ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-161/20 от 10.09.2020 Каслинского городского суда (Челябинская область)

Дело 2-161/2020

74RS0019-01-2020-000082-67

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

10 сентября 2020 года г. Касли

Каслинский городской суд Челябинской области, в составе:

председательствующего судьи Тропыневой Н.М.,

при секретаре Заколяпиной Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юровских ВА к Министерству имущества Челябинской области, Министерству экологии Челябинской области, Министерству промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области о понуждении к выкупу земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Юровских В.А., с учетом уточнения, обратился в суд с иском к Министерству имущества Челябинской области, Министерству экологии Челябинской области, Министерству промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области, просил возложить на ответчика Министерство экологии Челябинской области обязанность выкупить принадлежащий истцу земельный участок с кадастровым номером , площадью 94 000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

В обоснование исковых требований указал, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ему принадлежит вышеназванный земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного использования, вид разрешенного использования: для ведения дачного хозяйства. Приобретая земельный участок, истец планировал построить на нем дачу для проживания и занятия сельским хозяйством. В ДД.ММ.ГГГГ выяснилось, что земельный участок находится на территории <адрес>, хотя при формировании и межевании находился на территории <адрес>. Каких-либо ограничений и обременений на момент приобретения участка не имелось, выписка из ЕГРН сведений о расположении земельного участка в особой зоне не содержала. На основании постановлений Правительства Челябинской области создан <адрес>, куда неожиданно оказался включен принадлежащий истцу земельный участок. В отношении указанного земельного участка имеется большое количество запретов, фактически, истец лишен возможности использовать участок по прямому назначению, под дачу. Считает, что если он лишен права использовать принадлежащий ему участок по назначению, то Министерство экологии должно выкупить данный участок у него, или вывести из границ заказника. Ссылается на нормы статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также на то, что обращался к ответчикам в досудебном порядке, однако положительного ответа на обращения не получил.

Истец Юровских В.А. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.

В судебное заседание представитель ответчика - Министерства имущества Челябинской области, не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили отзыв по иску.

В судебное заседание представитель ответчика - Министерства экологии Челябинской области, не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили возражение по иску.

В судебное заседание представитель ответчика - Министерства промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представители третьих лиц - администрации Каслинского муниципального района Челябинской области, администрации Булзинского сельского поселения в судебное заседание не явились, извещены о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

С учетом положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что Юровских В.А. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 94 000 кв. метров, расположенным по адресу: <адрес> (л.д. 8, 26-31). Категория земель: земли сельскохозяйственного использования, вид разрешенного использования: для ведения дачного хозяйства.

Вышеназванный земельный участок расположен на территории особо охраняемого природного объекта - Шабуровского государственного природного биологического заказника, в границах которого Постановлением Правительства Челябинской области № 302-П от ДД.ММ.ГГГГ установлены ограничения. Указанное обстоятельство сторонами не оспаривалось, и подтверждается представленной ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области в материалы дела схемой расположения земельного участка с кадастровым номером (том 1 л.д. 83-85). Сведения о границах <адрес> внесены в Единый государственный реестр недвижимости, что следует из указанного ответа.

Как усматривается из схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Челябинской области на период до 2020 года, утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от 21 февраля 2008 года № 34-П, на территории Каслинского муниципального района находится Шабуровский государственный заказник, площадью 20, 500 тыс. гектаров, год образования 1982 (том 2 л.д. 141).

Истец обращался с заявлением в Министерство имущества Челябинской области по вопросу выкупа принадлежащего ему земельного участка, расположенного в <адрес>, получил отказ (том 1 л.д. 11). Истец обратился в Управление Росреестра с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером на вид разрешенного использования «пашни», однако получил уведомление о приостановлении кадастрового учета, в связи с нахождением участка в особо природоохранной зоне (том 1 л.д. 22).

Согласно п. 1 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности (п. 2 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу положений п. 9 ст. 45 Земельного кодекса Российской Федерации объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием так и без такого изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев.

Аналогичные нормы содержатся в п. 2 ст. 22 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

В соответствии с пунктом 5 Положения о Шабуровском государственном природном биологическом заказнике Челябинской области, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 20 июня 2012 года № 302-П (далее - Положение) (в редакции по состоянию на 20 июня 2012 года) образование Шабуровского заказника не влечет изъятия у собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков. Собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы земельных участков, расположенных на территории Шабуровского заказника, другие юридические и физические лица обязаны соблюдать установленный в Шабуровском заказнике режим особой охраны.

Как следует из пункта 14 Положения, на территории Шабуровского заказника введен ряд запретов, в том числе, запрещается промысловая и любительская охота;

осуществление промышленного рыболовства, рыболовства в целях товарного рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов, аквакультуры, акклиматизации, товарного рыбоводства, организации спортивного и любительского рыболовства;

нарушение мест обитания объектов животного мира, умышленное причинение беспокойства объектам животного мира;

новое строительство;

предоставление новых земельных и лесных участков под строительство, в том числе для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, садоводства и огородничества; сброс сточных вод, в том числе в подземные горизонты;

движение вне дорог общего пользования механических транспортных средств, за исключением транспорта, используемого при исполнении служебных обязанностей Министерством по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области, Главным управлением лесами Челябинской области, областным государственным учреждением «Особо охраняемые природные территории Челябинской области», областным государственным учреждением «Центр пожаротушения и охраны леса Челябинской области». Допускается проезд механических транспортных средств землевладельцев, землепользователей, лесопользователей и собственников земель к участкам, находящимся в их владении, пользовании или собственности и расположенным в границах Шабуровского заказника, а также механических транспортных средств и самоходных машин, участвующих в работах, связанных с обеспечением эксплуатации и обслуживанием линейных объектов;

проведение мойки, ремонта транспортных средств; выпас сельскохозяйственных животных, катание на лошадях, сенокошение вне специально отведенных для этого мест, и прочее.

При рассмотрении дела судом, вопреки доводам истца, установлено, что на момент приобретения им спорного земельного участка по договору купли-продажи ДД.ММ.ГГГГ, границы <адрес> сформированы, поставлены на кадастровый учет.

Так, исходя из содержания постановления Правительства Челябинской области от 20 июня 2012 года № 302-П, данным постановлением утверждены границы, положение и перечень координат Шабуровского заказника.

Вынесенным в последствии Постановлением Правительства Челябинской области от 23 мая 2018 года № 245-П «О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 20 июня 2012 года № 302-П» внесены изменения в содержание вышеназванного Положения, вместе с тем, увеличение либо изменение границ заказника данным постановлением не осуществлялось.

Таким образом, истец, приобретая земельный участок, проявляя достаточную степень заботливости и осмотрительности, мог выяснить обстоятельство расположения участка в особо охраняемой природной зоне, чего им своевременно сделано не было.

Тот факт, что, как указывает истец, он, приобретая участок у своего родственника, стал фактически пользоваться участком гораздо раньше совершенной в 2013 году сделки, выводов суда не опровергает, поскольку, исходя из положений п. 9 ст. 45 Земельного кодекса Российской Федерации, а также п. 2 ст. 22 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием так и без такого изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев. В связи с чем, при формировании границ заказника у государственных органов обязанности по изъятию участка в связи с расположением его на территории заказника у прежнего собственника не имелось.

При этом следует отметить, что в силу пункта 14 Положения, предоставление новых земельных участков на территории заказника запрещено.

В соответствии с п. 1 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Основания (случаи) изъятия земельных участков установлены статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов.

Требования истца о возложении обязанности по выкупу принадлежащего ему земельного участка не основаны на законе.

В Обзоре судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 декабря 2015 года, указано, что согласно п. 1 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01 апреля 2015 года) изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. При этом Земельный кодекс Российской Федерации (в редакции, действующей с 01 апреля 2015 года) изъятие земельных участков для указанных нужд допускается в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если эти объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (п. 1 ст. 56.3). Принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для целей, не предусмотренных п. 1 ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации, возможно только в строго определенных случаях, исчерпывающий перечень которых установлен п. 2 ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, возможность изъятия (а равно, и выкупа) органом местного самоуправления земельных участков и находящихся на них объектов недвижимости для муниципальных нужд в настоящее время ставится законом в зависимость от наличия утвержденной в установленном порядке градостроительной документации, предусматривающей размещение объектов местного значения на территории или на части территории подлежащих изъятию земельных участков. В отсутствие указанной документации, содержащей соответствующие положения о размещение объектов местного значения, решение об изъятии недвижимости не может быть принято уполномоченным на изъятие органом, а в случае принятия им такого решения - оно не может быть реализовано в принудительном, т.е. судебном порядке.

При таких обстоятельствах, учитывая, что сведений о строительстве каких-либо объектов для муниципальных или государственных нужд на территории земельного участка истца не имеется, отсутствуют и предусмотренные законом основания для возложения на ответчиков обязанности по выкупу принадлежащего истцу земельного участка.

Доводы истца о невозможности пользования земельным участком суд воспринимает критически. Из пояснений истца в судебном заседании установлено, что он планировал использовать участок как дачу, в том числе, заниматься на участке сельским хозяйством. Приведенными выше положениями установлено, что запрета на сельскохозяйственную деятельность в пределах границ земельного участка истца, расположенного на территории Шабуровского заказника, не имеется. Запрет на возведение на участке капитальных строений не свидетельствует о невозможности возведения на участке строений не капитального характера. Кроме того, истец не лишен права распорядиться земельным участком как собственник, в том числе, продать участок иному лицу.

Кроме того, суд отмечает следующее.

В обоснование нарушения своих прав, истец, в том числе, ссылается на невозможность подъезда к принадлежащему ему земельному участку. Однако из содержания пункта 14 Положения о Шабуровском государственном природном биологическом заказнике Челябинской области, приведенного выше, усматривается, что допускается проезд землевладельцев, землепользователей, лесопользователей и собственников земель к участкам, находящимся в их владении, пользовании или собственности и расположенным в границах Шабуровского заказника. Таким образом, подъезд истца к принадлежащему ему земельному участку под запретом не находится.

При изложенных выше обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца, и отказывает в иске в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Юровских ВА к Министерству имущества Челябинской области, Министерству экологии Челябинской области, Министерству промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области о понуждении к выкупу земельного участка, - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца с даты вынесения решения в окончательной форме, через Каслинский городской суд Челябинской области.

Председательствующий судья: Тропынева Н.М.