ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1622/2014 от 13.03.2014 Волжского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

     Дело №2- 1622/2014

 Решение

 именем Российской Федерации

 13 марта 2014 года                                                                                       г. Саратов

 Волжский районный суд г. Саратова в составе

 председательствующего судьи Тереховой - Сидоркиной О.В.

 при секретаре судебного заседания Кузнецовой Е.В.

 с участием заявителя ФИО2, представителя заявителя ФИО4, предоставившего ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя заинтересованного лица УГИБДД ГУМВД России по Саратовской области ФИО5, представившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 о признании незаконным решения УГИБДД ГУ МВД России по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ

 установил:

 заявитель обратился в Волжский районный суд города Саратова с требованиями о признании незаконным решения начальника отдела ТН и КРЭД УГИБДД ГУ МВД России по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 об отказе в замене кабины на транспортном средстве иные данные, 1999 года выпуска, государственный регистрационный знак № и обязании УГИБДД ГУ МВД России по Саратовской области устранить в полном объеме допущенные препятствия к осуществлению прав и свобод заявителя. К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УГИБДД ГУ МВД России по Саратовской области. В обоснование заявленных требований заявитель указал, что является собственником транспортного средства иные данные, 1999 года выпуска, государственный регистрационный знак №. При эксплуатации автомашины произошла поломка кабины, в связи, с чем возникла необходимость её замены. По договору купли-продажи №, заключенному ДД.ММ.ГГГГ между ИП ФИО1 и заявителем, приобрел в собственность кабину, бывшую в употреблении от аналогичной автомашины FREIGHTLINER. Данная кабина совместно с другими запасными частями тягачей получены продавцом из США согласно таможенной декларации от ДД.ММ.ГГГГ. Специализированной организацией ООО «Вольская станция технического обслуживания» был произведен монтаж кабины на указанном автомобиле, о чем составлен Заказ-наряд на выполненные работы от ДД.ММ.ГГГГ. После проведения работ по замене кабины и готовности машины к эксплуатации, имея при себе все необходимые документы и квитанции заявитель обратился в УГИБДД ГУ МВД России по Саратовской области о внесении изменений в регистрационные данные паспорта транспортного средства ( №)- автомашины, марки №, 1999 года выпуска, регистрационный номер №, идентификационный номер №, в раздел «ОСОБЫЕ ОТМЕТКИ», в связи с заменой кабины иные данные от аналогичной автомашины, бывшей в эксплуатации, 1999 года выпуска, с заменой цвета кабины с красного на белый.

 ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился к начальнику отдела ТН и КРЭД УГИБДД ГУ МВД России по Саратовской области майору полиции ФИО6, который предложил заполнить Заявление на внесение изменений в конструкцию транспортного средства, на обратной стороне заявления позже указал, что данное изменение конструкции транспортного средства «возможно при использовании номерных агрегатов исключительно с транспортных средств, с которых ранее уплачен утилизационный сбор или по которым предприятием-изготовителем принято обязательство обеспечить обращение с отходами, за исключением агрегатов, использовавшихся в комплекте транспортных средств, паспорта на которые выданы до 1 сентября 2012 г.». Таким образом, 09 декабря 2013 года начальником отдела ТН и КРЭД УГИБДД ГУ МВД России по Саратовской области в совершении регистрационных действий отказано путем проставления соответствующей отметки на оборотной стороне заявления.

 ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился с жалобой на эти действия к вышестоящему в порядке подчиненности начальнику управления ГИБДД ГУ МВД России по Саратовской области, по месту дислокации <адрес>. Однако обжалуемые действия остались без внимания и ответ в установленный срок не дан. В связи с этим заявитель был вынужден обратиться в суд.

 Полагает, что отказ в совершении регистрационных действий с изменениями регистрационных данных с установленной на автомобиле кабиной, от аналогичной автомашины, бывшей в эксплуатации, 1999 года выпуска, белого цвета, которая была ввезена на территорию РФ не в составе транспортного средства, незаконным.

 С учетом уточненных требований просит суд признать незаконным решение УГИБДД ГУ МВД России по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе внесения изменения в регистрационные данные при замене кабины на транспортном средстве иные данные 1999 года выпуска, государственный регистрационный знак № и обязать Управление ГИБДД ГУ МВД России по Саратовской области устранить допущенное нарушение, произвести регистрационные действия с внесением изменений в регистрационные данные паспорта транспортного средства - автомашины, марки иные данные, 1999 года выпуска, регистрационный номер <***>, идентификационный номер №, с ввезенной на территорию России согласно таможенной декларации от ДД.ММ.ГГГГ кабиной, марки иные данные, белого цвета, 1999 года выпуска.

 ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, в их обоснование привел доводы, изложенные в заявлении.

 Представитель заявителя также просил удовлетворить заявленные требования по выше изложенным доводам.

 Представитель УГИБДД ГУ МВД России по Саратовской области в судебном заседании просила отказать ФИО2 в удовлетворении заявленных требований, поскольку начальником отдела ТН и КРЭД УГИБДД ГУ МВД России по Саратовской области майором полиции ФИО6 принято решение по поступившему заявлению согласно требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720, Постановления Правительства Российской Федерации № 870 от 30 августа 2012 года «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств», где указано, что в при принятии решения по заявлению на внесение изменений в конструкцию транспортного средства указывать на использование номерных агрегатов исключительно с транспортных средств, за которые ранее осуществлено взимание утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств или по которым организацией- изготовителем транспортных средств принято обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, за исключением номерных агрегатов, использовавшихся в комплекте колесных транспортных средств, паспорта на которые выданы до 01 сентября 2012 года. ФИО2 в УГИБДД ГУ МВД России по Саратовской области представлены документы на номерной агрегат- кабину с транспортного средства, не зарегистрированного на территории РФ. У номерного агрегата также отсутствует сертификат соответствия.

 Начальник отдела ТН и КРЭД УГИБДД ГУ МВД России по Саратовской области ФИО6 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения заявления извещен надлежащим образом.

 Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, счел возможным рассмотреть заявление ФИО2 в отсутствие лиц, не пожелавших явиться в суд.

 Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

 В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

 На основании ч.1 ст.254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

 В соответствии с толкованиями закона, данными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие), в том числе «органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения».

 В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 На основании ст.11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

 Способы защиты гражданских прав перечислены в ст.12 ГК РФ: путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; самозащиты права; возмещения убытков; прекращения или изменения правоотношения; иными способами, предусмотренными законом.

 В судебном заседании было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в УГИБДД ГУ МВД России по Саратовской области с заявлением на внесение изменений в конструкцию транспортного средства иные данные 1999 года выпуска в связи с заменой номерного агрегата (кабины).

 Решением начальника отдела ТН и КРЭД УГИБДД ГУ МВД России по Саратовской области майора полиции ФИО6 заявителю отказано в замене номерного агрегата на транспортном средстве ввиду неуплаты утилизационного сбора в отношении указанной кабины при её ввозе на территорию России.

 Суд приходит к выводу, что оспариваемое заявителем решение является незаконным поскольку законодательством РФ взимание утилизационного сбора с ввозимых в Россию отдельно агрегатов на транспортные средствами не предусмотрено. Кроме того, представленные таможенные декларации и другие документы свидетельствуют, что в комплекте колесных транспортных средств на территории РФ указанный номерной агрегат (кабина) не использовался, следовательно, утилизационный сбор за данный агрегат уплате не подлежит.

 Из материалов дела следует, что обязанность по оплате предусмотренных законом сборов была исполнена индивидуальным предпринимателем ФИО1 при ввозе обозначенного выше агрегата на территорию России, после чего кабина с соответствующими таможенными документами была выпущена Балтийской таможней в свободное обращение.

 В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

 Согласно абзацу 7 указанного пункта регистрация, в том числе временная, и изменение регистрационных данных колесных транспортных средств не осуществляются, если федеральным законом установлено требование по уплате утилизационных сборов в отношении колесных транспортных средств, или необходимо принятие организацией - изготовителем колесных транспортных средств обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, или утилизационный сбор в отношении колесных транспортных средств не уплачивается в соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", в частности, если при изменении регистрационных данных колесных транспортных средств, связанных с заменой номерных агрегатов, представлены номерные агрегаты с транспортных средств, за которые ранее не осуществлено взимание утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств или по которым организацией - изготовителем транспортных средств не принято обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, за исключением номерных агрегатов, использовавшихся в комплекте колесных транспортных средств, паспорта на которые выданы до 1 сентября 2012 года.

 Вместе с тем номерные агрегаты не поименованы в Перечне видов и категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 года № 870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств», в связи с чем, на заявителях не лежит обязанность по его уплате. Ставки утилизационного сбора определены только для колесных транспортных средств в зависимости от присущих им характеристик.

 Поскольку само транспортное средство, кабина которого была установлена на автомобиль заявителей, в Россию не ввозилось, оснований для взимания утилизационного сбора не имелось.

 Суд полагает, что доводы представителя заинтересованного лица ФИО5 не содержат правовых оснований для отказа в удовлетворении заявленных ФИО2 требований, основаны на неправильном толковании норм материального права.

 В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ суд

 решил:

 признать незаконным решение УГИБДД ГУ МВД России по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе внесения изменения в регистрационные данные при замене кабины на транспортном средстве иные данные, 1999 года выпуска, государственный регистрационный знак №.

 Обязать Управление ГИБДД ГУ МВД России по Саратовской области устранить допущенное нарушение, произвести регистрационные действия с внесением изменений в регистрационные данные паспорта транспортного средства - автомашины марки иные данные, 1999 года выпуска, регистрационный номер №, идентификационный номер №, с ввезенной на территорию России согласно таможенной декларации от ДД.ММ.ГГГГ кабиной, марки иные данные, белого цвета, 1999 года выпуска.

 Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

         Судья                    О.В. Терехова - Сидоркина