РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 января 2011 года Центральный районный суд
г. Комсомольска-на-Амуре
Хабаровского края
В составе:
председательствующего - судьи Известкиной И.Г.,
при секретаре - Ильиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению председателя Потребительского кооператива «Жилищно-строительный кооператив № 24» ФИО1 об оспаривании решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края от 11 октября 2010 года об отказе в государственной регистрации юридического лица, возложении обязанности по внесению в государственный реестр юридических лиц сведений о Потребительском кооперативе «Жилищно-строительный кооператив № 24»,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, являясь председателем Потребительского кооператива «Жилищно-строительный кооператив № 24», обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что 04 октября 2010 года он обратился в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края с заявлением о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о Потребительском кооперативе «Жилищно-строительный кооператив № 24», зарегистрированном 13 июля 1981 года. Решением Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края от 11 октября 2010 года ФИО1 было отказано в государственной регистрации Потребительского кооператива «Жилищно-строительный кооператив № 24» в связи с непредоставлением документов, определенных Федеральным законом от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Обращаясь в суд, просит признать решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края от 11 октября 2010 года об отказе в государственной регистрации юридического лица Потребительского кооператива «Жилищно-строительный кооператив № 24» незаконным, возложить на Инспекцию Федеральной налоговой службы по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края обязанность по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о Потребительском кооперативе «Жилищно-строительный кооператив № 24».
ФИО1 в судебном заседании на заявлении настаивал и дал суду пояснения, полностью совпадающие с вышеизложенными обстоятельствами.
Заместитель начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края ФИО2, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившегося лица в соответствии с ч.5 ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав пояснения заявителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с п.3 Постановления СМ РСФСР от 02 октября 1965 года № 1143 « О ходе выполнения плана кооперативного жилищного строительства в 1965 году» (с изменениями от 22 апреля 1980 года, 26 ноября 1982 года), принятый собранием Устав кооператива регистрируется в жилищном управлении (отделе) или управлении (отделе) коммунального хозяйства соответствующего исполкома городского, районного, поселкового Совета депутатов трудящихся, утвердившего решение об организации жилищно-строительного кооператива, а в городах с районным делением исполкома районного Совета депутатов трудящихся по месту строительства жилого дома (домов).
Решением от 22 июня 1981 года № 288 «О создании жилищно-строительного кооператива № 24 в городе Комсомольске-на-Амуре» исполнительный комитет Комсомольского-на-Амре городского Совета народных депутатов утвердил протокол № 1 общего собрания и списки граждан, желающих вступить в жилищно-строительный кооператив № 24, а также обязал жилищно-строительный кооператив № 24 в трехдневный срок зарегистрировать в производственном жилищно-эксплуатационном управлении горисполкома Устав ЖСК № 24.
13 июля 1981 года Устав жилищно-строительного кооператива № 24 зарегистрирован в производственном жилищно-эксплуатационном управлении горисполкома г.Комсомольска-на-Амуре.
Согласно п.3 Устава жилищно-потребительского кооператива № 24 данный кооператив считается созданным и приобретает статус юридического лица.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Потребительский кооператив «Жилищно-строительный кооператив № 24» был зарегистрирован в соответствии с законодательством, действующим на момент его государственной регистрации, то есть до введения в действие Федерального закона от 08 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», и приобрел статус юридического лица.
В соответствии с положениями статей 4, 26 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
Регистрационные дела о зарегистрированных ранее юридических лицах, хранящиеся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие настоящего Федерального закона, являются частью федерального информационного ресурса.
Порядок и сроки передачи регистрирующему органу указанных регистрационных дел устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 2,3,5 Порядка и сроков передачи регистрационных дел зарегистрированных ранее юридических лиц, хранящихся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 года № 441, передача регистрационных дел ранее зарегистрированных юридических лиц осуществляется в течение 6 месяцев со дня введения в действие Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» на основании запросов регистрирующих органов.
Управления Министерства РФ по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации запрашивают у органов, ранее осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц, списки (реестр) юридических лиц с указанием их полного наименования, адреса (места нахождения), регистрационного номера и даты регистрации, формируют списки с использованием сведений о месте нахождения юридического лица и рассылают их в подведомственные инспекции Министерства РФ по налогам и сборам.
Также в силу п.6 Порядка и сроков передачи регистрационных дел, инспекция Министерства РФ по налогам и сборам вправе истребовать регистрационное дело юридического лица в случае поступления документов от заявителя.
Судом установлено, что 04 октября 2010 года представителем Потребительского кооператива «Жилищно-строительный кооператив № 24» в Инспекцию Федеральной налоговой службы РФ по г.Комсомольску-на-Амуре подано заявление по форме Р17001 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о жилищно-строительном кооперативе № 24, зарегистрированном 13 июля 1981 года.
Решением Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края от 11 октября 2010 года отказано в государственной регистрации Потребительского кооператива «Жилищно-строительный кооператив № 24» в связи с непредоставлением документов, определенных Федеральным законом от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а именно отсутствием номера и даты регистрации юридического лица, зарегистрированного до 01 июля 2002 года.
Согласно информационному письму № 970 от 05 мая 1997 года за подписью Председателя Комитета по управлению имуществом администрации г.Комсомолька-на-Амуре ФИО3, регистрация потребительских кооперативов производится с 1989 года, более ранних сведений о регистрации кооперативов комитет по управлению имуществом не имеет.
Статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлены основания исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.
Из материалов дела усматривается, что регистрирующим органом - Инспекцией Федеральной налоговой службы РФ по г.Комсомольску-на-Амуре решение об исключении юридического лица - Потребительского кооператива «Жилищно-строительный кооператив № 24» как прекратившего свою деятельность не принималось.
Таким образом, после вступления в силу Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрационное дело Потребительского кооператива «Жилищно-строительный кооператив № 24» регистрирующим органом не запрашивалось. Информации о передаче регистрационного дела зарегистрированного ранее юридического лица от органа, осуществлявшего государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», не представлено. Сведения о Потребительском кооперативе «Жилищно-строительный кооператив № 24» в Единый государственный реестр юридических лиц не вносились.
Поскольку отсутствуют предусмотренные законом основания считать Потребительский кооператив «Жилищно-строительный кооператив № 24» прекратившим свою деятельность (ликвидированным), суд приходит к выводу, что Инспекцией Федеральной налоговой службы РФ по г.Комсомольску-на-Амуре при получении документов формы Р17001 Потребительского кооператива «Жилищно-строительный кооператив № 24» необоснованно отказано во внесении в государственный реестр юридических лиц сведений о Потребительском кооперативе «Жилищно-строительный кооператив № 24».
Вывод инспекции Федеральной налоговой службы РФ по г.Комсомольску-на-Амуре о том, что сведения о Потребительском кооперативе «Жилищно-строительный кооператив № 24» не могут быть внесены в Единый государственный реестр юридических лиц по причине отсутствия данных о номере и дате регистрации юридического лица, зарегистрированного до 01 июля 2002 года, не основан на законе.
Суд считает, что невыполнение уполномоченным лицом юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу Федерального закона РФ от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», обязанности представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 5 Федерального закона РФ от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», не может являться препятствием для внесения в установленном порядке в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 01 июля 2002 года, поскольку влечет за собой иные юридические последствия, предусмотренные законом.
Помимо этого, нарушение Порядка и сроков передачи регистрационных дел зарегистрированных ранее юридических лиц по отношению к Потребительскому кооперативу «Жилищно-строительный кооператив № 24» не должно влиять на права и законные интересы данного юридического лица.
При таких обстоятельствах суд находит заявление председателя Потребительского кооператива «Жилищно-строительный кооператив № 24» ФИО1 о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края от 11 октября 2010 года об отказе в государственной регистрации юридического лица обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ, #G0суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Руководствуясь ст.ст. 194 -199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление председателя Потребительского кооператива «Жилищно-строительный кооператив № 24» ФИО1 об оспаривании решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края от 11 октября 2010 года об отказе в государственной регистрации юридического лица удовлетворить.
Признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края от 11 октября 2010 года об отказе в государственной регистрации юридического лица Потребительского кооператива «Жилищно-строительный кооператив № 24».
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края внести в единый государственный реестр юридических лиц сведения о Потребительском кооперативе «Жилищно-строительный кооператив № 24», созданного 22 июня 1981 года, до принятия Федерального закона № 29-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 года.
На решение может быть принесена кассационная жалоба в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре.
Судья Известкина И.Г.