ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1623/19 от 31.07.2019 Ленинскогого районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело №2-1623/19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 июля 2019 г. г.Барнаул

Ленинский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Жупиковой А.И.,

при секретаре Топоровой К.А.,

с участием процессуального истца помощника прокурора Ленинского района г.Барнаула Ананиной О.С., материального истца Кузнецовой С.Б., представителей ответчиков ООО «ДЕЗ-2 Ленинского района» Пшенициной Т.О., КГКУ «Управление социальной защиты населения по г.Барнаулу» Горобец М.В., рассмотрев в открытом судебном гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Барнаула в интересах Кузнецовой Светланы Борисовны к обществу с ограниченной ответственностью «ДЕЗ-2 Ленинского района», краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по г.Барнаулу» о признании незаконными действий по начислению платы по услугам «холодное водоснабжение» и «водоотведение», возложении обязанности произвести перерасчет, направить перерасчет с исключением задолженности по услугам холодное водоснабжение» и «водоотведение», возложении обязанности предоставить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, -

у с т а н о в и л:

Прокурор Ленинского района г.Барнаула обратился в суд в интересах Кузнецовой С.Б. с иском к ООО «ДЕЗ-2 Ленинского района», КГКУ «Управление социальной защиты г.Барнаула. Просит признать незаконными действия ООО «ДЕЗ-2 Ленинского района» по начислению Кузнецовой С.Б. в октябре 2018 г. платы по услугам «холодное водоснабжение» в размере 2 193,58 руб. и «водоотведение» в размере 1 721,82 руб., возложить на ООО «ДЕЗ-2 Ленинского района» обязанность произвести перерасчет Кузнецовой С.Б. путем исключения из лицевого счета на /// в /// сведений о начислении по услугам «холодное водоснабжение» в размере 2 193,58 руб. и «водоотведение» в размере 1 721,82 руб., направить перерасчет с исключением задолженности по услугам «холодное водоснабжение» в размере 2 193,58 руб. и «водоотведение» в размере 1 721,82 руб. на указанную квартиру в КГКУ «Управление социальной защиты населения по г.Барнаулу», возложить на КГКУ «Управление социальной защиты населения по г.Барнаулу» обязанность предоставить Кузнецовой С.Б. субсидию на оплату жилого помещения и коммунальные услуги с момента ее обращения с заявлением.

В обоснование заявленных требований указывает, что Кузнецова С.Б. является собственником ///, расположенной в /// в ///. В октябре 2018 г. ответчиком ООО «ДЕЗ-2 Ленинского района» произведено дополнительное начисление в виде перерасчета платы по услугам «холодное водоснабжение» в размере 2 193,57 руб., «водоотведение» в размере 1 721,82 руб. за период с марта 2011 г. по февраль 2012 г.

Как следует из информации ООО «ДЕЗ-2 Ленинского района», направленной в прокуратуру района, в связи с неполным выставлением к оплате потребленных ресурсов только по индивидуальным приборам учета (далее - ИПУ) жителям квартир, в которых были установлены индивидуальные приборы учета в период времени с марта 2011 г. по февраль 2012 г., когда на доме отсутствовали общедомовые приборы учета (далее - ОДПУ), собственникам квартир произведен перерасчет в виде доначисления по услугам «холодная вода для нужд горячего водоснабжения», «холодное водоснабжение» и «водоотведение» на разницу между нормативом и потребленным объемом по счетчикам. Начисление в этот период должно было производиться по нормативу в квартирах, где были установлены индивидуальные приборы учета.

Однако ООО «ДЕЗ-2 Ленинского района г.Барнаула» не имело оснований для перерасчета платы в виде доначисления по указанным услугам и включения в квитанцию за октябрь 2018 г., задолженность за 2011 г. у управляющей компании отсутствовала. Ссылаясь на ст.157 ЖК РФ, ч.2 ст.13 ФЗ от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», п.1 ст.544, ст.548 ГК РФ, полагает, что действующее законодательство придает приоритетное значение данным приборам учета энергетических ресурсов по сравнению с расчетными способами исчисления их количества при определении размера платы за поставленные энергетические ресурсы.

Учитывая, что начисление за период с марта 2011 г. по февраль 2012 г. Кузнецовой С.Б., которая является собственником помещения, оборудованного индивидуальным прибором учета, производилось ООО «ДЕЗ-2 Ленинского района» в соответствии с действующим законодательством, возложение на истца обязанности по оплате дополнительных начисление в виде перерасчета незаконно.

В связи с тем, что решением Арбитражного суда Алтайского края от 28.07.2016 убытки взысканы именно с ООО «ДЕЗ-2 Ленинского района» в пользу ОАО «Алтайские коммунальные системы», оснований для выставления платы для погашения убытков за счет собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся в его управлении, путем дополнительных начислений, не имелось.

Прокурором района 14.12.2016 руководителю управляющей организации вносилось представление с требованием произвести счисление необоснованно начисленных сумм. По результатам рассмотрения представления руководителем УК в перерасчете отказано.

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 07.11.2018 удовлетворено заявление ООО «ДЕЗ-2 Ленинского района» о признании незаконным представления прокурора от 14.12.2016, которое оставлено без изменения постановлением Седьмого Арбитражного апелляционного суда от 24.01.2019.

Постановлением Арбитражного суда ЗСО от 21.05.2019 удовлетворена кассационная жалоба прокурора, которым в удовлетворении заявления ООО «ДЕЗ-2 Ленинского района» о признании незаконным представления прокурора от 14.12.2016 отказано.

Неправомерными действиями управляющей организации нарушаются социальные права истца на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, так как решением КГКУ УСЗН по г.Барнаулу от 04.04.2019 Кузнецовой С.Б. в предоставлении услуги было отказано в связи с тем, что в финансовом лицевом счете на квартиру управляющей компанией на 21.03.2019 указана задолженность по вышеуказанным услугам в вышеуказанном размере.

Само по себе наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для приостановления предоставления мер социальной поддержки или отказа в их предоставлении, поскольку принятию решения уполномоченным органом по вопросу предоставлении гражданину субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг должно предшествовать установление причин возникновения такой задолженности и при наличии уважительных причин возникновения задолженности в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

Из ответа КГКУ «Управление социальной защиты населения по г.Барнаулу» Кузнецовой С.Б. об отказе в предоставлении субсидии, информации, представленной в прокуратуру района, следует, что причины образования (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг КГКУ УСЗН по г.Барнаулу не устанавливались. Ссылаясь на п.п.15,16,19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, в части того, что в настоящее время не предусмотрено начисление платы по нормативу собственникам помещений в МКД за коммунальные услуги, имеющим индивидуальные приборы учета, вышеуказанные положения закона, п.47 Постановления Пленум ВС РФ от 27.06.2017 №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в МКД по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности, просит удовлетворить заявленные требования.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г.Барнаула Ананина О.С. на требованиях настаивала, дала пояснения аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.05.2019, которым отменены решение Арбитражного суда Алтайского края от 07.11.2018 и постановление Седьмого Арбитражного апелляционного суда от 24.01.2019 по делу №А03-3084/2017 по заявлению ООО «ДЕЗ-2 Ленинского района» к прокуратуре Алтайского края о признании незаконным и отмене представления от 14.12.2016 №02-02-2016, имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела в части того обстоятельства, что применение п.19 Правил №307 возможно только при одновременном отсутствии общедомовых и индивидуальных приборов учета, отсутствие только ОДПУ не может служить основанием для расчета платы за коммунальные услуги по нормативу потребления, игнорируя показания ИПУ, в связи с чем действия управляющей компании по доначислению платы за услуги «холодное водоснабжение» и «водоотведение» Кузнецовой С.Б. в октябре 2018 г. за спорный период являются незаконными. Полагает, что правовых оснований для поддержания требований о возложении обязанности на управляющую компанию ООО «ДЕЗ-2 Ленинского района» направить перерасчет с исключением задолженности по услугам «холодное водоснабжение» в размере 2 193,58 руб. и «водоотведение» в размере 1 721,82 руб. на указанную квартиру в КГКУ «Управление социальной защиты населения по г.Барнаулу», возложении обязанности на КГКУ «Управление социальной защиты населения по г.Барнаулу» предоставить Кузнецовой С.Б. субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с момента ее обращения с заявлением не имеется, к тому же процессуальный срок обращения с требованием к УСЗН о признании решения об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг пропущен. Вместе с тем данные требования поддерживает.

Материальный истец Кузнецова С.Б. заявленные требования, за исключением п.3 требований, поддержала по изложенным в иске основаниям. Полагает, что доначисления, произведенные в отношении принадлежащей ей квартиры в октябре 2018 г. по спорным услугам за март 2011 г. по февраль 2012 г. незаконны на том основании, что в указанный период плата за них должна была быть и была включена в квитанции по строке «текущее содержание жилья», у нее задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг не имелось, как в спорный период, так и на момент обращения в УСЗН с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Кроме того, общедомовые приборы учета на доме были установлены еще в 2010 году, поэтому оснований для доначислений ей платы за услуги «холодное водоснабжение» и «водоотведение» не имелось. Она понимает, что должна была оплачивать данные услуги и на общедомовые нужды. Однако доначисления, произведенные спустя значительный период времени, неправомерны.

Представитель ответчика ООО «ДЕЗ-2 Ленинского района» Пшеницина Т.О. возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск (л.д.26-31). Считает, что Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.05.2019 не имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела, поскольку в деле участвуют иные стороны, иные предмет и основания спора и содержит только субъективное мнение судьи, поскольку законодательство по спорной ситуации не менялось. К тому же в полномочия Арбитражного суда ЗСО не входит толкование ст.58 Конституции РФ, такие полномочия имеет только Конституционный суд РФ, который как раз указал обратное в Постановлении от 10.07.2018 №30-П о том, что начисление на оплату коммунальных услуг не может осуществляться исключительно на основании данных ИПУ. Ссылка истца на Постановление Конституционного суда РФ 10.07.2018 №30-П не обоснована, так как аналогия с данным Постановление не применима к возникшим правоотношениям, поскольку в нем содержатся иные обстоятельства, в нем отражена позиция о неприменении п.16 Постановления №307 – расчета только по ИПУ, в противном случае собственники помещения незаконно освобождаются от несения расходов на содержание общего имущества. При этом, п.16 Правил №307 применяется только для тех, кто заключил договор на оказание коммунальных услуг. Об этом же свидетельствует и позиция и Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, отраженная в многочисленных Определениях по данному вопросу, судебная практика Алтайского краевого суда. Кроме этого, порядок правоприменения и урегулирование спорных отношений осуществлен Письмом Минрегиона РФ от 20.03.2007 №4967-СК/07. Таким образом, не имеется правовых оснований для признания действий УК незаконными и возложения на УК обязанности произвести перерасчет Кузнецовой С.Б. путем исключения из лицевого счета на /// в /// сведений о начислении по услугам «холодное водоснабжение» в размере 2 193,58 руб. и «водоотведение» в размере 1 721,82 руб., и, тем более, направить перерасчет с исключением задолженности по услугам «холодное водоснабжение» в размере 2 193,58 руб. и «водоотведение» в размере 1 721,82 руб. на указанную квартиру в КГКУ «Управление социальной защиты населения по г.Барнаулу».

Представитель ответчика КГКУ «Управление социальной защиты населения по г.Барнаулу» (далее – УСЗН по г.Барнаулу) Горобец М.В. с требованиями, заявленными к УСЗН не согласилась в полном объеме по изложенным в письменном отзыве основаниям (л.д.40-41). Считает, что решением Управления СЗН по г.Барнаулу от 04.04.2019 Кузнецовой С.Б. на основании п.п.6,8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 №761, п.2.7.1 Административного регламента предоставления государственной услуги «Установление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», утвержденного приказом Минтруда и соцзащиты Алтайского края от 28.12.2017 №604, обоснованно отказано в предоставлении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, поскольку у нее имелась задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальных услуг. Кроме того, на момент обращения Кузнецовой С.Б. 22.03.2019 в Управление с заявлением о предоставлении субсидии представление прокурора руководителю УК с требованием произвести счисление необоснованно начисленных сумм от 14.12.2016 было признано незаконным. К тому же решение Управления Кузнецовой С.Б. не оспаривалось, не было признано незаконным, при этом срок исковой давности обжалования отказа пропущен.

Представитель третьего лица ООО «Барнаульский водоканал» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства по делу судом извещен надлежаще, представил письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому указывает на то, что начисления гражданам за коммунальные услуги, проживающим в многоквартирных домах, находящихся на обслуживании в управляющей организации, ТСЖ, ЖСК, производит управляющая организация, ТСЖ, ЖСК в соответствии с Правилами №354 (п.п.38,42), а до 01.07.2016 – в соответствии с Правилами №307 (л.д.135-136).

С учётом положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом определено о возможности рассмотрения дела при имеющейся явке.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Материалами дела подтверждено, не оспаривается участниками процесса, что Кузнецова С.Б. является собственником /// в ///, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.05.2016 (л.д.16).

Многоквартирный жилой /// в /// находится на обслуживании у ООО «ДЕЗ-2 Ленинского района» (л.д.93).

Как усматривается из платежного документа за октябрь 2018 г., ООО «ДЕЗ-2 Ленинского района» произвело Кузнецовой С.Б., на имя которой открыт финансовый лицевой счет, дополнительные начисления за период с марта 2011 г. по февраль 2012 г. в виде перерасчета по услугам «холодное водоснабжение» в размере 2 193,58 руб., «водоотведение» в размере 1 721,82 руб.

В соответствии с ч.1 и п.5 ч.2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

В силу ч.3 ст.30 ЖК РФ Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Согласно ч.2,4 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

В силу ч.7 ст.155 ЖК РФ Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.

Согласно ст.157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Индивидуальные приборы учета водоснабжения установлены истцом 11.08.2012, что подтверждается ответом ОО «ДЕЗ-2 Ленинского района» прокурору района (л.д.17 об.).

Общедомовые приборы учета в ///, расположенном по /// в /// приняты в эксплуатацию 23 марта 2012 года, что подтверждается актом о том, что произведена приемка в эксплуатацию коммерческого узла учета потребляемой воды (сброса промстоков), установленного ООО «ДЕЗ-2 Ленинского района» (л.д.94).

Согласно ч.1 ст.4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

На момент возникновения спорных правоотношений действовали Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №307, которые регулировали отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливали их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Согласно п.7 Правил собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.

Пунктом 19 предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется по нормативу потребления.

На основании изложенного, с учетом положений ст.ст.157, 164 Жилищного кодекса РФ, а также Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, суд приходит к выводу, что собственники жилых помещений, находящиеся на обслуживании в управляющей компании, при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных услуг, даже при наличии у истца в вышеуказанный период индивидуального прибора учета, и отсутствии договора с ресурсоснабжающей организацией, размер платы за коммунальные услуги «холодное водоснабжение» и «водоотведение» ООО «ДЕЗ-2 Ленинского района» в отношениях с ресурсоснабжающей организацией в лице ООО «Барнаульский водоканал» должен был рассчитываться исходя из нормативов потребления.

Поскольку ООО «ДЕЗ-2 Ленинского района» в заявленный истцом период начислял Кузнецовой С.Б. плату за «холодное водоснабжение» и «водоотведение», исходя из показаний индивидуальных приборов учета, а ООО «Барнаульский водоканал», в свою очередь, производил начисления исполнителю коммунальных услуг в лице ООО «ДЕЗ-2 Ленинского района» по нормативу потребления (в результате чего образовалась разница между суммой, оплаченной истцом за период с марта 2011 г. по февраль 2012 г., исходя из определения объема потребленных услуг по показаниям индивидуального прибора учета, и объема потребленных услуг по нормативам потребления), суд находит действия ответчика ООО «ДЕЗ-2 Ленинского района» по перерасчету истцу платы за коммунальные услуги «холодное водоснабжение» и «водоотведение» не противоречащими требованиям Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307.

Пунктом 16 вышеуказанных Правил предусмотрено, что при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.

Ссылка истца в иске на то, что к спорным правоотношениям должен применяться п.16 Правил, суд находит необоснованным, так как указанный пункт правил может применяться только для тех, кто заключил договор на оказание коммунальных услуг напрямую с ресурсоснабжающей организацией, при способе управления – непосредственное управление домом и при обязательном наличии индивидуальных приборов учета во всех квартирах дома.

Никем из сторон по делу не отрицается, что в МКД, где проживает истец, имеется общедомовое потребление холодной воды и водоотведение, которое также подлежит оплате всеми собственниками помещений МКД в силу положений ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее - Правила №354).

Также сторонами не отрицается, что объем общедомового потребления холодной воды, водоотведения, установленный в квартире истцов ИПУ не фиксирует.

В связи с указанными обстоятельствами начисление истцу платы за «холодное водоснабжение», «водоотведение» только по показаниям ИПУ не отвечает требованиям закона, а освобождение истца в спорный период времени от обязанности оплачивать общедомовое потребление холодной воды, водоотведения неизбежно привело бы к повышению такой платы у других собственников помещений в МКД, что недопустимо в силу ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации, ч.1 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также ст.210 и п.1 ст.253 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Ссылка истца на положения п.16 действовавших до 01.07.2016 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307 (далее Правила 307), не может быть принята судом во внимание, поскольку указанную норму необходимо рассматривать во взаимосвязи с положениями п.п.19 и 21 Правил №307 и подп.1 и 2 п.п.1 и 2 Приложения №2 к Правилам №307, регулирующими вопросы алгоритма начисления платы за холодное водоснабжение, водоотведение в зависимости от наличия или отсутствия в МКД прибора, фиксирующего объем общедомового потребления указанных услуг (ОДПУ).

Согласно подпункту «б» пункта 59 Правил №354, в редакции, действующей в спорный период, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 1 года (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 1 года, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в случае непредставления потребителем, на котором лежит обязанность по передаче исполнителю показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период, таких показаний в установленные настоящими Правилами сроки - начиная с расчетного периода, за который потребителем не предоставлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель предоставил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.

Согласно п. 60 названных Правил, по истечении указанного в п.59 Правил предельного количества расчетных периодов, рассчитывается в соответствии с п.42 Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Кроме этого, 07.03.2012 вступили в законную силу Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 №124

В п.2 указанного Постановления предусмотрено, что Правила №124 применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу названных Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу названных Правил.

Согласно п.п. «е» п.3 Постановления №124 до вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. №354, положения Правил №124 применяются с учетом того обстоятельства, что объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле согласно приложению.

В соответствии с этой формулой общий объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, представляет собой сумму слагаемых, в числе которых объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета (далее - индивидуальные приборы учета), а также объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета, исходя из норматива потребления коммунальной услуги, включая потребление этого ресурса на общедомовые нужды.

Поскольку в спорный период в МКД, где проживает истец, отсутствовал ОДПУ потребления холодной воды, водоотведения, расчеты платы по нормативу не противоречили положениям п.п.16 и 19 Правил №307 в их взаимосвязи и отвечали требованиям, предъявляемым п.42 Правил №354.

Не противоречило такое начисление платы за оказываемые услуги и п.п.31, 33, 80, 81, 81(1) Правил №354.

Таким образом, ответчиком ООО «ДЕЗ-2 Ленинского района» обоснованно применен расчет коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению за спорный период с марта 2011 г. по февраль 2012 г., исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

При этом права истца передавать показания ИПУ не нарушались, поскольку такие показания принимались, но ввиду вышеуказанных обстоятельств, начисление только по этим показателям не отвечало требованиям вышеприведенных норм материального права.

Проанализировав положения гражданского и жилищного законодательства, а также Правил предоставления коммунальных услуг №307, суд приходит к выводу о том, что при отсутствии общедомового прибора учета (даже при наличии индивидуальных приборов учета), размер платы за коммунальные услуги в отношениях с ресурсоснабжающей организацией должен был рассчитываться, исходя из нормативов потребления.

Как указывалось выше, оспариваемый перерасчет платежей произведен в октябре 2018г. Из платежного документа, на котором основаны заявленные исковые требования, следует, что к оплате Кузнецовой С.Б. за спорный период выставлено всего 3 915,40 руб. Вместе с тем, путем суммирования итоговых сумм к оплате за потребленные коммунальные услуги, платы за жилое помещение, взноса на капитальный ремонт следует, что к оплате ответчиком начислена сумма без учета произведенного перерасчета, то есть только текущие платежи (л.д.72-84). Требования об оплате оспариваемых сумм перерасчета ответчик истцу не выставлял. Вместе с тем, обязанность по оплате потребленных услуг возникает с момента выставления платежного документа, тогда как в материалы дела доказательства того, что данные суммы, которые прокурор полагает незаконно начисленными, ответчик выставил к оплате, не представлено.

В связи с изложенным, доводы Кузнецовой С.Б. о том, что ею производилась оплата по спорным коммунальным услугам в составе услуги «текущее содержание» не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела.

Доказательств неверности (ошибочности) приведенных ответчиком ООО «ДЕЗ-2 Ленинского района» расчетов суммы объемов внутриквартирного и общедомового потребления холодной воды, водоотведения (в течение спорного периода времени) истцом не представлено. К тому же закон не ограничивает право ответчика произвести перерасчет платы за коммунальные услуги в случае неверного начисления за предыдущие месяцы. Следовательно, оспариваемые действия ответчика ООО «ДЕЗ-2 Ленинского района» по перерасчету суммы платежа незаконными не являются.

Кроме того, как установлено судом, оплата коммунальных услуг «холодное водоснабжение» и «водоотведение» производится потребителем непосредственно в ресурсоснабжающую организацию ООО «Барнаульский водоканал» через ООО «Вычислительный центр ЖКХ». Однако ООО «Барнаульский водоканал» указывает на отсутствие задолженности перед ним за спорный период. Требование о взыскании в судебном порядке задолженности с истца в размере причитающихся сумм ни ответчиком, ни ООО «Барнаульский водоканал» не предъявлялись. При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что произведенный перерасчет не порождает для истца каких-либо гражданских прав или обязанностей, суд находит предъявленные требования необоснованными и не направленными на защиту нарушенного права.

Кроме того, следует обратить внимание на сформированную с 2007 года Высшим Арбитражным Судом РФ и Верховном Судом РФ практику применения пункта 19 Правил №307 в соотношении с пунктом 16 этих Правил в расчетах между ресурсоснабжающими и управляющими организациями при отсутствии общедомового прибора учета, многочисленную практику судов общей юрисдикции, в том числе Алтайского краевого суда (дело №33-6021/17), а также Ленинского районного суда г.Барнаула (дела №11-172,187,189,190,193,194,203,204,217/17,№11-3,4,14,16,17,22-28,36-37,47/18,др.).

Следовательно, суд приходит к выводу, что принятое 21.05.2019 Арбитражным судом ЗСО постановление не может влиять на единообразие сложившийся судебной практики по данному вопросу и свидетельствовать о сформировавшейся судебной практике по настоящему спору, поэтому ссылка стороны истца на то, что данное постановление имеет преюдициальное значение для рассмотрения дела, судом отклоняется.

К тому же, согласно разъяснениям, изложенным в п.3.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 10.07.2018 №30-П, которые суд полагает возможным применить по аналогии к настоящему спору, «поскольку определение количества энергетического ресурса, потребленного собственником или пользователем отдельного помещения в многоквартирном доме и подлежащего обязательной оплате в составе платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в силу объективных причин не может осуществляться исключительно на основании данных индивидуального прибора учета, часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с приведенными положениями Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Гражданского кодекса Российской Федерации допускает использование при определении объема потребленных в отдельном помещении коммунальных услуг наряду с показаниями индивидуальных приборов учета иных, в том числе полученных расчетным способом, показателей, а также данных коллективного (общедомового) прибора учета, если расчет платы за коммунальную услугу производится совокупно - без разделения на плату за потребление услуги в отдельном помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме», в связи с чем ссылка стороны истца на ч.2 ст.13 ФЗ от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» является необоснованной.

Учитывая вышеизложенные конкретные обстоятельства данного гражданского дела, единообразие судебной практики, не установив нарушений ответчиком прав истца, как потребителя, в удовлетворении заявленных истцом требований к ответчику ООО «ДЕЗ-2 Ленинского района» следует отказать в полном объеме.

При рассмотрении требований истца о возложении на возложении на Управление СЗН по г.Барнаулу обязанности предоставить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг суд приходит к следующему.

22.03.2019 Кузнецова С.Б. обратилась в Управление с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Решением КГКУ УСЗН по г.Барнаулу от 04.04.2019 Кузнецовой С.Б. в предоставлении услуги было отказано в связи с тем, что в финансовом лицевом счете на квартиру управляющей компанией на 21.03.2019 указана задолженность по вышеуказанным услугам в указанном размере.

Согласно п.6 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 №761, субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Пунктом 8 Правил №761, п.2.7.1 Административного регламента предоставления государственной услуги «Установление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», утвержденного приказом Минтруда и соцзащиты Алтайского края от 28.12.2017 №604, предусмотрены документы, которые необходимо заявителю приложить к своему заявлению, в том числе: документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления месяц, и о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

С учетом изложенных норм права, суд полагает, что Управление СЗН по г.Барнаулу своим решением от 04.04.2019 правомерно отказало Кузнецовой С.Б. в предоставлении субсидии на оплату принадлежащего ей жилого помещения и коммунальных услуг.

К тому же, указанное решение Кузнецовой С.Б. не оспаривалось, судом недействительным не признавалось. Кроме того, представитель ответчика Управления СЗН по г.Барнаулу Горобец М.В. ссылалась на то, что срок исковой давности для обжалования решения Управления от 04.04.2019 пропущен.

Суд также отмечает, что требование истцом к ответчику Управлении СЗН по г.Барнаулу о признании решения незаконным в рамках данного дела не заявлялось.

В силу изложенного, учитывая, что предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг носит заявительный характер, в удовлетворении требования Кузнецовой С.Б. к КГКУ «Управление социальной защиты по г.Барнаулу» предоставить Кузнецовой С.Б. субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с момента ее обращения с заявлением следует также отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Иск прокурора Ленинского района г.Барнаула в интересах Кузнецовой Светланы Борисовны к обществу с ограниченной ответственностью «ДЕЗ-2 Ленинского района», краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по г.Барнаулу» о признании незаконными действий по начислению платы по услугам «холодное водоснабжение» и «водоотведение», возложении обязанности произвести перерасчет, направить перерасчет с исключением задолженности по услугам холодное водоснабжение» и «водоотведение», возложении обязанности предоставить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Ленинский районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья А.И.Жупикова

Решение в окончательной форме изготовлено 05.08.2019.