ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-161/19 от 27.05.2019 Таштыпского районного суда (Республика Хакасия)

Дело №2-161/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Таштып 27 мая 2019 года

Таштыпский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Петраковой Э.В.

при секретаре Чучумаковой И.М.

с участием представителя процессуального истца Курмеля Д.С.,

представителя ответчика Администрации Таштыпского сельсовета Тонких А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Таштыпского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Таштыпского сельсовета Таштыпского района о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Таштыпского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Таштыпского сельсовета Таштыпского района о возложении обязанности в срок до 01 января 2020 года обязать Администрацию Таштыпского сельсовета произвести капитальный ремонт участка тепловых и водопроводных сетей от ТК-1 (ЦК) до ТК-10 по ул. Ленина в с. Таштып Таштыпского района Республики Хакасия, общей протяженностью 103 метра.

Требования мотивированы тем, что на территории Таштыпского сельсовета котельных, а также сети тепло-, водоснабжения и водоотведения, которые переданы администрацией Таштыпского сельсовета в хозяйственное ведение МУП «Возрождение». По результатам проверки установлено, что на территории с. Таштып износ тепловых сетей, расположенных от ТК-1 (ЦК) до ТК-10 по ул. Ленина составляет 100%. Вместе с тем, по указанному участку сетей осуществляется подача тепловой энергии, в том числе в социальный объект - МБДОУ детский сад «Солнышко».

В силу ч. 1 ст. 295 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Таким образом, фактически бремя по капитальному ремонту и замене сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения лежат на собственнике - Администрации Таштыпского сельсовета Непроведение работ по капитальному ремонту тепловых сетей от ТК-1 (ЦК) до ТК-10 может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям. Администрация Таштыпского сельсовета не проявила необходимую степень заботливости и осмотрительности в целях надлежащего исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством. Согласно п. 3,5 СП 124.13330.2012 «Тепловые сети» (актуализированная редакция СНиП 41-02-2003) срок службы тепловых сетей: период времени в календарных годах со дня ввода в эксплуатацию, по истечении которого следует провести экспертное обследование технического состояния трубопровода с целью определения допустимости, параметров и условий дальнейшей эксплуатации трубопровода или необходимости его демонтажа. Пункт 10.1 СП 124.13330.2012 «Тепловые сети» устанавливает, что расчет стальных и чугунных трубопроводов на прочность следует выполнять по нормам расчета, при котором расчетный срок службы составляет не менее 30 лет.

Проведенной прокуратурой района совместно с собственником сетей - администрацией Таштыпского сельсовета и ресурсоснабжающей организацией - МУП «Возрождение» проверкой установлено, что участок теплотрассы от ТК-1 (ЦК) до ТК-10, находящийся в эксплуатации без капитального ремонта более 50 лет является аварийным, износ по которому составляет 100%. В ходе проведенного обследования указанного участка теплотрассы установлено, что тепловая изоляция трубопроводов тепловых сетей пришла в непригодность, на поверхности трубопроводов наблюдаются большие участки ржавчины, имеются свищи, запорная арматура покрыта ржавчиной, штурвалы задвижек и штоки вентилей находятся в нерабочем состоянии. Установлено, что указанные участки тепловой сети и водопроводов введены в эксплуатацию в 1968 году, капитальный ремонт и замена указанного участка тепловых сетей, водопровода не производилась. Выявленные при проверке дефекты возможно устранить лишь при капитальном ремонте. Вместе с тем, администрацией Таштыпского сельсовета до настоящего времени меры к замене указанного участка теплотрассы не приняты. Указанные причины в виде отсутствия денежных средств не снимают обязанности по исполнению возложенных на Администрацию Таштыпского сельсовета обязанностей по содержанию коммунальной инфраструктуры. Изложенное свидетельствует о том, что администрация Таштыпского сельсовета, являясь собственником сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения, своевременные и действенные меры, направленные на проведение капитального ремонта сетей и, как следствие, бесперебойную поставку тепловой энергии, а также горячего водоснабжения, с учетом существенного износа сетей, не приняла. В результате бездействия при подготовке коммунальной инфраструктуры к предстоящему отопительному сезону возникает реальная угроза его срыва, что может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц, создает угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, проживающих в с. Таштып.

В судебном заседании представитель процессуального истца - прокурора Таштыпского района Курмель Д.С. ранее заявленные требования в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил, просил возложить на Администрацию Таштыпского сельсовета обязанность по проведению капитального ремонта участка тепловых и водопроводных сетей от ТК-1 (ЦК) до ТК-10 по ул. Ленина в с. Таштып в срок до 01.10.2020 года. Доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал полностью.

Представитель ответчика Администрации Таштыпского сельсовета Тонких А.Ю. исковые требования процессуального истца - прокурора Таштыпского района признала, в том числе, уточненные, о чем подала письменное заявление. Суду представила письменный отзыв, в котором указала, что 13 февраля 2019 года в рамках государственной программы Республики Хакасия «Развитие коммунальной инфраструктуры Республики Хакасия и обеспечение качественных жилищно-коммунальных услуг (2019-2022 годы)» в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия подана заявка на участие в отборе для предоставления субсидии из республиканского бюджета Республики Хакасия на реализацию в 2019 году мероприятий по капитальному ремонту систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, приобретения оборудования в рамках проведения мероприятий по подготовке объектов коммунальной инфраструктуры муниципальной собственности в Республики Хакасия к прохождению осенне-зимнего периода, с целью развития коммунальных систем в соответствии с потребностями территорий республики. На сегодняшний день ответ на заявку не поступил. В связи с тем, что сроки действия вышеуказанной государственной программы Республики Хакасия рассчитаны на период времени с 2019 по 2022 годы, просит установить срок для исполнения исковых требований до 01.11.2020 года.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, МУП «Возрождение» в судебное заседание не явился, что не препятствует судебному разбирательству по делу в его отсутствие.

Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам:

В соответствии со ст. 115 Конституции Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Согласно п. 8 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее по тексту - Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ) теплоснабжающие и тепловые организации обязаны обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

В силу ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.

Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.

Подпунктом «Б, В, Г» пункта 2.6.13 Правил предписано, что в летний период должны быть проведены работы, в том числе, по тепловым сетям - промывка систем, ревизия арматуры, устранение постоянных и периодических засорений каналов, восстановление разрушенной или замена недостаточной тепловой изоляции труб в камерах, подземных каналах и подвалах (технических подпольях), по тепловым пунктам - ревизия арматуры и оборудования (насосов, подогревателей и др.), по системам отопления и горячего водоснабжения - ревизия кранов и другой запорной арматуры расширителей и воздухосборников, восстановление разрушенных или замена недостаточной тепловой изоляции труб в лестничных клетках, подвалах, чердаках и в нишах санитарных узлов. При наличии непрогрева радиаторов следует провести их гидропневматическую промывку. По окончании всех ремонтных работ весь комплекс устройств по теплоснабжению подлежит эксплуатационной наладке во время пробной топки.

Пунктом 16.3 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115, определено, что основными задачами является разработка мероприятий по восстановлению работоспособности поврежденного оборудования, предупреждению подобных нарушений в его работе, повышению ответственности эксплуатационного персонала и другого персонала организаций, на которых произошло нарушение, а также персонала других организаций, отвечающих за обеспечение бесперебойного и надежного теплоснабжения

Проверкой установлено, что на территории Таштыпского сельсовета располагается 4 котельных, а также сети тепло-, водоснабжения и водоотведения, которые переданы администрацией Таштыпского сельсовета в хозяйственное ведение МУП «Возрождение».

Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также п. 1 ст. 2 Закона Республики Хакасия от 07.11.2014 № 84-ЗРХ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Хакасия» за сельскими поселениями закрепляются вопросы местного значения относящиеся к организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок.

Согласно главы 11 названного Приказа при подготовке к отопительному периоду для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей необходимо выполнить в установленные сроки комплекс мероприятий, основными из которых являются устранение выявленных нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок, испытания оборудования источников теплоты, тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления на плотность и прочность, шурфовки тепловых сетей, вырезки из трубопроводов для определения коррозионного износа металла труб, промывка оборудования и коммуникаций источников теплоты, трубопроводов тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления, испытания тепловых сетей на тепловые и гидравлические потери.

По результатам проверки установлено, что на территории с. Таштып износ тепловых сетей, расположенных от ТК-1 (ЦК) до ТК-10 по ул. Ленина составляет 100%. Вместе с тем, по указанному участку сетей осуществляется подача тепловой энергии, в том числе в социальный объект - МБДОУ детский сад «Солнышко».

В силу ч. 1 ст. 295 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Таким образом, фактически бремя по капитальному ремонту и замене сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения лежат на собственнике - Администрации Таштыпского сельсовета.

Непроведение работ по капитальному ремонту тепловых сетей от ТК-1 (ЦК) до ТК-10 может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

Администрация Таштыпского сельсовета не проявило ту степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от нее в целях надлежащего исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством.

Согласно п. 3.5 СП 124.13330.2012 «Тепловые сети» (актуализированная редакция СНиП 41-02-2003) срок службы тепловых сетей: период времени в календарных годах со дня ввода в эксплуатацию, по истечении которого следует провести экспертное обследование технического состояния трубопровода с целью определения допустимости, параметров и условий дальнейшей эксплуатации трубопровода или необходимости его демонтажа.

Пункт 10.1 СП 124.13330.2012 «Тепловые сети» устанавливает, что расчет стальных и чугунных трубопроводов на прочность следует выполнять по нормам расчета, при котором расчетный срок службы составляет не менее 30 лет.

Проведенной прокуратурой района совместно с собственником сетей - администрацией Таштыпского сельсовета и ресурсоснабжающей организацией - МУП «Возрождение» проверкой установлено, что участок теплотрассы от ТК-1 (ЦК) до ТК-10, находящийся в эксплуатации без капитального ремонта более 50 лет является аварийным, износ по которому составляет 100 %.

В ходе проведенного обследования указанного участка теплотрассы установлено, что тепловая изоляция трубопроводов тепловых сетей пришла в непригодность, на поверхности трубопроводов наблюдаются большие участки ржавчины, имеются свищи, запорная арматура покрыта ржавчиной, штурвалы задвижек и штоки вентилей находятся в нерабочем состоянии. Помимо изложенного, установлено, что указанные участки тепловой сети и водопроводов введены в эксплуатацию в 1968 году, капитальный ремонт и замена указанного участка тепловых сетей, водопровода не производилась.Выявленные при проверке дефекты возможно устранить лишь при капитальном ремонте. Администрацией Таштыпского сельсовета до настоящего времени меры к замене указанного участка теплотрассы не приняты. Указанные причины в виде отсутствия денежных средств не снимают обязанности по исполнению возложенных на Администрацию Таштыпского сельсовета обязанностей по содержанию коммунальной инфраструктуры. Изложенное свидетельствует о том, что администрация Таштыпского сельсовета, являясь собственником сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения, своевременные и действенные меры, направленные на проведение капитального ремонта сетей и, как следствие, бесперебойную поставку тепловой энергии, а также горячего водоснабжения, с учетом существенного износа сетей, не приняла. В результате бездействия при подготовке коммунальной инфраструктуры к предстоящему отопительному сезону возникает реальная угроза его срыва, что может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц, создает угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, проживающих в с. Таштып, поэтому требования прокурора Таштыпского района РХ, суд считает законными и обоснованными.

Согласно Постановлению Президиума Правительства Республики Хакасия от 12 апреля 2019 г. N 49-п «О подготовке объектов жилищно-коммунального комплекса в Республике Хакасия к работе в осенне-зимний период 2019-2020 годов» главам муниципальных образований Республики Хакасия совместно с руководителями ресурсоснабжающих предприятий и ТЭЦ, осуществляющих энергоснабжение населения рекомендовано осуществить до 10 сентября 2019 года выполнение плана мероприятий по подготовке жилищного фонда, объектов тепло-, водо-, газо-, энергоснабжения, водоотведения, инженерных сетей, специальных машин и механизмов к работе в осенне-зимний период 2019 - 2020 годов в соответствии с установленными аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе значениями целевых показателей по подготовке жилищно-коммунального комплекса к прохождению осенне-зимнего периода 2019 - 2020 годов; сведения о подготовке объектов коммунальной инфраструктуры к работе в осенне-зимний период 2019 - 2020 годов по форме, разработанной аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, к 01 и 15 числу каждого отчетного месяца (май - ноябрь);сведения о подготовке жилищно-коммунального хозяйства к работе в зимних условиях по форме N 1-ЖКХ (зима срочная, месячная) не позднее второго числа отчетного месяца (июль - ноябрь); паспорта готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к работе в отопительный период 2019 - 2020 годов в соответствии с приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 N 103 "Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду": до 15 сентября 2019 года - для потребителей тепловой энергии; до 01 ноября 2019 года - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций. С учетом данных обстоятельств, срок, определенный истцом до 01 октября 2020 года, суд считает разумным, иск прокурора Таштыпского района Республики Хакасия считает подлежащим удовлетворению с учетом его уточнений.

В силу ч.ч.1 и 2 ст.39 ГПК РФ суд принимает признание иска ответчиком Администрации Таштыпского сельсовета в лице представителя ответчика Тонких А.Ю., поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

При изложенных выше обстоятельствах, исходя из положений ч.ч.1 и 2 ст.39, ч.4 ст.198 ГПК РФ суд находит требования истца прокурора Таштыпского района к ответчику Администрации Таштыпского сельсовета подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Таштыпского района к Администрации Таштыпского сельсовета удовлетворить:

Обязать Администрацию Таштыпского сельсовета в срок до 01 октября 2020 года произвести капитальный ремонт участка тепловых и водопроводных сетей от ТК-1 (ЦК) до ТК-10 по ул. Ленина в с. Таштып Таштыпского района Республики Хакасия, общей протяженностью 103 метра.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Таштыпский районный суд.

Председательствующий Э.В. Петракова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 28 мая 2019 года.