Дело № 2-161/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Уйское 26 апреля 2017 года
Уйский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Е.В.Копытовой при секретаре Фоминой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Уйского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному образовательномуучреждению« Вандышевская средняя общеобразовательная школа «, Администрации Уйского муниципального района о возложении обязанностей,
С участием Холкиной Е.Ю.
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Уйского района обратился в суд с иском к Муниципальному казенному образовательному учреждению «Вандышевская средняя общеобразовательная школа « (далее по решению Средняя школа ) о возложении обязанности на ответчика обеспечить оборудование устройства молниезащиты в здании школьного учреждения по следующим основаниям. В Средней школе по адресу <...> Победы 2 Уйского района Челябинской области отсутствует устройство молниезащиты, что ставит под угрозу жизнь и здоровье воспитанников данного школьного образовательного Учреждения и его работников.( л.д.3-5).
Прокурор Холкина Е.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, указанным в иске.
Администрация Уйского муниципального района, Средняя школа своих представителей в судебное заседание не направили, уведомлены надлежаще ( л.д.19,21). С учетом мнения сторон дело рассматривается в отсутствие представителей ответчиков.
Средняя школа предоставили отзыв, в котором указали, что исковые требования не признают, в существующем здании необходимые меры по молниезащите были выбраны при проектировке здания, установка дополнительных средств молниезащиты необязательна ;за последние 5 лет пожары по причине грозовых разрядов в Уйском районе не регистрировались ( л.д. 25 ).
Заслушав участников процесса, исследовав все материалы дела, суд приходит к следующему.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, урегулированы Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".В соответствии с преамбулой указанного закона обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В силу ст. 20 вышеуказанного Федерального закона нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Из п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" следует, что с учетом степени риска причинения вреда минимально необходимые требования, обеспечивающие пожарную безопасность, устанавливаются в технических регламентах.
В силу ст. 5.1 указанного Федерального закона особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").Во исполнение названного положения закона Правительством РФ издано Постановление от 26.12.2014 N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Согласно п. 66 указанного Постановления обязательным является применение требований СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения". Разделы 1, 3, 4 (пункты 4.1 - 4.7, 4.9 - 4.10, 4.11 (за исключением абзаца второго пункта 4.11), пункты 4.12, 4.14 - 4.22, абзацы первый и второй пункта 4.23, пункты 4.24 - 4.26, 4.28 - 4.30), 5 (пункты 5.1, 5.2, 5.4 - 5.7, 5.9 - 5.13, 5.20 - 5.27, 5.32 - 5.36, 5.38 - 5.46), 6 (пункты 6.1 - 6.6, 6.8 - 6.12, 6.14 - 6.21, 6.23 - 6.28, 6.30 - 6.38, 6.40 - 6.48, 6.53 - 6.58, 6.64, 6.72, 6.77, 6.81 - 6.95), 7 (пункты 7.1 - 7.5, 7.8, 7.10 - 7.27, 7.35, 7.37 - 7.43, 7.46 - 7.49), 8 (пункты 8.1 - 8.7, абзац первый пункта 8.9, пункты 8.10, 8.11, 8.14, 8.18, 8.19, 8.21, 8.24 - 8.26, 8.28 - 8.34), 9 (пункты 9.1 - 9.5), приложение Г.
Согласно разделу 1 СП 118.13330.2012 перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий свод правил, приведен в приложении В, в котором указаны школьные образовательные организации (п. 1.1.1).
Таким образом, действующими нормативными правовыми актами предусмотрено обязательное устройство молниезащиты зданий школьных образовательных организаций, с учетом требований СО 153-34.21.122-2003.
Согласно ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Средняя школа является общеобразовательным учреждением, учредителем которого является администрация Уйского муниципального района, что следует из п. п. 1.3 Устава (л.д.12).
Из рапорта помощника прокурора Уйского района Рудаковой М.А. следует, что Средняя школа системой молниезащиты не оборудована ( л.д.7). Согласно сведений госинспекции по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, по результатам проверки установлено, что Средняя школа не оборудована устройством молниезащиты ( л.д. 8), что влечет удовлетворение заявленных требований.
Доводы Средней школы в части включении устройства молниезащиты в здание школы при проектировании ничем не подтверждены, опровергаются данными инспекции по делам гражданской обороны, чрезвычайных обстоятельств ( л.д. 8). Ранее действующие нормативные правовые акты, регулирующие обеспечение безопасности зданий также предусматривали отдельное устройство молниезащиты зданий и сооружений.Так, постановлением Госстроя СССР от 22 июня 1977 года была утверждена Инструкция по проектированию и устройству молниезащиты зданий и сооружений, СН 305-77. То, что в районе в течение 5 лет не было зарегистрировано пожаров по причине грозовых разрядов не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, так как законодатель не устанавливает необходимость установки устройства молниезащиты в зависимость от статистических данных по месту расположения образовательного учреждения.
Средняя школа является муниципальным казенным общеобразовательным учреждением, следовательно, на нее распространяются положения п.3 ст. 123.21 ГК РФ, в соответствии с которым она будет отвечать по своим обязательствам лишь находящимися в ее распоряжении денежными средствами. Если же указанных денежных средств недостаточно, то субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4-6 ст.123.22 и п.2 ст.123.23 ГК РФ несет собственник его имущества, то есть администрация Уйского муниципального района.
При таких обстоятельствах, суд считает, что требования прокурора являются законными и обоснованными и полагает необходимым возложить на Среднюю школу, а при недостаточности денежных средств на Администрацию Уйского муниципального района обязанность в срок 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание средней школы устройством молниезащиты. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Уйского района удовлетворить.
Возложить на муниципальное казенное образовательное учреждение «Вандышевская средняя общеобразовательная школа «, а при недостаточности денежных средств данного учреждения на администрацию Уйского муниципального района Челябинской области обязанность в срок 6(шесть) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать здание муниципального казенного образовательного учреждения«Вандышевская средняя общеобразовательная школа «, расположенного по адресу: <...> Победы 2 Уйского района Челябинской области, устройством молниезащиты.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения, через Уйский районный суд.
Председательствующий:_______________________ Е.В.Копытова