дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
«15» июня 2020 года (адрес)
Калининский районный суд (адрес) в составе:
председательствующего судьи Максимовой Н.А.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Управлению социальной защиты населения администрации (адрес) о признании решения недействительным, возложении обязанностей,
у с т а н о в ил:
ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению социальной защиты населения администрации (адрес) (далее по тексту Калининское УСЗН администрации (адрес)), в котором просила восстановить срок на обжалование решения № от (дата) об отказе в назначении государственного пособия, признать вышеуказанное решение недействительным, возложить на ответчика обязанность выплатить единовременное пособие при рождении ребенка, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что оспариваемым решением Калининского УСЗН администрации (адрес)№ от (дата) ей было неправомерно отказано в назначении государственного пособия в связи с рождением ребенка – ФИО9, (дата) года рождения (л.д.6 том 1).
Определением судьи Калининского районного суда (адрес) от (дата) административное исковое заявление ФИО2 принято к производству в порядке гражданского судопроизводства (л.д.127 том 1).
Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом (л.д. 203, 209 том 1), сведений об уважительности причин неявки в судебное заседание не представила, об отложении судебного заседания не просила.
Представитель истца ФИО2 – ФИО7, действующий на основании доверенности от (дата) (л.д.29-30 том 1), также являющийся третьим лицом по делу, в судебном заседании заявленные требования поддержал в объеме и по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Калининского УСЗН администрации (адрес)ФИО4, действующая на основании доверенности от (дата), в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, представила письменные возражения (л.д.43 том 1), в которых указывала на отсутствие у истца права на получение единовременного пособия при рождении ребенка, которое назначается и выплачивается органом социальной защиты населения, в связи с тем, что истец и её супруг трудоустроены, и как следствие, обязаны обратиться за соответствующим пособием по месту работы одного из родителей, а кроме того, истцом пропущен соответствующий срок за назначением и выплатой пособия.
Представитель третьего лица Министерства социальных отношений по (адрес) в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д.206 том 1), сведений об уважительности причин неявки в судебное заседание не представил, об отложении судебного заседания не просил.
Представитель третьего лица ФИО10 действующая на основании доверенности от (дата), против удовлетворения заявленных требований возражала, полагала, что решение Калининского УСЗН администрации (адрес) является законным и обоснованным.
Представитель третьего лица общества с ограниченной ответственностью «ФИО11» (далее по тексту ООО «ФИО12 в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д.202 том 1), сведений об уважительности причин неявки в судебное заседание не представил, об отложении судебного заседания не просил.
Представитель третьего лица общества с ограниченной ответственностью «ФИО14» (далее по тексту ООО «ФИО13») в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д.201 том 1), сведений об уважительности причин неявки в судебное заседание не представил, об отложении судебного заседания не просил.
Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Калининского районного суда (адрес), в связи с чем и на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Суд, выслушав представителя истца, третье лицо ФИО7, представителя ответчика, представителя третьего лица ФИО15, исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав их по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не находит.
Так, положениями Федерального закона от (дата) № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
В соответствии со ст. 3 вышеуказанного Федерального закона одним из видов государственного пособия гражданам, имеющим детей, является единовременное пособие при рождении ребенка.
Согласно ст. 11 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», при рождении ребенка один из родителей либо лицо, его заменяющее, имеет право на единовременное пособие, при этом в силу положений ст. 17.2 вышеуказанного Федерального закона, единовременное пособие при рождении ребенка назначается, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка.
Размер, порядок назначения, индексации и выплаты пособия на ребенка, включая условия и периодичность его выплаты (не реже одного раза в квартал), в том числе с применением критериев нуждаемости, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (ст. 16 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»).
В частности, приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от (дата)№н «Об утверждении Порядка и условий» был утвержден соответствующий порядок назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, в том числе единовременного пособия при рождении ребенка.
Согласно п.27 вышеуказанного Порядка, лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и лицам, проходящим военную службу по контракту либо службу в органах, указанных в подп. «в» п.29 настоящего Порядка, единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему, по месту работы (службы).
В случае, если оба родителя либо лицо, их заменяющее, не работают (не служат) либо обучаются по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях, единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается органом социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания) одного из родителей, либо лица, его заменяющего.
Как установлено судом, (дата) у истца ФИО2 и третьего лица по делу ФИО7 родилась дочь ФИО5, что подтверждается соответствующей записью акта о рождении (л.д.176).
На момент рождения ребенка ФИО2 состояла в трудовых отношениях с ООО «ФИО16 (л.д.162-165), ФИО7 – с ООО ФИО17» и ООО «ФИО18» (л.д.162-165).
Согласно ответу на судебный запрос, единовременное пособие при рождении ФИО5, (дата) года рождения, её отцу ФИО7 не назначалось и не выплачивалось (л.д.182).
С целью получения, в том числе единовременного пособия в связи с рождением ребенка, (дата)ФИО2 обратилась в ООО «ФИО19» с соответствующим заявлением (л.д.82 том 2), между тем соответствующее решение по обращению ФИО2 работодателем принято не было, что свидетельствует о том, что фактически заявление ФИО2 работодателем не рассмотрено, доказательств обратного суду не представлено.
В соответствии с п.29 Порядка назначения и выплаты государственных пособий гражданам, единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается:
а) лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также лицам из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств, в случаях, когда выплата этого пособия предусмотрена международными договорами Российской Федерации, - за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации;
б) лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе обучающимся по очной форме обучения на платной или бесплатной основе в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях, - за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации.
В силу положений ст.2 Федерального закона от (дата) №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от (дата) № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации») относятся в частности лица, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества.
(дата) Государственным учреждением – Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации принято решение не принимать к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные ООО «Компания Антари» с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением в сумме 63 620 рублей 50 копеек, в том числе произведенные в апреле 2018 года в размере 63 620 рублей 50 копеек; произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения суммы непринятых к зачету расходов в сумме 63 620 рублей 50 копеек в бухгалтерском учете и отчетности за период с (дата) по (дата); доплатить страховые взносы в сумме непринятых к зачету расходов в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 63 620 рублей 50 копеек (л.д.19-20 том 1).
Кроме того, (дата) Государственным учреждением – Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам рассмотрения акта камеральной проверки от (дата) правильности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения принято решение частично выделить средства на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в размере 5 582 рубля 37 копеек, отказать в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в размере 63 620 рублей 50 копеек, в связи с тем, что страхователем произведены расходы на выплату страхового обеспечения с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Как следует из указанного выше решения, согласно акту камеральной проверки от (дата) не приняты к зачету расходы, произведенные страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию в общей сумме №, начисленные ФИО2, в том числе: пособие по беременности и родам в сумме №, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности в размере №, пособие при рождении ребенка в размере №, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в размере №.
Камеральной проверкой правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством выявлены факты недобросовестности страхователя, указывающие на создание искусственной ситуации для получения денежных средств на выплату пособий за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, поскольку имеются факты, свидетельствующие о фиктивном характере приема на работу ФИО2 и получении материальной выгоды за счет средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме №.
ФИО2 принята в ООО «ФИО20» с (дата) на основное место работы в качестве ведущего экономиста за № дня до наступления страхового случая (отпуска по беременности и родам, начавшегося (дата)), при этом с даты приема фактически к работе не приступила, находилась в отпуске без сохранения заработной платы, после ухода работника в отпуск по беременности и родам, в отпуск по уходу за ребенком ставка остается вакантной.
Также в решении от (дата) отмечено, что вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии производственной необходимости в приеме ФИО2 на работу, дают основания полагать, что целью вышеуказанных действий являлось формальное создание условий трудовых отношений для получения денежных средств за счет территориального органа Фонда социального страхования на выплату пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, пособия при рождении ребенка, пособия по уходу за ребенком до полутора лет.
Возмещение средств Фондом является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а потому формальное соответствие требованиям законодательства представленных страхователем документов, не является основанием для безусловного возмещения ему расходов (л.д.13-18 том 1).
(дата) Государственным учреждением – Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам рассмотрения акта проверки от (дата) правильности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения принято решение об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме № в связи с тем, что страхователем произведены расходы на выплату страхового обеспечения с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а именно в связи с выявлением фактов недобросовестности страхователя, указывающих на создание искусственной ситуации для получения денежных средств на выплату пособий за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, наличием фактов свидетельствующих о фиктивном характере приема на работу ФИО2 и получении материальной выгоды за счет средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в виде выплаты пособий (л.д.19-27 том 1).
(дата)ФИО2 обратилась в Калининское УСЗН администрации (адрес) с заявлением о назначении единовременного пособия при рождении ребенка – дочери ФИО5, (дата) года рождения (л.д.11, 215 том 1).
(дата) Калининским УСЗН администрации (адрес) по результатам рассмотрения заявления ФИО2 принято решение № об отказе в назначении соответствующего пособия в связи с отсутствием у заявителя права на его получение через органы социальной защиты населения, поскольку родители ребенка – ФИО2 и её супруг ФИО7 трудоустроены, соответственно, имеют право на назначение и выплату пособия по месту работы (л.д.8, 215 том 1).
В связи с несогласием с принятым решением, ФИО2 подана жалоба в Министерство социальных отношений по (адрес) (л.д.9 том 1).
(дата) Министерством социальных отношений по (адрес)ФИО2 дан ответ об отсутствии у неё права на назначение и выплату единовременного пособия при рождении, при этом также отмечено о пропуске заявителем установленного действующим законодательством шестимесячного срока со дня рождения ребенка для обращения за соответствующим пособием (л.д.67-68 том 1).
Разрешая требование ФИО2 о восстановлении срока на обжалование решения № от (дата) Калининским УСЗН администрации (адрес), суд принимает во внимание, что действующее законодательство, регулирующее отношения, связанные с назначением и выплатой пособий гражданам, имеющим детей, а также отношения об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не содержат каких-либо сроков, в течение которых должно быть обжаловано решение об отказе в назначении и выплате соответствующих пособий.
В соответствии с ч.1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на которую ссылается истец в своем исковом заявлении, если данным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Учитывая, что оспариваемое истцом решение № от (дата) Калининского УСЗН администрации (адрес) оставлено без изменения (дата) по результатам рассмотрения жалобы истца, то установленный ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует исчислять именно с этой даты, а потому на дату обращения ФИО2 в суд с административным исковым заявлением, (дата), установленный ч.1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок не истек.
Разрешая спор по существу, суд также учитывает, что на момент рождения ФИО5, (дата), как её мать ФИО5, так и её отец ФИО7 были официально трудоустроены, в то время как п.27 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, прямо предусмотрено право на получение пособия при рождении ребенка по месту работы (службы).
Само по себе наличие решений Государственного учреждения – Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от (дата) и от (дата) об отказе в выделении ООО «Компания Антари» денежных средств на осуществление (возмещение) расходов на выплату страхового обеспечения ФИО2, в силу положений Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», а также п.27 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, не освобождают работодателя истца от обязанности по выплате ей соответствующего пособия.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, однако истец не лишен возможности защищать свои права иными, установленными закон способами, в том числе посредством обращения с соответствующими требованиями к работодателю.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 193, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Управлению социальной защиты населения администрации (адрес) о признании недействительным решения № от (дата), возложении обязанности выплатить единовременное пособие в связи с рождением ФИО5, (дата) года рождения, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Калининский районный суд (адрес) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.А. Максимова
Мотивированное решение изготовлено (дата)
Судья Н.А. Максимова