Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-1620/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г. Йошкар-Ола 06 мая 2011 года
Йошкар-Олинский городской суд в составе:
Судьи Шабалиной Л.Г.
При ведении протокола секретарем судебных заседаний ФИО1
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Йошкар-Оле гражданское дело по иску
ФИО2 к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл о признании незаконным решения об отказе в выделении безвозмездной жилищной субсидии для обеспечения жильем
у с т а н о в и л:
ФИО2 обратилась в суд с вышеуказанным иском и просила признать незаконным решение ответчика от 05.03.2011г. № об отказе в выделении ей безвозмездной жилищной субсидии для обеспечения жильем в размере 966 600 рублей.
Обязать ответчика выплатить истцу безвозмездную жилищную субсидию для обеспечения жильем в размере 966600 рублей, которая выделена ей в соответствии со свидетельством «О предоставлении гражданину безвозмездной субсидии для обеспечения жильем из республиканского бюджета РМЭ в пределах выделенных федеральных субвенций», выданном на её имя № от 24.12.2010г.
В последующем истец уточнила свои требования и просила признать незаконным решение ответчика от 05.03.2011г. № об отказе в выделении ей безвозмездной жилищной субсидии для обеспечения жильем в размере 966 600 рублей.
Обязать ответчика выплатить продавцу её квартиры ФИО3 денежную сумму 966600 рублей в соответствии с условиями договора уступки права требования от 24.12.2010 года, которые были выделены ей в соответствии со свидетельством «О предоставлении гражданину безвозмездной субсидии для обеспечения жильем из республиканского бюджета РМЭ в пределах выделенных федеральных субвенций», выданном на её имя № от 24.12.2010г.
В обоснование своей позиции истец указывает, что 05 марта 2011г. ответчиком за подписью министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РМЭ ФИО4 ей было отказано в перечислении денежных средств по свидетельству №2071 от 24.12.2010г. «О предоставлении гражданину безвозмездной субсидии для обеспечения жильем из республиканского бюджета Республики Марий Эл в пределах выделенных федеральных субвенций». Поскольку она является ветераном Великой Отечественной войны, а также инвалидом 2 группы, то решение о предоставлении ей безвозмездной субсидии было принято в соответствии с ФЗ «О ветеранах», ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 06.12.2006г. №.
Свой отказ в перечислении ей денежных средств (безвозмездной субсидии) ответчик мотивировал тем, что в представленном ею договоре об уступке прав требования от 24.12.2010г. лицо, указанное в договоре об уступке прав (ФИО3), у которого она приобрела жилое помещение (квартиру) не является ни продавцом, ни застройщиком жилого помещения (квартиры). 24.12.2010г. по договору об уступке прав требования, заключенному с ФИО3 она приобрела в собственность однокомнатную , общей площадью 41,32 кв. метра, находящуюся по адресу: РМЭ, , поз№ в микрорайоне № за сумму в размере 1 239 600 рублей. Часть денежных средств, в сумме 273 000 рублей ею было оплачено ФИО3 24.12.2010 года. Другую часть денежных средств, в сумме 966 600 рублей должен был перечислить ФИО3 ответчик в соответствии с выданным ей свидетельством № от 24.12.2010г. Однако денежные средства ответчиком не перечислены.
ФИО3 приобрела спорную квартиру также по договору об уступке прав требования от 01.05.2010г. у гр-на ФИО5, который 12.10.2009г. приобрел ту же квартиру также по договору об уступке прав требования у ООО «МегаРесурс». Общество с ограниченной ответственностью «МегаРесурс» являлось дольщиком по договору № от 02.04.2008г. «О долевом участии в строительстве», который был заключен с застройщиком ООО НПК «Унистрой». При каждом совершении сделок по уступке прав между сторонами производился расчет за передачу (уступку) прав кредитора. Поэтому, заключив договор об уступке с ФИО3, она обязана была произвести расчет с ФИО3 По мнению истца, в результате заключения перечисленных, договоров об уступке прав требования от 24.12.2010г., от 01.05.2010г., 12.10.2009г. она стала стороной договора и получила права на приобретение спорной квартиры по договору №210/08 «О долевом участии в строительстве». Указанное обстоятельство подтверждается актом приема-передачи квартиры от 13.01.2011г., которое подписано было между ней и застройщиком ООО НПК «Унистрой». Право собственности на спорную квартиру ею было зарегистрировано 24.01.2011г. в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл и ей выдано свидетельство о государственной регистрации права №.
Определением Йошкар-Олинского городского суда от 06 мая 2011 года на основании п.1 ст.134 ГПК РФ прекращено производство по делу в части обязания ответчика выплатить продавцу квартиры ФИО3 денежную сумму 966600 рублей в соответствии с условиями договора уступки права требования от 24.12.2010 года.
В судебное заседание истец не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, представила суду заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
В судебном заседании представитель истца ФИО6, действующий на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержал, суду дал пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении. Кроме того, суду дополнил, что истцу предоставлено право на получение жилья на льготных основаниях. Она имеет статус ветерана Великой Отечественной войны, труженик тыла. Она получила сертификат. Уступка права требования основана на гражданско-правовых сделках, все сделки по приобретенной квартире прошли госрегистрацию, в т.ч. и договор долевого участия. Сделка по уступке права требования квартиры законная. Ответчик не оспаривает законность сделки. Истцу отказано в выплате субсидии, т.к. в Постановлении Правительства №256 не все основания для выплат прописаны. Согласно Закону РМЭ от 28.02.2008 года «О нормативно-правовых документах в РМЭ» в случае противоречия действует акт большей силы. Отказ в предоставлении субсидии был оформлен письмом, действие свидетельства продлено до августа 2011 года. Существует пробел местного законодательства, в котором не предусмотрена уступка права требования как основание приобретения права собственности.
Представитель ответчика ФИО7, действующий на основании доверенности, с доводами и требованиями, изложенными в исковом заявлении, не согласился, дал пояснения аналогично изложенному в отзыве на иск, суду дополнил, что отказ в предоставлении субсидии оформляется письмом, действие свидетельства продлено до августа 2011 года. Другим видом документа отказ не предусмотрен. Постановлением Правительства Республики не предусмотрен механизм для выплат субсидий при приобретении жилого помещения через оформление договора уступки права требования.
Представитель третьего лица ФИО3 – ФИО8, действующий на основании доверенности, с иском согласился, суду пояснил, что существует пробел местного законодательства, в котором не предусмотрена уступка права требования. Однако одним из способов перехода прав является уступка права требования. Федеральный Закон №214 предусматривает способы передачи права, в т.ч. и уступку права требования.
Третье лицо ФИО3 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила.
Суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со ст. 167 ГК РФ.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.2 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с требованиями ст. ст. 56, 148 ГПК РФ суд определил полный объем юридически значимых по делу обстоятельств и предложил сторонам представить необходимые для правильного разрешения спора доказательства.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно письму Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства № от 05.03.2011 года, ФИО2 было отказано в перечислении денежных средств по свидетельству «О предоставлении гражданину безвозмездной субсидии для обеспечения жильем из республиканского бюджета Республики Марий Эл в пределах выделенных федеральных субвенций» №2071 от 24 декабря 2010 года со ссылкой на то, что ФИО3, у которой ФИО2 приобрела жилое помещение (квартиру), не является ни продавцом, ни застройщиком жилого помещения (квартиры).
Как видно из материалов дела, ФИО2 является вдовой погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны. Пользуется льготами на основании ст.21 ФЗ «О ветеранах», что подтверждается справкой Военного комиссариата Моркинского района, удостоверением №.
В соответствии с п. 4 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ "члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации" (в ред. от 21.12.2009 N 327-ФЗ).
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 (ред. от 09.01.2010) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" истец имеет право на льготы, установленные Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», а именно: получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
В соответствии со ст. 13 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение и содержание жилых помещений.
Согласно п.п.3 п.1 ст.1 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «...обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз» (в ред. от 21.12.2009 N 327-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 15 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем инвалидов и участников Великой Отечественной войны определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 06.12.2006 N 256 в Республике Марий Эл утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, указанных в подпункте 2 пункта 3 ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах".
Согласно 1.4 названного Порядка, меры социальной поддержки по обеспечению жильем категории граждан из членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны предоставляется единожды в форме безвозмездных субсидий, перечисляемых на счет продавца в кредитное учреждение.
На основании п.3.2 указанного Порядка по письменным заявлениям граждан из категории членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, представленных на имя министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременных выплат на приобретение или строительство жилого помещения. К заявлению прилагается договор купли-продажи или мены жилого помещения или договор участия в долевом строительстве многоквартирного дома со степенью готовности не менее 80 процентов, зарегистрированные в органе, уполномоченном осуществлять государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Перечисление денежных средств осуществляется путем списания денежных средств со счета Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл в Управлении Федерального казначейства по Республике Марий Эл и зачисления их на счет продавца или застройщика многоквартирного дома в кредитном учреждении в пределах Республики Марий Эл.
Согласно свидетельству «О предоставлении гражданину безвозмездной субсидии для обеспечения жильем из республиканского бюджета Республики Марий Эл в пределах выделенных федеральных субвенций» № от 24 декабря 2010 года ФИО2 выделена безвозмездная жилищная субсидия для обеспечения жильем в размере 966600 рублей.
Срок действия свидетельства согласно п.3.1 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов составляет 4 месяца с момента выдачи гражданину – получателю субсидии.
Согласно договору уступки права требования от 24 декабря 2010 года ФИО3 уступила право требования передачи и оформления в собственность объекта долевого строительства: однокомнатной , общей площадью 41,32 кв.м., жилой площадь. 17,7 кв.м., расположенной на седьмом этаже блок-секции 6-8 в жилом доме, расположенном по адресу: , поз№ в микрорайоне №. За уступку права требования ФИО2 уплачивает ФИО3 денежные средства в размере 1239600 рублей.
Согласно расписке от 24 декабря 2010 года ФИО2 уплатила ФИО3 денежную сумму в размере 273000 рублей по договору уступки права требования от 24 декабря 2010 года. Остальную часть денежных средств, в сумме 966 600 рублей в соответствии с пунктом 1.6 договора должно было перечислить ФИО3 на ее счет Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РМЭ в соответствии с выданным ФИО2 свидетельством № от 24.12.2010г.
Как следует из материалов дела, ФИО3 приобрела право требования на спорную квартиру также по договору уступки права требования от 01 мая 2010 года у ФИО5, который в свою очередь приобрел право требования ту же квартиру по договору уступки права требования у ООО «МегаРесурс». ООО «МегаРесурс» являлось дольщиком по договору № от 02.04.2008 года «О долевом участии в строительстве», который был заключен с застройщиком ООО НПК «Унистрой». Данное обстоятельство подтверждается договорами об уступке права требования и договором участия в долевом строительстве.
Согласно акту приема-передачи квартиры от 13 января 2011 года, застройщик ООО НПК «Унистрой» (Застройщик) передало ФИО2(Дольщик) в собственность однокомнатную (согласно техническому паспорту Йошкар-Олинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» по Республике Марий Эл номер квартиры изменен на №), общей площадью 41,32 кв.м., жилой площадь. 17,7 кв.м., расположенной по адресу: во исполнение договоров: договора о долевом участии в строительстве и договоров уступки права требования..
Согласно свидетельству о государственной регистрации права № от 24 января 2011 года ФИО2 на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: , .
Судом дана оценка тому обстоятельству, что факт регистрации права собственности на приобретенную квартиру на имя истца, является доказательством приобретения им квартиры на законном основании.
Судом принято во внимание, что свидетельство «О предоставлении гражданину безвозмездной субсидии для обеспечения жильем из республиканского бюджета Республики Марий Эл в пределах выделенных федеральных субвенций» № от 24 декабря 2010 года на момент вынесения решения не аннулировано. Кроме того, срок действия указанного свидетельства на основании приказа № от 22 апреля 2011 года продлен до 24 августа 2011 года.
Одно из основных начал гражданского права как отрасли, его принцип - это свобода договора, что напрямую следует из текста ст.1 ГК РФ.
Статья 11 ФЗ от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) регулирует процедуру перемены лиц в обязательстве по участию в долевом строительстве. Уступка прав требований по договору - это специальное право участника долевого строительства, который является основным кредитором в обязательстве.
Возможность уступки прав требования связана исключительно с желанием (волей) самого участника долевого строительства, но при условии полной оплаты им цены договора.
Во всем остальном уступка прав требования по договору об участии в долевом строительстве регламентируется нормами ГК РФ (ст. 382-390 ГК РФ). В частности, права первоначального кредитора переходят к новому кредитору в том же объеме и на тех же условиях, если иное не установлено договором (ст. 384 ГК РФ). Должник должен быть письменно уведомлен о состоявшемся переходе требования (п. 3 ст. 382 ГК РФ), он вправе выдвигать перед новым кредитором прежние возражения (ст. 386 ГК РФ) и др.
Исходя из общих положений ст. 389 ГК РФ о том, что уступка прав требования, основанного на сделке, совершается в той же форме, что и основная сделка, и точно так же должна подлежать государственной регистрации, соглашение об уступке прав требования подлежит совершению исключительно в письменной форме и считается заключенным с момента его государственной регистрации.
Уступка участником долевого строительства прав требований по договору возможна с момента возникновения обязательства по участию в долевом строительстве - с момента регистрации договора участия в долевом строительстве. Она может осуществляться до момента исполнения сторонами принятых на себя обязательств, т.е. до момента подписания сторонами передаточного акта по объекту долевого строительства.
Суд считает убедительным довод представителя истца и представителя третьего лица о том, что факт отсутствия четкого механизма выплаты денежных средств в постановлении Правительства РМЭ № 256 от -6 декабря 2006 года не может влечь отрицательные последствия для истца, поскольку субъективное право конкретного физического лица не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия механизма перечисления денежных средств, который в Федеральном законе не предусмотрен. При этом суд принимает во внимание, что ответчиком не оспаривается право истца на получение безвозмездной субсидии для обеспечения жильем из республиканского бюджета РМЭ в пределах выделенных федеральных субвенций.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", не должен противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с нормами ст. 67 ГПК РФ судом оценены доказательства по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
При вынесении решения суд разрешил спор в пределах заявленных исковых требований в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ.
Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, конкретные обстоятельства по делу, пояснения сторон, исследовав материалы дела и представленные на обозрение суда документы, суд приходит к убеждению, что иск подлежит удовлетворению.
Взысканию с ответчика подлежит возврат пошлины в пользу истца в сумме 200 руб.
Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать решение Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл от 05 марта 2011 года №, связанное с отказом ФИО2 в выделении безвозмездной жилищной субсидии для обеспечения жильем в размере 966600 рублей, незаконным.
Взыскать с Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл в пользу ФИО2 возврат госпошлины в сумме 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд в течение 10 дней с момента составления мотивированного решения.
Судья- Л. Г. Шабалина
Мотивированное решение составлено 11 мая 2011 года
Копия верна: судья- Л.Г.Шабалина