальную услугу, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего муниципальную услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
Оспариваемый Регламент содержит следующие положения.
Порядок обжалования действий (бездействия) и решений осуществляемых (принятых) в ходе предоставления муниципальной услуги:
При обращении потребителей результатов предоставления муниципальной услуги в письменной форме срок рассмотрения жалобы не должен превышать 30 дней с момента регистрации обращения.
В случае если по обращению требуется провести экспертизу, проверку или обследование, срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на 30 дней. О продлении срока рассмотрения жалобы потребитель результатов предоставления муниципальной услуги уведомляется письменно с указанием причин продления.
02.10.2013 прокуратурой в адрес Администрации МО «Калмаюрское сельское поселение» Чердаклинского района был внесен протест № 03-01-2013 на указанный Регламент. До настоящего времени Регламент не приведен в соответствие с федеральным законодательством.
В силу ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законом и иным нормативным актам РФ.
Статьёй 13 ГК РФ предусмотрено, что нормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Таким образом, заявление прокурора о признании перечисленных положений нормативного акта органа местного самоуправления противоречащими закону является обоснованным, в связи с чем подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора к Муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Калмаюрское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области о признании нормативного акта органа местного самоуправления противоречащим закону в части удовлетворить.
Признать нормативный правовой акт Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на снос, обрезку, пересадку зелёных насаждений в населённых пунктах, расположенных на территории муниципального образования «Калмаюрское сельское поселение», утвержденный Постановлением администрации МО «Калмаюрское сельское поселение» Чердаклинского района от 29.05.2012 № 79 недействующим в части, а именно:
в пункте 2.6.1 Регламента слова «правоустанавливающие документы на земельный участок, зеленые насаждения на котором предполагаются сносу (обрезке, пересадке)» и «Документы, подтверждающие право заявителя на получение услуги (например, проект строительства, заключение органов государственной экспертизы по проектной документации, разрешение на строительство, разрешение на размещение объекта - киоска, павильона и т.п.)»;
в пункте 5 Регламента слова «При обращении потребителей результатов предоставления муниципальной услуги в письменной форме срок рассмотрения жалобы не должен превышать 30 дней с момента регистрации обращения» и «В случае если по обращению требуется провести экспертизу, проверку или обследование, срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на 30 дней. О продлении срока рассмотрения жалобы потребитель результатов предоставления муниципальной услуги уведомляется письменно с указанием причин продления».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Чердаклинский районный суд Ульяновской области в месячный срок со дня вынесения решения.
Судья О.А. Ватрушкина