ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1620/20 от 13.07.2020 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело № 2-1620/2020

УИД 26RS0003-01-2020-002565-98

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 июля 2020 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Эминова А.И.,

при секретаре судебного заседания Золотухиной М.С.,

помощник судьи Амбарцумян К.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к администрации г. Ставрополя, третье лицо Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, об оспаривании постановления, о восстановлении нарушенного права,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации г. Ставрополя, третье лицо Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, об оспаривании постановления, о восстановлении нарушенного права, обосновав свои требования тем, что она обратилась с заявлением в адрес администрации <адрес> о признании нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программе «Обеспечение жильем населения <адрес>», составом семьи 3 человека: она, муж - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, сын - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, представив все необходимые документы. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ « О признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на ДД.ММ.ГГГГ годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы» семья Истицы в составе 3 человек признана нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на ДД.ММ.ГГГГ годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы». Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании молодой семьи участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на ДД.ММ.ГГГГ годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы» её семья признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на ДД.ММ.ГГГГ годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы». Её семьей в лице супруга - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заключен кредитный договор от ДД.ММ.ГГГГ с публичным акционерным обществом <данные изъяты> (Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций ) в соответствии с условиями которого кредитор предоставляет заемщику кредит под залог приобретаемой недвижимости в размере 1 250 000 (один миллион двести пятьдесят тысяч) рублей на срок 146 месяцев с даты предоставления кредита. На основании договора купли продажи объекта недвижимости с использованием кредитных средств от ДД.ММ.ГГГГФИО2 приобретен объект недвижимости - квартира с кадастровым номером , общей площадью 68.8 кв.м., расположенная по адресу: РФ, <адрес>, о чем Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ФИО6 краю внесена запись в единый государственный реестр недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГФИО2 принято обязательство жилое помещение с кадастровым номером , общей площадью 68.8 кв.м., расположенная по адресу: РФ, <адрес>, оформить в общую долевую собственность супругов и детей с определением размера долей по соглашению в течение 6 месяцев после снятия обременения от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное обязательство удостоверено ФИО9 временно исполняющей обязанности нотариуса Павлинской ФИО4 городского нотариального округа. Комитетом по управлению муниципальным имуществом <адрес> на основании её обращения направлены заверенные копии документов, находящихся в учетном деле по программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» в соответствии с сопроводительным от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отмене постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которое она до вышеназванного обращения не получала. Так, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменено постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на ДД.ММ.ГГГГ годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы» её семья в составе 3 человек признана нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на ДД.ММ.ГГГГ годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы» на основании пункта 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ. Согласно уведомления от ДД.ММ.ГГГГс об исключении молодой семьи из нуждающихся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на ДД.ММ.ГГГГ годы» муниципальной программе «Обеспечение жильем населения <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы», основанием для отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении является не истечение предусмотренного статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации пятилетнего срока со дня совершения намеренных действий, в результате которых граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Каких - либо иных разъяснений или обоснований, в чем заключается ухудшение жилищных условий истцом и членами её семьи оспариваемое постановление и уведомление не содержит. Считает отказ администрации <адрес> незаконным и необоснованным по основаниям, указанным в настоящем исковом заявлении. ДД.ММ.ГГГГ был заключен брак между ФИО13 (ФИО7) М.В. и ФИО2, что подтверждается свидетельством о заключении брака серии , выданным отделом записи актов гражданского состояния управления записи актов гражданского состояния ФИО6 края по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 и ФИО2 родился сын ФИО3, о чем отделом записи актов гражданского состояния управления записи актов гражданского состояния ФИО6 края по городу Ставрополю сделана запись и выдано свидетельство о рождении от ДД.ММ.ГГГГ. На основании договоров безвозмездного пользования жилым помещением за период ДД.ММ.ГГГГ гг. в безвозмездное пользование ФИО2 (супруг), ФИО1 (истица) для проживания передано жилое помещение - квартира, общей площадью 36,7 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, принадлежащая на праве собственности ФИО5, о чем составлена запись в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ. Указанные действия являлись не намеренным ухудшением жилищных условия, а связаны с созданием семьи, и совместным проживанием, что не может расцениваться как умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий. Ограничения в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях возможны лишь при доказанности факта совершения гражданином, желающим состоять на таком учете, умышленных действий, направленных исключительно на приобретение права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях. Решением ФИО6 городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения» установлена норма площади жилого помещения в городе Ставрополе в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения приходящаяся на одного человека. Таким образом, при признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью участия в мероприятии должны учитываться помещения, принадлежащие на праве собственности (занимаемые на основании договора социального найма) только членами данной молодой семьи. В материалах дела, послуживших основанием для вынесения обжалуемых постановлений администрации, не имеется доказательств факта умышленного ухудшения жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Не представлены такие доказательства и в ходе судебного разбирательства. Согласно статье 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находится под защитой государства. Согласно действующим нормам семейного законодательства, создание семьи предполагает совместное проживание, наличие общего бюджета, общие расходы ведение общего хозяйства, совместное воспитание детей, отношения по совместному использованию жилья. Согласно п. 7 «Приложения к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ годы (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ) при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности. Доводы администрации, выраженные в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГс об обеспеченности её семьи в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ жилой площадью более учётной нормы являются несостоятельными. Правительство Российской Федерации Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 675 утвердило федеральную целевую программу «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ годы, в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, а затем Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 1050 утвердило новую федеральную целевую программу на ДД.ММ.ГГГГ годы, а впоследствии - на ДД.ММ.ГГГГ годы, и соответствующие Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования. В соответствии с пунктом 7 Правил, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности. В соответствии подпунктом «е» пункта 2 Правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 466) социальная выплата может быть предоставлена молодой семье для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитам или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. В соответствии с подпунктом «д» пункта 2 Правил для оплаты цены договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения эконом класса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором с уполномоченной организацией) и (или) оплату услуг указанной организации. Согласно условиям отнесения жилых помещений к жилью экономического класса, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ 800/пр. приобретение с использованием средств ипотечного кредитования жилого помещения её семьей соответствует п. 3 Условий отнесения жилых помещений к жилью экономического класса, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>/<адрес> государство, включая её молодую семью в качестве участника указанной программы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, в связи, с чем произвольный отказ от него исключается.

Истец ФИО1 и его представитель ФИО8 извещенные судом о дне, месте, времени судебного заседания. Представитель ФИО8 просил суд о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика администрации г. Ставрополя и третьего лица КУМИ г. Ставрополя ФИО10, действующая на основании доверенностей, в судебном заседании просила суд в удовлетворении требований отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях, пояснив, что уведомление об отказе не может быть признано незаконным и не подлежит обжалованию, поскольку носит уведомительный характер, обжалованию подлежит только постановление об отказе.

С учетом изложенного, суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участников судебного процесса.

Суд, выслушав представителя ответчика и третьего лица, исследовав материалы данного гражданского дела, приходит к следующему.

Согласно п. 2 ст. 40 Конституции РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии со ст. ст. 55, 56, 59, 60, 67 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Из материалов дела следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась с заявлением в адрес администрации <адрес> о признании нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программе «Обеспечение жильем населения <адрес>», составом семьи 3 человека: она, муж - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, представив все необходимые документы.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на ДД.ММ.ГГГГ годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы» семья истца в составе из 3 человек признана нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на ДД.ММ.ГГГГ» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы».

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании молодой семьи участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на ДД.ММ.ГГГГ годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы» семья истца признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на ДД.ММ.ГГГГ годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы».

Семьей истца в лице супруга - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения заключен кредитный договор от ДД.ММ.ГГГГ с публичным акционерным обществом Банк ВТБ (Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций ) в соответствии с условиями которого кредитор предоставляет заемщику кредит под залог приобретаемой недвижимости в размере 1 250 000 (один миллион двести пятьдесят тысяч) рублей на срок 146 (сто сорок месяцев) с даты предоставления кредита.

На основании договора купли-продажи объекта недвижимости с использованием кредитных средств от ДД.ММ.ГГГГФИО2 приобретен объект недвижимости - квартира с кадастровым номером , общей площадью 68.8 кв.м., расположенная по адресу: РФ, <адрес>, о чем Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ФИО6 краю внесена запись в единый государственный реестр недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 принято обязательство жилое помещение с кадастровым номером , общей площадью 68.8 кв.м., расположенная по адресу: РФ, <адрес>, оформить в общую долевую собственность супругов и детей с определением размера долей по соглашению в течение 6 месяцев после снятия обременения от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное обязательство удостоверено нотариусом.

Комитетом по управлению муниципальным имуществом <адрес> на основании обращения истца направлены заверенные копии документов, находящихся в учетном деле по программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» в соответствии с сопроводительным от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отмене Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которое Истица до вышеназванного обращения не получала.

Так, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменено постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на ДД.ММ.ГГГГ годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы» семья истца в составе 3 человек признана нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на ДД.ММ.ГГГГ годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес> на годы» на основании пункта 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ.

Согласно уведомления от ДД.ММ.ГГГГс об исключении молодой семьи из нуждающихся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014-2018 годы» муниципальной программе «Обеспечение жильем населения <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы», основанием для отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении является не истечение предусмотренного статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации пятилетнего срока со дня совершения намеренных действий, в результате которых граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Каких - либо иных разъяснений или обоснований, в чем заключается ухудшение жилищных условий истцом и членами её семьи оспариваемое постановление и уведомление не содержит.

Судом так же установлено, что ДД.ММ.ГГГГ был заключен брак между ФИО13 (ФИО7) Мариной Викторовной и ФИО2, что подтверждается свидетельством о заключении брака серии выданным отделом записи актов гражданского состояния управления записи актов гражданского состояния ФИО6 края по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 и ФИО2 родился сын ФИО3, о чем отделом записи актов гражданского состояния управления записи актов гражданского состояния ФИО6 края по городу Ставрополь сделана запись и выдано свидетельство о рождении от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании договоров безвозмездного пользования жилым помещением за период ДД.ММ.ГГГГ гг. в безвозмездное пользование ФИО2 (супруг), ФИО1 (истица) для проживания передано жилое помещение - квартира, общей площадью 36,7 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, принадлежащая на праве собственности ФИО5, о чем составлена запись в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований истица, указывает, что вышеуказанные действия являлись не намеренным ухудшением жилищных условий, а связаны с созданием семьи, и совместным проживанием, что не может расцениваться как умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищный условий.

В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. По смыслу указанной правовой нормы ограничения в постановке на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.

Таким образом, ограничения в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях возможны лишь при доказанности факта совершения гражданином, желающим состоять на таком учете, умышленных действий, направленных исключительно на приобретение права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.

Из положений п. 1, 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ следует, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Часть 4 ст. 50 ЖК РФ определяет понятие учетной нормы площади жилого помещения (далее - учетной нормы), которой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решением ФИО6 городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения» установлена норма площади жилого помещения в городе Ставрополе в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения, приходящаяся на одного человека.

Таким образом, при признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью участия в муниципальной целевой программе должны учитываться помещения, принадлежащие на праве собственности (занимаемые на основании договора социального найма) только членами данной молодой семьи.

В материалах дела, послуживших основанием для вынесения обжалуемых постановлений администрации, не имеется доказательств факта умышленного ухудшения жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Не представлены такие доказательства и в ходе судебного разбирательства.

Согласно статье 38 Конституции Российской Федерации, материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Согласно действующим нормам семейного законодательства, создание семьи предполагает совместное проживание, наличие общего бюджета, общие расходы ведение общего хозяйства, совместное воспитание детей, отношения по совместному использованию жилья.

Согласно п. 7 «Приложения к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ) при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

Доводы администрации, выраженные в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГс об обеспеченности семьи истца в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ жилой площадью более учётной нормы, являются несостоятельными.

Правительство Российской Федерации Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 675 утвердило федеральную целевую программу «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ годы, в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, а затем Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 1050 утвердило новую федеральную целевую программу на ДД.ММ.ГГГГ годы, а впоследствии - на ДД.ММ.ГГГГ, и соответствующие Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

В соответствии с пунктом 7 Правил, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

В соответствии подпунктом «е» пункта 2 Правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 466) социальная выплата может быть предоставлена молодой семье для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитам или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

Согласно условиям отнесения жилых помещений к жилью экономического класса, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ 800/пр, приобретение с использованием средств ипотечного кредитования жилого помещения семьей истца соответствует п. 3 Условий отнесения жилых помещений к жилью экономического класса, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 800/пр.

Поскольку государство, включая молодую семью истца в качестве участника указанной программы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, в связи, с чем произвольный отказ от него исключается.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным. Предъявление требования о признании недействительным акта органа местного самоуправления является одним из способов защиты гражданского права.

Кроме того, судом установлено, что на основании договора купли-продажи объекта недвижимости с использованием кредитных средств от ДД.ММ.ГГГГФИО2 приобретен объект недвижимости - квартира с кадастровым номером , расположенная по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 принято обязательство в отношении вышеуказанного жилого помещения оформить в общую долевую собственность супругов и детей с определением размера долей по соглашению в течение 6 месяцев после снятия обременения.

Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, утвержденного Постановлением (п. «е», части 2) социальные выплаты используются для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

Право использовать социальную выплату с целью погашения основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья было предоставлено молодым семьям - участникам подпрограммы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы, на момент заключения соответствующего кредитного договора, но не ранее ДД.ММ.ГГГГ (подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» - раздел VI «Механизм реализации подпрограммы»).

Признание молодой семьи участницей подпрограммы позволяло ей использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья.

Молодая семья может приобрести жилье по любому из предусмотренных законом гражданско-правовых договоров, в том числе и по договору купли продажи с использованием кредитных средств, существование которых не ограничено Программой.

Запрета на использование социальной выплаты для погашения ипотечного кредита по купли-продажи объекта недвижимости с использованием кредитных средств в указанной Программе, не содержится.

Поскольку государство, включая молодую семью в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что, поскольку на дату заключения договора купли – продажи жилого помещения с использованием кредитных средств, расположенного по адресу: <адрес> край, <адрес>, семья ФИО13 являлась участником данной Программы, что подтверждается постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании молодой семьи участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на ДД.ММ.ГГГГ годы», она вправе направить социальную выплату на погашение кредита и процентов по нему.

Площадь жилого помещения, приобретенного семьей ФИО13 за счет кредитных средств, не подлежит учету при определении их нуждаемости, поскольку фактически на день заключения кредитного договора семья ФИО13 продолжала оставаться участником данной Программы.

Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, утвержденного Постановлением (п. «е», части 2), социальные выплаты используются для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

Право использовать социальную выплату с целью погашения основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья было предоставлено молодым семьям - участникам подпрограммы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы, на момент заключения соответствующего кредитного договора, но не ранее ДД.ММ.ГГГГ (подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» - раздел VI «Механизм реализации подпрограммы»).

Признание молодой семьи участницей подпрограммы позволяло ей использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья.

Молодая семья может приобрести жилье по любому из предусмотренных законом гражданско-правовых договоров, в том числе и по договору купли продажи с использованием кредитных средств, существование которых не ограничено Программой.

Запрета на использование социальной выплаты для погашения ипотечного кредита по купли-продажи объекта недвижимости с использованием кредитных средств в указанной Программе, не содержится.

Поскольку государство, включая молодую семью в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что поскольку на дату заключения договора купли – продажи жилого помещения с использованием кредитных средств, расположенного по адресу: <адрес> край, <адрес>, семья ФИО13 являлась участником данной Программы, что подтверждается постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании молодой семьи участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на ДД.ММ.ГГГГ годы», она вправе направить социальную выплату на погашение кредита и процентов по нему.

Площадь жилого помещения, приобретенного семьей ФИО13 за счет кредитных средств, не подлежит учету при определении их нуждаемости, поскольку фактически на день заключения кредитного договора семья ФИО13 продолжала оставаться участником данной Программы.

В соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса РФ, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве, нуждающихся в жилых помещениях.

С учетом установленных обстоятельств дела, приведенных норм права, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в части признания незаконным постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на ДД.ММ.ГГГГ годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы»; признания за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилом помещении; в части обязания администрацию <адрес> устранить нарушение прав истцов ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с требованиями действующего законодательства; обязании администрацию <адрес> восстановить ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении для участия в муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе», составом семьи 3 человека: она, муж - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

При этом требование о признании незаконным уведомления комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГс об исключении молодой семьи из нуждающихся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на ДД.ММ.ГГГГ годы» муниципальной программе «Обеспечение жильем населения <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы» удовлетворению не подлежит, поскольку оно не является нормативным правовым актом органа местного самоуправления, носит уведомительный характер, в связи с чем, не подлежит обжалованию.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к изложенным выводам.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

исковые требования ФИО1 к администрации г. Ставрополя, третье лицо Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, об оспаривании постановления, о восстановлении нарушенного права – удовлетворить частично.

Признать незаконным постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на ДД.ММ.ГГГГ годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы».

Признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Обязать администрацию <адрес> устранить нарушение прав истцов ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Обязать администрацию <адрес> восстановить ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении для участия в муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе», составом семьи 3 человека: она, муж - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Исковые требования ФИО1 о признании незаконным уведомления комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГс об исключении молодой семьи из нуждающихся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на ДД.ММ.ГГГГ годы» муниципальной программе «Обеспечение жильем населения <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы» – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня его изготовления в мотивированное редакции.

Мотивированное решение суда изготовлено 16 июля 2020 года.

Судья А.И.Эминов