ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1622 от 31.01.2012 Ленинскогого районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

                                                                                    Ленинский районный суд      г. Ярославля                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Ленинский районный суд      г. Ярославля — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-1622 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 января 2012 г. г. Ярославль

Ленинский районный суд г. Ярославля в составе

председательствующего судьи Маренниковой М.В.

при секретаре Кудельниковой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле гражданское дело по иску Мэрии г. Ярославля к Ленинскому районному отделу судебных приставов г. Ярославля УФССП по Ярославской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Мэрия г. Ярославля обратилась в суд с тремя исковыми заявлениями к Ленинскому районному отделу судебных приставов г. Ярославля УФССП по Ярославской области, в которых просила освободить от уплаты исполнительского сбора по исполнительным производствам, возбужденным в интересах взыскателей ФИО1, ФИО2, ФИО3

Определением Ленинского районного суда г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ все три иска соединены в одно производство.

В обоснование исковых требований указано, что в отношении Мэрии г. Ярославля судебным приставом-исполнителем Ленинского районного отдела судебных приставов г. Ярославля УФССП по Ярославской области ДД.ММ.ГГГГ вынесено три постановления о взыскании исполнительского сбора с Мэрии г. Ярославля за нарушение установленных сроков исполнения исполнительных документов об обязании провести ремонтные работы в доме № и доме № по адресу 1. Решение суда, которым Мэрия г. Ярославля обязана выполнить ремонт в указанных домах, не может быть исполнено в срок, установленный для добровольного исполнения, ввиду уважительных причин. Разделом 2.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170, определено, что проведению капитального ремонта предшествует разработка проектно-сметной документации, в которой определяется объем и перечень необходимых работ. Поэтому работы по решению суда могут быть выполнены только при наличии проектной документации. Поскольку многоквартирные дома № № по адресу 1 являются объектами культурного наследия, все проводимые работы подлежат согласованию с Департаментом культуры Ярославской области. Кроме того, в связи с финансированием работ из средств городского бюджета выбор подрядной организации для производства работ по подготовке проектной документации, а затем и ремонтных работ должен быть осуществлен в соответствии с требованиями ФЗ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». На момент обращения с исковым заявлением по исполнению решения суда проведена следующая работа: составлено задание на проектирование; получены технические условия от ресурсоснабжающих организаций для разработки проектно-сметной документации на замену инженерной системы электроснабжения, теплоснабжения, горячего водоснабжения, замену теплового узла; составлена смета на выполнение проектной документации на капитальный ремонт, на инженерное обследование и инженерно-геологические изыскания; проведена экспертиза смет; разработана конкурсная документация; проведена конкурсная процедура по отбору подрядной организации на выполнение работ по подготовке проектной документации на капитальный ремонт дома. Для изготовления проектной документации заключен муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ Работы по изготовлению проектной документации выполнены, имеются замечания. После устранения замечаний проект будет направлен на согласование в Департамент культуры ЯО, после чего будут проводиться торги по выбору подрядной организации для производства ремонтных работ. Поскольку ремонт дома представляет собой объемный технологический процесс, и иного законного способа организовать работы не имеется, решение суда не может быть исполнено в указанные приставом-исполнителем сроки. Все это свидетельствует о том, что решение суда мэрией г. Ярославля исполняется, вины в действиях и бездействия со стороны мэрии по исполнению решения суда не усматривается.

В судебном заседании представитель истца Мэрии г. Ярославля ФИО 1, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные изложенному в описательной части решения. Дополнительно представитель истца пояснила, что постановления о возбуждении исполнительных производств поступили в мэрию г. Ярославля только ДД.ММ.ГГГГ Фактически к исполнению решения суда Мэрия г. Ярославля приступила ДД.ММ.ГГГГ  В настоящее время муниципальный контракт по проектной документации заключен и находится на согласовании в департаменте культуры ЯО. Мэрия провела подготовительную работу. После согласования проектной документации в департаменте культуры ЯО будут проведены торги на выполнение работ, после чего подрядная организация приступит к выполнению ремонта. Все эти действия невозможно сделать в 5 дней. Представитель истца полагает, что Мэрия г. Ярославля предпринимает все возможные действия для исполнения решения суда, однако ремонт дома невозможно выполнить в течение 5 дней. Вины Мэрии г. Ярославля в том, что решение до настоящего времени не исполнено, нет, имеются обстоятельства, являющиеся непреодолимым препятствием для исполнения решения. В Ленинский районный отдел судебных приставов г. Ярославля УФССП по ЯО мэрия г. Ярославля предоставляла всю информацию по исполнению решения суда, при этом подтверждающие документы приставу не направлялись, поскольку не запрашивались. Представитель истца просит принять во внимание то, что ДД.ММ.ГГГГ на основании определения Ленинского районного суда г. Ярославля мэрии г. Ярославля была предоставлена отсрочка исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ

Представитель ответчика Ленинского районного отдела судебных приставов г. Ярославля УФССП по ЯО ФИО 2 исковые требования не признала и пояснила, что на исполнении Ленинского районного отдела судебных приставов г. Ярославля находятся исполнительные производства, возбужденные на основании исполнительных листов Ленинского районного суда об обязании произвести ряд ремонтных работ в доме № и доме № по адресу 1, в пользу ФИО1, ФИО2 и ФИО3 Постановления о возбуждении данных исполнительных производств направлены должнику, поступили в Мэрию г. Ярославля 27.12.2010 г.. Данные постановления должником не оспаривались. Постановлениями установлен пятидневный срок для исполнения требований исполнительного документа, также в них содержалось предупреждение об ответственности и последствиях в случае неисполнения решения суда в установленный приставом-исполнителем срок. Ни в срок, установленный постановлением, ни на ДД.ММ.ГГГГ решение суда не исполнено. Доказательств уважительности причин неисполнения решения суда судебному приставу-исполнителю Мэрией г. Ярославля не представлялось. С заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда должник обратился только ДД.ММ.ГГГГ Должником не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения. В связи с этим судебным приставом-исполнителем вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора. Освобождение Мэрии от взыскания исполнительского сбора противоречит принципу обязательности исполнения вступивших в законную силу судебных решений. Требования Мэрии направлены на уклонение от исполнения и затягивание процесса исполнительного производства.

Третье лицо ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, возражает против удовлетворения исковых требований.

Третьи лица ФИО2, ФИО3 в судебное заседание не явились, их интересы представлял ФИО 3, действующий на основании доверенностей. Представитель третьих лиц в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, поддержал позицию судебного пристава-исполнителя, пояснил, что действующим законодательством предусмотрены требования к срокам исполнения требований неимущественного характера. Должник Мэрия г. Ярославля ознакомлена с постановлениями о возбуждении исполнительных производств, предупреждена о последствиях неисполнения решения в срок, установленный постановлением. Поскольку невозможность исполнения решения в пятидневный срок была очевидна, должник обязан был своевременно обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения, однако сделал это только через год после вынесения решения. Также должник обязан был отчитываться перед приставом-исполнителем о ходе исполнения решения суда, представляя не только информацию, но и подтверждающие документы. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, но мэрия г. Ярославля длительное время бездействовала. В соответствии с ФЗ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов и поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» конкурс по разработке проектной документации определен – 56 дней, после чего можно было заключать муниципальный контракт, но до его заключения прошел год. Ни что не мешало мэрии г. Ярославля сразу после вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства разместить заявку на сайте о проведении конкурса. Считает, что мэрия г. Ярославля не представила доказательств непреодолимой силы неисполнения решения суда и судебный пристав-исполнитель законно и обоснованно вынес постановления о взыскании исполнительского сбора.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Ленинским районным судом г. Ярославля ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение по гражданскому делу по иску ФИО2, ФИО3, ФИО1 к Мэрии г. Ярославля, и другим о проведении капитального и текущего ремонтов домов, компенсации морального вреда.

Указанным решением Мэрия г. Ярославля обязана произвести следующие ремонтные работы в доме № по адресу 1: замену центрального отопления: трубопровода и радиаторов; замену трубопровода холодного и горячего водоснабжения в местах общего пользования; замену канализационных стояков, проходящих в жилых помещениях дома; ремонт крыши, обрешетки, замену кровли; замену системы электроснабжения; ремонт подъезда дома, включая восстановление стены на лестничной клетке, восстановление побелки потолков и окраску стен на каждом этаже в подъезде дома, восстановление бетонной лестницы, бетонного пола между лестничными переходами, установку коробов в местах изоляции проводов, замену оконных рам; работы по устранению сырости и глубоких трещин в фундаменте многоквартирного дома. Также Мэрия обязана произвести следующие ремонтные работы в доме № по адресу 1: замену центрального отопления: радиаторов, трубопровода; замену трубопровода холодного и горячего водоснабжения в местах общего пользования; замену канализационных стояков, проходящих в жилых помещениях дома; ремонт крыши, кровли, обрешетки дома; замену системы электроснабжения; ремонт подъезда дома, включая восстановление стены на лестничной клетке, восстановление деревянной лестницы в подъезде дома, устранение трещин на потолках каждого этажа подъезда, побелку обгоревших потолков и окраску стен на каждом этаже подъезда, замену оконных рам, работы по окраске деревянных полов в подъезде дома, установку коробов в местах изоляции проводов; устранить сырость и глубокие трещины в фундаменте многоквартирного дома; устранить глубокие трещины в наружных и внутренних стенах; оштукатурить стены в теплоузле и подвале дома.

Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем возбуждены исполнительные производства № в интересах взыскателя ФИО1, № в интересах взыскателя ФИО2, № в интересах взыскателя ФИО3

Пунктом 2 указанных постановлений о возбуждении исполнительного производства должнику предложено в срок 5 дней со дня получения постановлений добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе, о чем немедленно сообщить судебному приставу-исполнителю.

Также в постановлениях содержится предупреждение о взыскании исполнительского сбора в сумме  рублей в случае неисполнения исполнительного документа в указанный срок.

Мэрией г. Ярославля постановления о возбуждении исполнительных производств получены ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеются соответствующие отметки.

Постановления о возбуждении исполнительных производств Мэрией г. Ярославля не обжаловались. В срок, указанный приставом-исполнителем, требования исполнительных документов Мэрией г. Ярославля не исполнены.

В материалах исполнительных производств имеются акты о совершении исполнительных действий от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ из которых следует, что состоялись выходы в дом № и дом № по адресу 1, ремонтные работы, указанные в исполнительном документе, не произведены.

Кроме того, судебным приставом-исполнителем неоднократно ( ДД.ММ.ГГГГ), направлялись запросы в Мэрию г. Ярославля, в которых предлагалось предоставить информацию о ходе исполнения решения суда.

Как видно из материалов исполнительных производств, Мэрией г. Ярославля на данные запросы в письменном виде предоставлялась соответствующая информация о принимаемых мерах по выполнению ремонтных работ в домах № и № по адресу 1.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем в рамках каждого исполнительного производства № в интересах взыскателя ФИО1, № в интересах взыскателя ФИО2, № в интересах взыскателя ФИО3 было вынесено постановление о взыскании с должника – Мэрии г. Ярославля – исполнительского сбора в размере .

Постановления о взыскании исполнительского сбора были вынесены в связи с тем, что должником –Мэрией г. Ярославля в срок, установленный для добровольного исполнения, содержащихся в исполнительном документе требований, последние не исполнены без уважительных причин.

В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Согласно части 2 указанной статьи, исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Из этого следует, что при наличии уважительных причин должник не может быть подвергнут взысканию в виде исполнительского сбора.

Из смысла п. 7 Постановления Конституционного суда от 30.07.2001 № 13-П следует, что под уважительными причинами неисполнения решения суда следует понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях исполнения требований исполнительного документа.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 3 постановления Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 N 13-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Исполнительский сбор может применяться при наличии виновного противоправного бездействия со стороны должника в неисполнении решения суда.

В соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Как следует из материалов дела, виновное противоправное бездействие должника в неисполнении решения суда, подлежащего исполнению за счет городского бюджета, по мнению суда, отсутствует.

Согласно п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, капитальный ремонт включает в себя замену и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замену и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замену отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

В соответствии с п. 7.7 «Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений", утвержденного Постановления Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279, предельные сроки продолжительности капитального ремонта на отдельном здании и сооружении в зависимости от сметной стоимости могут составлять от 1 месяца до 12 месяцев.

Поскольку дом № и дом № по адресу 1 отнесены к объектам культурного наследия  , все работы должны проводиться на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия (ст. 45 Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Кроме того, «Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 предусмотрено, что для проведения капитального ремонта необходима разработка проектно-сметной документации.

Поскольку работы финансируются из средств городского бюджета выбор подрядной организации для производства работ по подготовке проектной документации, а затем и ремонтных работ должен быть осуществлен в соответствии с требованиями ФЗ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Ремонт домов представляет собой объемный технологический процесс, и иного законного способа организовать работы не имеется.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что исполнение требований исполнительного документа в срок 5 дней в полном объеме невозможно. Вместе с этим, с момента получения мэрией г. Ярославля постановлений о возбуждении исполнительных производств, должником предприняты меры, направленные на исполнение решения в соответствии с требованиями действующего законодательства о проведении капитального ремонта.

Должником Мэрией г. Ярославля составлено задание на проектирование; получены технические условия от ресурсоснабжающих организаций для разработки проектно-сметной документации на замену инженерной системы электроснабжения, теплоснабжения, горячего водоснабжения, замену теплового узла; составлена смета на выполнение проектной документации на капитальный ремонт, на инженерное обследование и инженерно-геологические изыскания; проведена экспертиза смет; проведена необходимая конкурсная процедура по отбору подрядной организации на выполнение работ по подготовке проектных документаций на капитальный ремонт культурного наследия; проведена конкурсная процедура по отбору подрядной организации на выполнение работ по подготовке проектной документации на капитальный ремонт дома. Для изготовления проектной документации заключен муниципальный контракт № 149-Е от 22.11.2011 г. Проекты на капитальный ремонт домов 18 и 20/2 по ул.Республиканской г.Ярославля 16.01.2012 г. были направлены в адрес департамента культуры Ярославской области для согласования. В соответствии с ФЗ № 94 от 21.07.2005г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» для проведения ремонтных работ необходимо провести торги по выбору подрядной организации.

Проведение указанных мероприятий подтверждено материалами дела и не оспаривается остальными участниками процесса. Совершение данных действий свидетельствует о том, что Мэрия г. Ярославля не уклонялась от исполнения решения суда, предприняла меры к его исполнению, соблюдая степень заботливости и осмотрительности, необходимую для исполнения требований исполнительного документа.

Однако исполнить решение в полном объеме Мэрия г. Ярославля не может в связи с обстоятельствами, находящимися вне её контроля и ее вина в неисполнении решения суда в пользу взыскателей ФИО2, ФИО1, ФИО3 отсутствует.

Суд считает уважительными причины неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства. При таких обстоятельствах взыскание с Мэрии г. Ярославля исполнительского сбора, в общей сумме  за неисполнение требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, нельзя признать обоснованным.

Таким образом, суд полагает, что Мэрия г. Ярославля должна быть освобождена от взыскания исполнительского сбора по постановлениям судебного пристава-исполнителя Ленинского районного отдела судебных приставов г. Ярославля УФССП по Ярославской области по исполнительным производствам №, №, №, в общей сумме .

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Мэрии г. Ярославля удовлетворить.

Освободить от взыскания исполнительского сбора мэрию г. Ярославля по постановлениям судебного пристава-исполнителя Ленинского районного отдела судебных приставов г. Ярославля УФССП по Ярославской области о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительным производствам № №, №, в общей сумме 

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Ленинский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья п/п

Копия верна:

Судья М.В.Маренникова